В Новосибирске продолжают ремонтировать Октябрьский мост. Ему пытаются вернуть исторический облик. Однако почти за 70 лет путепровод сильно изменился. Сибкрай.ru публикует исторические кадры со стройки и со дня открытия моста.
В последние годы в Новосибирске остро встала проблема с мостами, соединяющими два берега. Путепроводы перегружены. Ремонт Октябрьского моста все еще продолжается, часть пути перекрыта. Был даже риск срыва сроков. Напряженная ситуация и с Димитровским мостом. Состояние дорожного полотна неудовлетворительное, его также планируют ремонтировать. Для сглаживания ситуации обсуждается возможность запуска реверсивного движения. Но учитывая, что в час пик загружены обе полосы, вряд ли это решение принесет пользу. Бугринский мост, на который когда-то возлагали надежды новосибирцы, не решил проблем города. Водители продолжают стоять в пробках. Мостовой переход удален от наиболее загруженных транспортных потоков, к тому же при нем так и не построены транспортные развязки. Четвертый, платный мост, все еще не введен в эксплуатацию. Самый оптимистичный срок сдачи объекта – конец 2024 года. Однако некоторые эксперты считают, что это фантастика и работы придется вести еще как минимум в 2025 году.
Но когда-то в Новосибирске и вовсе не было автомобильных мостов. Первым стал Коммунальный (Октябрьский), его строительство запустили в начале в 1952 года. Первоначальный проект подготовили еще в 1938 году, но из-за Великой Отечественной войны планы пришлось отложить.
Долгие годы транспортное сообщение между левым и правым берегом было нерегулярным. Зимой – по ледовой переправе, а летом — по понтонному мосту.
Фото: понтонный мост, 1954 год
На первом этапе в город прибыл отряд строителей-мостовиков, которому предстояло заняться сооружением нового объекта. Около 400 рабочих прокладывали временные подъездные пути для обслуживания строительных площадок и временные подсобные сооружения: лесозавод, механические и арматурные мастерские, бетонный завод, компрессорную для спуска кессонов, склады щебня, песка, цемента и металлоконструкций.
Фото: подводный рабочий, 1954 год
Фото: рабочие монтируют пролеты, 1954 год
Сейчас мост можно даже не узнать, если сравнивать его с историческими кадрами. Раньше он имел два трамвайных пути и четыре полосы для автомобилей. Опоры фонарей имели совсем другую форму. А тротуар не был утоплен, а стоял вровень с дорогой. Сейчас чугунные ограждения сильно износились и стали разрушаться – в настоящее время их изготавливают заново.
Фото: подготовка к официальному открытию моста, 1955 год
Фото: открытое автомобильное движение, 1955 год
Фото: трамвай на Коммунальном мосту, 1955 год
Фото: вид тротуара на Коммунальном мосту, 1955 год
Фото: Октябрьский мост, 2023 год / "Яндекс.Карты"
Объект для своего времени был передовой. Инженеры решили применить сборную железобетонную плиту, объединенную с металлическими балками. Была разработана и внедрена технология устройства стыков между этими плитами. В 50-е годы такие методы еще не были популярны. Но несмотря на передовую инженерную мысль, на этапе проекта от архитектурных излишеств отказались. Так, исчезли торшеры на въездах высотой в 27 метров со светящимися на них звездами.
Фото: изначальный дизайн-проект моста
К 1954 году мостостроители смогли возвести 5, 6, 7, 9, 10, 11 и 12-ю опоры. Для этого на месте опор намывали островки из земли, взятой из реки, а после проводили там взрывные работы. Только часть опор поставили при помощи наплавного кессона.
Фото: вид строительства со стороны, 1954 год
Под мост реконструировали улицу Большевистскую. Берег Оби очистили от причалов и прочих строений.
Фото: подведение дороги к мосту, 1954 год
Уложиться в график строители не смогли и задержались почти на год. Кстати, в настоящее время четвертый мост тоже задерживается минимум на год.
Испытания Коммунального моста проводились специалистами в течение нескольких дней. В качестве нагрузки потребовалось 113 груженых автомобилей. Официально сдали мост в ноябре 1955 года.
Фото: митинг в честь открытия моста, 1955 год
В Новосибирске продолжают ремонтировать Октябрьский мост. Ему пытаются вернуть исторический облик. Однако почти за 70 лет путепровод сильно изменился. Сибкрай.ru публикует исторические кадры со стройки и со дня открытия моста. Редкие исторические кадры строительства Октябрьского моста появились в сети
 Александр Корепанов
Фото: автор (К/Ж "Сибирь на экране" 1954 г., 1955 г.)
В последние годы в Новосибирске остро встала проблема с мостами, соединяющими два берега. Путепроводы перегружены. Ремонт Октябрьского моста все еще продолжается, часть пути перекрыта. Был даже риск срыва сроков. Напряженная ситуация и с Димитровским мостом. Состояние дорожного полотна неудовлетворительное, его также планируют ремонтировать. Для сглаживания ситуации обсуждается возможность запуска реверсивного движения. Но учитывая, что в час пик загружены обе полосы, вряд ли это решение принесет пользу. Бугринский мост, на который когда-то возлагали надежды новосибирцы, не решил проблем города. Водители продолжают стоять в пробках. Мостовой переход удален от наиболее загруженных транспортных потоков, к тому же при нем так и не построены транспортные развязки. Четвертый, платный мост, все еще не введен в эксплуатацию. Самый оптимистичный срок сдачи объекта – конец 2024 года. Однако некоторые эксперты считают, что это фантастика и работы придется вести еще как минимум в 2025 году.
Но когда-то в Новосибирске и вовсе не было автомобильных мостов. Первым стал Коммунальный (Октябрьский), его строительство запустили в начале в 1952 года. Первоначальный проект подготовили еще в 1938 году, но из-за Великой Отечественной войны планы пришлось отложить.
Долгие годы транспортное сообщение между левым и правым берегом было нерегулярным. Зимой – по ледовой переправе, а летом — по понтонному мосту.
Фото: понтонный мост, 1954 год
На первом этапе в город прибыл отряд строителей-мостовиков, которому предстояло заняться сооружением нового объекта. Около 400 рабочих прокладывали временные подъездные пути для обслуживания строительных площадок и временные подсобные сооружения: лесозавод, механические и арматурные мастерские, бетонный завод, компрессорную для спуска кессонов, склады щебня, песка, цемента и металлоконструкций.
Фото: подводный рабочий, 1954 год
Фото: рабочие монтируют пролеты, 1954 год
Сейчас мост можно даже не узнать, если сравнивать его с историческими кадрами. Раньше он имел два трамвайных пути и четыре полосы для автомобилей. Опоры фонарей имели совсем другую форму. А тротуар не был утоплен, а стоял вровень с дорогой. Сейчас чугунные ограждения сильно износились и стали разрушаться – в настоящее время их изготавливают заново.
Фото: подготовка к официальному открытию моста, 1955 год
Фото: открытое автомобильное движение, 1955 год
Фото: трамвай на Коммунальном мосту, 1955 год
Фото: вид тротуара на Коммунальном мосту, 1955 год
Фото: Октябрьский мост, 2023 год / "Яндекс.Карты"
Объект для своего времени был передовой. Инженеры решили применить сборную железобетонную плиту, объединенную с металлическими балками. Была разработана и внедрена технология устройства стыков между этими плитами. В 50-е годы такие методы еще не были популярны. Но несмотря на передовую инженерную мысль, на этапе проекта от архитектурных излишеств отказались. Так, исчезли торшеры на въездах высотой в 27 метров со светящимися на них звездами.
Фото: изначальный дизайн-проект моста
К 1954 году мостостроители смогли возвести 5, 6, 7, 9, 10, 11 и 12-ю опоры. Для этого на месте опор намывали островки из земли, взятой из реки, а после проводили там взрывные работы. Только часть опор поставили при помощи наплавного кессона.
Фото: вид строительства со стороны, 1954 год
Под мост реконструировали улицу Большевистскую. Берег Оби очистили от причалов и прочих строений.
Фото: подведение дороги к мосту, 1954 год
Уложиться в график строители не смогли и задержались почти на год. Кстати, в настоящее время четвертый мост тоже задерживается минимум на год.
Испытания Коммунального моста проводились специалистами в течение нескольких дней. В качестве нагрузки потребовалось 113 груженых автомобилей. Официально сдали мост в ноябре 1955 года.
Фото: митинг в честь открытия моста, 1955 год