Лента новостей

Все новости

Популярное

Мусор по концессии: «Кто будет отвечать за последствия?»

    Фото: kaluganews.ru, Законодательное собрание Новосибирской области

Мусор по концессии: «Кто будет отвечать за последствия?»

Условия концессионного соглашения по строительству двух мусоросортировочных комплексов вызвали жаркую дискуссию у депутатов Законодательного собрания Новосибирской области. Их возмутило «тихое» заключение сделки, а также нарушения юридических норм и «ловушки» в официальных документах.
 
Заседание комитета Заксобрания региона по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам прошло 12 октября. До этого специалисты департаментов по социально-экономическим и правовым вопросам парламента подготовили анализ концессионного соглашения регионального правительства с компанией «Экология-Новосибирск» по строительству двух мусоросортировочных комплексов в Раздольном и Верх-Туле. Помимо того, что депутаты остались недовольны тем, что их не поставили в известность о подписании этой крупной сделки, у них возник ряд других вопросов к документам.

«Моментов, которые могут быть оспорены, очень много. В справке, подготовленной профильными департаментами Законодательного собрания, указано множество примеров нарушения действующего законодательства и возможного экономического ущерба, которые понесет областной бюджет, – отметил, в частности, заместитель председателя комитета Олег Сметанин. – Поэтому от депутатов требуется глубокий и всесторонний анализ этой сделки. Предлагаю создать рабочую группу, в которую должны войти законодатели, представители исполнительной власти, а также прокуратуры».

Напомним, что по условиям концессионного соглашения правительство Новосибирской области обязуется компенсировать инвестору недополученные доходы – объем гарантированного дохода был установлен в размере 121 миллиарда рублей. Договор с «Экологией-Новосибирск» при этом будет действовать 40 лет. 

«У меня вызывает удивление факт, что министерство экономического развития Новосибирской области не проинформировало Законодательное собрание о подписании крупной сделки, которая затрагивает интересы каждого жителя области. Концессионное соглашение прошло согласование в нескольких министерствах и ведомствах правительства Новосибирской области, в том числе – в министерстве юстиции, но при этом в документе есть нарушения юридических норм и определенные ловушки, которые увидели специалисты Законодательного собрания. Хотелось бы знать имена тех, кто готовил этот документ, чтобы уволить их с государственной службы», – заявил Сметанин.

В Заксобрании Новосибирской области указали, что само концессионное соглашение не позволяет провести полноценный анализ финансово-экономических взаимоотношений сторон – в документе не хватает информации об инвестиционных и производственных расходах, а также других параметров, использованных для расчета стоимости услуг концессионера. 

«При этом речь идет о шести миллиардах рублей! Не понимаю, как можно подписывать такие документы, не зная технических параметров? – возмутился депутат Евгений Покровский. – И главный вопрос, который возникает – кто будет отвечать за последствия этой сделки?»

Депутаты раскритиковали «мусорную» реформу >>

По итогам заседания депутаты решили создать рабочую группу, которая займется изучением соглашения более предметно. Эту работу будет курировать заместитель председателя комитета Вадим Агеенко, который уже выступал с критикой этого договора. 

заксо.jpg

«Вопрос стоит так: если условия соглашения экономически не выгодны для Новосибирской области, которая обязуется на 40 лет взять на себя значительную финансовую нагрузку, то необходимо либо вынуждать концессионера вносить изменения в договор, либо расторгать это соглашение, – заявил Агеенко. – Есть и юридические моменты. В одной из статей написано, что соглашение вступает в силу со дня подписания, то есть у области возникают обязанности: предоставить технические условия, землю, и это выполняется. А вот обязанности по срокам со стороны концессионера очень расплывчатые: не более чем за 33 месяца построить два утилизационных полигона и два перерабатывающих завода. Неустойка очень незначительная, и мы будем задавать вопрос об этом. Реальное окончание строительства – 2019 год, а область берет на себя обязанность уже в 2017 году поставить в Раздольном ТБК, хотя там нет полигона. При этом валовая выручка инвестора составит 270 миллионов, но откуда она возьмется, если ему негде работать? Такие противоречия в соглашении есть, и мы готовы доказывать, что оно нам в этом виде невыгодно».

Отметим, что все еще остается открытым вопрос тарифной политики. Услуга по вывозу, обработке и утилизации мусора станет в будущем году отдельной строчкой в коммунальных платежах. У депутатов есть опасения, что с подачи инвестора мусоросортировочных комплексов тариф вырастет в несколько раз. 

«С нами никто не советовался, не предоставлял расчетов – будет ли повышен тариф? Хотя, если по условиям соглашения бюджет будет отвечать за действия концессионера, должно быть все прозрачно. Депутаты представляют интересы населения Новосибирской области, и если повысятся тарифы, а качество услуг не изменится, останется та же грязь, как можно увидеть сейчас, – мы будем нести ответственность за это перед своими избирателями. И поэтому депутаты обязаны спросить у правительства – почему заключили такое соглашение?» – заметил еще один зампредседателя комитета Дмитрий Козловский. 

«Еще один аспект: область обязуется обеспечить загруженность мусороперерабатывающих предприятий сырьем в полном объеме. Это – 800 тысяч тонн в год. По данным Новосибирскоблстата, в 2015 году было вывезено 350 тысяч тонн мусора. Даже если статистика отражает не все, разброс более чем в два раза – очень значительный», – добавил Агеенко.
 
Напомним, что перспектива строительства мусоросортировочных комплексов вызывает вопросы и у жителей региона. В частности, против появления такого комплекса в Раздольном выступали местные жители, они указывали, что подобное предприятие окажет негативное влияние на состояние окружающей среды. Они требовали выбрать для комплекса с полигоном другое место, однако некоторые подготовительные работы к строительству уже идут.

Условия концессионного соглашения по строительству двух мусоросортировочных комплексов вызвали жаркую дискуссию у депутатов Законодательного собрания Новосибирской области. Их возмутило «тихое» заключение сделки, а также нарушения юридических норм и «ловушки» в официальных документах.
 
Заседание комитета Заксобрания региона по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам прошло 12 октября. До этого специалисты департаментов по социально-экономическим и правовым вопросам парламента подготовили анализ концессионного соглашения регионального правительства с компанией «Экология-Новосибирск» по строительству двух мусоросортировочных комплексов в Раздольном и Верх-Туле. Помимо того, что депутаты остались недовольны тем, что их не поставили в известность о подписании этой крупной сделки, у них возник ряд других вопросов к документам.

«Моментов, которые могут быть оспорены, очень много. В справке, подготовленной профильными департаментами Законодательного собрания, указано множество примеров нарушения действующего законодательства и возможного экономического ущерба, которые понесет областной бюджет, – отметил, в частности, заместитель председателя комитета Олег Сметанин. – Поэтому от депутатов требуется глубокий и всесторонний анализ этой сделки. Предлагаю создать рабочую группу, в которую должны войти законодатели, представители исполнительной власти, а также прокуратуры».

Напомним, что по условиям концессионного соглашения правительство Новосибирской области обязуется компенсировать инвестору недополученные доходы – объем гарантированного дохода был установлен в размере 121 миллиарда рублей. Договор с «Экологией-Новосибирск» при этом будет действовать 40 лет. 

«У меня вызывает удивление факт, что министерство экономического развития Новосибирской области не проинформировало Законодательное собрание о подписании крупной сделки, которая затрагивает интересы каждого жителя области. Концессионное соглашение прошло согласование в нескольких министерствах и ведомствах правительства Новосибирской области, в том числе – в министерстве юстиции, но при этом в документе есть нарушения юридических норм и определенные ловушки, которые увидели специалисты Законодательного собрания. Хотелось бы знать имена тех, кто готовил этот документ, чтобы уволить их с государственной службы», – заявил Сметанин.

В Заксобрании Новосибирской области указали, что само концессионное соглашение не позволяет провести полноценный анализ финансово-экономических взаимоотношений сторон – в документе не хватает информации об инвестиционных и производственных расходах, а также других параметров, использованных для расчета стоимости услуг концессионера. 

«При этом речь идет о шести миллиардах рублей! Не понимаю, как можно подписывать такие документы, не зная технических параметров? – возмутился депутат Евгений Покровский. – И главный вопрос, который возникает – кто будет отвечать за последствия этой сделки?»

Депутаты раскритиковали «мусорную» реформу >>

По итогам заседания депутаты решили создать рабочую группу, которая займется изучением соглашения более предметно. Эту работу будет курировать заместитель председателя комитета Вадим Агеенко, который уже выступал с критикой этого договора. 

заксо.jpg

«Вопрос стоит так: если условия соглашения экономически не выгодны для Новосибирской области, которая обязуется на 40 лет взять на себя значительную финансовую нагрузку, то необходимо либо вынуждать концессионера вносить изменения в договор, либо расторгать это соглашение, – заявил Агеенко. – Есть и юридические моменты. В одной из статей написано, что соглашение вступает в силу со дня подписания, то есть у области возникают обязанности: предоставить технические условия, землю, и это выполняется. А вот обязанности по срокам со стороны концессионера очень расплывчатые: не более чем за 33 месяца построить два утилизационных полигона и два перерабатывающих завода. Неустойка очень незначительная, и мы будем задавать вопрос об этом. Реальное окончание строительства – 2019 год, а область берет на себя обязанность уже в 2017 году поставить в Раздольном ТБК, хотя там нет полигона. При этом валовая выручка инвестора составит 270 миллионов, но откуда она возьмется, если ему негде работать? Такие противоречия в соглашении есть, и мы готовы доказывать, что оно нам в этом виде невыгодно».

Отметим, что все еще остается открытым вопрос тарифной политики. Услуга по вывозу, обработке и утилизации мусора станет в будущем году отдельной строчкой в коммунальных платежах. У депутатов есть опасения, что с подачи инвестора мусоросортировочных комплексов тариф вырастет в несколько раз. 

«С нами никто не советовался, не предоставлял расчетов – будет ли повышен тариф? Хотя, если по условиям соглашения бюджет будет отвечать за действия концессионера, должно быть все прозрачно. Депутаты представляют интересы населения Новосибирской области, и если повысятся тарифы, а качество услуг не изменится, останется та же грязь, как можно увидеть сейчас, – мы будем нести ответственность за это перед своими избирателями. И поэтому депутаты обязаны спросить у правительства – почему заключили такое соглашение?» – заметил еще один зампредседателя комитета Дмитрий Козловский. 

«Еще один аспект: область обязуется обеспечить загруженность мусороперерабатывающих предприятий сырьем в полном объеме. Это – 800 тысяч тонн в год. По данным Новосибирскоблстата, в 2015 году было вывезено 350 тысяч тонн мусора. Даже если статистика отражает не все, разброс более чем в два раза – очень значительный», – добавил Агеенко.
 
Напомним, что перспектива строительства мусоросортировочных комплексов вызывает вопросы и у жителей региона. В частности, против появления такого комплекса в Раздольном выступали местные жители, они указывали, что подобное предприятие окажет негативное влияние на состояние окружающей среды. Они требовали выбрать для комплекса с полигоном другое место, однако некоторые подготовительные работы к строительству уже идут.