Лента новостей

Все новости

Популярное

Епископ Тихон: «Патриотизм – это терпимость и уважение к ближнему»

 


Arial<#two#>>- Владыка, вы принимали участие в Архиерейском и Поместном соборах, где был избран новый патриарх Русской Православной Церкви. Многие наблюдали церемонию по телевидению, но важно услышать от участника и очевидца – как это происходило?

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>- Кончина патриарха Алексия Второго была неожиданной для нас всех. Он меня вызывал на заседание Синода в зимнюю сессию, 20 декабря я должен был ехать в Москву, и вдруг пятого декабря позвонил управляющий делами Московской патриархии и сообщил печальную весть. На следующий день мы были в Москве, посетили Переделкино, где скончался патриарх,  попрощались с ним и тут же провели заседание Синода, где был избран местоблюститель. Большинство голосов, а это было тайное голосование, склонилось в пользу митрополита Кирилла, к тому же он самый молодой из иерархов - относительно конечно, ему 62 года.

Arial<#two#>>- Что для вас значила личность ушедшего патриарха?

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>- Его преосвященство Алексий Второй возглавлял нашу церковь19 лет, он скончался на 80-м году жизни, 23 февраля как раз должны были праздновать его 80-летие – следует еще раз помянуть его светлую память. Владыка много сделал, период его управления был насыщен событиями, которые можно назвать одним словом - возрождение Русской Православной Церкви. Мы уходим от атеистического общества – избавляемся от наследия во многом печального в духовно-нравственной сфере нашей жизни.

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>И конечно, было трудно переживать этот  момент прощания. Похоронили мы патриарха в Елоховском соборе в Москве, который  был раньше Патриаршим собором, теперь это Кафедральный собор города Москвы. Там уже находится гробница Сергия, который был избран патриархом во время войны, теперь могила Алексия Второго. Тысячи людей пришли попрощаться, они стояли по восемь часов, чтобы зайти в храм Христа Спасителя.

Arial<#two#>>- Как проходило выдвижение кандидатов на место патриарха?

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>- На Синоде мы утвердили процедуры избрания, и на Архиерейский собор съехались 200 с лишним архиереев - не только российские, но из СНГ, были представители РПЦ из 50 стран мира. Заседания проходили в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя, это большой зал на 1200 мест, заседания были закрытыми, выдвигали кандидатов. Мы для себя определили, что при выдвижении кандидатов им не будет выдаваться характеристик, чтобы Собор не разделил Церковь - кто за кого.
Когда прошло голосование - тоже тайное - кандидатов было 145 человек, из тех, кто по уставу проходит. И больше всех голосов набрал Кирилл-местоблюститель - 70 с лишним голосов, 36 набрал Климент, 16 голосов набрал митрополит Минский и Белорусский Филарет, остальные набрали меньше и не учитывались.

Arial<#two#>>- Наверное, особенно волнующим было главное голосование – на Поместном соборе?

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>- Поместный собор - наша высшая власть, он собирается в подобных чрезвычайных случаях или по мере необходимости - для решения общецерковных задач, или же для утверждения тех решений, которые были приняты в период последнего Поместного собора. Он состоит из епископов, они уже по должности являются членами собора. В каждой епархии прошли выборы делегатов – выбрали по три человека, это представители священнослужителей, монашества и миряне.

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>От нашей епархии были избраны протоирей Собора Александра Невского Александр (Новопашин), наместник Козихинского монастыря Михаила Архангела игумен Артемий (Снегур) и доктор философии, профессор НГУ Леонид Григорьевич Панин.

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>Всего же на Поместный собор съехалось 700 с лишним делегатов. Собор имел право отклонить какую-то кандидатуру, то есть сам избирал процедуру и регламент заседаний. Можно было, кстати, избирать и жребием - из этих трех кандидатов - просто их имена написать на бумажке и вытягивать. Но от этого Собор отказался. И четвертого кандидата Поместный собор мог бы предложить - но тоже не стал этого делать.

Arial<#two#>>- Владыка, а что значит – избрать по жребию? Это широко не обсуждалось…

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>- Были и сторонники, и противники жеребьевки, но все-таки посчитали, что в этом случае есть элемент случайности, и не всегда жеребьевка была традиционной для церкви.

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>При жеребьевке мог быть избран человек, который набрал меньше всего голосов. Может быть, в этом была бы воля Божья, но то, что у митрополита Кирилла было больше всего голосов - тоже была воля Божья, потому что голос народа - голос Божий. Ведь все-таки голосовали не одни епископы, и митрополит Кирилл был выбран подавляющим большинством голосов. По итогам голосования он набрал более 500 голосов, Климент - 160, митрополит Филарет свою кандидатуру снял. Были разные мнения, как пройдет голосование, оставалось загадкой, конечно, но все-таки при сравнении кандидатов владыка Кирилл выделялся из всех остальных.

Arial<#two#>>2<#two#>>К счастью, никто не ушел огорченный, этот Собор  не разделил нашей Церкви. И митрополит Кирилл, который председательствовал на Соборе,  несколько раз подчеркнул, что после мы Собора должны стать «более едиными».
 
- Ваши пути с ним на ниве служения Церкви пересекались?

Arial<#two#>>2<#two#>>- Я с ним познакомился еще в 1976 году. Это яркая личность, талантливый проповедник, человек большого ума. Он был в свое время ректором Петербургской академии-семинарии, более 10 лет являлся представителем  при Всемирном совете церквей в Женеве, знает иностранные языки. Почти 20 лет возглавлял отдел внешних церковных связей, а это работа и с правительством, и с представителями других государств, с послами, с главами других церквей, и это у него всегда получалось успешно. Одно время я даже учился у него - он преподавал в аспирантуре при Московской  духовной академии. Человек разносторонних дарований, который хорошо знает политику, духовность западную, хорошо знает лидеров религиозных западных. На сегодняшний день равных ему по уму, по тем дарованиям, которые  должен иметь глава РПЦ, - нет, поэтому думаю, избран человек достойный, и мы молились о том, чтобы Господь даровал ему благодать Святого Духа, патриаршую харизму, которая поможет ему в таком ответственном служении. 

- Что бы хотели пожелать людям, которые пойдут на светские выборы ?

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>- Церковь – несколько иная организация, чем светское сообщество. Мы все-таки понимаем, как сказал патриарх в своем слове после выборов, что служение людям - это крест, это самопожертвование. Когда человек не имеет духовно-нравственной культуры, он воспринимает власть как карьеру, как возможность управлять людьми, распределять средства. А человек, воспитанный духовно, должен понимать, что любовь к ближнему - это самопожертвование. И не зря личность Александра Невского олицетворяет Россию. Он, князь, принес себя в жертву своему народу – это полное бескорыстие, полная самоотдача. Вот такой пример должен быть перед глазами тех, кто идет во власть. Этот груз ответственности должен сознаваться человеком, должен его вразумлять. Помнить, что ты - историческая личность, что ты оставляешь свой след.

Arial<#two#>>- Почему же получается так, что зачастую к власти приходят люди совсем с другими целями и намерениями?

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>- Общество у нас секулярное, государство долгое время было атеистическим, и духовная культура не поощрялась и не развивалась. А ведь любое наше действие взвешивается на весах нравственности. И поэтому тому, кто не имеет духовного воспитания, сложно понять, где необходимость, а где излишество.
Власть - это хорошее дело, и даже в Священном Писании говорится: «Кто желает епископства (то есть возглавлять церковь), хорошего дела желает». Но он должен знать, что быть епископом – значит, возможно, подвергаться гонениям. То есть власть – это в первую очередь жертвенное служение. А сейчас для большинства власть – это орудие достижения собственных целей. Это льстит гордыне: вот чего я достиг, теперь вы мне служите. А должно быть наоборот. Недаром принято говорить, что властители – слуги народа.

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>Я думаю, духовно-нравственная культура будет возвращаться в наше общество, и люди будут получать правильное воспитание. Я имею в виду не столько знания - человек, имеющий большие знания и не имеющий духовно-нравственной культуры, может быть даже социально опасным. Ведь чем больше у него знаний, тем больше вреда он может принести обществу. А когда человек, имея багаж знаний и способностей, умеет себя ограничивать, воздерживать, свой карман не путает с чужим карманом, я думаю, он сможет принести в мир много блага и послужит для процветания общества.

Arial<#two#>>- Сегодня нельзя обойти тему кризиса – люди теряют привычный уклад, а вместе с этим теряют и доверие к власти.

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>- Святейший патриарх Кирилл в одном из первых слов сказал, что церковь выскажет свое отношение к кризису, потому что это серьезное испытание для нашего молодого российского общества. Конечно, кризис должен послужить благу, мы должны переосмыслить свои жизненные положения и критерии. И в первую очередь в таких случаях нужно терпение.

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>> Вот спрашивают, что требуется для построения хорошей семьи - жилье или зарплата? Мы всегда говорим, что в первую очередь – терпение. Любовь проходит, а терпеть надо всегда. Главное, чтобы каждый человек понимал свою ответственность. За свою семью, за свой народ, за свою страну.  Здоровое чувство патриотизма должно присутствовать, его надо воспитывать.

Arial<#two#>> Arial<#two#>>- Вы затронули важную тему патриотизма. Победы наших спортсменов, события в Южной Осетии - не кажется ли вам, что патриотизм в стране сегодня восстанавливается как часть ментальности, идентичности нации?
 

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>- Наверное, 70 лет не так уж много для страны. В одну человеческую жизнь успело уложиться столько перемен – был царский режим, потом советский, сейчас мы живем в новом, демократическом обществе. И все понятия в зависимости от общественной формации тоже трансформировались, приспосабливались, менялись в угоду господствующей идеологии. Поэтому надо понимать, что мы сейчас имеем в виду, произнося это слово -  патриотизм.
Наши спортсмены - конечно, они прославляют нашу страну, а значит, и наш народ, наши достижения. Что касается Южной Осетии, то там не все так гладко. Мы воевали с народом православным, грузинами, и желательно было этого не допускать.

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>Но то, что патриотизм растет, - это заметно. И все успехи, которых мы достигли в прошлом году, объясняются тем, что чувство патриотизма вновь просыпается в нашем народе, а это в свою очередь свидетельствует о том, что у нас есть будущее.
Но что такое патриотизм? Церковь говорит: это не только любовь к родным березкам, в первую очередь это любовь к своим согражданам. Если мы не будем терпеть и уважать друг друга, то ничего не построим.

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>Нельзя разделять общество, нельзя делить людей на плохих и хороших. Мы единая семья, и наши общие болезни проявляются во всех сферах жизни. А то мы привыкли осуждать чиновников, банкиров, олигархов. Но они тоже продукт общественного развития и воспитания. Поэтому можно винить их учителей и родителей - подобное творит себе подобных.

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>Недостатки воспитания сказываются во всех слоях общества. Нищие не должны озлобляться и быть завистливыми и жестокими. Богатые должны быть милостивы и обращать внимание на больных и нищих. На Западе дети обязательно посещают дома инвалидов, ухаживают, люди учатся помогать друг другу с детских лет, это умягчает им сердце – значит, и больные тоже нужны обществу.
Один из управленцев наших сказал: "Я мечтаю, чтобы стала не нужна социальная служба". А я ответил, что не согласен, она всегда будет нужна. Больные и нуждающиеся будут всегда, другое дело, что служение им не должно ограничиваться помощью со стороны государства, каждый человек должен учиться видеть нужды других.

Arial<#two#>>- И все же, как вы считаете, моральное состояние общества за последние годы улучшилось?

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>- Это видно во всех сферах, посмотрите – развивается благотворительность. Как бедно и тяжело жили детские дома в 90-е годы! Никто не делал подарков, люди заботились в основном о собственных нуждах. А недавно я встречался с воспитателями - на Рождество, говорят, никогда раньше не получали столько подарков, как сейчас.

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>Все чаще стали случаи усыновления, люди пытаются помочь детям-сиротам, и инвалиды в неплохом положении. Особенно у нас, в Новосибирской области, многие занимаются социальными проблемами и занимаются бескорыстно. Открываются реабилитационные центры по работе с наркоманами и алкоголиками, есть фирмы, которые берут их под свою опеку, снабжают продуктами питания, помогают помещения отремонтировать.
Это говорит о том, что общество начинает заботиться само о себе. Раньше этими социальными проблемами занималось государство. Теперь такие задачи все больше берут на себя общественные организации, это очень хорошо.

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>Моя мама живет в Москве, и когда выходит на скамейку посидеть, к ней подходят  и спрашивают - бабушка, вас не выгнали? А то пойдемте к нам! У людей чувства пробуждаются, люди начинают замечать друг друга.

Arial<#two#>> 

Arial<#two#>>
 


Arial<#two#>>- Владыка, вы принимали участие в Архиерейском и Поместном соборах, где был избран новый патриарх Русской Православной Церкви. Многие наблюдали церемонию по телевидению, но важно услышать от участника и очевидца – как это происходило?

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>- Кончина патриарха Алексия Второго была неожиданной для нас всех. Он меня вызывал на заседание Синода в зимнюю сессию, 20 декабря я должен был ехать в Москву, и вдруг пятого декабря позвонил управляющий делами Московской патриархии и сообщил печальную весть. На следующий день мы были в Москве, посетили Переделкино, где скончался патриарх,  попрощались с ним и тут же провели заседание Синода, где был избран местоблюститель. Большинство голосов, а это было тайное голосование, склонилось в пользу митрополита Кирилла, к тому же он самый молодой из иерархов - относительно конечно, ему 62 года.

Arial<#two#>>- Что для вас значила личность ушедшего патриарха?

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>- Его преосвященство Алексий Второй возглавлял нашу церковь19 лет, он скончался на 80-м году жизни, 23 февраля как раз должны были праздновать его 80-летие – следует еще раз помянуть его светлую память. Владыка много сделал, период его управления был насыщен событиями, которые можно назвать одним словом - возрождение Русской Православной Церкви. Мы уходим от атеистического общества – избавляемся от наследия во многом печального в духовно-нравственной сфере нашей жизни.

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>И конечно, было трудно переживать этот  момент прощания. Похоронили мы патриарха в Елоховском соборе в Москве, который  был раньше Патриаршим собором, теперь это Кафедральный собор города Москвы. Там уже находится гробница Сергия, который был избран патриархом во время войны, теперь могила Алексия Второго. Тысячи людей пришли попрощаться, они стояли по восемь часов, чтобы зайти в храм Христа Спасителя.

Arial<#two#>>- Как проходило выдвижение кандидатов на место патриарха?

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>- На Синоде мы утвердили процедуры избрания, и на Архиерейский собор съехались 200 с лишним архиереев - не только российские, но из СНГ, были представители РПЦ из 50 стран мира. Заседания проходили в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя, это большой зал на 1200 мест, заседания были закрытыми, выдвигали кандидатов. Мы для себя определили, что при выдвижении кандидатов им не будет выдаваться характеристик, чтобы Собор не разделил Церковь - кто за кого.
Когда прошло голосование - тоже тайное - кандидатов было 145 человек, из тех, кто по уставу проходит. И больше всех голосов набрал Кирилл-местоблюститель - 70 с лишним голосов, 36 набрал Климент, 16 голосов набрал митрополит Минский и Белорусский Филарет, остальные набрали меньше и не учитывались.

Arial<#two#>>- Наверное, особенно волнующим было главное голосование – на Поместном соборе?

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>- Поместный собор - наша высшая власть, он собирается в подобных чрезвычайных случаях или по мере необходимости - для решения общецерковных задач, или же для утверждения тех решений, которые были приняты в период последнего Поместного собора. Он состоит из епископов, они уже по должности являются членами собора. В каждой епархии прошли выборы делегатов – выбрали по три человека, это представители священнослужителей, монашества и миряне.

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>От нашей епархии были избраны протоирей Собора Александра Невского Александр (Новопашин), наместник Козихинского монастыря Михаила Архангела игумен Артемий (Снегур) и доктор философии, профессор НГУ Леонид Григорьевич Панин.

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>Всего же на Поместный собор съехалось 700 с лишним делегатов. Собор имел право отклонить какую-то кандидатуру, то есть сам избирал процедуру и регламент заседаний. Можно было, кстати, избирать и жребием - из этих трех кандидатов - просто их имена написать на бумажке и вытягивать. Но от этого Собор отказался. И четвертого кандидата Поместный собор мог бы предложить - но тоже не стал этого делать.

Arial<#two#>>- Владыка, а что значит – избрать по жребию? Это широко не обсуждалось…

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>- Были и сторонники, и противники жеребьевки, но все-таки посчитали, что в этом случае есть элемент случайности, и не всегда жеребьевка была традиционной для церкви.

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>При жеребьевке мог быть избран человек, который набрал меньше всего голосов. Может быть, в этом была бы воля Божья, но то, что у митрополита Кирилла было больше всего голосов - тоже была воля Божья, потому что голос народа - голос Божий. Ведь все-таки голосовали не одни епископы, и митрополит Кирилл был выбран подавляющим большинством голосов. По итогам голосования он набрал более 500 голосов, Климент - 160, митрополит Филарет свою кандидатуру снял. Были разные мнения, как пройдет голосование, оставалось загадкой, конечно, но все-таки при сравнении кандидатов владыка Кирилл выделялся из всех остальных.

Arial<#two#>>2<#two#>>К счастью, никто не ушел огорченный, этот Собор  не разделил нашей Церкви. И митрополит Кирилл, который председательствовал на Соборе,  несколько раз подчеркнул, что после мы Собора должны стать «более едиными».
 
- Ваши пути с ним на ниве служения Церкви пересекались?

Arial<#two#>>2<#two#>>- Я с ним познакомился еще в 1976 году. Это яркая личность, талантливый проповедник, человек большого ума. Он был в свое время ректором Петербургской академии-семинарии, более 10 лет являлся представителем  при Всемирном совете церквей в Женеве, знает иностранные языки. Почти 20 лет возглавлял отдел внешних церковных связей, а это работа и с правительством, и с представителями других государств, с послами, с главами других церквей, и это у него всегда получалось успешно. Одно время я даже учился у него - он преподавал в аспирантуре при Московской  духовной академии. Человек разносторонних дарований, который хорошо знает политику, духовность западную, хорошо знает лидеров религиозных западных. На сегодняшний день равных ему по уму, по тем дарованиям, которые  должен иметь глава РПЦ, - нет, поэтому думаю, избран человек достойный, и мы молились о том, чтобы Господь даровал ему благодать Святого Духа, патриаршую харизму, которая поможет ему в таком ответственном служении. 

- Что бы хотели пожелать людям, которые пойдут на светские выборы ?

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>- Церковь – несколько иная организация, чем светское сообщество. Мы все-таки понимаем, как сказал патриарх в своем слове после выборов, что служение людям - это крест, это самопожертвование. Когда человек не имеет духовно-нравственной культуры, он воспринимает власть как карьеру, как возможность управлять людьми, распределять средства. А человек, воспитанный духовно, должен понимать, что любовь к ближнему - это самопожертвование. И не зря личность Александра Невского олицетворяет Россию. Он, князь, принес себя в жертву своему народу – это полное бескорыстие, полная самоотдача. Вот такой пример должен быть перед глазами тех, кто идет во власть. Этот груз ответственности должен сознаваться человеком, должен его вразумлять. Помнить, что ты - историческая личность, что ты оставляешь свой след.

Arial<#two#>>- Почему же получается так, что зачастую к власти приходят люди совсем с другими целями и намерениями?

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>- Общество у нас секулярное, государство долгое время было атеистическим, и духовная культура не поощрялась и не развивалась. А ведь любое наше действие взвешивается на весах нравственности. И поэтому тому, кто не имеет духовного воспитания, сложно понять, где необходимость, а где излишество.
Власть - это хорошее дело, и даже в Священном Писании говорится: «Кто желает епископства (то есть возглавлять церковь), хорошего дела желает». Но он должен знать, что быть епископом – значит, возможно, подвергаться гонениям. То есть власть – это в первую очередь жертвенное служение. А сейчас для большинства власть – это орудие достижения собственных целей. Это льстит гордыне: вот чего я достиг, теперь вы мне служите. А должно быть наоборот. Недаром принято говорить, что властители – слуги народа.

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>Я думаю, духовно-нравственная культура будет возвращаться в наше общество, и люди будут получать правильное воспитание. Я имею в виду не столько знания - человек, имеющий большие знания и не имеющий духовно-нравственной культуры, может быть даже социально опасным. Ведь чем больше у него знаний, тем больше вреда он может принести обществу. А когда человек, имея багаж знаний и способностей, умеет себя ограничивать, воздерживать, свой карман не путает с чужим карманом, я думаю, он сможет принести в мир много блага и послужит для процветания общества.

Arial<#two#>>- Сегодня нельзя обойти тему кризиса – люди теряют привычный уклад, а вместе с этим теряют и доверие к власти.

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>- Святейший патриарх Кирилл в одном из первых слов сказал, что церковь выскажет свое отношение к кризису, потому что это серьезное испытание для нашего молодого российского общества. Конечно, кризис должен послужить благу, мы должны переосмыслить свои жизненные положения и критерии. И в первую очередь в таких случаях нужно терпение.

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>> Вот спрашивают, что требуется для построения хорошей семьи - жилье или зарплата? Мы всегда говорим, что в первую очередь – терпение. Любовь проходит, а терпеть надо всегда. Главное, чтобы каждый человек понимал свою ответственность. За свою семью, за свой народ, за свою страну.  Здоровое чувство патриотизма должно присутствовать, его надо воспитывать.

Arial<#two#>> Arial<#two#>>- Вы затронули важную тему патриотизма. Победы наших спортсменов, события в Южной Осетии - не кажется ли вам, что патриотизм в стране сегодня восстанавливается как часть ментальности, идентичности нации?
 

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>- Наверное, 70 лет не так уж много для страны. В одну человеческую жизнь успело уложиться столько перемен – был царский режим, потом советский, сейчас мы живем в новом, демократическом обществе. И все понятия в зависимости от общественной формации тоже трансформировались, приспосабливались, менялись в угоду господствующей идеологии. Поэтому надо понимать, что мы сейчас имеем в виду, произнося это слово -  патриотизм.
Наши спортсмены - конечно, они прославляют нашу страну, а значит, и наш народ, наши достижения. Что касается Южной Осетии, то там не все так гладко. Мы воевали с народом православным, грузинами, и желательно было этого не допускать.

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>Но то, что патриотизм растет, - это заметно. И все успехи, которых мы достигли в прошлом году, объясняются тем, что чувство патриотизма вновь просыпается в нашем народе, а это в свою очередь свидетельствует о том, что у нас есть будущее.
Но что такое патриотизм? Церковь говорит: это не только любовь к родным березкам, в первую очередь это любовь к своим согражданам. Если мы не будем терпеть и уважать друг друга, то ничего не построим.

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>Нельзя разделять общество, нельзя делить людей на плохих и хороших. Мы единая семья, и наши общие болезни проявляются во всех сферах жизни. А то мы привыкли осуждать чиновников, банкиров, олигархов. Но они тоже продукт общественного развития и воспитания. Поэтому можно винить их учителей и родителей - подобное творит себе подобных.

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>Недостатки воспитания сказываются во всех слоях общества. Нищие не должны озлобляться и быть завистливыми и жестокими. Богатые должны быть милостивы и обращать внимание на больных и нищих. На Западе дети обязательно посещают дома инвалидов, ухаживают, люди учатся помогать друг другу с детских лет, это умягчает им сердце – значит, и больные тоже нужны обществу.
Один из управленцев наших сказал: "Я мечтаю, чтобы стала не нужна социальная служба". А я ответил, что не согласен, она всегда будет нужна. Больные и нуждающиеся будут всегда, другое дело, что служение им не должно ограничиваться помощью со стороны государства, каждый человек должен учиться видеть нужды других.

Arial<#two#>>- И все же, как вы считаете, моральное состояние общества за последние годы улучшилось?

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>- Это видно во всех сферах, посмотрите – развивается благотворительность. Как бедно и тяжело жили детские дома в 90-е годы! Никто не делал подарков, люди заботились в основном о собственных нуждах. А недавно я встречался с воспитателями - на Рождество, говорят, никогда раньше не получали столько подарков, как сейчас.

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>Все чаще стали случаи усыновления, люди пытаются помочь детям-сиротам, и инвалиды в неплохом положении. Особенно у нас, в Новосибирской области, многие занимаются социальными проблемами и занимаются бескорыстно. Открываются реабилитационные центры по работе с наркоманами и алкоголиками, есть фирмы, которые берут их под свою опеку, снабжают продуктами питания, помогают помещения отремонтировать.
Это говорит о том, что общество начинает заботиться само о себе. Раньше этими социальными проблемами занималось государство. Теперь такие задачи все больше берут на себя общественные организации, это очень хорошо.

Arial<#two#> size=<#two#>2<#two#>>Моя мама живет в Москве, и когда выходит на скамейку посидеть, к ней подходят  и спрашивают - бабушка, вас не выгнали? А то пойдемте к нам! У людей чувства пробуждаются, люди начинают замечать друг друга.

Arial<#two#>> 

Arial<#two#>>