Лента новостей

Все новости

Популярное

Переработка мусора: проекты были, есть и будут. Заводов пока нет и будут ли?

 Татьяна Малкова

Переработка мусора: проекты были, есть и будут. Заводов пока нет и будут ли?

Тревожные сообщения, что емкость новосибирских полигонов для захоронения отходов на исходе, заставляют муниципальных чиновников активизировать поиски выхода из сложившейся ситуации. Однако пока эти попытки успехом не увенчались: из множества проектов мусороперерабатывающих заводов реализован был лишь один, да и тот в результате оказался финансово несостоятельным.

Сжигать не будем!

А начиналось все еще десять лет назад – тогда в городе впервые заговорили о строительстве мусороперерабатывающего завода. С подачи ученых из Института теплофизики СО РАН было решено отдать предпочтение термической переработке отходов. Завод должен был появиться в Советском районе и стать самоокупаемым за счет производства тепла. Ученые смогли доказать, что он будет более совершенно экологически безопасен, а его объем переработки должен был составить 40 тысяч тонн отходов в год. Реализация проекта оценивалась примерно в 7-10 млн долларов. На разработку проекта даже были выделены средства из городского бюджета. Почему завод так и не был построен, рассказал Сибкрай.ru ученый секретарь Института теплофизики СО РАН Павел Куйбин:

– Действительно, были выделены бюджетные деньги, разработан проект, определена площадка, даже назначен директор. Но в реализации проекта должен был участвовать соинвестор, и власти выдвинули ему такие нереальные условия, что он вынужден был отказаться.
Впоследствии проекты мусоросжигающего завода неоднократно выносились на обсуждение, однако каждый раз их инициаторы наталкивались на стену непонимания со стороны представителей власти. «У нас никогда не будет мусоросжигающих заводов», – несколько лет назад заявлял возглавлявший тогда департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства Сергей Райхман.

– Было несколько вариантов на разных площадках, но власти категорически выступали против, – подтверждает Павел Куйбин. – Хотя с точки зрения экологии это производство абсолютно безопасно – существуют технологии, системы очистки, которые позволяют улавливать 99,9 процентов вредных примесей. Это самые передовые методы, они работают на многих предприятиях, например, на НЗХК. Но власти предпочли другие варианты, без сжигания, делали ставки на мусороперерабатывающие заводы, которые не оправдали ожиданий. Однако тема строительства мусоросжигающего завода не закрыта, практически каждый месяц появляются инвесторы. Правда, потом они исчезают...

МПЗ – пациент скорее мертв, чем жив

В 2004 году появилась информация о строительстве сразу трех мусороперерабатывающих заводов – в Дзержинском, Советском и Ленинском районах. В частности, МПЗ № 1 в Дзержинском районе должен был заработать в 2006 году, однако средств инвестора хватило только на нулевой цикл, после чего строительство было заморожено. Остались не реализованными и остальные проекты строительства МПЗ.

В 2006 году произошел прорыв – в Кировском районе с большой помпой был введен в эксплуатацию первый в истории города мусороперерабатывающий завод. Строительство предприятия мощностью 150 тысяч тонн мусора в год обошлось в 180 млн рублей, 50 из которых составили средства инвесторов. «Открытием этого предприятия мы закладываем начало совершенно другой экологической культуры Новосибирска», – заявил мэр Владимир Городецкий на торжественной церемонии запуска МПЗ № 2. Тогда же шла речь о строительстве в городе сети мусороперерабатывающих заводов, под один из которых, как сообщалось, уже был выделен участок в Калининском районе.

Увы, суровая реальность внесла в эти планы жесткие коррективы. Не только не появилась сеть новых МПЗ, но и единственный действующий завод через два года оказался на грани банкротства. Оказалось, что при составлении бизнес-планов почему-то не были учтены тарифы на вывоз мусора, которые оказались слишком низкими, чтобы предприятие работало хотя бы безубыточно. В 2008 году в связи с нерентабельностью завод закрылся. Пару лет спустя была сделана попытка реанимировать его, сдав в аренду муниципальному предприятию «Спецавтохозяйство», но особого успеха она не имела. МПЗ поработал какое-то время, и летом 2012 года вновь закрылся.

– Изначально экономика не была просчитана, вот и получили результат, который можно было ожидать, – комментирует ситуацию с МПЗ № 2 председатель комиссии горсовета по городскому хозяйству Игорь Кудин. –Тариф был заложен нереальный. А поднимать расценки на утилизацию в три-четыре раза – кто на это пойдет? Значит, надо искать другие решения.

Сжигать все-таки будем!

Игорь Кудин рассказал, о том, что это за другие решения: сегодня обсуждается проект строительства двух мусоросжигающих заводов: в районе Хилокского рынка на левом берегу и неподалеку от ТЭЦ-5 на правом. Почему власть вновь повернулась лицом к предприятиям по термической переработке мусора, появление которых в городе еще несколько лет назад категорически отрицалось? Игорь Кудин не дал однозначного ответа на этот вопрос:
–Технологию предложила московская компания, мы с ней еще будем об этом разговаривать. Пока все находится на начальной стадии. На мой взгляд, перспективней все же переработка мусора, а не сжигание. Это вопрос будет обсуждаться.

Московская структура, о которой идет речь – очевидно, консалтинговая компания «Развитие бизнес-систем», готовившая по заказу Агентства инвестиционного развития концепцию экологического кластера для Новосибирской области. В ней в очередной раз речь идет о создании сети современных предприятий по сбору и переработке ТБО, которая должна охватить территорию города и области к 2020 году. К этому сроку и запланировано строительство двух заводов по термической переработке мусора общей мощностью 600 тысяч тонн в год. Причем первая очередь по плану должна быть введена на левом берегу уже через три года. Инвестиции в реализацию концепции оцениваются в фантастическую сумму – почти в 15 млрд рублей. Стоит отметить, что обсуждавшиеся ранее проекты МПЗ оценивались в среднем в 180-200 млн рублей каждый, однако инвесторы не спешили выстраиваться в очередь.

Разработчики технологий по термической переработке мусора настаивают на их полной безвредности, однако у экологов иная точка зрения. Сотрудник Сибирского экологического центра Елена Дубынина приводит ряд аргументов в защиту своей позиции:
– Я понимаю, что проекты мусоросжигающих заводов – от безысходности: территории мало, жилой сектор уже подходит вплотную к свалкам. Однако здесь есть крайне опасный аспект. Дело в том, что в Европе сейчас приняты очень жесткие законы в отношении мусоросжигающих производств. Чтобы им удовлетворить, предприятиям необходимо менять существующее оборудование на другое, очень дорогое, которое минимизирует вред от их работы. Но поскольку приобретать его очень затратно, Европа все больше отказывается от мусоросжигающих заводов. А то оборудование, которое на них использовалось, сейчас стараются поставлять в Россию. Конечно, есть у нас и очень хорошие разработки, например, Института теплофизики СО РАН, они предполагают действительно практически чистое и безвредное производство, но на внедрение этих технологий опять же требуются очень большие деньги. Когда мы обсуждали один из таких проектов, эксперты посчитали его окупаемость – получилось 19 лет. Ни один предприниматель у нас сейчас не мыслит такими категориями.

Полигоны не резиновые!

Как бы то ни было, пока в городе не появились новые предприятия по сжиганию или переработке ТБО (а практика показывает, что они могут и вообще не появиться в обозримом будущем), вся тяжесть мусорной проблемы в прямом и переносном смысле ложится на четыре действующих полигона по захоронению отходов. Ежегодно в Новосибирске производится около 3 млн кубометров (1,4 млн тонн) твердых бытовых отходов. Львиную долю – более 60 процентов от общего объема – берет на себя полигон МУП «Спецавтохозяйство», он же Гусинобродский. Остальное приходится в основном на долю полигонов ДЭУ-3 за Хилокским рынком и «Новосибирсквторресурс» в поселке Пашино. Остаточные сроки эксплуатации этих трех полигонов составляют 27, 7 и 4,5 года соответственно. Ресурс полигона ЖКХ СО РАН под наукоградом Кольцово был исчерпан в 2010 году.

– Ситуация для Новосибирска критическая, – констатирует Елена Дубынина. – Город производит много мусора. Здесь есть несколько аспектов. С одной стороны, надо оптимизировать обращение с отходами, с другой – нужно стараться делать так, чтобы их становилось меньше. Для достижения этого должна быть внятная государственная политика. Необходимо также решать проблему вывоза мусора с территорий многочисленных дачных и коттеджных поселков. Пока этим в основном занимаются непонятные люди, которые приезжают неизвестно когда и увозят мусор неизвестно куда. А должны планомерно работать легальные лицензированные компании. Что касается самих полигонов, то могу сказать, что ни один из них сегодня не соответствует никаким нормам. Но все комиссии закрывают на это глаза, потому что в противном случае полигоны придется закрывать, и будет еще хуже.

На свалках много и опасных отходов, утилизация которых – отдельная проблема. О том, как она решается, рассказал Сибкрай.ru директор компании «Чистый город» Вячеслав Зыков:
– Сегодня дела обстоят существенно лучше, чем еще два года назад. На правительственном уровне были предприняты конкретные шаги для изменения ситуации. У нас в начале 2011 года создана Областная ассоциация, которая занимается проблемами переработки и утилизации опасных промышленных отходов. Сейчас запускается программа по сбору опасных отходов у населения – биологических, медицинских, ртутьсодержащих, от эксплуатации автомобильного транспорта. Закуплено 13 экомобилей, которые будут заниматься их сбором у населения, сейчас разрабатывается регламент их работы. В области действуют три комплексные площадки по сбору и утилизации отходов: в Барабинском, Тогучинском и Новосибирском районах. Кроме того, развивается наука, постоянно появляются новые разработки по утилизации отходов, в ногу идет и образование, вузы выпускают экологов с очень хорошей подготовкой. В области успешно работает целый комплекс предприятий по переработке опасных отходов.

Елена Дубынина считает, что подобные предприятия должны пользоваться господдержкой, как это принято во многих странах:
–Это крайне неустойчивый и неприбыльный бизнес. Должны быть льготы для бизнесменов, которые создают предприятия по переработке отходов. Нужна очень большая работа и очень большие вложения государства в содержание полигонов. Какие-то отходы вообще не должны попадать на полигоны. Компании, которые занимаются обслуживанием коммунального сектора, нужно обязать организовать сбор мусора так, чтобы он не смешивался, чтобы ядовитые отходы не попадали в общие баки. Думается, что переработкой лучше смогут заниматься мини-заводы – не одно большое предприятие, а много мелких, объединяющих систему сбора, перевозки, переработки и сбыта, потому что бизнес очень неустойчивый, а сетью мелких предприятий можно управлять эффективней, чем одним большим.

Пока же появление в городе предприятий по переработке мусора по-прежнему остается делом более или менее отдаленного будущего.
– Мы рассматриваем возможности строительства мусороперерабатывающих комплексов с привлечением частных инвестиций, – заявил на онлайн-конференции с читателями портала Сибкрай.ru мэр Новосибирска Владимир Городецкий. – За прошедшие два года в мэрию города обратилось с проектами по переработке твердых бытовых отходов около 20 компаний. Однако большинство предложений носит посреднический характер, без подтверждения финансовых возможностей по строительству заводов. Ряд компаний ставят условие установления тарифа, обеспечивающего рентабельность переработки отходов. Поэтому пока мы не можем запустить эти предприятия.
Тревожные сообщения, что емкость новосибирских полигонов для захоронения отходов на исходе, заставляют муниципальных чиновников активизировать поиски выхода из сложившейся ситуации. Однако пока эти попытки успехом не увенчались: из множества проектов мусороперерабатывающих заводов реализован был лишь один, да и тот в результате оказался финансово несостоятельным.

Сжигать не будем!

А начиналось все еще десять лет назад – тогда в городе впервые заговорили о строительстве мусороперерабатывающего завода. С подачи ученых из Института теплофизики СО РАН было решено отдать предпочтение термической переработке отходов. Завод должен был появиться в Советском районе и стать самоокупаемым за счет производства тепла. Ученые смогли доказать, что он будет более совершенно экологически безопасен, а его объем переработки должен был составить 40 тысяч тонн отходов в год. Реализация проекта оценивалась примерно в 7-10 млн долларов. На разработку проекта даже были выделены средства из городского бюджета. Почему завод так и не был построен, рассказал Сибкрай.ru ученый секретарь Института теплофизики СО РАН Павел Куйбин:

– Действительно, были выделены бюджетные деньги, разработан проект, определена площадка, даже назначен директор. Но в реализации проекта должен был участвовать соинвестор, и власти выдвинули ему такие нереальные условия, что он вынужден был отказаться.
Впоследствии проекты мусоросжигающего завода неоднократно выносились на обсуждение, однако каждый раз их инициаторы наталкивались на стену непонимания со стороны представителей власти. «У нас никогда не будет мусоросжигающих заводов», – несколько лет назад заявлял возглавлявший тогда департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства Сергей Райхман.

– Было несколько вариантов на разных площадках, но власти категорически выступали против, – подтверждает Павел Куйбин. – Хотя с точки зрения экологии это производство абсолютно безопасно – существуют технологии, системы очистки, которые позволяют улавливать 99,9 процентов вредных примесей. Это самые передовые методы, они работают на многих предприятиях, например, на НЗХК. Но власти предпочли другие варианты, без сжигания, делали ставки на мусороперерабатывающие заводы, которые не оправдали ожиданий. Однако тема строительства мусоросжигающего завода не закрыта, практически каждый месяц появляются инвесторы. Правда, потом они исчезают...

МПЗ – пациент скорее мертв, чем жив

В 2004 году появилась информация о строительстве сразу трех мусороперерабатывающих заводов – в Дзержинском, Советском и Ленинском районах. В частности, МПЗ № 1 в Дзержинском районе должен был заработать в 2006 году, однако средств инвестора хватило только на нулевой цикл, после чего строительство было заморожено. Остались не реализованными и остальные проекты строительства МПЗ.

В 2006 году произошел прорыв – в Кировском районе с большой помпой был введен в эксплуатацию первый в истории города мусороперерабатывающий завод. Строительство предприятия мощностью 150 тысяч тонн мусора в год обошлось в 180 млн рублей, 50 из которых составили средства инвесторов. «Открытием этого предприятия мы закладываем начало совершенно другой экологической культуры Новосибирска», – заявил мэр Владимир Городецкий на торжественной церемонии запуска МПЗ № 2. Тогда же шла речь о строительстве в городе сети мусороперерабатывающих заводов, под один из которых, как сообщалось, уже был выделен участок в Калининском районе.

Увы, суровая реальность внесла в эти планы жесткие коррективы. Не только не появилась сеть новых МПЗ, но и единственный действующий завод через два года оказался на грани банкротства. Оказалось, что при составлении бизнес-планов почему-то не были учтены тарифы на вывоз мусора, которые оказались слишком низкими, чтобы предприятие работало хотя бы безубыточно. В 2008 году в связи с нерентабельностью завод закрылся. Пару лет спустя была сделана попытка реанимировать его, сдав в аренду муниципальному предприятию «Спецавтохозяйство», но особого успеха она не имела. МПЗ поработал какое-то время, и летом 2012 года вновь закрылся.

– Изначально экономика не была просчитана, вот и получили результат, который можно было ожидать, – комментирует ситуацию с МПЗ № 2 председатель комиссии горсовета по городскому хозяйству Игорь Кудин. –Тариф был заложен нереальный. А поднимать расценки на утилизацию в три-четыре раза – кто на это пойдет? Значит, надо искать другие решения.

Сжигать все-таки будем!

Игорь Кудин рассказал, о том, что это за другие решения: сегодня обсуждается проект строительства двух мусоросжигающих заводов: в районе Хилокского рынка на левом берегу и неподалеку от ТЭЦ-5 на правом. Почему власть вновь повернулась лицом к предприятиям по термической переработке мусора, появление которых в городе еще несколько лет назад категорически отрицалось? Игорь Кудин не дал однозначного ответа на этот вопрос:
–Технологию предложила московская компания, мы с ней еще будем об этом разговаривать. Пока все находится на начальной стадии. На мой взгляд, перспективней все же переработка мусора, а не сжигание. Это вопрос будет обсуждаться.

Московская структура, о которой идет речь – очевидно, консалтинговая компания «Развитие бизнес-систем», готовившая по заказу Агентства инвестиционного развития концепцию экологического кластера для Новосибирской области. В ней в очередной раз речь идет о создании сети современных предприятий по сбору и переработке ТБО, которая должна охватить территорию города и области к 2020 году. К этому сроку и запланировано строительство двух заводов по термической переработке мусора общей мощностью 600 тысяч тонн в год. Причем первая очередь по плану должна быть введена на левом берегу уже через три года. Инвестиции в реализацию концепции оцениваются в фантастическую сумму – почти в 15 млрд рублей. Стоит отметить, что обсуждавшиеся ранее проекты МПЗ оценивались в среднем в 180-200 млн рублей каждый, однако инвесторы не спешили выстраиваться в очередь.

Разработчики технологий по термической переработке мусора настаивают на их полной безвредности, однако у экологов иная точка зрения. Сотрудник Сибирского экологического центра Елена Дубынина приводит ряд аргументов в защиту своей позиции:
– Я понимаю, что проекты мусоросжигающих заводов – от безысходности: территории мало, жилой сектор уже подходит вплотную к свалкам. Однако здесь есть крайне опасный аспект. Дело в том, что в Европе сейчас приняты очень жесткие законы в отношении мусоросжигающих производств. Чтобы им удовлетворить, предприятиям необходимо менять существующее оборудование на другое, очень дорогое, которое минимизирует вред от их работы. Но поскольку приобретать его очень затратно, Европа все больше отказывается от мусоросжигающих заводов. А то оборудование, которое на них использовалось, сейчас стараются поставлять в Россию. Конечно, есть у нас и очень хорошие разработки, например, Института теплофизики СО РАН, они предполагают действительно практически чистое и безвредное производство, но на внедрение этих технологий опять же требуются очень большие деньги. Когда мы обсуждали один из таких проектов, эксперты посчитали его окупаемость – получилось 19 лет. Ни один предприниматель у нас сейчас не мыслит такими категориями.

Полигоны не резиновые!

Как бы то ни было, пока в городе не появились новые предприятия по сжиганию или переработке ТБО (а практика показывает, что они могут и вообще не появиться в обозримом будущем), вся тяжесть мусорной проблемы в прямом и переносном смысле ложится на четыре действующих полигона по захоронению отходов. Ежегодно в Новосибирске производится около 3 млн кубометров (1,4 млн тонн) твердых бытовых отходов. Львиную долю – более 60 процентов от общего объема – берет на себя полигон МУП «Спецавтохозяйство», он же Гусинобродский. Остальное приходится в основном на долю полигонов ДЭУ-3 за Хилокским рынком и «Новосибирсквторресурс» в поселке Пашино. Остаточные сроки эксплуатации этих трех полигонов составляют 27, 7 и 4,5 года соответственно. Ресурс полигона ЖКХ СО РАН под наукоградом Кольцово был исчерпан в 2010 году.

– Ситуация для Новосибирска критическая, – констатирует Елена Дубынина. – Город производит много мусора. Здесь есть несколько аспектов. С одной стороны, надо оптимизировать обращение с отходами, с другой – нужно стараться делать так, чтобы их становилось меньше. Для достижения этого должна быть внятная государственная политика. Необходимо также решать проблему вывоза мусора с территорий многочисленных дачных и коттеджных поселков. Пока этим в основном занимаются непонятные люди, которые приезжают неизвестно когда и увозят мусор неизвестно куда. А должны планомерно работать легальные лицензированные компании. Что касается самих полигонов, то могу сказать, что ни один из них сегодня не соответствует никаким нормам. Но все комиссии закрывают на это глаза, потому что в противном случае полигоны придется закрывать, и будет еще хуже.

На свалках много и опасных отходов, утилизация которых – отдельная проблема. О том, как она решается, рассказал Сибкрай.ru директор компании «Чистый город» Вячеслав Зыков:
– Сегодня дела обстоят существенно лучше, чем еще два года назад. На правительственном уровне были предприняты конкретные шаги для изменения ситуации. У нас в начале 2011 года создана Областная ассоциация, которая занимается проблемами переработки и утилизации опасных промышленных отходов. Сейчас запускается программа по сбору опасных отходов у населения – биологических, медицинских, ртутьсодержащих, от эксплуатации автомобильного транспорта. Закуплено 13 экомобилей, которые будут заниматься их сбором у населения, сейчас разрабатывается регламент их работы. В области действуют три комплексные площадки по сбору и утилизации отходов: в Барабинском, Тогучинском и Новосибирском районах. Кроме того, развивается наука, постоянно появляются новые разработки по утилизации отходов, в ногу идет и образование, вузы выпускают экологов с очень хорошей подготовкой. В области успешно работает целый комплекс предприятий по переработке опасных отходов.

Елена Дубынина считает, что подобные предприятия должны пользоваться господдержкой, как это принято во многих странах:
–Это крайне неустойчивый и неприбыльный бизнес. Должны быть льготы для бизнесменов, которые создают предприятия по переработке отходов. Нужна очень большая работа и очень большие вложения государства в содержание полигонов. Какие-то отходы вообще не должны попадать на полигоны. Компании, которые занимаются обслуживанием коммунального сектора, нужно обязать организовать сбор мусора так, чтобы он не смешивался, чтобы ядовитые отходы не попадали в общие баки. Думается, что переработкой лучше смогут заниматься мини-заводы – не одно большое предприятие, а много мелких, объединяющих систему сбора, перевозки, переработки и сбыта, потому что бизнес очень неустойчивый, а сетью мелких предприятий можно управлять эффективней, чем одним большим.

Пока же появление в городе предприятий по переработке мусора по-прежнему остается делом более или менее отдаленного будущего.
– Мы рассматриваем возможности строительства мусороперерабатывающих комплексов с привлечением частных инвестиций, – заявил на онлайн-конференции с читателями портала Сибкрай.ru мэр Новосибирска Владимир Городецкий. – За прошедшие два года в мэрию города обратилось с проектами по переработке твердых бытовых отходов около 20 компаний. Однако большинство предложений носит посреднический характер, без подтверждения финансовых возможностей по строительству заводов. Ряд компаний ставят условие установления тарифа, обеспечивающего рентабельность переработки отходов. Поэтому пока мы не можем запустить эти предприятия.