Лента новостей

Все новости

Популярное

На пальцах считаем: как в Новосибирске управляют автомобильными потоками

22 октября 2021 10:00   Алина Гурицкая   Фото: автор

Катастрофическую ситуацию с загруженностью дорог в Новосибирске в очередной раз пытаются решить депутаты горсовета. На обеспечение мегаполиса автоматизированной системой управления дорожным движением (АСУДД), которая действительно могла бы разгрузить улицы, были выделены колоссальные суммы из муниципального бюджета. Однако постоянные пробки в Новосибирске показывают, что АСУДД не работает. Депутаты выясняют, куда ушли выделенные деньги, какие организации занимаются установкой инновационной системы, и кто может ездить по новосибирским дорогам свободно, не теряя время в заторах. 

Несколько лет власти и общественники Новосибирска борются с бесконечными пробками в городе. Красный проспект, Большевистская, Станиславского, Богдана Хмельницкого – каждое утро и вечер улицы наводняют тысячи машин. Такие автомобильные потоки в некоторых городах давно контролируют автоматизированные системы управления дорожным движением. Такие системы предполагают закрепление за каждым светофором специальных датчиков и камер, которые могут по-умному управлять ситуацией на дороге. Устройства считывают количество автомобилей, выстраивают определенные алгоритмы для устранения затора, а после – переключают сигнал светофора или регулируют время ожидания следующего «света».

В столице Сибири о такой системе заговорили, еще в 2008-2010 годах. На реализацию АСУДД в Новосибирске тогда из бюджета муниципалитета, по данным Контрольно-счетной палаты Новосибирской области (КСП), были выделены 22,5 миллиона рублей. Еще 162,8 миллиона рублей предоставило подрядчику СМЭУ ГУВД НСО муниципальное учреждение «ОКС ГУБО». В конце 2020 года КСП Новосибирской области установила, что система АСУДД включает в себя «101 светофорный объект общей балансовой стоимостью 148,9 миллиона рублей и три центральных управляющих пункта АСУДД общей балансовой стоимостью 33,5 миллиона рублей». При этом в КСП отметили, что ни проектно-сметная документация, ни договоры на выполнение работы, ни акты уже выполненных работ предоставлены не были. 

Однако чиновники уверяют – система есть, и она работает. Это решили проверить депутаты горсовета Новосибирска в ходе выездного совещания постоянной комиссии по городскому хозяйству. Контролировала встречу директор МБУ «Городской центр организации дорожного движения» (ГЦОДД) Ксения Сенькова. ГЦОДД – является муниципальной организацией-заказчиком, которая ищет подрядчика, готового заняться обеспечением системы «умных светофоров». Сенькова рассказала, что в Новосибирске она уже давно существует и активно работает. По ее словам, смонтирована АСУДД была еще в 2008 году, а в 2011 ее ввели в эксплуатацию и внесли в реестр муниципального имущества. 

– Все это имущество, все оборудование, на которое были затрачены муниципальные деньги, есть. Находится это все в месте, где изначально было размещено, в здании СМЭУ (прим. ред. – компания, которая изначально была исполнителем муниципального заказа). Цель нашего приезда – посмотреть, что это действительно так, что все работает, – поясняет Сенькова в начале встречи.

IMG_3942.jpg

В зале, где установлен центр этой системы, на стене проектором выведен скриншот Google.карт с «красными дорогами», сигнализирующими о 10-балльных пробках. Стена напротив – изображение карты Новосибирска с отмеченными на ней красными точками. Как потом объяснят сотрудники, это светофоры, подключенные к системе АСУДД. Посреди комнаты – стол с тремя мониторами, за которым сидит один человек.

Как можно увидеть и как утверждает глава ГЦОДД, какая-то система действительно есть. Однако, отмечает Сенькова, сейчас нет специалистов, которые могли бы заняться ее обеспечением. Как уже было сказано ранее, подрядчиком являлось СМЭУ – специализированное монтажно-эксплуатационное учреждение. Но при вступлении Сеньковой в должность главы ГЦОДД СМЭУ уже перестало работать на муниципалитет.

– В этом году у нас есть определенные сложности с этим, потому что у нас около порядка пяти процедур торгов были объявлены, никто не выходил на аукцион. Поэтому по части ремонта контролеров светофорных объектов, которые выполняли СМЭУ, мы готовы взять в штат соответствующих специалистов, – продолжает начальник ЦОДД.

Тогда у некоторых депутатов возник вопрос: а как тогда система АСУДД в Новосибирске функционирует, если нет исполнителей? И если она вообще существует, то почему же в городе по-прежнему наблюдаются пробки?

– Система работает. Просто светофорные объекты, которые были заменены по нацпроекту БКД на сегодняшний день из системы исключены, – проговорилась Сенькова.

– Погодите, то есть у нас не работают в этой системе светофоры ни на Бердском шоссе, ни на Красном Проспекте, ни на Титова, ни на Большевистской, ни Станиславского – на всех центральных дорогах система не функционирует? – перебил ее депутат горсовета Александр Бурмистров.

– На сегодняшний день у нас эти объекты находятся без связи. Мы устанавливали сроки восстановления связи до конца этого года. Мы начали с улицы Большевистской – этот вопрос ставился еще с весны. На сегодняшний день к ряду перекрестков на Большевистской сеть уже протянута, вопрос подключения остается. Мы сейчас понимаем, что раннее установленные сроки к Новому году… – задумалась Сенькова. – Что мы за них выходим. 

– Но БКД функционирует год так четвертый. Вот вопрос… – в недоумении говорит Бурмистров. – Три с половиной года ничего не работает, и ничего не делается – три с половиной года по основным магистралям система не функционирует! Это же вопрос того, что новосибирцы уже несколько лет стоят в пробках и мучаются!

hJRuDSC3UxY.jpg

Ксения Сенькова объяснила, что сейчас в Новосибирске действуют 423 светофорных объекта, и только 152 из них подключены к системе АСУДД. Как выяснится потом, подключение к системе вовсе не означает, что светофоры готовы по ней работать, ведь их нужно оснастить специальными контролерами и камерами. Депутаты не понимают: когда же система, на которую выделены средства из муниципалитета, заработает:

– Сейчас мы понимаем, что контракт не заключен на содержание системы, мы видим заторные ситуации на улицах – Станционной или Красном проспекте – об организации дорожного движения говорить сложно. Если сейчас заторы, то что будет зимой? Вы нам дайте сроки, когда будет нормальное движение на всех городских магистралях? – уточняет Бурмистров.

– Когда мы установим все каналы связи.

– Озвучьте конкретные сроки.

– Я говорила, что до Нового года. Пока не можем точно сказать. У нас одна бригада из шести человек, – По словам главы ГЦОДД, провести уникальную систему ко всем светофорам пока не представляется возможным – для этого не хватает специалистов.

– А какую зарплату получают сотрудники бригады? – спрашивает депутат Хельга Пирогова. 

– От 15 до 30 тысяч.

– Наверное, тогда неудивительно, что никто не идет.

Зарплаты не устраивают не только обычных рабочих, но даже организации, которые заключают договоры с ГЦОДД. К ним относится и организация СМЭУ, с которой изначально сотрудничал муниципалитет.

– Нас не устраивает финансовая составляющая. По контракту, месячное содержание всего оборудования, 152 светофорных объектов и других устройств, составляло около 160 тысяч рублей в месяц. Нас просто не устроила такая сумма, мы не согласились, – высказался начальник ГБУ НСО СМЭУ Сергей Верещагин.

– То есть 160 тысяч рублей в месяц – это та сумма, которую город готов выделить на содержание светофорной линии? – недоумевают депутаты.

– Годовое обслуживание с АСУДД сейчас порядка 5,6 миллиона. Это отличается от суммы, которая была в предыдущий год, которая вызывала много вопросов, – перебивает Сенькова. – Мы объявляли торги на эту сумму. Она просто с каждым месяцем уменьшалась, потому что это годовое обслуживание. Вообще, это расчет, который был сделан на год. Мы по торгам не нашли исполнителя. Их почти нет.

IMG_3954.jpg

Депутаты возмущаются: почему бы городу и частной организации не договориться между собой? Почему мэрия уже несколько лет не может предоставить необходимую сумму для урегулирования дорожной ситуации? В зале поднимается шум – чиновников и коммерсантов просят назвать конкретные цифры, которые нужны для обеспечения работы всей системы. Ответа не поступает.

– Уважаемые, это не наши полномочия. Здесь должно быть комплексное решение вопроса. Предлагаю перенести обсуждение этого вопроса на сессию горсовета, – пытается успокоить людей председатель комиссии Игорь Титаренко. – Да когда мы это еще решим? Надо сегодня решать! В среду было совещание у губернатора. Он указания давно уже давал – ничего не сделали!

– Вы хотя бы объясните, что может сделать ваша система сейчас! – обращаются к начальнику СМЭУ Верещагину депутаты. Может, сейчас станет понятно, на что потрачены не только муниципальные, но и федеральные деньги.

– Ну, например, мы можем обеспечить беспрепятственный проезд полпреда – у нас все это работает, – отвечает Верещагин.

– Подождите, а помимо проезда полпреда, кто-нибудь может еще ездить без пробок? 

Собравшиеся, даже глава ГЦОДД, смеются. Разговоры о том, сколько денег нужно на обеспечение системы и как она работает, повторяются – раз, два. Пока спор не останавливает депутат Игорь Титаренко.

– Мы сегодня все тут обсуждаем какие-то решения, технологии, а вот есть такой момент… Все об этом молчат почему-то. СМЭУ не будет скоро! Думают, как же со СМЭУ заключить договор – тут две недели СМЭУ осталось жить, а мы о нем говорим! И все об этом молчат! Мы что обсуждаем то? То, с кем не будем заключать договор? Сейчас надо обсуждать, что будет дальше со всеми светофорными объектами в Новосибирске. Сейчас творится безобразие: перед чемпионатом! Это позорище!

Зал умолкает, все обращаются к начальнику СМЭУ.

– О чем, сейчас сказали, это правда? Конторы у вас не будет?

Директор Сергей Верещагин молча кивает.

– Было принято решение о слиянии двух организаций: ГБУ НСО СМЭУ и ГКУ НСО ЦОДД. СМЭУ, да, прекращает свою деятельность.

После этих слов депутаты потребовали показать, как работает система – на что были потрачены деньги. Исполняющий обязанности начальника управления АСУДД Александр Медведев подводит собравшихся к мониторам. На одном экране – карта светофоров, на втором – открытые карты от 2GIS. 

IMG_3967.jpg

– Это муниципальная система «Агат», на ней отображены все объекты, которые подключены к системе, к муниципальному оборудованию, – поясняет Медведев.

– То есть это просто картинка объектов, которые имеются? – спрашивает Бурмистров. 

– Какие в рабочем состоянии, какие не в рабочем состоянии. Красные – куда связь не подведена.

– Так они все красные! – и снова смех собравшихся.

И. о. начальника АСУДД поясняет, что на экране располагается условная схема всех подключенных объектов. Однако далеко не каждый из них оснащен специальными камерами и датчиками, которые могут контролировать ситуацию на дороге. Тогда на вопрос депутатов, как же отслеживается ситуация на улицах Медведев пояснил, что система работает вручную. Проблемные участки может отслеживать специалист, который самостоятельно выезжает на место и ведет подсчет автомобилей. 

IMG_3968.jpg

– Подождите, тогда мы в автоматическом режиме не можем ничего корректировать. У нас ведь нет считывателя. На основании чего тогда переключают светофоры?

– Это можно сделать только в ручном режиме.

– А как делается без датчика?

– По Google.картам, – усмехаются депутаты.

– Изначально, да, мы пользуемся интернет-картами, – оправдывается Медведев.

– Если мы не можем своими средствами, техникой считать ситуацию на перекрестках, то за какие работы подписывались акты все эти годы? Сколько денег ушло на эту систему?

– Деньги тратились только на тот объем, что установлен – на оборудование.

– Ну так вы покажите, что оно может.

– Это надо сейчас сидеть… – пытается объяснить Медведев. – На данный момент у системы «Агат» нет средств на отслеживание дорожной ситуации – только общедоступные нам источники – общественность.

– Куда деньги то ушли?! Контрольно-счетная палата показала, что бардак творится!

На вопрос никто так и не ответил. Сотрудники ГЦОДД упорно убеждали депутатов в том, что все средства вложены лишь в оборудование, которое не гарантирует полную работу системы. Из этого также неясно, как дистанционно ведется контроль на дорогах – неужели штат из шести сотрудников действительно выезжает на перекрестки и следит за потоком машин? А если действительно так, то каким образом далее принимаются решения о переключении светофоров на тот сигнал, который бы разгрузил дорогу? 

IMG_3978.jpg

На этот вопрос Александр Медведев все-таки ответил. Чтобы операторы переключили светофор нужно проделать определенные манипуляции. После того, как решение о необходимости переключения принято, его нужно передать в департамент управления автомобильных дорог мэрии Новосибирска на согласование, дождаться подписи начальника Юрия Сердюка, получить письмо, а уже потом менять режим работы светофора. По словам самого Медведева, такой процесс может занимать около двух недель – и это только для того, чтобы разгрузить ситуацию на одном перекрестке. С такими темпами пробка сама рассосется и появится еще несколько раз.

Вопрос о тратах на автоматическую систему, которой в ручном режиме в двухнедельным опозданием управляют несколько человек, депутаты обсудят на ближайшей сессии городского совета, которая состоится на следующей неделе, 27 октября.

comments powered by HyperComments

Новости партнеров

В России и мире

Гороскоп на сегодня, 3 декабря 2021 года, для каждого знака зодиака: советы от опытных астрологов
От каких предметов в доме нужно избавиться: они притягивают безденежье и неприятности
Невероятно! Найдено настоящее спасение для страдающих бронхиальной астмой
Общий гороскоп на сегодня, 3 декабря 2021 года, для всех знаков зодиака: совет на день от астролога
Настал час
Для работающих пенсионеров подготовлен закон об ежемесячной выплате по 4000 рублей
Сколько денег граждане теряют с Пенсионным фондом – подробный расчет
Право на государственный жилищный сертификат имеют многие граждане: что скрывает государство от россиян
Россиянам назвали четыре способа накопить на достойную пенсию
Четыре незаменимых продукта для пенсионера: Елена Малышева о рационе для людей старше 50
Новосибирск 2020

Отчет мэра Анатолия Локтя