Лента новостей

Все новости

Популярное

Пролёт под Коммунальным мостом: рекорд, не попавший в книгу Гиннесса

 Вадим Синицын

Слухи облетели всю страну, и даже просочились за границу, обрастая уже какими-то совершенно нелепыми подробностями, но так как не было официального сообщения – не произошло и официального признания. Более того – единственный в мировой истории пролёт реактивного истребителя под мостом не зафиксировала и бортовая аппаратура, кино-фотодокументы мне тоже обнаружить не удалось. Так что будем полагаться на воспоминания очевидцев. «В июне 1965 года летчик из полка ПВО Привалов в Новосибирске пролетел на МиГ-17 под мостом через Обь… я и сам давно хотел там пролететь, только мне как командующему этого делать было нельзя» - написал в мемуарах генерал-лейтенант авиации в отставке Д.Т. Никишин, в ту пору - командующий авиацией и Член Военного совета СибВО. Как видите, даже такое высокое начальство с трудом удерживалось от желания похулиганить, а уж скольким рядовым пилотам хотелось это совершить – бог весть! Хотелось многим, но воплотил в жизнь один. Капитан Валентин Привалов по прозвищу «Валет». Родился Валентин в Подмосковье, детство его выпало на военное время. Еще в школе занимался в аэроклубе. После училища служил в морской авиации, в Калининграде и Заполярье, был награждён орденом Красной звезды. Позже был переведён в г.Канск Красноярского края. В июне 1965го в составе звена из 4-х МиГов Привалов был откомандирован на проходившие в СибВО учения – на полигоне около Юрги зенитные дивизионы проводили тренировочные стрельбы. Возвращаясь с задания в Толмачёво, Валентин и пролетел под Коммунальным мостом. (Для справки: размер арки приблизительно 30 на 120 метров, размах крыльев МиГ-17 – 9,6 метра). Вспоминает Анатолий Максимович Рыбьяков, майор авиации в отставке: «С третьего разворота он снизился, и прошёл под мостом. Скорость – где-то 400 км/ч. Был ясный, солнечный день. Люди на пляже купались, загорали, и вдруг – грохот, и самолёт взмыл вверх свечой, избегая столкновения с железнодорожным мостом. Ясно было, что такое не скроешь. Прилетел маршал авиации Савицкий, устроили расследование. Спрашивали у Привалова, какие мотивы у него были. Он отвечал, что писал два рапорта об отправке во Вьетнам, но они остались без ответа. Потому и решил пролететь под мостом, чтобы обратили внимание. Оценивали этот поступок по-разному. Молодые лётчики – как героизм, старшее поколение – как воздушное хулиганство». Привалова могли жёстко наказать, вплоть до трибунала, но всё-таки помиловали. Известно, что министр обороны СССР маршал Малиновский лично поучаствовал в его судьбе, и прислал телеграмму приблизительно такого содержания: «Летчика Привалова не наказывать. Ограничиться теми мероприятиями, которые с ним проводили. Если не был в отпуске, отправить в отпуск. Если был, дать десять суток отдыха при части». Приблизительно – потому что народная молва упорно дописывает к телеграмме еще одну строчку: «Командиру полка объявить выговор». А еще ходили слухи, что от наказания лётчика спас звонок в Москву первого секретаря Новосибирского Обкома КПСС Горячева, бывшего в хороших отношениях с Л.И. Брежневым. И хотя Привалов так и не был отправлен во Вьетнам, своей цели он всё-таки достиг – на него действительно обратили внимание, и дальнейшая карьера была в целом успешной. Он был переведён в Горьковскую область, дорос до подполковника, был и командиром эскадрильи, и заместителем командира полка, но в 1977-м году, из-за болезни сердца, вынужден был уйти на «гражданку».

Автор благодарит Павла Николаева за помощь в работе над материалом.
Слухи облетели всю страну, и даже просочились за границу, обрастая уже какими-то совершенно нелепыми подробностями, но так как не было официального сообщения – не произошло и официального признания. Более того – единственный в мировой истории пролёт реактивного истребителя под мостом не зафиксировала и бортовая аппаратура, кино-фотодокументы мне тоже обнаружить не удалось. Так что будем полагаться на воспоминания очевидцев. «В июне 1965 года летчик из полка ПВО Привалов в Новосибирске пролетел на МиГ-17 под мостом через Обь… я и сам давно хотел там пролететь, только мне как командующему этого делать было нельзя» - написал в мемуарах генерал-лейтенант авиации в отставке Д.Т. Никишин, в ту пору - командующий авиацией и Член Военного совета СибВО. Как видите, даже такое высокое начальство с трудом удерживалось от желания похулиганить, а уж скольким рядовым пилотам хотелось это совершить – бог весть! Хотелось многим, но воплотил в жизнь один. Капитан Валентин Привалов по прозвищу «Валет». Родился Валентин в Подмосковье, детство его выпало на военное время. Еще в школе занимался в аэроклубе. После училища служил в морской авиации, в Калининграде и Заполярье, был награждён орденом Красной звезды. Позже был переведён в г.Канск Красноярского края. В июне 1965го в составе звена из 4-х МиГов Привалов был откомандирован на проходившие в СибВО учения – на полигоне около Юрги зенитные дивизионы проводили тренировочные стрельбы. Возвращаясь с задания в Толмачёво, Валентин и пролетел под Коммунальным мостом. (Для справки: размер арки приблизительно 30 на 120 метров, размах крыльев МиГ-17 – 9,6 метра). Вспоминает Анатолий Максимович Рыбьяков, майор авиации в отставке: «С третьего разворота он снизился, и прошёл под мостом. Скорость – где-то 400 км/ч. Был ясный, солнечный день. Люди на пляже купались, загорали, и вдруг – грохот, и самолёт взмыл вверх свечой, избегая столкновения с железнодорожным мостом. Ясно было, что такое не скроешь. Прилетел маршал авиации Савицкий, устроили расследование. Спрашивали у Привалова, какие мотивы у него были. Он отвечал, что писал два рапорта об отправке во Вьетнам, но они остались без ответа. Потому и решил пролететь под мостом, чтобы обратили внимание. Оценивали этот поступок по-разному. Молодые лётчики – как героизм, старшее поколение – как воздушное хулиганство». Привалова могли жёстко наказать, вплоть до трибунала, но всё-таки помиловали. Известно, что министр обороны СССР маршал Малиновский лично поучаствовал в его судьбе, и прислал телеграмму приблизительно такого содержания: «Летчика Привалова не наказывать. Ограничиться теми мероприятиями, которые с ним проводили. Если не был в отпуске, отправить в отпуск. Если был, дать десять суток отдыха при части». Приблизительно – потому что народная молва упорно дописывает к телеграмме еще одну строчку: «Командиру полка объявить выговор». А еще ходили слухи, что от наказания лётчика спас звонок в Москву первого секретаря Новосибирского Обкома КПСС Горячева, бывшего в хороших отношениях с Л.И. Брежневым. И хотя Привалов так и не был отправлен во Вьетнам, своей цели он всё-таки достиг – на него действительно обратили внимание, и дальнейшая карьера была в целом успешной. Он был переведён в Горьковскую область, дорос до подполковника, был и командиром эскадрильи, и заместителем командира полка, но в 1977-м году, из-за болезни сердца, вынужден был уйти на «гражданку».

Автор благодарит Павла Николаева за помощь в работе над материалом.

Новости партнеров

В России и мире

Самый древний народ Сахалина, который приводил медведей к себе в деревни, чтобы задобрить духов леса. В чем уникальность их культуры?
Там гибнут не от зверей: места России где реально пропадают люди по таинственным обстоятельствам
Страшная правда о крабовых палочках, которую все замалчивают! Чем опасны крабовые палочки для здоровья?
Зеленскому и его жене повезет меньше, чем Януковичу или Башару Асаду
Народные приметы на 15 декабря: что можно и нельзя делать в день Аввакума
Вредные привычки знаков Зодиака: у всех они разные
Перестала покупать майонез в магазине и теперь готовлю его сама. На это уходит всего 5 минут
Как наука объясняет суеверия: 5 фактов, чтобы покончить с популярными приметами
Микропластик, пауки и загадочное пение: Самые необычные факты об Эвересте
Новогодние горячие блюда в духовке: 5 вкусных идей для уютного праздника