Локомотив пассажирского поезда «Новосибирск – Бийск» сошел с рельс из-за попавших на пути воды и грунта. Вода, обрушившаяся на рельсы, собралась во время ливня в котловане, вырытом рабочими для ремонта теплотрассы возле насыпи железной дороги. Работы на этом объекте вели специалисты «Сибэко».
Локомотив пассажирского поезда №602 «Новосибирск – Бийск» сошел с рельс в 05.28 2 июля на перегоне между станциями «Новосибирск-Главный» и «Новосибирск-Южный» в Октябрьском районе города. В этот момент в поезде (состав из 12 вагонов) находились более 400 человек, никто из них не пострадал. Как сообщили в Западно-Сибирском управлении железной дороги, ЧП произошло из-за прорыва ливневой канализации и обрушившегося на дорожное полотно потока грязи. Вода и грязь залила пути на протяжении семи-восьми метров.
В мэрии Новосибирска в ответ на запрос Сибкрай.ru сообщили, что ливневую канализацию на улице Зыряновская специалисты муниципального «Гормоста» проверяли 30 июня, она работала в штатном режиме.
«Ситуацию усугубило то, что в данном месте ливневый коллектор пересекается с теплотрассой, где проводились ремонтные работы после гидравлических испытаний. После проведения АО «Сибэко» аварийных работ котлован, стенка которого примыкает к железнодорожной насыпи, не был закрыт. Скопившийся в котловане вследствие обвального ливня большой объем воды продавил стенку, в результате чего вода вместе с грунтом пошла на железнодорожные пути», – объяснили в мэрии Новосибирска.
На ликвидации последствий аварии накануне работали 34 человека и три единицы техники. Как сообщили в управлении МЧС по Новосибирской области, состав поезда был отбуксирован на вокзал «Новосибирск-Главный» резервным локомотивом, после чего поезд переформировали и отправили в Бийск. Было открыто реверсное движение по первому пути до главного вокзала, на восстановление путей выезжал специальный восстановительный поезд со станции «Инская». Работами железнодорожников руководил начальник ЗСЖД Анатолий Регер.
По данным ЗСЖД, в связи с происшествием был задержан один пригородный поезд, еще два пустили другими маршрутами. В настоящий момент по факту случившегося проводится проверка, ее инициировали в Западно-Сибирском следственном управлении на транспорте СКР. На место происшествия выезжала следственная группа. Между тем, специалисты «Сибэко» засыпали обрушившийся котлован, рабочие готовятся к укладке асфальта. Ожидается, что все работы будут завершены 4 июля. Редакция Сибкрай.ru направила запрос в АО «Сибэко», однако ответ не получила. Вместо этого компания распространила сообщение с разъяснением своей позиции.
В АО «Сибэко» позднее сообщили, что обрушение стены котлована и земляной насыпи на железную дорогу было вызвано тремя факторами – технологической особенностью конструкции, загрязнением ливневого коллектора и значительным количеством осадков. Как объяснили в компании, работы по устранению дефекта на теплотрассе проводились 23 июня. Особенностью этого дефекта было то, что железобетонный ливневый коллектор пересекал магистральный трубопровод.
Как рассказали в «Сибэко», для устранения дефекта необходимо было вырыть котлован и демонтировать верхнее перекрытие коллектора. При этом рабочие обнаружили, что ливневка была «существенно заилена», о чем они поставили в известность муниципальный «Гормост» и предложили почистить коллектор, пока он вскрыт. Эту информацию в «Гормосте» приняли к сведению, отметили в компании.
«2 июля 2017 года произошло выпадение значительного количества осадков, которые должны были отводиться данным ливневым коллектором. В результате сочетания демонтированного перекрытия коллектора и его загрязнения, коллектор встал под напор, и часть отводимой воды стала поступать в котлован, после чего произошло его наполнение осадками с дальнейшим обводнением земляного откоса ограждающей конструкции железнодорожного полотна и последующим частичным разрушением», – рассказали в «Сибэко».
Уже после случившегося коллектор обследовали и почистили, вечером 2 июля его засыпали. По оценке «Сибэко», все службы отреагировали на происшествие оперативно.
«Особенность данной технологической конструкции еще раз подтверждает наличие проблематики несоблюдения норм проектирования и строительства, особенно в местах пересечения инженерных коммуникаций, поэтому в ближайшее время предстоит детально разобраться в причинах возникновения данного нарушения, для чего создана специальная комиссия по расследованию», – добавили в компании.