«Участники экспедиции рады завершению путешествия, – рассказал порталу Сибкрай.ru pr-менеджер экспедиции Роман Кореш. – Люди целый год плавали и, наконец, приплыли. Причем плавали не в Обском море, где нет угрозы жизни, а в открытом океане, где случись что, даже вертолет не успеет долететь. Поэтому, конечно, они очень довольны, что все закончилось благополучно».
Вся кругосветка была разбита на четыре этапа. Последний стартовал в порту бразильского города Форталеза 31 марта 2012 года. Катамаран должен был пройти по маршруту: Бразилия – Тринидад – Тобаго – Гваделупа – Доминиканская Республика – Ямайка – Куба – Мексика – Коста-Рика – Панама – Галапагосские острова (Эквадор) – остров Пасхи (Чили) – Французская Полинезия (Франция) – Острова Кука (Новая Зеландия) – Тонга – Фиджи – Вануату (острова Новые Гебриды) – Новая Каледония (Франция) – Австралия (в том числе острова Большого Барьерного Рифа) – Папуа-Новая Гвинея – Индонезия – Сингапур – Малайзия (район Малаккского пролива) – Таиланд.
«Из-за того, что путешественников в самом начале экспедиции задержали в Форталезе из-за бюрократических процедур, от маршрута пришлось немного отклониться, – пояснил Роман Кореш. – Поэтому погодные условия в тех регионах, где они шли, уже были неблагоприятными для плавания. Например, если бы катамаран зашел на остров Пасхи, как это предполагалось изначально, то из-за сильных ураганов им бы пришлось задержаться там на три-четыре месяца».
Протяженность маршрута составила 17363 морских миль, или чуть больше 32 тысяч километров.
В плавании не обошлось без ЧП. В сентябре, когда катамаран проходил воды Тихого океана, пятиметровые волны и шквальный ветер едва не стали причиной потери одного из участников экспедиции Станислава Березкина. «Из-за шквала мы начали сбрасывать паруса, – рассказал участник экспедиции Евгений Ковалевский. – Стас ухватился за кливер, но в этот момент парус разорвало ветром, его стало сильно трепать. Стаса, как игрушку, выбросило за борт перед катамараном, и он исчез под днищем судна». Проплывая под днищем, Березкин успел ухватиться за одну из веревок, свисающих с судна и выбраться, когда катамаран сбавил ход. Потом совместными усилиями его вытащили на палубу катамарана.
Позже, во время перехода до острова Фату Хива (Маркизские острова), катамаран сильно потрепала стихия. «Неслабый шестибальный ветер, встречная боковая волна, которая перекатывалась через палатку, меня в один момент чуть даже не смыло на вахте. Вся эта нагрузка не прошла бесследно для нашего судна, – рассказал другой участник экспедиции Евгений Ташкин. – Нам пришлось четыре раза ложиться в дрейф и ремонтировать катамаран».
На катамаране сломалось несколько ключевых узлов конструкции, из-за чего судно могло развалиться. Этого не произошло только благодаря тому, что многие элементы были дублированы – путешественники предусмотрительно усилили катамаран во время пребывания на Галапагоссах.
А в октябре направлявшийся к острову Раротонга (острова Кука) катамаран прокусила акула куки-каттер (разновидность небольших акул, 42-56 сантиметров в длину – прим. ред.). Как рассказывал тогда Ковалевский, ночью катамаран стал тонуть из-за того, что одна из гондол судна стала стремительно сдуваться. Всю ночь путешественники провели, сменяясь у воздушного насоса, поддерживая судно на плаву.
«Мы определили, что это был куки-каттер, потому что укусы точно такие же, как были в прошлом году, когда мы пересекали Атлантику, – сообщал Ковалевский. – Пятисантиметровый разрезик, точно также зубы направлены. Причем прокус выше ватерлинии сантиметров на 20. Как-то акула исхитрилась и прыгнула. А ниже ватерлинии у нас двойная ткань, ее прокусить нельзя».
Сейчас члены команды Анатолия Кулика больше всего хотят выспаться и отдохнуть. «Люди целый год выкладывались, – объяснил Роман Кореш. – Каждый день и по полной программе. Потому что, если ты один раз схалтуришь, ты можешь погибнуть, вахты через четыре-пять часов. Поэтому люди хотят просто почувствовать себя дома на суше».
Кругосветная экспедиция началась в 2007 году. Сначала команда Анатолия Кулика впервые совершила трансокеанский переход, доказав возможность пересечения океанов на надувных разборных парусниках: было пройдено около семи тысяч километров – от берегов Аравийского полуострова (ОАЭ) до Таиланда. За этот переход всем участникам было присвоено звание «Выдающийся путешественник России». Когда это «экспериментальное» плавание было завершено, у Кулика и появилась идея обогнуть на надувном паруснике планету.
За одно путешествие сделать это было нереально: уйти на несколько лет в океан мало кто может себе позволить. Поэтому было решено разбить кругосветку на этапы. Этапы 2008 и 2009 годов были относительно небольшими – пройдя от Таиланда до ОАЭ, на следующий год судно отправилось из Индии к Сейшельским островам.
С декабря 2010 года по март 2011 был третий этап кругосветки, названной «Через океаны с Energy Diet». Он должен был начаться с Сейшел, однако из-за высокой активности пиратов в том регионе власти отказались выпустить путешественников. Повлиять на это решение не удалось, поэтому команда, погрузив судно в самолет, перебралась на Маврикий.
Маршрут, исторически считавшийся одним из самых сложных в мире для парусных судов, проходил вдоль побережья Африки, включая легендарный Мыс Бурь (в нашей стране больше известный как Мыс Доброй Надежды). Но особый интерес вызывало пересечение Атлантического океана в автономном режиме, когда путешественники могли рассчитывать только на свои собственные силы. Подобные переходы до этого совершалось лишь дважды в истории мореплавания. Протяженность маршрута составила более 12500 километров.
Для плавания «Через океаны с Energy Diet» было создано судно особой конструкции – тримаран, способное справиться с сильнейшими нагрузками, которые ждали судно у африканского континента.
Фото: ocean.energydiethd.com