Повышение стоимости питания в детских садах готовит мэрия Новосибирска, родительскую плату хотят поднять на 30 рублей. При этом острым остается вопрос о качестве питания как в детских садах, так и школах – независимые исследования показывают, что некачественные и фальсифицированные продукты составляют порядка половины от всей поставляемой в столовые детских учреждений продукции. Сибкрай.ru разобрался в результатах экспертиз и попытался выяснить, действительно ли необходимо поднимать плату на питание для улучшения его качества.
Вопросы к качеству детского питания в школах и детских садах остаются, несмотря на многочисленные жалобы общественников в различные инстанции, проверки независимых экспертов и обещания властей усилить контроль за продуктами, поставляемыми в комбинаты питания и образовательные учреждения. Напомним, что еще в 2016 году новосибирские общественники обращались в прокуратуру с просьбой проверить департамент образования мэрии, так как были выявлены факты необоснованно высоких наценок на продукты в образовательных учреждениях. Наценки по городу достигали 80%, а по области доходили и до 200%. При этом эксперты отмечали, что продукты зачастую покупались сомнительного качества.
Борьба за качество
Руководитель «Сибирского федерального центра оздоровительного питания» Яков Новоселов занимается проблемами наценок и суррогатных продуктов в детских учреждениях уже пять лет. Он проводит независимые экспертизы детского питания и каждый год видит стабильный результат: до 90% продуктов в детских учреждениях – это фальсификат, суррогат или просто некачественные товары. Также остается проблема непрозрачности закупок для организации школьного и детсадовского питания. Тогда авторы исследования отмечали, что продукты поставлялись по необоснованно высоким ценам, которые зачастую превышают розничные цены в обычных магазинах. По мнению общественников, в системе поставок пищевых продуктов реализовывались мошеннические схемы.
Экспертизы проводились совместно с сотрудниками прокуратуры независимыми аккредитованными экспертными учреждениями, государственными испытательными и научными лабораториями. Общественники пришли к выводу, что Роспотребнадзор в силу ограничений федеральным законодательством не в состоянии обеспечить контроль качества продуктов, а органы местного самоуправления не желают исполнить свой долг и обеспечить контроль качества.
Какую-то конструктивную реакцию на критические замечания по поводу качества питания мэрия Новосибирска дала только осенью 2017 года. Тогда в муниципалитете пообещали потратить около трех миллионов рублей на лабораторные исследования продуктов, которые поставляются в школьные и детсадовские столовые и комбинаты питания.
В это же время начальник департамента образования сообщил, что для контроля качества питания мэрия направила в Россельхознадзор перечень из 31 образовательного учреждения и муниципальных комбинатов питания для проведения дополнительных экспертиз качества поставляемых продуктов. Также город заложил в бюджет на 2018 год расходы на проведение лабораторных исследований сырья, поставляемого для школьного питания и подготовил техническое задание для проведения конкурсных процедур по выбору аккредитованных лабораторий, которые должны будут исследовать пробы молочной и мясной продукции, фруктовых соков и нектаров.
На данный момент почти в 70-и детских учреждениях города, которые пользуются услугами «Комбината питания», система контроля качества и снижения закупочных цен на продукты работает около трех месяцев. Результаты независимых проверок улучшаются, но существенных изменений нет.
Все «лучшее» – детям
Последняя проверка продуктов питания для школьников и воспитанников детских садов проходила в третьем-четвертом кварталах прошлого года. Как сообщил Яков Новоселов, она показала, что из 50 продуктов только 26 соответствуют качеству. Чаще всего суррогат встречается в сливочном масле, молоке, мясе, колбасе, сыре, йогурте, мармеладе, шоколаде и орехах. Например, вместо натуральных молока, сыра и сливочного масла в продукт добавляют суррогат из пальмового жира. Фальсифицированную продукцию такого рода обнаружили в детском саду №510; центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Рассвет»; школе №186 в Новосибирске и №2 в городе Обь и Сибирском кадетском корпусе. К слову, в сыре, который поставили в школу №186, было выявлено «практически полное отсутствие молочного жира», продукцию признали суррогатной.
В колбасе и сосисках эксперты находят куски кишечника, мочеполовой системы, сою, химические добавки и другие отходы животного происхождения. Масса кур искусственно увеличивается за счет смеси химии и воды, а в соках содержится консервант на основе аскорбиновой кислоты, и его содержание превышает безопасный уровень на 15%. Фактический состав йогурта может не соответствовать указанному на этикетке, а в продукте выявлена бензойная кислота.
Особое внимание эксперты уделили контрафактному шоколаду, которой по закону не имеет права находиться на территории России. Такой шоколад, например, обнаружили в школе №34, поставщиком продуктов является МАУ «Комбинат питания». Экспертиза признала шоколад Kazakhstan контрафактным, у него не было маркировки, а цена оказалась выше средней розничной на 20%, средней оптовой – на 40%.
Экспертиза выявляла и другие нарушения – слишком мелкая ячменная и перловая крупа (крупность снижена в пять раз), но слишком крупная манная (крупность увеличена в девять раз), превышение содержания металломагнитной примеси в овсяных хлопьях (в два раза).
«Регулярное потребление подобных пищевых продуктов, замещение ими полноценных мясных и молочных продуктов, особенно негативно отражается на рисках возникновения алиментарно-зависимых заболеваний, связанных с дефицитом белка и железа (железодефицитные анемии, иммунодефицитные состояния, рост и формирование костно-мышечной системы у детей, функционирование нейроэндокринной системы в детском возрасте)», – заключили эксперты.
Примечательно, что цены на эти продукты превышают среднюю розничную цену в обычных магазинах на 20-200%. Долгое время ограниченный круг компаний поставлял чужую продукцию в Новосибирскую область из других регионов.
Тем не менее, общественники отмечают, что сейчас ситуация стала улучшаться. Буквально три месяца назад мэрия Новосибирска начала предпринимать шаги к улучшению качества продукции в школьных и детсадовских столовых, снижению цен на них.
«Вопрос, конечно, многогранный. В данный момент нужно просто навести порядок, чтобы закупались нормальные качественные продукты по нормальным ценам. Сейчас мэрия в части школ поставила систему контроля качества, и закупочные цены снижаются. Но это делается пока только в рамках «Комбината питания» и только в 70-и школах, – пояснил корреспонденту Сибкрай.ru Яков Новоселов. – Эта модель работает. И если она будет запущена во всех школах, то тогда надобности в повышении цен не будет».
Новоселов отмечает, что правильная модель, а именно – прозрачность закупок и контроль качества – введена только в малой части школ. Именно в них процент фальсификата и закупочные цены снижаются. Однако в остальных школах все так же, как и пять лет назад. При этом в настоящий момент муниципалитет намерен поднять уровень родительской платы за питание в детских садах – с 80 рублей до 110. Тогда как детские сады также получают продукты питания от муниципального «Комбината питания», к качеству которых остаются вопросы.
«Здесь может помочь только воля самого муниципалитета, департамента образования, – считает Новоселов. – Больше никто повлиять не сможет, даже надзорные и контролирующие органы – мы сами в этом убедились. Частично процесс запущен – и это главное. Может, сложно сделать сразу везде, но будем надеяться, что распространится это все-таки больше, чем на 60-70 образовательных учреждений. Ну, а потом будем смотреть – стоит ли вообще увеличивать плату и главное – на сколько».
Отметим, что производители молочной продукции считают борьбу с суррогатом, особенно в учебных учреждениях, глобальной, в которой должны участвовать все. Одна из причин, почему рынок наводнен некачественной продукцией, которая потом беспрепятственно попадает в школы и детские сады – недостаточный контроль соответствующих органов. Система контроля предполагает оповещение директоров предприятий о скорой проверке, изучению подвергают только работу предприятия. Большое количество фальсификата и суррогатных продуктов, которые закупают для общеобразовательных учреждений, делает неконкурентной продукцию добросовестных компаний и может привести к их полному закрытию. Тогда кроме фальсификата покупать будет нечего.
«Почему люди покупают суррогат? – объяснял ранее директор предприятия «Доронинский продукт Вадим Паньшин. – Все дело в том, что такие продукты стоят достаточно дешево, меньше себестоимости в полтора раза. И продукты, которые стоят 50 рублей, а не 30, проигрывают в этой борьбе. Потребители без разбору берут фальсифицированный продукт просто потому, что если он стоит на полке с названием «Молоко», то, значит, это молоко. Обычный потребитель в составе разбираться не будет. Я не согласен с тем, что сейчас якобы наблюдается профицит молока. Разве преобладание некачественных продуктов можно назвать преобладанием молока вообще?»
Нормы питания и цены
Намерения городской отрасли образования о повышении родительской платы за питание в детских садах прозвучали на заседании постоянной комиссии Совета депутатов еще в конце 2017 года. Тогда специалисты уточнили, что последний раз стоимость питания менялась в 2014 году, а за три года произошел рост цен на основные продукты питания.
«Средний рост цен на продовольственные товары с 2014 по 2017 год по отдельным продуктам по городам Сибирского федерального округа составил 137,5 %», – представил данные Новосибирскстат.
Также специалисты провели анализ ситуации в разных городах России, который показал, что наименьшая сумма оплаты питания зарегистрирована в Пензе и составляет 75 рублей, а максимальная – 145 рублей – в Ярославле.
«Сейчас Новосибирск в числе отстающих по сумме, выделяемой на организацию питания в детских садах», – отмечали ранее в Горсовете.
Поддержали позицию мэрии на заседании комиссии и представители Роспотребнадзора. Они выразили мнение, что «невозможно соблюсти нормы питания в детских дошкольных учреждениях из-за нехватки предусмотренных средств родительской платы». Роспотребнадзор выявил дефицит по отдельным видам пищевых продуктов, нехватку продуктов, которые бы соответствовали требованиям и нормативам калорийности, витаминизации и других параметров.
Принимая во внимание эту информацию, департамент образования совместно с департаментом экономики и стратегического планирования мэрии выполнил расчет стоимости питания детей, которая позволила бы соблюдать нормы СанПин.
«В соответствии с нормами СанПин, стоимость набора продуктов для детей до трех лет составляет 100 рублей, для детей от трех до семи лет – 120 рублей», – сообщили в мэрии.
В данный момент департамент образования мэрии города продолжает работу по этому вопросу. Дополнительное обсуждение порядка расчета родительской платы за питание состоится на комиссии депутатов в третьей декаде марта. Общественники, впрочем, с выводами о взаимосвязи объемов родительской платы с качеством питания не согласны.