Иеродиакон Паисий (Коновалов) из Новосибирской области в конце мая 2023 года переехал в Бердянск на юг Запорожской области. До этого он 11 лет служил бок о бок с епископом Лукой на Искитимской кафедре, с ним же и отправился к линии соприкосновения.
Отец Паисий рассказал, что времени на принятие решения и на какое-то раздумье у него не было. До этого они с протоиереем Олегом по благословению Владыки съездили в зону СВО с гуманитарным грузом на Луганщину, доехали до Рубежного, и только успели вернуться, как владыка получил от Священного Синода РПЦ указ – ехать управлять Бердянской епархией.
«В Русской православной церкви служение священника, тем более служение архиерея, сродни служению военных людей. Епископа Луку поставили в известность, ознакомили с указом о назначений, и владыка без сомнений этот указ принял. А я был вправе выбирать: ехать или оставаться в Новосибирской области. Принималось это решение с трудом, потому что я родом из Новосибирска, вырос там, и много остается родных людей на новосибирской земле и в новосибирской земле. Тем не менее, мы, те, кто владыку сопровождал, важнее были ему в помощь здесь, на запорожской земле, так как здесь обстановка весьма непростая», – поделился рассуждениями отец Паисий.
Синод состоялся 16 мая. На сборы и прощание им дали около недели. Отправились 23 мая. «Страшно было, безусловно, потому что ехали мы в неизвестность», – признается священнослужитель. Но их подбадривали коллеги со всей России, звонили и писали, говорили, что будут молиться за них.
Прибыли они в Бердянск 27 мая. По словам отца Паисия, встретили их там очень радушно. И на уровне священства, и на уровне светских структур (а именно Военно-гражданская администрация города Бердянска и правительство Запорожской области).
«Все к нам отнеслись с теплом, с пониманием, с готовностью поддерживать и оказывать любое содействие 24/7», – отмечает отец Паисий.
Но в первые же дни сибиряки пережили то, что изменило их восприятие новой повседневности.
«Когда мы приехали в Бердянск, в первую же неделю мы попали под несколько ракетных обстрелов. Причем один из эпизодов был довольно страшным, когда ПВО города Бердянска сбила ракету ВСУ “Точка У”, начиненную кассетными поражающими элементами. Эта ракета была сбита и взорвалась над с районом, где мы находились. Осколками была повреждена крыша. Очень много осколков было во дворе. С соседних участков люди собирали осколки совками. Слава Богу, из нас никто не пострадал, но впечатление, звуковое сопровождение, сам момент взрыва, свист ракеты, осколков… Это было очень непривычно. Это поразило, шокировало. И я стал немножко больше понимать людей, которые здесь живут», – поделился священнослужитель.
Местное мирное население, на взгляд отца Паисия, отличается ото всех, кто не столкнутся со смертью лицом к лицу, какой-то особой простотой и бесхитростностью.
И несомненно, широтой души отличаются волонтеры, которые бесконечной вереницей идут на разрушенные взрывами земли, чтобы исправлять кем-то содеянное.
Обо всех этих людях он пишет истории на своей странице в соцсети «ВКонтакте». Вот одна из них – рассказанная волонтером, который чинит разрушенные обстрелами дома мирных жителей.
«Михаил делится воспоминанием об одном дедушке, которому на соседней улице тоже латали крышу. Микола Федорович. Грек. Дедушка лет 70-ти или около того, причем живет в доме со своим отцом. Когда волонтеры первый раз постучались к нему в дом и сказали, что мы будем чинить вам крышу, он тяжело взглянул и ответил: делайте, что хотите, только меня не трогайте. Дедушка больше не верил в чудеса. Тогда Михаил стал его согревать. То зайдет в дом попросит переноску подключить, то отвертку невзначай забудет на тумбочке, да при этом пару фраз скажет теплых, подбадривающих. Когда Микола Федорович увидел, что ребята всерьез строят его разрушенный дом и не требуют за это оплаты, он удивился. А когда узнал, что ребята приехали к нему из разных городов России – удивился вдвойне, и в конце первой недели работы, сидя во дворе спросил: Михаил, я вот сижу и не понимаю. Ты вот из Москвы приехал, ребята из Уфы, Кемерово, Тюмени. А неужели у нас в Мариуполе не нашлось таких вот как вы ребят, которые бы мне дом починили?»
Вообще первая поездка в Мариуполь особенно осталась в их памяти, город произвел на них двоякое впечатление. Как новосибирец, священник не мог не отметить идеальное дорожное покрытие, несмотря на тяжелую технику и прочие последствия боев.
«Когда ты въезжаешь в Мариуполь со стороны Ростова, или, как тут говорят, со стороны большой России, первое, с чем ты сталкиваешься, это печально известная территория завода Азовсталь. И далее ты едешь по городу, видишь большие девятиэтажки, в которых черными, опаленными от пожаров провалами зияют окна… Разбомбленные подъезды, а у некоторых домов в стенах огромные дыры, и ты понимаешь, что туда прилетел снаряд. И надписи на воротах: “Здесь живут люди, мин нет”, а где-то написано: “Проверка на минирование не производилась”. А где-то и просто стоит православный крест и написано: “Господи, спаси и сохрани”. Это производит довольно тягостное впечатление. Но когда ты приближаешься к выезду из города в направлении Бердянска, то видишь целый новый микрорайон, который застроен красивыми зданиями, готовыми к заселению, к кипению новой жизни. В том числе территория Мариупольской больницы – там целый городок! И это все чистое, с ровными зелененькими газонами. Такое ощущение, что ты попадаешь в другой мир. И ты понимаешь, что этот другой мир в этот разрушенный город принесла Россия. Вот такие эмоциональные качели», – делится впечатлениями отец Паисий.
Одна из их задач на новом месте службы – это духовное окормление военнослужащих. Они исповедуют и причащают бойцов, передают им слова благодарности из родных мест. На блокпостах, признается священник, некоторые им просто с пониманием кивают, говорят: «Батюшка, проезжайте, что ж вы сразу не сказали, что вы из церкви». А бывает, что обращаются за молитвой, благословением, спрашивают иконы и кресты.
«В окопах атеистов нет. Кто-то верит в Бога, кто-то верит в собственную удачу, кто-то верит в приметы, кто-то – в талисманы. Например, в плюшевого медвежонка, которого подарила дочка перед отправкой на фронт. Бойцы встречают нас с радостью. Кто-то подшучивает, балагурит, смеется. Не все являются воцерковленными, конечно, каждый реагирует по-своему. Но все понимают, что священники, которые приезжают, несут в себе что-то не присущее этому миру, чего не встретишь нигде, кроме храмов. Мы рассказываем о некоторых правилах духовной безопасности на войне, когда твое греховное поведение может стать причиной твоей смерти, а, наоборот, память о Боге и совести дает шанс выжить даже в самых невероятных условиях», – говорит отец Паисий.
Ответил он и на вопрос, не было ли желания под впечатлением от всего увиденного и услышанного сменить рясу на форму, а крест на автомат:
«В самом начале, когда начиналась специальная военная операция, да и до того, с 2014 года, когда в новостях так или иначе слышал о зверствах националистов, фашистов, конечно, возникало желание поехать, встать плечом к плечу с бойцами. Но сейчас мы понимаем, что у нас тут наша задача – духовного порядка. Наша брань, наша война – в духовном измерении. Поэтому мы не автоматами сражаемся, а словом Божиим, Его благодатью и верой».
Отец Паисий рассказал, что времени на принятие решения и на какое-то раздумье у него не было. До этого они с протоиереем Олегом по благословению Владыки съездили в зону СВО с гуманитарным грузом на Луганщину, доехали до Рубежного, и только успели вернуться, как владыка получил от Священного Синода РПЦ указ – ехать управлять Бердянской епархией.
«В Русской православной церкви служение священника, тем более служение архиерея, сродни служению военных людей. Епископа Луку поставили в известность, ознакомили с указом о назначений, и владыка без сомнений этот указ принял. А я был вправе выбирать: ехать или оставаться в Новосибирской области. Принималось это решение с трудом, потому что я родом из Новосибирска, вырос там, и много остается родных людей на новосибирской земле и в новосибирской земле. Тем не менее, мы, те, кто владыку сопровождал, важнее были ему в помощь здесь, на запорожской земле, так как здесь обстановка весьма непростая», – поделился рассуждениями отец Паисий.
Синод состоялся 16 мая. На сборы и прощание им дали около недели. Отправились 23 мая. «Страшно было, безусловно, потому что ехали мы в неизвестность», – признается священнослужитель. Но их подбадривали коллеги со всей России, звонили и писали, говорили, что будут молиться за них.
Прибыли они в Бердянск 27 мая. По словам отца Паисия, встретили их там очень радушно. И на уровне священства, и на уровне светских структур (а именно Военно-гражданская администрация города Бердянска и правительство Запорожской области).
«Все к нам отнеслись с теплом, с пониманием, с готовностью поддерживать и оказывать любое содействие 24/7», – отмечает отец Паисий.
Но в первые же дни сибиряки пережили то, что изменило их восприятие новой повседневности.
«Когда мы приехали в Бердянск, в первую же неделю мы попали под несколько ракетных обстрелов. Причем один из эпизодов был довольно страшным, когда ПВО города Бердянска сбила ракету ВСУ “Точка У”, начиненную кассетными поражающими элементами. Эта ракета была сбита и взорвалась над с районом, где мы находились. Осколками была повреждена крыша. Очень много осколков было во дворе. С соседних участков люди собирали осколки совками. Слава Богу, из нас никто не пострадал, но впечатление, звуковое сопровождение, сам момент взрыва, свист ракеты, осколков… Это было очень непривычно. Это поразило, шокировало. И я стал немножко больше понимать людей, которые здесь живут», – поделился священнослужитель.
Местное мирное население, на взгляд отца Паисия, отличается ото всех, кто не столкнутся со смертью лицом к лицу, какой-то особой простотой и бесхитростностью.
И несомненно, широтой души отличаются волонтеры, которые бесконечной вереницей идут на разрушенные взрывами земли, чтобы исправлять кем-то содеянное.
Обо всех этих людях он пишет истории на своей странице в соцсети «ВКонтакте». Вот одна из них – рассказанная волонтером, который чинит разрушенные обстрелами дома мирных жителей.
«Михаил делится воспоминанием об одном дедушке, которому на соседней улице тоже латали крышу. Микола Федорович. Грек. Дедушка лет 70-ти или около того, причем живет в доме со своим отцом. Когда волонтеры первый раз постучались к нему в дом и сказали, что мы будем чинить вам крышу, он тяжело взглянул и ответил: делайте, что хотите, только меня не трогайте. Дедушка больше не верил в чудеса. Тогда Михаил стал его согревать. То зайдет в дом попросит переноску подключить, то отвертку невзначай забудет на тумбочке, да при этом пару фраз скажет теплых, подбадривающих. Когда Микола Федорович увидел, что ребята всерьез строят его разрушенный дом и не требуют за это оплаты, он удивился. А когда узнал, что ребята приехали к нему из разных городов России – удивился вдвойне, и в конце первой недели работы, сидя во дворе спросил: Михаил, я вот сижу и не понимаю. Ты вот из Москвы приехал, ребята из Уфы, Кемерово, Тюмени. А неужели у нас в Мариуполе не нашлось таких вот как вы ребят, которые бы мне дом починили?»
Вообще первая поездка в Мариуполь особенно осталась в их памяти, город произвел на них двоякое впечатление. Как новосибирец, священник не мог не отметить идеальное дорожное покрытие, несмотря на тяжелую технику и прочие последствия боев.
«Когда ты въезжаешь в Мариуполь со стороны Ростова, или, как тут говорят, со стороны большой России, первое, с чем ты сталкиваешься, это печально известная территория завода Азовсталь. И далее ты едешь по городу, видишь большие девятиэтажки, в которых черными, опаленными от пожаров провалами зияют окна… Разбомбленные подъезды, а у некоторых домов в стенах огромные дыры, и ты понимаешь, что туда прилетел снаряд. И надписи на воротах: “Здесь живут люди, мин нет”, а где-то написано: “Проверка на минирование не производилась”. А где-то и просто стоит православный крест и написано: “Господи, спаси и сохрани”. Это производит довольно тягостное впечатление. Но когда ты приближаешься к выезду из города в направлении Бердянска, то видишь целый новый микрорайон, который застроен красивыми зданиями, готовыми к заселению, к кипению новой жизни. В том числе территория Мариупольской больницы – там целый городок! И это все чистое, с ровными зелененькими газонами. Такое ощущение, что ты попадаешь в другой мир. И ты понимаешь, что этот другой мир в этот разрушенный город принесла Россия. Вот такие эмоциональные качели», – делится впечатлениями отец Паисий.
Одна из их задач на новом месте службы – это духовное окормление военнослужащих. Они исповедуют и причащают бойцов, передают им слова благодарности из родных мест. На блокпостах, признается священник, некоторые им просто с пониманием кивают, говорят: «Батюшка, проезжайте, что ж вы сразу не сказали, что вы из церкви». А бывает, что обращаются за молитвой, благословением, спрашивают иконы и кресты.
«В окопах атеистов нет. Кто-то верит в Бога, кто-то верит в собственную удачу, кто-то верит в приметы, кто-то – в талисманы. Например, в плюшевого медвежонка, которого подарила дочка перед отправкой на фронт. Бойцы встречают нас с радостью. Кто-то подшучивает, балагурит, смеется. Не все являются воцерковленными, конечно, каждый реагирует по-своему. Но все понимают, что священники, которые приезжают, несут в себе что-то не присущее этому миру, чего не встретишь нигде, кроме храмов. Мы рассказываем о некоторых правилах духовной безопасности на войне, когда твое греховное поведение может стать причиной твоей смерти, а, наоборот, память о Боге и совести дает шанс выжить даже в самых невероятных условиях», – говорит отец Паисий.
Ответил он и на вопрос, не было ли желания под впечатлением от всего увиденного и услышанного сменить рясу на форму, а крест на автомат:
«В самом начале, когда начиналась специальная военная операция, да и до того, с 2014 года, когда в новостях так или иначе слышал о зверствах националистов, фашистов, конечно, возникало желание поехать, встать плечом к плечу с бойцами. Но сейчас мы понимаем, что у нас тут наша задача – духовного порядка. Наша брань, наша война – в духовном измерении. Поэтому мы не автоматами сражаемся, а словом Божиим, Его благодатью и верой».