История с получением неправомерного доступа к чужим аккаунтам на Госуслугах во время электронного голосования по новому проекту застройки Нижней Ельцовки получила продолжение. Жителям микрорайона пришел отказ в возбуждении уголовного дела. Несмотря на то, что «в действиях неустановленного лица усматриваются признаки состава преступления», в возбуждении отказано – «в связи с отсутствием в действиях события преступления».
В Новосибирске не стали возбуждать уголовное дело из-за голосования мертвых людей за застройку леса. Это следует из ответа сотрудника отделения №7 отдела экономической безопасности и противодействия коррупции управления МВД России по Новосибирску в адрес активистов микрорайона Нижняя Ельцовка.
Напомним, что новый проект планировки территории Нижней Ельцовки подготовила мэрия по заказу местного застройщика ООО «Д54». По проекту до 2030 года территория должна быть освоена по кварталам, застроят зеленые зоны. Под жилые дома уйдет участок, где ранее располагался пионерлагерь «Юный медик», из-за возможной застройки которого общественники выходили на митинги: застройщик планировал снести более тысячи деревьев. Предполагается застройка и поймы реки Ельцовка, снос якобы ветхого жилья по улице Зеленая Горка. Все началось 17 июня с общественных обсуждений на региональном портале «Электронная демократия», где пользователи, имеющие аккаунт «Госуслуг», могли оставить комментарий – мнения должны были учитываться при рассмотрении результатов обсуждений. Жителей микрорайона об их проведении не предупредили. При этом в ходе обсуждений комментарии к проекту наводнили подозрительные аккаунты. Местные жители заподозрили, что интересанты привлекли к обсуждению «ботов». Кроме того, они обратили внимание, что голосующие «за» аккаунты могут быть украденными – часть принадлежат пожилым людям, которые по объективным причинами не могут быть заинтересованы в поддержке предложений мэрии. Среди голосовавших даже были умершие люди. Таких насчитали несколько десятков. Мэрию это не смутило и проект был поддержан. Жители Нижней Ельцовки требовали возбудить уголовное дело и жаловались на бездействие сотрудников управления МВД России по Новосибирску. В октябре 2022 года активисты получили ответ из МВД Россиио возбуждении уголовного дела по статье «Неправомерный доступ к компьютерной информации».
Но уже 29 декабря 2022 года ответ пришел из отделения №7 отдела экономической безопасности и противодействия коррупции управления МВД России по Новосибирску, куда поступил материал проверки по заявлению активистов – отказать в возбуждении уголовного дела.
«В ходе изучения материала установлено, что неустановленное в ходе предварительного следствия лицо получило неправомерный доступ к ГИС НСО «Электронная демократия» с целью неправомерного воздействия на объекты критической информационной инфраструктуры, – говорится в отказе. – В настоящее время установить и опросить лицо, причастное к совершению данного преступления, не представилось возможным. Таким образом, в действиях неустановленного лица усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ст. 272 УК РФ».
Однако все это не помешало полицейским отказать в возбуждении уголовного дела в отношении этого неустановленного лица – «на основании п.1 ч.1 ст. 24 УПК РФ – за отсутствием события преступления». Отказано в возбуждении уголовного дела и по сообщению о совершении преступления – «в связи с отсутствием в действиях состава преступления».
Местная жительница Галина недоумевает, почему до сих пор не установлено лицо, совершившее преступление. По ее словам, активисты предоставили правоохранительным органам практически исчерпывающую информацию и оставалось лишь сделать несколько запросов.
«Я – математик и училась математической логике. И для меня логика этого юридического документа вообще за гранью. Голосование по проекту было летом. И я сначала обратила внимание, что происходит что-то странное – каждую минуту идут голоса «за» с приложением файлов. У меня есть знакомый, у которого был доступ к базе данных еще с 90-х годов по жителям Новосибирска. Там есть редкие фамилии, по которым человека можно опознать однозначно. И все они оказались 1949 года рождения и 1946 года рождения, то есть пенсионеры. Потом появилась информация, что все они проходили по спискам, составленным для раздачи продуктовых наборов. Мы поняли, что используются эти голоса и массово подали заявления в МВД России, в прокуратуру. Приходили ответы о перемещении заявлений в различные инстанции. В своем заявлении мы практически половину преступления раскрыли. Во-первых, мы вычислили IP-адрес, с которого заходили в аккаунты этих пенсионеров на Госуслугах. Мы нашли, какому провайдеру принадлежит это IP-адрес. То есть осталось только прийти к этому провайдеру и узнать, кто с этого адреса в такие-то дни выходил в интернет. Второе, файл, который эти «боты» прикрепляли, был создан чиновницей мэрией. Фамилию ее мы тоже нашли. Нужно только прийти к ней и спросить, кому она отдала этот файл. Я не понимаю, какие сложности могут быть с установлением лица, совершившего преступления – есть IP-адрес и есть чиновник мэрии», - рассказала корреспонденту Сибкрай.ru Галина.
Активистка отметила, что после получения отказа в возбуждении уголовного дела подала заявление со всеми данным в Генеральную прокуратуру России.
Адвокат Павел Яровой считает, что постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в данном случае является незаконным.
«С одной стороны исполнитель пишет о том, что признаки состава преступления он увидел в действиях неустановленного лица, то есть преступление есть. С другой стороны он пишет, что отказывает, потому что нет события преступления. Как может отсутствовать событие преступления, но иметься его признаки, это известно только тому, кто это постановление вынес. Это нонсенс. Так не может быть в принципе, потому что не может быть никогда. Здесь очевидно, что человек не знает, с какой стороны подойти к подобному материалу. И даже не может грамотно сформулировать свои выводы. Обычно такие постановления выносятся, когда не хватает времени на проверку, и сразу же в самом постановлении исполнитель указывает, что «ходатайствовать перед прокурором об отмене данного постановления и направлении материала на повторную проверку». Но здесь и этого нет. Что могу сказать, резко упал уровень профессионализма нашей полиции. Он указывает, что в ходе предварительного следствия не удалось что-то там установить. Но дело в том, что предварительное следствие проводится только после возбуждения уголовного дела. До возбуждения уголовного дела проводится уголовно-процессуальная проверка. Во-вторых, он – не следователь и не может следственные действия вести, только по отдельному поручению. В общем, ошибок в постановлении огромное количество», - отметил в разговоре с корреспондентом Сибкрай.ru Павел Яровой.
Он посоветовал получившим такое постановление об отказе в возбуждении уголовного дела обратиться к новому прокурору Новосибирской области Александру Бучману, который, как новый человек в регионе, может навести порядок.
Здесь вспоминается дело «школьника-хакера» Владимира Жоглика, которого тоже обвиняли в неправомерном доступе к компьютерной информации. Гимназист попал под статью из-за исправления оценок в электронном дневнике. Жоглику грозил штраф в размере до 200 тысяч рублей или лишение свободы на срок до двух лет. Защита утверждала, что делалось это без законных оснований, но это не мешало следствию неоднократно продлевать сроки расследования. Работу новосибирской прокуратуры проверяла даже Генпрокуратура. Замгенпрокурора Юрий Пономарев лично в присутствии матери и адвоката предложил местным прокурорам принять меры к прекращению дела «за отсутствием состава преступления». В прокуратуре Новосибирской области же говорили, что каких-либо рекомендаций по этому делу не получали. Вопросы возникли тогда и у членов общественного совета при министерстве образования Новосибирской области – в том числе и о самом факте уголовного преследования за исправление оценок. Дело Жоглика вызвало общественный резонанс. Уголовное преследование на тот момент уже бывшего гимназиста было прекращено только в феврале 2019 года.
Интересно, что за исправление оценок в электронном дневнике школьник проходил обвиняемым на протяжении нескольких лет. И ему грозил реальный срок. При этом тот же самый "неправомерный доступ", но уже к ГИС НСО «Электронная демократия» не дотягивает даже до возбуждения уголовного дела. Такие похожие ситуации и такие разные решения со стороны правоохранительных органов вызывают много вопросов.