Лента новостей

Все новости

Популярное

Парк больших и несбывшихся надежд

 Андрей Чик   Фото: «Коммерсантъ» / Кирилл Кухмарь

Парк больших и несбывшихся надежд

Грандиозный региональный проект по строительству промышленно-логистического парка (ПЛП), стартовавший в 2007 году, является на сегодня одним из самых серьезных направлений бюджетных инвестиций. На строительство объектов и предоставление налоговых льгот для резидентов парка направлено почти пять миллиардов рублей. По данным Сибкрай.ru, около 800 миллионов рублей из этой суммы стали, по сути, лишними вложениями, поскольку их выделение не было обосновано потребностью управляющей компанией парка. Сам же проект не дал той отдачи, на которую рассчитывали власти.

Бюджетные средства на ПЛП с 2011 года выделялись в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Развитие промышленно-логистического парка на территории Новосибирской области на 2011-2016 годы», а с 2015 года – в рамках госпрограммы «Стимулирование инвестиционной и инновационной активности в Новосибирской области на 2015-2021 годы». Всего за 2007-2015 годы (в 2007 году вышло распоряжение губернатора области о создании парка) на строительство ПЛП выделено из областного бюджета и предоставлено налоговых льгот на сумму более 4,87 миллиарда рублей. 

Преимущественно это были именно деньги – бюджетные вливания на создание парка. Бюджетные инвестиции составили в целом почти 4,5 миллиарда рублей. Еще 181,5 миллиона ушло на строительство объектов инфраструктуры через ГКУ «Управление капитального строительства»,  122,1 миллиона – через минтранс Новосибирской области. Налоговые же льготы и субсидии АО «Управляющая компания «ПЛП» составили лишь 71,27 миллиона рублей. 

Получается, что подход властей к реализации проекта таков: «помогать деньгами, а не преференциями». Принцип этот можно было бы считать отличным, если вставать на позицию бизнеса. Но, если рассматривать его с точки зрения бюджета (читай в разной степени каждого жителя области), то об эффективности госвложений можно судить по тому, как обеспечен возврат средств.

До 2014 года деньги, прежде чем «попасть» по назначению, шли в АО «Агентство инвестиционного развития». В договорах, заключенных областным департаментом имущественных и земельных отношений (ДИЗО) с получателем средств до 2014 года, условия о целевом использовании полученных средств, а также ответственность и штрафные санкции за невыполнение условий получателем бюджетных инвестиций, не были установлены. Это, к слову, вообще общая практика в отношениях между «АИР» и ДИЗО. Назовем такую практику особыми отношения. Так вот, в случае с ПЛП эти особые отношения привели к отвлечению полученных на строительство парка средств. Только на 1 января 2013 года в распоряжении АО «АИР» оставалось более 666 миллионов рублей, из них почти 458,5 миллиона были направлены на мероприятия, не связанные со строительством ПЛП. 

С 2014 года ситуация меняется. Бюджетные инвестиции предоставляются непосредственно АО «УК «ПЛП» (2014 – 400 миллионов рублей, 2015 – около 368 миллионов). При этом предварительно оценку эффективности вложений делает минэкономразвития, а региональный минфин оценивает финансовую сторону вопроса, – соответствие объема финансирования проекта утвержденным бюджетным ассигнованиям и возможность включения в областной бюджет дополнительных расходов. Однако по факту в минстрой даже не поступали проекты решений о предоставлении бюджетных инвестиций на проведение экспертизы на соответствие предварительной оценки стоимости объектов капитального строительства. А раз нет таких документов, то можно сделать вывод о не совсем правильном порядке выделения средств. Действовали по правилу: «дадим, а потом разберемся кому и на что». Всего так – без заключения министерства строительства региона о проведении экспертизы проекта решения на соответствие предварительной оценки стоимости объектов капитального строительства и сроков осуществления строительных работ – было выделено почти 768 миллионов рублей. 

Выделяй, но проверяй

Первоначально выделение бюджетных инвестиций АО «УК «ПЛП» утверждено постановлением правительства Новосибирской области на 2014 год в сумме 400 миллионов рублей, на 2015 год – без малого 433 миллиона. Определены были 22 объекта инфраструктуры ПЛП и объемы затрат за счет бюджетных инвестиций на каждый их них. В течение 2015 года объем бюджетных инвестиций на 2015 год был уменьшен до 368 миллионов рублей. 

Согласно отчету АО «УК «ПЛП», в 2015 году за счет бюджетных инвестиций оплачено работ по 20 объектам строительства на сумму 211,2 миллиона рублей. За первый квартал 2016 года бюджетные инвестиции освоены в сумме почти 32 миллионов рублей. При этом средства были направлены только на один объект, а по шести объектам, которые должны быть введены в эксплуатацию в четвертом квартале 2015 года, оплата не производилась, объекты в эксплуатацию не введены. Таким образом, по итогам 2015 года освоение бюджетных инвестиций осуществлялось АО «УК «ПЛП» с нарушением  договорных обязательств по семи объектам. К тому же АО «УК «ПЛП» нарушило сроки вложения бюджетных инвестиций, что влечет за собой ответственность получателя в виде уплаты в областной бюджет неустойки. 

По данным Сибкрай.ru, требование об уплате неустойки на общую сумму более четырех миллионов рублей и было предъявлено. Правда, УК «ПЛП» реально до осени 2016 года оплатило лишь четверть необходимой суммы.

Если же говорить о целевом использовании средств, то здесь формально даже нет предмета для анализа, поскольку главным распорядителем бюджетных средств (ДИЗО) и государственным заказчиком госпрограммы (минэкономразвития региона) проверки АО «УК «ПЛП» на предмет целевого использования бюджетных инвестиций и соблюдения условий их предоставления долго не проводились. Но когда проверка все же была назначена (проводили ее представители минстроя и минтранса области), были выявлены нарушения. В частности, завышение стоимости выполненных работ (оплачены работы без подтверждения в полном объеме первичными документами). В 2013 году – на сумму 14,7 миллиона, выделенных на строительство межплощадочных дорог ПЛП. В 2014 году – на сумму 65,1 миллиона, по таким объектам, как распределительные сети, коллекторы ливневых и сточных вод, станции очистки воды. Кроме того, было выявлено завышение начальной стоимости контракта по строительству канализационных коллекторов: в 2013 году – на сумму почти 227 миллионов рублей   (ООО «Бристоль-строй»); в 2015 году – на сумму 19,2 миллиона рублей (ООО «Промжилстрой»). 

Еще одно нарушение выразилось в том, что УК «ПЛП» не предъявлено штрафных санкций подрядным организациям за нарушения сроков исполнения договоров (с учетом дополнительных соглашений к договорам по изменению сроков исполнения обязательств) по указанным выше объектам всего на сумму 236,1 миллиона рублей.
 
Гладко на бумаге

Эффективность проекта по созданию промышленно-логистического парка при участии государства может оценить и не специалист, – через анализ программных документов региона. Так, в долгосрочной целевой программе «Развитие промышленно-логистического парка на территории Новосибирской области на 2011-2016 годы» установлены три целевых индикатора оценки достижения цели. В соответствии с отчетными данными за 2013 год не достигнуты плановые значения по двум индикаторам, за 2014 год целевые показатели выполнены:
– общий объем инвестиций в проекты резидентов, реализующиеся на территории ПЛП – 11,56 миллиона рублей и 44,5 миллиона соответственно (74% и 115% от плана);
– выручка резидентов ПЛП – 0 рублей и 1,042 миллиарда рублей (при плане 58,7 миллиона и  990,9 миллиона). 
– количество новых инвестиционных проектов резидентов ПЛП – девять и шесть (150% и 120% от плана).

Другая госпрограмма «Реализация парковой и кластерной политики на территории Новосибирской области» тоже имеет целевые индикаторы, касающиеся ПЛП. Например, по плану действующие парковые проекты Новосибирской области должны иметь 27 резидентов, фактически – 20. В 2015 году три резидента расторгли договоры с АО «УК «ПЛП», четыре компании находились в стадии согласования и принятия решения о начале реализации проектов на территории ПЛП. Объем налоговых поступлений резидентов действующих парковых проектов Новосибирской области планировался на уровне 148,2 миллиона рублей, получилось – 78.3 миллиона (в связи с расторжением договоров с резидентами). 

И, наконец, регион устанавливал показатели бюджетной и социальной эффективности проекта. Так, дополнительные денежные поступления в бюджет Новосибирской области по результатам реализации проекта (2016 год) должны были составить более 16 миллиардов рублей, а реализация мероприятий развития ПЛП – привести к созданию более десяти тысяч новых рабочих мест. По данным Сибкрай.ru, по факту создано 670 рабочих мест, а бюджет получил 224,5 миллиона рублей в виде налоговых отчислений. Комментарии, думается, излишни.

Грандиозный региональный проект по строительству промышленно-логистического парка (ПЛП), стартовавший в 2007 году, является на сегодня одним из самых серьезных направлений бюджетных инвестиций. На строительство объектов и предоставление налоговых льгот для резидентов парка направлено почти пять миллиардов рублей. По данным Сибкрай.ru, около 800 миллионов рублей из этой суммы стали, по сути, лишними вложениями, поскольку их выделение не было обосновано потребностью управляющей компанией парка. Сам же проект не дал той отдачи, на которую рассчитывали власти.

Бюджетные средства на ПЛП с 2011 года выделялись в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Развитие промышленно-логистического парка на территории Новосибирской области на 2011-2016 годы», а с 2015 года – в рамках госпрограммы «Стимулирование инвестиционной и инновационной активности в Новосибирской области на 2015-2021 годы». Всего за 2007-2015 годы (в 2007 году вышло распоряжение губернатора области о создании парка) на строительство ПЛП выделено из областного бюджета и предоставлено налоговых льгот на сумму более 4,87 миллиарда рублей. 

Преимущественно это были именно деньги – бюджетные вливания на создание парка. Бюджетные инвестиции составили в целом почти 4,5 миллиарда рублей. Еще 181,5 миллиона ушло на строительство объектов инфраструктуры через ГКУ «Управление капитального строительства»,  122,1 миллиона – через минтранс Новосибирской области. Налоговые же льготы и субсидии АО «Управляющая компания «ПЛП» составили лишь 71,27 миллиона рублей. 

Получается, что подход властей к реализации проекта таков: «помогать деньгами, а не преференциями». Принцип этот можно было бы считать отличным, если вставать на позицию бизнеса. Но, если рассматривать его с точки зрения бюджета (читай в разной степени каждого жителя области), то об эффективности госвложений можно судить по тому, как обеспечен возврат средств.

До 2014 года деньги, прежде чем «попасть» по назначению, шли в АО «Агентство инвестиционного развития». В договорах, заключенных областным департаментом имущественных и земельных отношений (ДИЗО) с получателем средств до 2014 года, условия о целевом использовании полученных средств, а также ответственность и штрафные санкции за невыполнение условий получателем бюджетных инвестиций, не были установлены. Это, к слову, вообще общая практика в отношениях между «АИР» и ДИЗО. Назовем такую практику особыми отношения. Так вот, в случае с ПЛП эти особые отношения привели к отвлечению полученных на строительство парка средств. Только на 1 января 2013 года в распоряжении АО «АИР» оставалось более 666 миллионов рублей, из них почти 458,5 миллиона были направлены на мероприятия, не связанные со строительством ПЛП. 

С 2014 года ситуация меняется. Бюджетные инвестиции предоставляются непосредственно АО «УК «ПЛП» (2014 – 400 миллионов рублей, 2015 – около 368 миллионов). При этом предварительно оценку эффективности вложений делает минэкономразвития, а региональный минфин оценивает финансовую сторону вопроса, – соответствие объема финансирования проекта утвержденным бюджетным ассигнованиям и возможность включения в областной бюджет дополнительных расходов. Однако по факту в минстрой даже не поступали проекты решений о предоставлении бюджетных инвестиций на проведение экспертизы на соответствие предварительной оценки стоимости объектов капитального строительства. А раз нет таких документов, то можно сделать вывод о не совсем правильном порядке выделения средств. Действовали по правилу: «дадим, а потом разберемся кому и на что». Всего так – без заключения министерства строительства региона о проведении экспертизы проекта решения на соответствие предварительной оценки стоимости объектов капитального строительства и сроков осуществления строительных работ – было выделено почти 768 миллионов рублей. 

Выделяй, но проверяй

Первоначально выделение бюджетных инвестиций АО «УК «ПЛП» утверждено постановлением правительства Новосибирской области на 2014 год в сумме 400 миллионов рублей, на 2015 год – без малого 433 миллиона. Определены были 22 объекта инфраструктуры ПЛП и объемы затрат за счет бюджетных инвестиций на каждый их них. В течение 2015 года объем бюджетных инвестиций на 2015 год был уменьшен до 368 миллионов рублей. 

Согласно отчету АО «УК «ПЛП», в 2015 году за счет бюджетных инвестиций оплачено работ по 20 объектам строительства на сумму 211,2 миллиона рублей. За первый квартал 2016 года бюджетные инвестиции освоены в сумме почти 32 миллионов рублей. При этом средства были направлены только на один объект, а по шести объектам, которые должны быть введены в эксплуатацию в четвертом квартале 2015 года, оплата не производилась, объекты в эксплуатацию не введены. Таким образом, по итогам 2015 года освоение бюджетных инвестиций осуществлялось АО «УК «ПЛП» с нарушением  договорных обязательств по семи объектам. К тому же АО «УК «ПЛП» нарушило сроки вложения бюджетных инвестиций, что влечет за собой ответственность получателя в виде уплаты в областной бюджет неустойки. 

По данным Сибкрай.ru, требование об уплате неустойки на общую сумму более четырех миллионов рублей и было предъявлено. Правда, УК «ПЛП» реально до осени 2016 года оплатило лишь четверть необходимой суммы.

Если же говорить о целевом использовании средств, то здесь формально даже нет предмета для анализа, поскольку главным распорядителем бюджетных средств (ДИЗО) и государственным заказчиком госпрограммы (минэкономразвития региона) проверки АО «УК «ПЛП» на предмет целевого использования бюджетных инвестиций и соблюдения условий их предоставления долго не проводились. Но когда проверка все же была назначена (проводили ее представители минстроя и минтранса области), были выявлены нарушения. В частности, завышение стоимости выполненных работ (оплачены работы без подтверждения в полном объеме первичными документами). В 2013 году – на сумму 14,7 миллиона, выделенных на строительство межплощадочных дорог ПЛП. В 2014 году – на сумму 65,1 миллиона, по таким объектам, как распределительные сети, коллекторы ливневых и сточных вод, станции очистки воды. Кроме того, было выявлено завышение начальной стоимости контракта по строительству канализационных коллекторов: в 2013 году – на сумму почти 227 миллионов рублей   (ООО «Бристоль-строй»); в 2015 году – на сумму 19,2 миллиона рублей (ООО «Промжилстрой»). 

Еще одно нарушение выразилось в том, что УК «ПЛП» не предъявлено штрафных санкций подрядным организациям за нарушения сроков исполнения договоров (с учетом дополнительных соглашений к договорам по изменению сроков исполнения обязательств) по указанным выше объектам всего на сумму 236,1 миллиона рублей.
 
Гладко на бумаге

Эффективность проекта по созданию промышленно-логистического парка при участии государства может оценить и не специалист, – через анализ программных документов региона. Так, в долгосрочной целевой программе «Развитие промышленно-логистического парка на территории Новосибирской области на 2011-2016 годы» установлены три целевых индикатора оценки достижения цели. В соответствии с отчетными данными за 2013 год не достигнуты плановые значения по двум индикаторам, за 2014 год целевые показатели выполнены:
– общий объем инвестиций в проекты резидентов, реализующиеся на территории ПЛП – 11,56 миллиона рублей и 44,5 миллиона соответственно (74% и 115% от плана);
– выручка резидентов ПЛП – 0 рублей и 1,042 миллиарда рублей (при плане 58,7 миллиона и  990,9 миллиона). 
– количество новых инвестиционных проектов резидентов ПЛП – девять и шесть (150% и 120% от плана).

Другая госпрограмма «Реализация парковой и кластерной политики на территории Новосибирской области» тоже имеет целевые индикаторы, касающиеся ПЛП. Например, по плану действующие парковые проекты Новосибирской области должны иметь 27 резидентов, фактически – 20. В 2015 году три резидента расторгли договоры с АО «УК «ПЛП», четыре компании находились в стадии согласования и принятия решения о начале реализации проектов на территории ПЛП. Объем налоговых поступлений резидентов действующих парковых проектов Новосибирской области планировался на уровне 148,2 миллиона рублей, получилось – 78.3 миллиона (в связи с расторжением договоров с резидентами). 

И, наконец, регион устанавливал показатели бюджетной и социальной эффективности проекта. Так, дополнительные денежные поступления в бюджет Новосибирской области по результатам реализации проекта (2016 год) должны были составить более 16 миллиардов рублей, а реализация мероприятий развития ПЛП – привести к созданию более десяти тысяч новых рабочих мест. По данным Сибкрай.ru, по факту создано 670 рабочих мест, а бюджет получил 224,5 миллиона рублей в виде налоговых отчислений. Комментарии, думается, излишни.