В этом сезоне ГАИ фиксирует резкий рост ДТП среди водителей СИМ. Количество электросамокатов в городе стало рекордным, но инфраструктура для них так и не появилась. Однако столица Сибири все еще имеет шанс улучшить транспортную доступность при помощи нового типа транспорта.
С началом теплых дней в Новосибирске на дороги выезжают электросамокаты – средства индивидуальной мобильности (СИМ). Компании с простой арендой этого вида транспорта в городе обосновались с 2020 года и с тех пор популярность кикшеринга стремительно растет. По результатам исследования, еще в 2021 году Новосибирск вошел в семерку городов страны, в которых жители начали активно использовать это средство передвижения.
В этом году чуть ли не каждый день поступают сообщения об авариях с СИМ из соцсетей или сводок ГАИ. Каждый второй комментатор под постами о дорожных происшествиях с СИМ строчит гневные сообщения. Мешают лихие ездоки на тротуарах многим.
Все убьются – придут новые
В 2024 году Whoosh выкатил на улицы 4 300 самокатов, в прошлом году действовало почти на тысячу меньше – 3 600 самокатов. А количество поездок новосибирцев на самокатах Whoosh в прошлом году увеличилось на 83 % по сравнению с предыдущим сезоном.
В Новосибирск в этом году вернулись самокаты «МТС Юрент». В 2022 году у компании возник конфликт с местными властями: претензии и штрафы от ГИБДД, ограничение парковочных мест мэрией, поэтому фиолетовые самокаты временно исчезли. В 2024 году в прокате действуют 2 500 самокатов «МТС Юрент».
К тому же, горожане уже успели «распробовать» технику и покупают электросамокаты или электровелосипеды. К примеру, на улицах можно легко встретить курьера на электровелосипеде. Как известно, лучшие решения из коммерческой сферы обычно уходят в народ.
Они боролись со злом, но бросили
Сейчас тема электросамокатов не сильно будоражит причастных к властям лиц различного уровня. Но до принятия новых правил ПДД (март 2023 года) в городе были нешуточные страсти из-за нового сервиса.
Мэрия Новосибирска боролась за парковочные места и пыталась приучить сервисы парковать технику только в заранее оговоренных местах. Было достигнуто соглашение о скоростных лимитах. А первый вице-спикер Заксобрания Новосибирской области Андрей Панферов, заметив тогда рост ДТП с СИМ, написал письмо председателю Совета депутатов Новосибирска Дмитрию Асанцеву и исполняющему обязанности начальника УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области Михаилу Федорову с просьбой заняться проблемой, а также предложил несколько эффективных мер к регулированию:
введение понятия соответствующего транспортного средства и определения порядка передвижения на нем;
ограничение скоростного режима;
запрет на передвижение по дорогам общего пользования и возможность передвижения только по специально выделенным дорожкам;
оборудование светотражающими фарами;
запрет на перевозку пассажиров;
запрет на передвижение в состоянии алкогольного опьянения и введение ответственности за это;
введение ответственности за причиненный вред здоровью пешеходов.
Но сейчас энтузиазм у политиков поубавился, хотя проблема все еще есть. Но, к примеру, член комитета Госдумы РФ по транспорту, президент Союза транспортников России Виталий Ефимов предлагает ориентироваться всем городам на развитую Москву: ограничить скорость электросамокатов в некоторых парках, тестировать системы видеофиксации нарушений. С таким же успехом можно было посоветовать копать метро, чтобы разгрузить дороги в Новосибирске, ведь уже сейчас сами сервисы кикшеринга вводят скоростные лимиты, а на новые системы видеонаблюдения городскому бюджету явно понадобятся огромные, неподъемные суммы.
Статистика против самокатов
По большому счету, столице Сибири остается только мириться с нынешним положением дел. Однако в ближайшие годы, если темпы популяризации электросамокатов сохранятся, то ситуация может дойти до катастрофы.
По предоставленной Сибкрай.ru статистике из ГУ МВД России по Новосибирской области, количество ДТП с СИМ пока невелико, но рост идет в геометрической прогрессии. В этом сезоне (до 10 июня) только зарегистрированных ДТП с СИМ было 27, пострадали 28 человек (травмы различной степени тяжести, погибших нет).
За аналогичный период прошлого года было зарегистрировано только 2 ДТП.
И самое главное. Повально, по информации МВД, нарушают правила именно водители СИМ. В 85 % случаев ДТП произошли из-за них.
«Непосредственными нарушениями правил дорожного движения в ДТП с участием СИМ являются нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части, нарушение правил проезда пешеходных переходов, несоответствие скорости конкретным условиям движения, непредоставление преимущества в движении пешеходу» – пояснили в полиции.
Правила дорожного движения обновили еще в 2023 году, урегулировав в ПДД СИМ. Электросамокаты официально стали считаться транспортным средством – как автомобили, но с рядом существенных ограничений.
Водительское удостоверение не нужно, а максимальная скорость 25 км/ч. Все правила дорожного движения распространяются на СИМ, но ездить должны самокатчики по велодорожкам (или велополосам). Это приоритетное место движения. Но таких мест в городе можно пересчитать по пальцам одной руки, а разъезжают самокатчики практически по всему Новосибирску. А если вело -полос и -дорожек нет, то ехать нужно по тротуару, не создавая никаких помех пешеходам, что невозможно при езде в 25 км/ч. На меньшей скорости, близкой к пешеходной, СИМ просто теряет весь смысл.
Дорожный приоритет для СИМ – это серьезная дыра в законе, которая дает право лететь по тротуарам. Закрыть дыру законодатели могли, прировняв СИМ к велосипедам.
Старший брат-велосипед безопаснее, но ехать должен в потоке с автомобилями
Велосипедисты имеют меньше ограничений и, в условиях нашего города, по закону должны двигаться практически всегда только по дорогам. В приоритете у любителей «мускольного» транспорта тоже вело -полоса -дорожка, но при их отсутствии велосипедист должен занимать правый край проезжей части. Только если движение по правой полосе невозможно, то велосипедист может без зазрения совести выехать на тротуар (и не создавать помех пешеходам). Однако и тут велосипедист может оставаться на краю правой полосы, так как он имеет право объезжать препятствия, то есть припаркованные автомобили или ямы.
И такие приоритеты движения у СИМ и велосипедов не слишком логичны. Далеко не каждый велосипедист-любитель может достигнуть постоянной поддержки скорости в 25 км/ч, учитывая, что подавляющее количество людей ездит на «горных» или «круизерских» велосипедах. Для сравнения, средняя скорость во время марафонов у некоторых гонщиков-велосипедистов в районе 25 км/ч. Правда, на отдельных участках спортсмены могут разгоняться и до 60 км/ч и выдавать мощность до 1 000 ватт. Для понимания, электровелосипед по закону может оборудоваться двигателем только с мощностью до 250 ватт, все, что мощнее, будет расценено как мопед.
Но, несмотря на показатели спортсменов, двигаться по краю проезжей части СИМ может только в последнюю очередь. Вероятно, законодатели боятся, что из-за маленьких колес и слишком узкого руля пилоты СИМ при наезде на яму могут упасть и попасть под колеса едущего сзади автомобиля.
Согласно всероссийской тенденции, все больше граждан выбирают велосипеды в качестве одного из видов транспорта, пусть и не так активно, как СИМ. Да, немногие готовы выехать на велосипеде на крайний правый ряд проезжей части, но все-таки такие пользователи есть. И статистика по ДТП показывает, велосипедисты гораздо законопослушнее. Количество ДТП (на 10 июня) в Новосибирской области в целом почти на таком же уровне, как и с СИМ. Зарегистрировано 21 ДТП, в котором пострадали 22 человека (травмы разной степени тяжести). Но за аналогичный период прошлого года статистика была примерно на том же уровне: 26 ДТП. То есть тенденции к взрывному росту нет.
При этом в этом сезоне только в 29 % случаев аварии произошли из-за нарушения ПДД велосипедистами. Напомним, пилоты СИМ были в 85 % случаев виновны в столкновении. И, по большей части, научиться велосипедисты не могут одному правилу дорожного движения – спешиваться на пешеходных переходах – в этих случаях аварий происходит больше всего.
Казалось бы, СИМ срочно нужно выгнать с тротуаров. Они быстрее; из-за них страдают пешеходы. Однако конструктивно электросамокаты менее стабильны, чем велосипеды, риск упасть из-за ям на дорогах – выше. И что же делать?
Выгнать на дороги или из Новосибирска электросамокаты?
Развивать инфраструктуру Новосибирска по примеру Москвы не получится. Город, вероятно, никогда не найдет своих средств, чтобы повсеместно оборудовать улицы камерами с функцией фиксации нарушений водителей СИМ. Вероятно, сервисы ждут более жесткие ограничения. Значительно сервисы кикшеринга ограничили в Перми, бизнес по итогу был вынужден отказаться от электросамокатов и предоставлять электровелосипеды. Предлагают ограничить кикшеринг и в Санкт-Петербурге.
Но есть один способ получить инфраструктуру, не вливая средств городского бюджета. Давить на бизнес муниципальным властям: принуждать строить вело -дорожки и -полосы, чтобы электросамокаты были физически отделены от пешеходов и были в достаточно безопасном месте, чтобы не бояться автомобилей. Для этого понадобится жесткая политическая воля и фактически шантаж – либо полное ограничение, либо инфраструктура.
B Новосибирске даже был намек на соглашение по строительству велоинфраструктуры. В конце июля 2021 года мэрия договорилась с сервисом по прокату электросамокатов Whoosh об устройстве новых велосипедных дорожек в Академгородке. Но с тех пор дело так и не сдвинулось с мертвой точки. В Whoosh уверяют: компания оплатила создание проектной документации. Теперь бизнесменам нужны соинвесторы, чтобы начать строительство.
Иное решение более болезненное для автомобилистов, но, с другой стороны, оно может побудить водителей пересаживаться на велосипеды и электросамокаты. Председатель Межрегионального общественного движения за права пешеходов «Союз пешеходов» Владимир Соколов утверждает, что каждая автомобильная полоса по нормативам должна составлять 3,2 метра. В европейских странах стандарт 2,5 метра. При выборе европейского дорожного стандарта мы получим лишние 700 метров, где смогут ездить велосипеды и СИМ.
Однако пока ситуация в подвешенном состоянии. Альтернативный вид транспорта при должном взаимодействии властей и бизнеса мог бы серьезно разгрузить улицы от пробок в Новосибирске. Но пока имеем, что имеем – рост ДТП на тротуарах и безразличное отношение к ситуации городских властей.
В этом сезоне ГАИ фиксирует резкий рост ДТП среди водителей СИМ. Количество электросамокатов в городе стало рекордным, но инфраструктура для них так и не появилась. Однако столица Сибири все еще имеет шанс улучшить транспортную доступность при помощи нового типа транспорта.
С началом теплых дней в Новосибирске на дороги выезжают электросамокаты – средства индивидуальной мобильности (СИМ). Компании с простой арендой этого вида транспорта в городе обосновались с 2020 года и с тех пор популярность кикшеринга стремительно растет. По результатам исследования, еще в 2021 году Новосибирск вошел в семерку городов страны, в которых жители начали активно использовать это средство передвижения.
В этом году чуть ли не каждый день поступают сообщения об авариях с СИМ из соцсетей или сводок ГАИ. Каждый второй комментатор под постами о дорожных происшествиях с СИМ строчит гневные сообщения. Мешают лихие ездоки на тротуарах многим.
Все убьются – придут новые
В 2024 году Whoosh выкатил на улицы 4 300 самокатов, в прошлом году действовало почти на тысячу меньше – 3 600 самокатов. А количество поездок новосибирцев на самокатах Whoosh в прошлом году увеличилось на 83 % по сравнению с предыдущим сезоном.
В Новосибирск в этом году вернулись самокаты «МТС Юрент». В 2022 году у компании возник конфликт с местными властями: претензии и штрафы от ГИБДД, ограничение парковочных мест мэрией, поэтому фиолетовые самокаты временно исчезли. В 2024 году в прокате действуют 2 500 самокатов «МТС Юрент».
К тому же, горожане уже успели «распробовать» технику и покупают электросамокаты или электровелосипеды. К примеру, на улицах можно легко встретить курьера на электровелосипеде. Как известно, лучшие решения из коммерческой сферы обычно уходят в народ.
Они боролись со злом, но бросили
Сейчас тема электросамокатов не сильно будоражит причастных к властям лиц различного уровня. Но до принятия новых правил ПДД (март 2023 года) в городе были нешуточные страсти из-за нового сервиса.
Мэрия Новосибирска боролась за парковочные места и пыталась приучить сервисы парковать технику только в заранее оговоренных местах. Было достигнуто соглашение о скоростных лимитах. А первый вице-спикер Заксобрания Новосибирской области Андрей Панферов, заметив тогда рост ДТП с СИМ, написал письмо председателю Совета депутатов Новосибирска Дмитрию Асанцеву и исполняющему обязанности начальника УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области Михаилу Федорову с просьбой заняться проблемой, а также предложил несколько эффективных мер к регулированию:
введение понятия соответствующего транспортного средства и определения порядка передвижения на нем;
ограничение скоростного режима;
запрет на передвижение по дорогам общего пользования и возможность передвижения только по специально выделенным дорожкам;
оборудование светотражающими фарами;
запрет на перевозку пассажиров;
запрет на передвижение в состоянии алкогольного опьянения и введение ответственности за это;
введение ответственности за причиненный вред здоровью пешеходов.
Но сейчас энтузиазм у политиков поубавился, хотя проблема все еще есть. Но, к примеру, член комитета Госдумы РФ по транспорту, президент Союза транспортников России Виталий Ефимов предлагает ориентироваться всем городам на развитую Москву: ограничить скорость электросамокатов в некоторых парках, тестировать системы видеофиксации нарушений. С таким же успехом можно было посоветовать копать метро, чтобы разгрузить дороги в Новосибирске, ведь уже сейчас сами сервисы кикшеринга вводят скоростные лимиты, а на новые системы видеонаблюдения городскому бюджету явно понадобятся огромные, неподъемные суммы.
Статистика против самокатов
По большому счету, столице Сибири остается только мириться с нынешним положением дел. Однако в ближайшие годы, если темпы популяризации электросамокатов сохранятся, то ситуация может дойти до катастрофы.
По предоставленной Сибкрай.ru статистике из ГУ МВД России по Новосибирской области, количество ДТП с СИМ пока невелико, но рост идет в геометрической прогрессии. В этом сезоне (до 10 июня) только зарегистрированных ДТП с СИМ было 27, пострадали 28 человек (травмы различной степени тяжести, погибших нет).
За аналогичный период прошлого года было зарегистрировано только 2 ДТП.
И самое главное. Повально, по информации МВД, нарушают правила именно водители СИМ. В 85 % случаев ДТП произошли из-за них.
«Непосредственными нарушениями правил дорожного движения в ДТП с участием СИМ являются нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части, нарушение правил проезда пешеходных переходов, несоответствие скорости конкретным условиям движения, непредоставление преимущества в движении пешеходу» – пояснили в полиции.
Правила дорожного движения обновили еще в 2023 году, урегулировав в ПДД СИМ. Электросамокаты официально стали считаться транспортным средством – как автомобили, но с рядом существенных ограничений.
Водительское удостоверение не нужно, а максимальная скорость 25 км/ч. Все правила дорожного движения распространяются на СИМ, но ездить должны самокатчики по велодорожкам (или велополосам). Это приоритетное место движения. Но таких мест в городе можно пересчитать по пальцам одной руки, а разъезжают самокатчики практически по всему Новосибирску. А если вело -полос и -дорожек нет, то ехать нужно по тротуару, не создавая никаких помех пешеходам, что невозможно при езде в 25 км/ч. На меньшей скорости, близкой к пешеходной, СИМ просто теряет весь смысл.
Дорожный приоритет для СИМ – это серьезная дыра в законе, которая дает право лететь по тротуарам. Закрыть дыру законодатели могли, прировняв СИМ к велосипедам.
Старший брат-велосипед безопаснее, но ехать должен в потоке с автомобилями
Велосипедисты имеют меньше ограничений и, в условиях нашего города, по закону должны двигаться практически всегда только по дорогам. В приоритете у любителей «мускольного» транспорта тоже вело -полоса -дорожка, но при их отсутствии велосипедист должен занимать правый край проезжей части. Только если движение по правой полосе невозможно, то велосипедист может без зазрения совести выехать на тротуар (и не создавать помех пешеходам). Однако и тут велосипедист может оставаться на краю правой полосы, так как он имеет право объезжать препятствия, то есть припаркованные автомобили или ямы.
И такие приоритеты движения у СИМ и велосипедов не слишком логичны. Далеко не каждый велосипедист-любитель может достигнуть постоянной поддержки скорости в 25 км/ч, учитывая, что подавляющее количество людей ездит на «горных» или «круизерских» велосипедах. Для сравнения, средняя скорость во время марафонов у некоторых гонщиков-велосипедистов в районе 25 км/ч. Правда, на отдельных участках спортсмены могут разгоняться и до 60 км/ч и выдавать мощность до 1 000 ватт. Для понимания, электровелосипед по закону может оборудоваться двигателем только с мощностью до 250 ватт, все, что мощнее, будет расценено как мопед.
Но, несмотря на показатели спортсменов, двигаться по краю проезжей части СИМ может только в последнюю очередь. Вероятно, законодатели боятся, что из-за маленьких колес и слишком узкого руля пилоты СИМ при наезде на яму могут упасть и попасть под колеса едущего сзади автомобиля.
Согласно всероссийской тенденции, все больше граждан выбирают велосипеды в качестве одного из видов транспорта, пусть и не так активно, как СИМ. Да, немногие готовы выехать на велосипеде на крайний правый ряд проезжей части, но все-таки такие пользователи есть. И статистика по ДТП показывает, велосипедисты гораздо законопослушнее. Количество ДТП (на 10 июня) в Новосибирской области в целом почти на таком же уровне, как и с СИМ. Зарегистрировано 21 ДТП, в котором пострадали 22 человека (травмы разной степени тяжести). Но за аналогичный период прошлого года статистика была примерно на том же уровне: 26 ДТП. То есть тенденции к взрывному росту нет.
При этом в этом сезоне только в 29 % случаев аварии произошли из-за нарушения ПДД велосипедистами. Напомним, пилоты СИМ были в 85 % случаев виновны в столкновении. И, по большей части, научиться велосипедисты не могут одному правилу дорожного движения – спешиваться на пешеходных переходах – в этих случаях аварий происходит больше всего.
Казалось бы, СИМ срочно нужно выгнать с тротуаров. Они быстрее; из-за них страдают пешеходы. Однако конструктивно электросамокаты менее стабильны, чем велосипеды, риск упасть из-за ям на дорогах – выше. И что же делать?
Выгнать на дороги или из Новосибирска электросамокаты?
Развивать инфраструктуру Новосибирска по примеру Москвы не получится. Город, вероятно, никогда не найдет своих средств, чтобы повсеместно оборудовать улицы камерами с функцией фиксации нарушений водителей СИМ. Вероятно, сервисы ждут более жесткие ограничения. Значительно сервисы кикшеринга ограничили в Перми, бизнес по итогу был вынужден отказаться от электросамокатов и предоставлять электровелосипеды. Предлагают ограничить кикшеринг и в Санкт-Петербурге.
Но есть один способ получить инфраструктуру, не вливая средств городского бюджета. Давить на бизнес муниципальным властям: принуждать строить вело -дорожки и -полосы, чтобы электросамокаты были физически отделены от пешеходов и были в достаточно безопасном месте, чтобы не бояться автомобилей. Для этого понадобится жесткая политическая воля и фактически шантаж – либо полное ограничение, либо инфраструктура.
B Новосибирске даже был намек на соглашение по строительству велоинфраструктуры. В конце июля 2021 года мэрия договорилась с сервисом по прокату электросамокатов Whoosh об устройстве новых велосипедных дорожек в Академгородке. Но с тех пор дело так и не сдвинулось с мертвой точки. В Whoosh уверяют: компания оплатила создание проектной документации. Теперь бизнесменам нужны соинвесторы, чтобы начать строительство.
Иное решение более болезненное для автомобилистов, но, с другой стороны, оно может побудить водителей пересаживаться на велосипеды и электросамокаты. Председатель Межрегионального общественного движения за права пешеходов «Союз пешеходов» Владимир Соколов утверждает, что каждая автомобильная полоса по нормативам должна составлять 3,2 метра. В европейских странах стандарт 2,5 метра. При выборе европейского дорожного стандарта мы получим лишние 700 метров, где смогут ездить велосипеды и СИМ.
Однако пока ситуация в подвешенном состоянии. Альтернативный вид транспорта при должном взаимодействии властей и бизнеса мог бы серьезно разгрузить улицы от пробок в Новосибирске. Но пока имеем, что имеем – рост ДТП на тротуарах и безразличное отношение к ситуации городских властей.