К 6 декабря 2023 года в Новосибирске должен был быть достроен четвертый «Центральный» мост. Однако этого не случилось – концессионер объясняет это пандемией, санкциями, заморозкой финансирования и несвоевременной сдачей коллектора сточных вод со стороны ГКУ «МОСТ» (концедента).
Группа «ВИС» в день несостоявшейся сдачи объекта провезла журналистов по мосту и ответила на вопросы и звучавшие в публичном пространстве обвинения.
На сколько процентов мост готов?
Директор проекта группы «ВИС» Владислав Вавилин назвал процент общей строительной готовности проекта четвертого моста через Обь в Новосибирске – порядка 80 %. Это сбивает с толку, так как по данным Контрольно-счетной палаты Новосибирской области, на август 2023 года готовность составляла 66,72 %. Но 25 сентября 2023 года Группа «ВИС» заявляла о 90-процентной готовности переправы, а в конце июня – о 85-процентной.
Вавилин подчеркивает, сам мостовой переход готов на 90%, остались только работы летнего периода – окраска, освещение и водоотведение – их завершат во втором-третьем квартале 2024 года. А вот съезды, развязки, тоннели – другое дело. Там есть ряд проблем, в части которых концессионер винит концедента. О них он пообещал рассказать подробнее по ходу движения.
Первая остановка – на оси моста, тут никаких проблем нет. Даже покрытие выполнено с финишным слоем асфальта.
С середины переправы открывается впечатляющий вид на ледостав.
Начальник Новосибирского территориального управления Группы «ВИС» Алексей Соколов рассказывает, что 776 метров металлического строения собирали на берегу и надвигали домкратами над руслом реки. Это называется метод продольной надвижки.
«Общая длина самого мостового перехода составляет 1543 метра. Мост состоит из четырех основных частей. С первой по шестую опору – 306 метров железобетонного пролетного строения. Вторая часть – 776 метров – металлическое пролетное строение, непосредственно мостовая часть (мы сейчас находимся на ней). Дальше вантовая часть моста – 380 метров – это выход на Ипподромскую магистраль», – рассказывает Соколов.
Вантовый участок собирали с помощью временных опор на высоте 15 метров. Общий вес пролетного строения составил 20 тысяч тонн, его удерживают 70 вант. Минимальная длина ванта 63 метра, максимальная – 253 метра.
Пилон в виде буквы «Н» начали сооружать в апреле 2021 года, закончили в марте 2022 года. Его высота – 114 метров. Объем бетона, затраченный на строительство пилона – 10 600 кубических метров.
«Вантовая система нужна, чтобы пройти над мостом на площади Будагова. Без этой системы необходимо было бы полностью останавливать движение по площади, это было недопустимо. Соответственно, вантовая система применена, чтобы у нас было наименьшее количество остановок движения и меньшее количество пробок. Также это позволяет нам сохранить парк "Городское начало". Ну и плюс ко всему он имеет значение для Новосибирска с архитектурной точки зрения – это символическая для города буква “Н”», – добавил начальник Новосибирского территориального управления Группы «ВИС» Алексей Соколов.
Вторая остановка перед тоннелем под Транссибирской железнодорожной магистралью. Дальше проехать на машинах невозможно – начинается недостроенный участок.
По словам заместителя начальника новосибирского территориального управления группы «ВИС» Василия Погребняка, особенностью этого участка является то, что потоки с моста и на мост там разделены разными тоннелями. Журналистов провели в правый тоннель – в левом полноценно ведутся работы.
Эти тоннели строились без остановки движения поездов. Для этого мостостроители даже обошлись без горнопроходческого щита. Сперва был продавлен защитный экран, что обеспечило образование защитного контура. Далее экскаваторами доставали грунт и постепенно заменяли временные конструкции на монолитные.
Там, где мы стоим, в будущем будет движение со стороны улицы Станционной в сторону Ипподромской. В каждом тоннеле три полосы, ширина одной полосы 3,75 метра. Высота тоннеля – пять метров, грузовики застревать не должны.
«На текущий момент работы выполнены на 83%. Ведутся монолитные работы по устройству постоянной отделки. Из восьми тысяч кубов бетона осталось 750 кубов. Планируемый срок завершения монолитных работ – январь 2024 года. Весной приступим к работам по устройству освещения, коммуникаций. В теплый период времени будет выполнено благоустройство, будет выполнено устройство дорожной одежды, покрасочные работы и устройство гранитной облицовки», – сообщил Василий Погребняк.
За тоннелем нас ждали другие микроавтобусы. Следующая остановка на самом проблемном на сегодня участке – в месте прохождения коллектора сточных вод с микрорайона Горский. Старый коллектор пересекает дорогу, а новый должен был быть проложен параллельно ей. Но работы были выполнены некачественно, участок просел.
«На сегодняшний день этот участок не позволил нам обеспечить движение по прямому ходу. А именно работы – по подготовке территории в рамках нулевого этапа, которые выполнял концедент (ГКУ «МОСТ», – прим.ред.), были начаты в 2019 году и не завершены до сих пор. На сегодняшний день новая нитка коллектора проложена, устраняются дефекты, которые возникли в процессе производства работ. Переустройство, переключение данной канализации планируется завершить в январе 2024 года. После этого строители смогут приступить к отсыпке тела насыпи, установить барьерное ограждение и выполнить работы по дорожной одежде», – подчеркнул Вавилин.
Длина проблемного участка – порядка 300 метров.
Финальная остановка в районе площади Энергетиков. Левобережная транспортная развязка включает в себя 25 съездов, три надземных пешеходных перехода.
«На сегодняшний день работы по устройству плиты проезжей части эстакады основного хода завершены на 100%, работы по укладке нижних слоев асфальтобетона выполнены от опоры 24 до опоры 16. Завершаем отсыпку насыпи подходов и укладку асфальтобетона. Также продолжаем работы по сооружению съездов на площади Труда и Энергетиков, продолжаем работы по устройству ливневой канализации, монтажу металлоконструкции надземных пешеходных переходов», – рассказал Вавилин.
По его словам, общая строительная готовность левобережной транспортной развязки – порядка 75%
Кроме того, на площади Труда завершен монтаж трамвайной эстакады, уложено рельсовое полотно. Остаются неоконченными участки сопряжения и съезда с эстакады, плюс укладка асфальтобетона – эти работы можно будет завершить в июле 2024 года, после движение по 800-метровой трамвайной эстакаде запустят.
«Основным проблемным вопросом на левобережной транспортной развязке у нас остается путепровод тоннельного типа под Транссибирской железной дорогой в створе улицы Станиславского. На сегодняшний день работы по данному тоннелю у нас приостановлены ввиду того, что мы продолжать ритмичное финансирование не можем. До решения всех вопросов с концедентом. Возможно, часть конструктива можно будет вводить во 2-3 квартале 2024 года, работы по сооружению путепровода тоннельного типа планируем завершить до конца 2024 года», – признал Вавилин.
Уже полностью завершены работы по проколу защитного экрана, устройство подходов к тоннелю и так называемая рамповая часть. Но работы были остановлены в июле 2023 года на три месяца, и вот почему: уровень грунтовых вод на 1,5 метра превысил проектную отметку.
«Мы столкнулись с ошибками в проектной документации, – подчеркнул представитель концессионера. – В момент повышенного водопритока в теле насыпи под железной дорогой работы были приостановлены, были разработаны технические решения, а именно – искусственное водопонижение, которое помогает нам исключить приток воды в тело насыпи».
Защитный контур пришлось проложить по всему периметру, в том числе и по нижней части тоннеля, что не было предусмотрено проектом. Так что тоннель в створе улицы Станиславского едва ли завершат раньше конца 2024 года.
Очередность сдачи
По мнению концессионера, нельзя полностью исключать возможность запуска прямого хода с обеспечением проезда от площади Южной до площади Труда с выходом на Станционную, плюс съезды на площадь Энергетиков и площадь Труда.
Однако это решение должно приниматься совместно в рамках временной эксплуатации объекта, в рамках так называемого рабочего движения.
«Проект реализуется по концессионному соглашению. Даже временный порядок движения подразумевает содержание дороги, освещение, транспортную безопасность, чистку и так далее. На сегодняшний день мы не можем взять на себя содержание финансово. На этапе эксплуатации – да», – подчеркнул Вавилин.
Резюмируем: что помешало сдать мост вовремя по мнению концессионера?
На этот вопрос ответил генеральный директор ООО «ПФ „ВИС“» Сергей Юдин:
«Перенос сроков связан с объективными причинами, о которых мы все знаем. Пандемия, санкции, введенные в отношении Российской Федерации, турбулентность политики и наши отношения с концедентом в плане финансирования проекта, которые мы, я надеюсь, в ближайшее время разрешим. Концессия сильно отличается от ФЗ-44, а изначально институт удорожания был предусмотрен именно на ФЗ-44... Есть определенное недопонимание с выделением денежных средств, которое мы должны урегулировать в ближайшее время».
По словам Юдина, из-за проблем с финансированием они были вынуждены сильно сократить число работников – с 1600 до 550 человек.
«Фактическое удорожание проекта произошло более чем на 9 миллиардов, но с учетом наших договоренностей с правительством запрошено было 7,2 миллиарда из федерального центра. В настоящее время у нас на счетах заморожены 3,3 миллиарда рублей. Они были выделены в декабре 2022 года правительством, и по настоящее время мы часть средств забрать нем можем», – подчеркнул он.
Что касается судов с правительством, то Юдин назвал их «нормальной историей».
«Практика концессий только формируется в РФ. Поэтому находимся в судах по части вопросов. Где-то в апелляции, где-то в кассации. Я не считаю, что это сильно отражается на реализации проекта. На стоимости проезда по мосту это все никак не отразится. Она будет определяться правительством Новосибирской области», – заверил генеральный директор ООО «ПФ „ВИС“».
По его словам, чтобы избежать сдвига стройки вправо, они вкладывают свои средства.
«Средства, предусмотренные концессионным соглашением Группа “ВИС” вложила в полном объеме: свыше 5,4 миллиарда на создание и 2 миллиарда на жизнедеятельность проектной компании, аренду участка и так далее. Еще 1 миллиард заложен на страховку. Помимо всего, мы предлагали концеденту пересмотреть пересмотреть финмодель, но с учетом сложности финансовой конструкции нам этот вопрос не согласовали. А так мы готовы были вложить дополнительно свои средства, но к сожалению не удалось согласовать», – пояснил Юдин.
Все изменения в проект, по его словам, проходят сопровождение в проектных институтах.
«Более того, мы не обязаны это делать, но с учетом просьб концедента мы готовы пройти повторную государственную экспертизу сметной стоимости проекта», – заявил он. Это займет чуть больше месяца, сейчас компания готовится к проверке.
В конце встречи Юдин подчеркнул, что если бы не проблемы с финансированием и с коллектором, то основной ход был бы введен в декабре. За исключением тоннеля на Станиславского и ряда развязок.
Напомним, спор об исполнении обязательств ООО «Сибирская концессионная компания» (входит в состав субхолдинга Группы «ВИС» по управлению транспортными концессиями), предусмотренных концессионным соглашением о строительстве четвертого моста в Новосибирске, будет решен в судебном порядке. В Арбитражном суде Новосибирской области рассматривается три исковых заявления Минтранса региона к ООО «СКК». Об этом заявили в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области. Свои обязательства, включая финансирование строительства, регион исполняет своевременно и в полном объеме.
Группа «ВИС» в день несостоявшейся сдачи объекта провезла журналистов по мосту и ответила на вопросы и звучавшие в публичном пространстве обвинения.
На сколько процентов мост готов?
Директор проекта группы «ВИС» Владислав Вавилин назвал процент общей строительной готовности проекта четвертого моста через Обь в Новосибирске – порядка 80 %. Это сбивает с толку, так как по данным Контрольно-счетной палаты Новосибирской области, на август 2023 года готовность составляла 66,72 %. Но 25 сентября 2023 года Группа «ВИС» заявляла о 90-процентной готовности переправы, а в конце июня – о 85-процентной.
Вавилин подчеркивает, сам мостовой переход готов на 90%, остались только работы летнего периода – окраска, освещение и водоотведение – их завершат во втором-третьем квартале 2024 года. А вот съезды, развязки, тоннели – другое дело. Там есть ряд проблем, в части которых концессионер винит концедента. О них он пообещал рассказать подробнее по ходу движения.
Первая остановка – на оси моста, тут никаких проблем нет. Даже покрытие выполнено с финишным слоем асфальта.
С середины переправы открывается впечатляющий вид на ледостав.
Начальник Новосибирского территориального управления Группы «ВИС» Алексей Соколов рассказывает, что 776 метров металлического строения собирали на берегу и надвигали домкратами над руслом реки. Это называется метод продольной надвижки.
«Общая длина самого мостового перехода составляет 1543 метра. Мост состоит из четырех основных частей. С первой по шестую опору – 306 метров железобетонного пролетного строения. Вторая часть – 776 метров – металлическое пролетное строение, непосредственно мостовая часть (мы сейчас находимся на ней). Дальше вантовая часть моста – 380 метров – это выход на Ипподромскую магистраль», – рассказывает Соколов.
Вантовый участок собирали с помощью временных опор на высоте 15 метров. Общий вес пролетного строения составил 20 тысяч тонн, его удерживают 70 вант. Минимальная длина ванта 63 метра, максимальная – 253 метра.
Пилон в виде буквы «Н» начали сооружать в апреле 2021 года, закончили в марте 2022 года. Его высота – 114 метров. Объем бетона, затраченный на строительство пилона – 10 600 кубических метров.
«Вантовая система нужна, чтобы пройти над мостом на площади Будагова. Без этой системы необходимо было бы полностью останавливать движение по площади, это было недопустимо. Соответственно, вантовая система применена, чтобы у нас было наименьшее количество остановок движения и меньшее количество пробок. Также это позволяет нам сохранить парк "Городское начало". Ну и плюс ко всему он имеет значение для Новосибирска с архитектурной точки зрения – это символическая для города буква “Н”», – добавил начальник Новосибирского территориального управления Группы «ВИС» Алексей Соколов.
Вторая остановка перед тоннелем под Транссибирской железнодорожной магистралью. Дальше проехать на машинах невозможно – начинается недостроенный участок.
По словам заместителя начальника новосибирского территориального управления группы «ВИС» Василия Погребняка, особенностью этого участка является то, что потоки с моста и на мост там разделены разными тоннелями. Журналистов провели в правый тоннель – в левом полноценно ведутся работы.
Эти тоннели строились без остановки движения поездов. Для этого мостостроители даже обошлись без горнопроходческого щита. Сперва был продавлен защитный экран, что обеспечило образование защитного контура. Далее экскаваторами доставали грунт и постепенно заменяли временные конструкции на монолитные.
Там, где мы стоим, в будущем будет движение со стороны улицы Станционной в сторону Ипподромской. В каждом тоннеле три полосы, ширина одной полосы 3,75 метра. Высота тоннеля – пять метров, грузовики застревать не должны.
«На текущий момент работы выполнены на 83%. Ведутся монолитные работы по устройству постоянной отделки. Из восьми тысяч кубов бетона осталось 750 кубов. Планируемый срок завершения монолитных работ – январь 2024 года. Весной приступим к работам по устройству освещения, коммуникаций. В теплый период времени будет выполнено благоустройство, будет выполнено устройство дорожной одежды, покрасочные работы и устройство гранитной облицовки», – сообщил Василий Погребняк.
За тоннелем нас ждали другие микроавтобусы. Следующая остановка на самом проблемном на сегодня участке – в месте прохождения коллектора сточных вод с микрорайона Горский. Старый коллектор пересекает дорогу, а новый должен был быть проложен параллельно ей. Но работы были выполнены некачественно, участок просел.
«На сегодняшний день этот участок не позволил нам обеспечить движение по прямому ходу. А именно работы – по подготовке территории в рамках нулевого этапа, которые выполнял концедент (ГКУ «МОСТ», – прим.ред.), были начаты в 2019 году и не завершены до сих пор. На сегодняшний день новая нитка коллектора проложена, устраняются дефекты, которые возникли в процессе производства работ. Переустройство, переключение данной канализации планируется завершить в январе 2024 года. После этого строители смогут приступить к отсыпке тела насыпи, установить барьерное ограждение и выполнить работы по дорожной одежде», – подчеркнул Вавилин.
Длина проблемного участка – порядка 300 метров.
Финальная остановка в районе площади Энергетиков. Левобережная транспортная развязка включает в себя 25 съездов, три надземных пешеходных перехода.
«На сегодняшний день работы по устройству плиты проезжей части эстакады основного хода завершены на 100%, работы по укладке нижних слоев асфальтобетона выполнены от опоры 24 до опоры 16. Завершаем отсыпку насыпи подходов и укладку асфальтобетона. Также продолжаем работы по сооружению съездов на площади Труда и Энергетиков, продолжаем работы по устройству ливневой канализации, монтажу металлоконструкции надземных пешеходных переходов», – рассказал Вавилин.
По его словам, общая строительная готовность левобережной транспортной развязки – порядка 75%
Кроме того, на площади Труда завершен монтаж трамвайной эстакады, уложено рельсовое полотно. Остаются неоконченными участки сопряжения и съезда с эстакады, плюс укладка асфальтобетона – эти работы можно будет завершить в июле 2024 года, после движение по 800-метровой трамвайной эстакаде запустят.
«Основным проблемным вопросом на левобережной транспортной развязке у нас остается путепровод тоннельного типа под Транссибирской железной дорогой в створе улицы Станиславского. На сегодняшний день работы по данному тоннелю у нас приостановлены ввиду того, что мы продолжать ритмичное финансирование не можем. До решения всех вопросов с концедентом. Возможно, часть конструктива можно будет вводить во 2-3 квартале 2024 года, работы по сооружению путепровода тоннельного типа планируем завершить до конца 2024 года», – признал Вавилин.
Уже полностью завершены работы по проколу защитного экрана, устройство подходов к тоннелю и так называемая рамповая часть. Но работы были остановлены в июле 2023 года на три месяца, и вот почему: уровень грунтовых вод на 1,5 метра превысил проектную отметку.
«Мы столкнулись с ошибками в проектной документации, – подчеркнул представитель концессионера. – В момент повышенного водопритока в теле насыпи под железной дорогой работы были приостановлены, были разработаны технические решения, а именно – искусственное водопонижение, которое помогает нам исключить приток воды в тело насыпи».
Защитный контур пришлось проложить по всему периметру, в том числе и по нижней части тоннеля, что не было предусмотрено проектом. Так что тоннель в створе улицы Станиславского едва ли завершат раньше конца 2024 года.
Очередность сдачи
По мнению концессионера, нельзя полностью исключать возможность запуска прямого хода с обеспечением проезда от площади Южной до площади Труда с выходом на Станционную, плюс съезды на площадь Энергетиков и площадь Труда.
Однако это решение должно приниматься совместно в рамках временной эксплуатации объекта, в рамках так называемого рабочего движения.
«Проект реализуется по концессионному соглашению. Даже временный порядок движения подразумевает содержание дороги, освещение, транспортную безопасность, чистку и так далее. На сегодняшний день мы не можем взять на себя содержание финансово. На этапе эксплуатации – да», – подчеркнул Вавилин.
Резюмируем: что помешало сдать мост вовремя по мнению концессионера?
На этот вопрос ответил генеральный директор ООО «ПФ „ВИС“» Сергей Юдин:
«Перенос сроков связан с объективными причинами, о которых мы все знаем. Пандемия, санкции, введенные в отношении Российской Федерации, турбулентность политики и наши отношения с концедентом в плане финансирования проекта, которые мы, я надеюсь, в ближайшее время разрешим. Концессия сильно отличается от ФЗ-44, а изначально институт удорожания был предусмотрен именно на ФЗ-44... Есть определенное недопонимание с выделением денежных средств, которое мы должны урегулировать в ближайшее время».
По словам Юдина, из-за проблем с финансированием они были вынуждены сильно сократить число работников – с 1600 до 550 человек.
«Фактическое удорожание проекта произошло более чем на 9 миллиардов, но с учетом наших договоренностей с правительством запрошено было 7,2 миллиарда из федерального центра. В настоящее время у нас на счетах заморожены 3,3 миллиарда рублей. Они были выделены в декабре 2022 года правительством, и по настоящее время мы часть средств забрать нем можем», – подчеркнул он.
Что касается судов с правительством, то Юдин назвал их «нормальной историей».
«Практика концессий только формируется в РФ. Поэтому находимся в судах по части вопросов. Где-то в апелляции, где-то в кассации. Я не считаю, что это сильно отражается на реализации проекта. На стоимости проезда по мосту это все никак не отразится. Она будет определяться правительством Новосибирской области», – заверил генеральный директор ООО «ПФ „ВИС“».
По его словам, чтобы избежать сдвига стройки вправо, они вкладывают свои средства.
«Средства, предусмотренные концессионным соглашением Группа “ВИС” вложила в полном объеме: свыше 5,4 миллиарда на создание и 2 миллиарда на жизнедеятельность проектной компании, аренду участка и так далее. Еще 1 миллиард заложен на страховку. Помимо всего, мы предлагали концеденту пересмотреть пересмотреть финмодель, но с учетом сложности финансовой конструкции нам этот вопрос не согласовали. А так мы готовы были вложить дополнительно свои средства, но к сожалению не удалось согласовать», – пояснил Юдин.
Все изменения в проект, по его словам, проходят сопровождение в проектных институтах.
«Более того, мы не обязаны это делать, но с учетом просьб концедента мы готовы пройти повторную государственную экспертизу сметной стоимости проекта», – заявил он. Это займет чуть больше месяца, сейчас компания готовится к проверке.
В конце встречи Юдин подчеркнул, что если бы не проблемы с финансированием и с коллектором, то основной ход был бы введен в декабре. За исключением тоннеля на Станиславского и ряда развязок.
Напомним, спор об исполнении обязательств ООО «Сибирская концессионная компания» (входит в состав субхолдинга Группы «ВИС» по управлению транспортными концессиями), предусмотренных концессионным соглашением о строительстве четвертого моста в Новосибирске, будет решен в судебном порядке. В Арбитражном суде Новосибирской области рассматривается три исковых заявления Минтранса региона к ООО «СКК». Об этом заявили в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области. Свои обязательства, включая финансирование строительства, регион исполняет своевременно и в полном объеме.
– По состоянию на 15 ноября 2023 года техническая готовность объекта в соответствии с принятой отчетностью концессионера составляет 69,84 %, общая строительная готовность порядка 75%. Стороной концессионера ведётся учет строительной готовности по разным конструктивам объекта, заявления о строительной готовности мостового сооружение выше 80%, сооружение пилона более 90 %, – сообщается в комментарии Минтранса региона.
По данным областного правительства, ГК «ВИС» не подтвердила необходимость дополнительных расходов, а также наличие прямой причинно-следственной связи между заявленными нарушениями и невозможностью завершить строительство.
– В связи с изменениями проектных решений концессионером и нормами действующего законодательства имеются разногласия сторон в финансировании указанных работ, – заявляет Минтранс региона.
Как сообщалось ранее, В ГК «ВИС» назвали причиной остановки строительства четвертого моста через Обь в Новосибирске неисполнение заказчиком обязательств:
– срыв сроков проведения работ по переустройству коллектора бытовой канализации в зоне строительства;
– ошибки в проектной документации;
– необеспечение мероприятия по подключению к городской ливневой канализации;
– непредоставление водного объекта для сброса сточных вод при эксплуатации моста.
Кроме того, на значительную часть финансирования из федерального бюджета концедентом установлен запрет на использование для возведения четвертого моста. В ГК «ВИС» добавили, что десять месяцев вели переговоры с региональным Минтрансом о разрешении проблемы и выделяли финансирование из собственных средств компании. В октябре активные работы на объекте были остановлены.