Татьяна Картавых Фото: автор и социальные сети
В Новосибирске сегодня, 18 августа, состоялся художественный совет города, на котором решали вопрос, сохранить или стереть с лица земли произведения искусства, выполненные в рамках фестиваля стрит-арта «Графит науки». Речь шла о четырех произведениях, размещенных на трансформаторных подстанциях. Казалось бы, в чем вопрос вообще? Но не тут-то было. Доказывать свои позиции примчались сторонники уличного искусства и его противники. Последние не преуспели, но пообещали с претензиями вернуться.
Кто бы мог подумать, что украшение страшных облупившихся трансформаторных будок во дворах новосибирского Академгородка работами уличных художников обернется скандалом городского масштаба? Но, вышло именно так. В начале августа мэрия объявила, что первые в мире муралы, посвященные выдающимся научным открытиям, могут попросту закрасить. Дескать, в администрацию района поступила жалоба от местной жительницы и ее обязаны рассмотреть по всей строгости закона. Ибо, рисунки прошли только две из трех стадий согласования. «Поймали» организаторов ещё до того, как граффити оценил художественный совет Новосибирска.
Мэрия города запустила общественные слушания. В немилость жалобщика попали граффити, нанесенные на объекты по адресам – улица Терешковой, 34, Золотодолинская, 7, 26, и Учёных, 5. Их и предложили оценить жителям Академгородка.
В сжатые сроки местное население высказалось. Из 327 участников против оказался только один. Да и он, как рассказал сегодня на худсовете главный архитектор Новосибирска Александр Ложкин, переживал вовсе не за эстетическое восприятие созданных панно.
«Поступило сообщение, где человек выступает с опасениями за здоровье авторов граффити, так как им приходится работать с опасными красками, работать на высоте, а зачастую там же, в опасных условиях принимать пищу», – озвучил претензию Ложкин.
Возникший было в зале смешок, впрочем, тут же пропал, когда слово взяла академовская активистка Наталья Шамина, являющаяся еще и председателем совета новосибирского областного отделения «Всероссийское общество охраны памятников истории культуры».
«С 2017 года мы выступаем против искажения исторического облика Академгородка. Поскольку это всё не согласовано, идет партизанским образом. Мы надеялись, что они закончили с этим после прошлого раза, но это продолжается. Я знаю, что из одного двора этих художников просто погнали жители. Это агрессивная «вырви глаз» роспись, которая резко диссонирует с историческим обликом Академгородка и с идеей города-леса. И у меня такое подозрение, что это делается намеренно. Там должна быть многоэтажная застройка с вырубкой леса. Если в 2017 году были несколько граффити, которые пытались как-то гармонировать, то есть не таких кричащих и ярких, то сейчас у меня впечатление, что дано указание, что должно быть, как можно ярче», – высказалась Шамина.
Представитель общественности также добавила, что жители многих домов жалуются, что из-за разрисованных строений перестали выглядывать в окна, настолько неприятные открываются виды.
«Граффити хорошо, когда оно уместно. А здесь эпатаж, яркость, трущобность. Мы же дома не делаем такие обои, потому что это разрушает психику. Это доказано. Люди не хотят это видеть каждый день. Я требую привести здания в Академгородке к историческому облику», – резюмировала представитель «Всероссийского общества охраны памятников истории культуры».
Впрочем, ей тут же возразила депутат новосибирского горсовета и одна из идейных вдохновительниц фестиваля «Графит Науки» Наталья Пинус.
«Мы работали вместе с СО РАН. От них были темы, на которые создавались граффити. У каждого панно есть кураторы научные. Они принимали участие не только в разработке, но и в покраске, проводили экскурсии, где ученые рассказывали о своих открытиях около этих граффити. Эскизы тоже выбирала специальная комиссия. Из 15 работ было выбрано пять. Голосование также было в сети интернет, где люди могли высказать свое мнение. А культурное наследие Академгородка – это культура новаторства», – парировала Наталья Пинус.
К слову, размещение всех панно согласовано с собственниками подстанций, электрическими сетями Академгородка, управлением по охране объектов культурного наследия Новосибирской области и сибирским управлением Ростехнадзора. На этом собравшимся на худсовет особенно акцентировал главный архитектор Ложкин, который, вот неожиданность, входил в комиссию по утверждению эскизов граффити.
В том, что в архитектуре и художественном оформлении Новосибирска, явно, что-то не так, убеждаешься, даже войдя в фойе зала, где заседает художественный совет города. Там кричащий стенд «Моя прекрасная Камбоджа».
Что сказать, Новосибирск под статус «прекрасного» уже давно не подходит.
К чему было устраивать весь этот цирк? Разрешить фестиваль, закрыть глаза на появившиеся художественные полотна, а потом устроить общественные слушания и худсоветы?
«Я абсолютно с вами согласен. Конечно, необходимо было провести и общественные слушания, и заседания общественного совета до того, как начинать работу. Но, вопрос, почему это было не сделано, это вопрос к организаторам, – ответил Сибкрай.ru главный архитектор Александр Ложкин. – Я лично, как член худсовета, ничего плохого в этих граффити не вижу».
В общем, сегодня худсовет Новосибирска поставил точку в борьбе художников и единственного жалобщика. Граффити в Академгородке не будут смыты или закрашены.
Мало того, под шумок художники успели предложить мастодонтам от новосибирского искусства, решающим как должен выглядеть Новосибирск, еще один эскиз граффити. На этот раз темой стало биотопливо. Выполненная в детской манере работа появится на трансформаторной будке на Детском проезде после одобрения художественного совета.
Один вопрос решился. А сколько осталось? Странно, что в Новосибирске обращают столько внимания на хорошие начинания, как те же граффити в Академгородке и совсем не видят того, что происходит, буквально под носом?
Вот такая картина встречает новосибирцев прямо напротив здания, где проходят заседания худсовета. Не правда ли, говорящее зрелище? Может быть граффитистов сюда пригласить?
В Новосибирске сегодня, 18 августа, состоялся художественный совет города, на котором решали вопрос, сохранить или стереть с лица земли произведения искусства, выполненные в рамках фестиваля стрит-арта «Графит науки». Речь шла о четырех произведениях, размещенных на трансформаторных подстанциях. Казалось бы, в чем вопрос вообще? Но не тут-то было. Доказывать свои позиции примчались сторонники уличного искусства и его противники. Последние не преуспели, но пообещали с претензиями вернуться.
Кто бы мог подумать, что украшение страшных облупившихся трансформаторных будок во дворах новосибирского Академгородка работами уличных художников обернется скандалом городского масштаба? Но, вышло именно так. В начале августа мэрия объявила, что первые в мире муралы, посвященные выдающимся научным открытиям, могут попросту закрасить. Дескать, в администрацию района поступила жалоба от местной жительницы и ее обязаны рассмотреть по всей строгости закона. Ибо, рисунки прошли только две из трех стадий согласования. «Поймали» организаторов ещё до того, как граффити оценил художественный совет Новосибирска.
Мэрия города запустила общественные слушания. В немилость жалобщика попали граффити, нанесенные на объекты по адресам – улица Терешковой, 34, Золотодолинская, 7, 26, и Учёных, 5. Их и предложили оценить жителям Академгородка.
В сжатые сроки местное население высказалось. Из 327 участников против оказался только один. Да и он, как рассказал сегодня на худсовете главный архитектор Новосибирска Александр Ложкин, переживал вовсе не за эстетическое восприятие созданных панно.
«Поступило сообщение, где человек выступает с опасениями за здоровье авторов граффити, так как им приходится работать с опасными красками, работать на высоте, а зачастую там же, в опасных условиях принимать пищу», – озвучил претензию Ложкин.
Возникший было в зале смешок, впрочем, тут же пропал, когда слово взяла академовская активистка Наталья Шамина, являющаяся еще и председателем совета новосибирского областного отделения «Всероссийское общество охраны памятников истории культуры».
«С 2017 года мы выступаем против искажения исторического облика Академгородка. Поскольку это всё не согласовано, идет партизанским образом. Мы надеялись, что они закончили с этим после прошлого раза, но это продолжается. Я знаю, что из одного двора этих художников просто погнали жители. Это агрессивная «вырви глаз» роспись, которая резко диссонирует с историческим обликом Академгородка и с идеей города-леса. И у меня такое подозрение, что это делается намеренно. Там должна быть многоэтажная застройка с вырубкой леса. Если в 2017 году были несколько граффити, которые пытались как-то гармонировать, то есть не таких кричащих и ярких, то сейчас у меня впечатление, что дано указание, что должно быть, как можно ярче», – высказалась Шамина.
Представитель общественности также добавила, что жители многих домов жалуются, что из-за разрисованных строений перестали выглядывать в окна, настолько неприятные открываются виды.
«Граффити хорошо, когда оно уместно. А здесь эпатаж, яркость, трущобность. Мы же дома не делаем такие обои, потому что это разрушает психику. Это доказано. Люди не хотят это видеть каждый день. Я требую привести здания в Академгородке к историческому облику», – резюмировала представитель «Всероссийского общества охраны памятников истории культуры».
Впрочем, ей тут же возразила депутат новосибирского горсовета и одна из идейных вдохновительниц фестиваля «Графит Науки» Наталья Пинус.
«Мы работали вместе с СО РАН. От них были темы, на которые создавались граффити. У каждого панно есть кураторы научные. Они принимали участие не только в разработке, но и в покраске, проводили экскурсии, где ученые рассказывали о своих открытиях около этих граффити. Эскизы тоже выбирала специальная комиссия. Из 15 работ было выбрано пять. Голосование также было в сети интернет, где люди могли высказать свое мнение. А культурное наследие Академгородка – это культура новаторства», – парировала Наталья Пинус.
К слову, размещение всех панно согласовано с собственниками подстанций, электрическими сетями Академгородка, управлением по охране объектов культурного наследия Новосибирской области и сибирским управлением Ростехнадзора. На этом собравшимся на худсовет особенно акцентировал главный архитектор Ложкин, который, вот неожиданность, входил в комиссию по утверждению эскизов граффити.
В том, что в архитектуре и художественном оформлении Новосибирска, явно, что-то не так, убеждаешься, даже войдя в фойе зала, где заседает художественный совет города. Там кричащий стенд «Моя прекрасная Камбоджа».
Что сказать, Новосибирск под статус «прекрасного» уже давно не подходит.
К чему было устраивать весь этот цирк? Разрешить фестиваль, закрыть глаза на появившиеся художественные полотна, а потом устроить общественные слушания и худсоветы?
«Я абсолютно с вами согласен. Конечно, необходимо было провести и общественные слушания, и заседания общественного совета до того, как начинать работу. Но, вопрос, почему это было не сделано, это вопрос к организаторам, – ответил Сибкрай.ru главный архитектор Александр Ложкин. – Я лично, как член худсовета, ничего плохого в этих граффити не вижу».
В общем, сегодня худсовет Новосибирска поставил точку в борьбе художников и единственного жалобщика. Граффити в Академгородке не будут смыты или закрашены.
Мало того, под шумок художники успели предложить мастодонтам от новосибирского искусства, решающим как должен выглядеть Новосибирск, еще один эскиз граффити. На этот раз темой стало биотопливо. Выполненная в детской манере работа появится на трансформаторной будке на Детском проезде после одобрения художественного совета.
Один вопрос решился. А сколько осталось? Странно, что в Новосибирске обращают столько внимания на хорошие начинания, как те же граффити в Академгородке и совсем не видят того, что происходит, буквально под носом?
Вот такая картина встречает новосибирцев прямо напротив здания, где проходят заседания худсовета. Не правда ли, говорящее зрелище? Может быть граффитистов сюда пригласить?