Лента новостей

Все новости

Популярное

Игорь Соловьев: Цены на туристические путевки выросли на 10-15%

 

Игорь Соловьев: Цены на туристические путевки выросли на 10-15%

- Игорь Александрович, в этом году случилось несколько скандалов на рынке туристических услуг: обанкротился «Ланта-тур», потом «ITC». Как новосибирцам не ошибиться с выбором туроператора, на что ориентироваться, какие документы нужно запросить при покупке тура?
- 100% гарантий в рамках действующего законодательства вам ни даст никто. Если разделить туристов на клиентов турагентств и туроператоров, то гарантий для клиентов в случае банкротства турагентства действующим законодательством не предусмотрено. Если говорить о туроператорской деятельности, то чтобы иметь возможность заниматься этим делом нужно войти в реестр туроператоров, а для этого нужно внести гарантию на сумму 30, 60 или 100 млн рублей в зависимости от объемов деятельности. В рамках этих сумм туристы могут считать, что они застрахованы. Но в этой части закон тоже работает наполовину, потому что защищает только тех туристов, которые еще не успели выехать за рубеж. В этом случае они собирают необходимый перечень документов, идут в страховую компанию и получают возмещение затрат. А если турист уже находится в путешествии, то он не может ничего сделать. Для того, чтобы подать документы на возмещение ущерба, нужно хотя бы вернуться из-за границы. А как это показал пример «Ланта-тур», когда туристов выселяли из неоплаченных гостиниц, а авиакомпании отказывали в перевозке, вернуться домой оказывается сложно. Поскольку нельзя заранее предположить, какой следующий туроператор разорится, туристам надо придерживаться простых правил. Во-первых, потенциальному туристу следует побеспокоиться, чтобы авиабилеты ему выдавались сразу туда и обратно. Зачастую бывают случаи, когда документы выдаются за два часа до вылета в аэропорту и туристам дают билет в один конец, мотивируя тем, что билет обратно он получит по прилету. Тут необходимо насторожиться и, зная, как оформляются авиабилеты, можно с уверенностью сказать, что при нормальной организации работы билет туда-обратно туристу выдается сразу. Во-вторых, недобросовестные действия возможны на двух этапах: турагентство может не заплатить туроператору, а туроператор может не рассчитаться за отель. Если турист оплатил турагентству, но не знает, дошли ли деньги до туроператора, то нужно поинтересоваться у туроператора перечислило турагентство за человека деньги. Это не сложно сделать, так как в любом договоре прописано имя туроператора. Если вы хотите убедиться, что туроператор заплатил за ваш отель, можно обратиться в отель по электронной почте и запросить эту информацию. Либо попросить официальную информацию об оплате у туроператора. Это будет гарантией, что все оплачено. И последнее универсальное правило: если вы уезжаете, предупреждайте родственников и знакомых, чтобы при возникновении какой-то критической ситуации было кому выслать денег.

- Насколько часто новосибирские туристы страдают от недобросовестных турагентств?
- От банкротства «Ланта-тур» новосибирцы почти не пострадали, потому что у нас это туроператор второго эшелона, путевки купили не более двухсот человек. А так как банкротство случилось накануне выборов, то практически всем пострадавшим компенсировали стоимость путевок. А вот ситуация с «Капитал-тур» сложилась не так хорошо: обанкротился не только сам туроператор, но страховая компания, которая должна была выплатить туристам компенсацию. Люди ничего не получили.

- Из единого федерального реестра туроператоров исключены 320 компаний, которые не предоставили сведения о продлении финансового обеспечения на новый срок, в том числе, четыре новосибирских. Из этих туристических компаний наиболее крупной считается «Международный центр «Сибирь» (МТ3 001523). Кроме этого, в «черный список» Ростуризма попали ООО Бон Вояж (МТ3 006949), ООО «Сибирь Алтай» (ВНТ 006932) и ООО ИнТур. Что означает исключение из реестра?
- Есть два вида деятельности: турагентская и туроператорская. Туроператоры формируют тур, а турагенства продают. Это как завод и магазин. Другое дело, что туроператоры тоже могут продавать свои туры, как например, мясокомбинат имеет фирменные мясные отделы. То, что данные фирмы исключили из реестра, говорит лишь о том, что они решили не продлять свою туроператорскую деятельность, но по закону они могут заниматься турагентской деятельностью, то есть продавать путевки. Для туриста по большому счету ничего не изменится. Почему они решили не заниматься туроператорской деятельностью – это вопрос к каждой конкретной фирме. Может они решили, что это невыгодно по экономическим причинам. Например, федеральные нефтяные компании вытесняют нефтетрейдеров и ставят свои заправки, а местные разоряются. То же самое и в туризме.

- Выросли ли цены на туристические услуги в 2012 году по сравнению с прошлым годом? Если учесть, что банкротство той же «Ланта-тур» было связано с демпингом?
- По сравнению с прошлым годом цены выросли на 10-15%. Это связано с тем, что федеральные туроператоры стали более сбалансировано подходить к комплектации своих летних программ. Раньше в целях конкурентной борьбы каждый туроператор ставил столько рейсов, сколько хотел, без оглядки на реальные потребности рынка. Если поставят 25 рейсов, а рынок может «переварить» только 15, значит, 10 будут лишними. Получалось, что туроператоры дотировали поездки туристов за рубеж. Например, в прошлом году были туры в Таиланд за 12 тысяч рублей, что экономически невозможно. После банкротства «Ланта-тур» туроператоры стали задумываться, как работать дальше. Они начали приводить свои летние программы в соответствие с реальным спросом. Если прошлым летом в неделю было порядка 20-23 вылетов в Турцию, в этом году их 14-15. Да, цены будут немного выше, но зато клиенты турфирм будут избавлены от возможного банкротства. Рынок станет более устойчивым, что является несомненным плюсом.

- Вы отметили, что несовершенство законодательства приводит к тому, что появляются мошеннические агентства. Есть ли механизмы, которые могут обезопасить туриста?
- Большое количество недобросовестных действий на туристическом рынке связано с отменой лицензирования. Если раньше для того чтобы турфирма появилась, нужно было выполнить ряд требований: директор должен был иметь специальное образование, либо стаж работы в туризме. Сейчас открыть турфирму очень просто, в результате за последние несколько лет, их число в Новосибирске увеличилось в несколько раз. 10 лет назад в Новосибирске существовало около 40 турфирм, сейчас их порядка 600. Никто за ними не следит, туристы выбирают агентство на свой страх и риск. Поэтому в первую очередь надо обращаться в туристические фирмы, которые входят в разные профессиональные организации, например, в Новосибирскую ассоциацию туристских организаций (НАТО). В НАТО состоит более 40 организаций, мы стараемся объединять только порядочные турфирмы. НАТО также выступает с инициативой ввести обязательное страхование профессиональной ответственности по каждому туру. Чтобы каждая путевка была застрахована. Сейчас финансовые гарантии абстрактны. Человек знает, что его туроператор застрахован на 60 или 100 млн рублей. Но неизвестно, какая доля этих денег в случае банкротства достанется ему. Мы же предлагаем простой механизм: страховать каждую путевку. Это такое туристическое ОСАГО. Стоимость такой страховки составила бы не больше одного процента от стоимости тура. Но каждый турист бы знал, что его путевка застрахована, и чтобы с ним не случилось, страховая компания компенсирует его поездку.

- Существует ли черный список турагентств Новосибирска?
- Нельзя говорить о черном списке – это незаконный термин с точки зрения антимонопольного ведомства. Но рынок турагентств ежегодно обновляется на 30%. В этой ситуации туристам действительно непросто сориентироваться.

- Может тогда туристу проще покупать путевки у федеральных туроператоров? Они имеют гарантии…
- Розница была придумана для удобства клиента. Каждый должен заниматься своей работой – туроператоры создавать туры, а турагентства продавать. Туроператор заинтересован в первую очередь в реализации своих туров, и ориентируется на свои потребности. А турагентство, зная потребности клиента, может выбрать на рынке из разных предложений туроператоров именно то, которое подходит клиенту.

- Скажите, пожалуйста, какие страны считаются самыми проблемными с точки зрения туризма, с чем это связано, и куда бы Вы не посоветовали ехать своим знакомым?
- Если есть проблемная страна, то туда агентство не будет отправлять туриста. Это невыгодно, так как в случае возникновения проблем, придется потом возмещать ущерб. Можно назвать условно проблемным Египет, потому что волнения там то затухают, то снова начинаются. Но это уже повлияло на спрос, Египет потерял свои позиции. Родителей с детьми я бы остерегся отправлять в эту страну.

- Турция, Тайланд – это туристическая классика. Планируется ли открытие каких–то принципиально новых направлений, появления эксклюзивных услуг в Новосибирске?
- Эксклюзив придумать достаточно сложно – количество стран на земном шаре ограничено. Эксклюзивным был бы тур из Новосибирска в Австралию, но вряд ли набралось бы достаточно туристов. Прорабатывая программы, туроператоры просчитывают соотношение цены и качества, будет ли платежеспособный спрос, удобно туда добираться. Можно придумать сколько угодно экзотическое направление, но будет ли оно востребовано – неизвестно.

- Если турист все-таки захочет необычное путешествие – в Перу или Австралию смогут ли туроператоры ему помочь? И продают ли у нас в городе такие туры?
- Это будет называться индивидуальным туром. В турагентствах могут отправить туриста куда угодно, но стоимость такого тура будет дороже, чем стоимость группового. И скорее всего это будет тур с вылетом из Москвы. Прямых вылетов из Новосибирска достаточно мало.

- Можно оценить количество новосибирцев, предпочитающих такие экзотические туры?
- Если говорить в общем, то пока их число не настолько велико, как нам бы хотелось. В Новосибирске хорошо продается Турция и Таиланд, на эти страны спрос пока не иссякает. Потому что люди еще не накупались. Прежде чем запрашивать редкие туры, связанные с богатой экскурсионной программой, в Европу, Южную Америку, Японию должен пройти какой-то период, людям должны надоесть пляжи. Мы столько лет были ограничены практически одним Черным морем, что вполне понятно стремление людей накупаться. Этот этап должен естественным образом закончиться. Туроператоры следят за спросом, и, как только поменяются предпочтения клиентов, появятся новые туры.

- По информации МИД РФ, в Грузии участились случаи задержания российских граждан за посещение Абхазии. МИД РФ обращает внимание на отсутствие безопасности для российских граждан в Грузии и рекомендует воздерживаться от поездок в эту страну. Среди новосибирцев Грузия востребована?
- Данные о том, что если человек посещал Абхазию и попытался въехать в Грузию, его могут даже в тюрьму посадить, у нас есть. Но новосибирцев Грузия не интересует и такой проблемы перед нашими туристами не стоит. Абхазия более популярна. Мы людей отправляем на известные курорты Гагры и Пицунда. Это то же, что и Сочи, только море чище.

- А сами куда предпочитаете ездить?
- Я придерживаюсь принципа, что надо успеть посмотреть все. Каждую новую поездку стараюсь ездить в новое место, мир достаточно велик, хочется посмотреть все. Сейчас мечтаю съездить во Французскую Полинезию – на остров Бора-Бора.
- Игорь Александрович, в этом году случилось несколько скандалов на рынке туристических услуг: обанкротился «Ланта-тур», потом «ITC». Как новосибирцам не ошибиться с выбором туроператора, на что ориентироваться, какие документы нужно запросить при покупке тура?
- 100% гарантий в рамках действующего законодательства вам ни даст никто. Если разделить туристов на клиентов турагентств и туроператоров, то гарантий для клиентов в случае банкротства турагентства действующим законодательством не предусмотрено. Если говорить о туроператорской деятельности, то чтобы иметь возможность заниматься этим делом нужно войти в реестр туроператоров, а для этого нужно внести гарантию на сумму 30, 60 или 100 млн рублей в зависимости от объемов деятельности. В рамках этих сумм туристы могут считать, что они застрахованы. Но в этой части закон тоже работает наполовину, потому что защищает только тех туристов, которые еще не успели выехать за рубеж. В этом случае они собирают необходимый перечень документов, идут в страховую компанию и получают возмещение затрат. А если турист уже находится в путешествии, то он не может ничего сделать. Для того, чтобы подать документы на возмещение ущерба, нужно хотя бы вернуться из-за границы. А как это показал пример «Ланта-тур», когда туристов выселяли из неоплаченных гостиниц, а авиакомпании отказывали в перевозке, вернуться домой оказывается сложно. Поскольку нельзя заранее предположить, какой следующий туроператор разорится, туристам надо придерживаться простых правил. Во-первых, потенциальному туристу следует побеспокоиться, чтобы авиабилеты ему выдавались сразу туда и обратно. Зачастую бывают случаи, когда документы выдаются за два часа до вылета в аэропорту и туристам дают билет в один конец, мотивируя тем, что билет обратно он получит по прилету. Тут необходимо насторожиться и, зная, как оформляются авиабилеты, можно с уверенностью сказать, что при нормальной организации работы билет туда-обратно туристу выдается сразу. Во-вторых, недобросовестные действия возможны на двух этапах: турагентство может не заплатить туроператору, а туроператор может не рассчитаться за отель. Если турист оплатил турагентству, но не знает, дошли ли деньги до туроператора, то нужно поинтересоваться у туроператора перечислило турагентство за человека деньги. Это не сложно сделать, так как в любом договоре прописано имя туроператора. Если вы хотите убедиться, что туроператор заплатил за ваш отель, можно обратиться в отель по электронной почте и запросить эту информацию. Либо попросить официальную информацию об оплате у туроператора. Это будет гарантией, что все оплачено. И последнее универсальное правило: если вы уезжаете, предупреждайте родственников и знакомых, чтобы при возникновении какой-то критической ситуации было кому выслать денег.

- Насколько часто новосибирские туристы страдают от недобросовестных турагентств?
- От банкротства «Ланта-тур» новосибирцы почти не пострадали, потому что у нас это туроператор второго эшелона, путевки купили не более двухсот человек. А так как банкротство случилось накануне выборов, то практически всем пострадавшим компенсировали стоимость путевок. А вот ситуация с «Капитал-тур» сложилась не так хорошо: обанкротился не только сам туроператор, но страховая компания, которая должна была выплатить туристам компенсацию. Люди ничего не получили.

- Из единого федерального реестра туроператоров исключены 320 компаний, которые не предоставили сведения о продлении финансового обеспечения на новый срок, в том числе, четыре новосибирских. Из этих туристических компаний наиболее крупной считается «Международный центр «Сибирь» (МТ3 001523). Кроме этого, в «черный список» Ростуризма попали ООО Бон Вояж (МТ3 006949), ООО «Сибирь Алтай» (ВНТ 006932) и ООО ИнТур. Что означает исключение из реестра?
- Есть два вида деятельности: турагентская и туроператорская. Туроператоры формируют тур, а турагенства продают. Это как завод и магазин. Другое дело, что туроператоры тоже могут продавать свои туры, как например, мясокомбинат имеет фирменные мясные отделы. То, что данные фирмы исключили из реестра, говорит лишь о том, что они решили не продлять свою туроператорскую деятельность, но по закону они могут заниматься турагентской деятельностью, то есть продавать путевки. Для туриста по большому счету ничего не изменится. Почему они решили не заниматься туроператорской деятельностью – это вопрос к каждой конкретной фирме. Может они решили, что это невыгодно по экономическим причинам. Например, федеральные нефтяные компании вытесняют нефтетрейдеров и ставят свои заправки, а местные разоряются. То же самое и в туризме.

- Выросли ли цены на туристические услуги в 2012 году по сравнению с прошлым годом? Если учесть, что банкротство той же «Ланта-тур» было связано с демпингом?
- По сравнению с прошлым годом цены выросли на 10-15%. Это связано с тем, что федеральные туроператоры стали более сбалансировано подходить к комплектации своих летних программ. Раньше в целях конкурентной борьбы каждый туроператор ставил столько рейсов, сколько хотел, без оглядки на реальные потребности рынка. Если поставят 25 рейсов, а рынок может «переварить» только 15, значит, 10 будут лишними. Получалось, что туроператоры дотировали поездки туристов за рубеж. Например, в прошлом году были туры в Таиланд за 12 тысяч рублей, что экономически невозможно. После банкротства «Ланта-тур» туроператоры стали задумываться, как работать дальше. Они начали приводить свои летние программы в соответствие с реальным спросом. Если прошлым летом в неделю было порядка 20-23 вылетов в Турцию, в этом году их 14-15. Да, цены будут немного выше, но зато клиенты турфирм будут избавлены от возможного банкротства. Рынок станет более устойчивым, что является несомненным плюсом.

- Вы отметили, что несовершенство законодательства приводит к тому, что появляются мошеннические агентства. Есть ли механизмы, которые могут обезопасить туриста?
- Большое количество недобросовестных действий на туристическом рынке связано с отменой лицензирования. Если раньше для того чтобы турфирма появилась, нужно было выполнить ряд требований: директор должен был иметь специальное образование, либо стаж работы в туризме. Сейчас открыть турфирму очень просто, в результате за последние несколько лет, их число в Новосибирске увеличилось в несколько раз. 10 лет назад в Новосибирске существовало около 40 турфирм, сейчас их порядка 600. Никто за ними не следит, туристы выбирают агентство на свой страх и риск. Поэтому в первую очередь надо обращаться в туристические фирмы, которые входят в разные профессиональные организации, например, в Новосибирскую ассоциацию туристских организаций (НАТО). В НАТО состоит более 40 организаций, мы стараемся объединять только порядочные турфирмы. НАТО также выступает с инициативой ввести обязательное страхование профессиональной ответственности по каждому туру. Чтобы каждая путевка была застрахована. Сейчас финансовые гарантии абстрактны. Человек знает, что его туроператор застрахован на 60 или 100 млн рублей. Но неизвестно, какая доля этих денег в случае банкротства достанется ему. Мы же предлагаем простой механизм: страховать каждую путевку. Это такое туристическое ОСАГО. Стоимость такой страховки составила бы не больше одного процента от стоимости тура. Но каждый турист бы знал, что его путевка застрахована, и чтобы с ним не случилось, страховая компания компенсирует его поездку.

- Существует ли черный список турагентств Новосибирска?
- Нельзя говорить о черном списке – это незаконный термин с точки зрения антимонопольного ведомства. Но рынок турагентств ежегодно обновляется на 30%. В этой ситуации туристам действительно непросто сориентироваться.

- Может тогда туристу проще покупать путевки у федеральных туроператоров? Они имеют гарантии…
- Розница была придумана для удобства клиента. Каждый должен заниматься своей работой – туроператоры создавать туры, а турагентства продавать. Туроператор заинтересован в первую очередь в реализации своих туров, и ориентируется на свои потребности. А турагентство, зная потребности клиента, может выбрать на рынке из разных предложений туроператоров именно то, которое подходит клиенту.

- Скажите, пожалуйста, какие страны считаются самыми проблемными с точки зрения туризма, с чем это связано, и куда бы Вы не посоветовали ехать своим знакомым?
- Если есть проблемная страна, то туда агентство не будет отправлять туриста. Это невыгодно, так как в случае возникновения проблем, придется потом возмещать ущерб. Можно назвать условно проблемным Египет, потому что волнения там то затухают, то снова начинаются. Но это уже повлияло на спрос, Египет потерял свои позиции. Родителей с детьми я бы остерегся отправлять в эту страну.

- Турция, Тайланд – это туристическая классика. Планируется ли открытие каких–то принципиально новых направлений, появления эксклюзивных услуг в Новосибирске?
- Эксклюзив придумать достаточно сложно – количество стран на земном шаре ограничено. Эксклюзивным был бы тур из Новосибирска в Австралию, но вряд ли набралось бы достаточно туристов. Прорабатывая программы, туроператоры просчитывают соотношение цены и качества, будет ли платежеспособный спрос, удобно туда добираться. Можно придумать сколько угодно экзотическое направление, но будет ли оно востребовано – неизвестно.

- Если турист все-таки захочет необычное путешествие – в Перу или Австралию смогут ли туроператоры ему помочь? И продают ли у нас в городе такие туры?
- Это будет называться индивидуальным туром. В турагентствах могут отправить туриста куда угодно, но стоимость такого тура будет дороже, чем стоимость группового. И скорее всего это будет тур с вылетом из Москвы. Прямых вылетов из Новосибирска достаточно мало.

- Можно оценить количество новосибирцев, предпочитающих такие экзотические туры?
- Если говорить в общем, то пока их число не настолько велико, как нам бы хотелось. В Новосибирске хорошо продается Турция и Таиланд, на эти страны спрос пока не иссякает. Потому что люди еще не накупались. Прежде чем запрашивать редкие туры, связанные с богатой экскурсионной программой, в Европу, Южную Америку, Японию должен пройти какой-то период, людям должны надоесть пляжи. Мы столько лет были ограничены практически одним Черным морем, что вполне понятно стремление людей накупаться. Этот этап должен естественным образом закончиться. Туроператоры следят за спросом, и, как только поменяются предпочтения клиентов, появятся новые туры.

- По информации МИД РФ, в Грузии участились случаи задержания российских граждан за посещение Абхазии. МИД РФ обращает внимание на отсутствие безопасности для российских граждан в Грузии и рекомендует воздерживаться от поездок в эту страну. Среди новосибирцев Грузия востребована?
- Данные о том, что если человек посещал Абхазию и попытался въехать в Грузию, его могут даже в тюрьму посадить, у нас есть. Но новосибирцев Грузия не интересует и такой проблемы перед нашими туристами не стоит. Абхазия более популярна. Мы людей отправляем на известные курорты Гагры и Пицунда. Это то же, что и Сочи, только море чище.

- А сами куда предпочитаете ездить?
- Я придерживаюсь принципа, что надо успеть посмотреть все. Каждую новую поездку стараюсь ездить в новое место, мир достаточно велик, хочется посмотреть все. Сейчас мечтаю съездить во Французскую Полинезию – на остров Бора-Бора.

Новости партнеров

В России и мире

Сделаете себе только хуже: 4 типа людей, к которым нельзя проявлять доброту
В правительстве придумали оправдание: слабый рубль делает россиян только богаче
Шампиньоны в духовке за 10 минут: идеальный рецепт для быстрого ужина
Как помочь печени оставаться здоровой: 3 шага, и вы надежно защищены от жирового гепатоза
Только мудрая женщина знает об этих секретах общения с любимым мужчиной
Прогулка под луной или прыжок с парашютом: ваше идеальное свидание по знаку Зодиака
Без капли масла и без риска взрыва: как приготовить яйца в микроволновке
С какими препаратами ни в коем случае нельзя совмещать прием валерьянки
Это поможет стать счастливее: методы привлечения положительной энергии в жизнь
Удачное начало зимы: какие знаки Зодиака окажутся на волне денежного везения в декабре