В Новосибирском Центре крови пополняют запасы. У каждого кабинета небольшая очередь в пять-шесть человек. Любой, кто хочет стать донором крови, сначала сдает анализы на определение группы крови, резуса, уровня гемоглобина. Потом отправляется на осмотр к врачу-трансфузиологу, который решает, может ли человек на данный момент сдавать кровь. Если допуск получен, человек поднимается в операционную, где и происходит сама процедура забора крови.
В операционной играет тихая музыка, лица у ожидающих своей очереди доноров спокойные – люди находятся здесь по делу. Из присутствующих только одна девушка сказала, что пришла сюда по конкретному поводу – мама ее подруги находится в больнице в тяжелом состоянии, и ей нужно переливание крови. Остальные просто делают то, что считают нужным.
«Почему я решил сдать кровь? – удивляется вопросу корреспондента Сибкрай.ru ожидающий своей очереди Николай Петрович. – Я вообще штатный донор, прихожу сюда раз в два месяца. Это уже, наверное, привычка. И мне все равно, как изменится форма компенсаций донорам».
Молодого человека по имени Александр в Центр крови отправила его девушка. «Она у меня врач, сказала, что здесь перед Новым годом сильно истощились запасы, и нужно помочь их пополнить. А вообще я и раньше уже сдавал кровь», – отметил парень.
Действительно, новогодние праздники стали серьезным испытанием для новосибирской службы крови. За десять дней в клиники города и области выдан небывало большой объем компонентов крови для оказания экстренной помощи тяжело больным: 1300 доз (более 300 литров) плазмы и эритроцитов, 102 дозы тромбоцитов и 100 доз криопреципитата. В первые два дня нового года сразу четверым новорожденным с резус-конфликтом потребовалось полное переливание крови. Специалисты называют такое совпадение невероятным.
Ситуация осложнилась тем, что начиная с 28 декабря каждый день в больницах появлялись тяжелые пациенты, которым необходимо переливание крови первой резус-отрицательной группы. Людей с такой кровью в принципе немного – не более 2%, соответственно, и доноров среди них тоже очень мало. Поэтому каждый раз, когда требуется кровь группы I(-), найти доноров очень и очень непросто.
«Мы искренне благодарим доноров, ведь только с их помощью в праздники нам удалось полностью обеспечить лечебные учреждения кровью, – говорит главный врач НЦК Константин Хальзов. – Накануне Нового года Центр крови провел донорскую субботу, а также объявил рабочими днями 3 и 4 января. И в эти дни сдавать кровь пришли более 160 новосибирцев. Лаборатории Центра крови работают круглосуточно, используются дорогостоящие технологии, чтобы в кратчайшие сроки, «с колес», приготовить безопасное «живое лекарство». Но без помощи жителей региона нам не справиться с этой задачей».
Между тем новосибирских доноров ждут изменения. 23 января 2013 года вступил в силу федеральный закон N125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов». Этот документ отменяет выплаты денежной компенсации на питание донорам, за исключением случаев выездной заготовки крови. Теперь доноры, которые приходят безвозмездно сдавать кровь в НЦК, вместо денежной компенсации на питание будут получать продуктовый набор на сумму 300 рублей.
В обществе неоднозначно восприняли новый закон. Послышались опасения, что люди, которые раньше приходили сдать кровь только ради денежной компенсации, перестанут это делать. А партия «Яблоко» даже выступила с громкими заявлением, где назвала последствия принятия данного закона фатальными. «Уже сейчас доноры (студенты, малоимущие, для которых эти суммы существенны) отказываются от сдачи крови «за чай с булочкой», – говорится в заявлении политической силы. – Увеличение дефицита донорской крови неизбежно ведет к задержке проведения плановых операций и ухудшению прогноза многих заболеваний, значительного удлинения сроков лечения, а ряде случаев – к инвалидизации и даже смертности больных в масштабах всей страны».
В Новосибирском Центре крови надеются, что эти мрачные прогнозы не оправдаются. «Вряд ли люди приходят к нам за деньгами, – отмечает Константин Хальзов. – Скорее, они хотят помочь ближнему. Судите сами, за сдачу крови в Новосибирске человек в виде компенсации на питание получал 300 рублей. Кстати, эта сумма, утвержденная губернатором, не менялась с 2007 года. Минимальный промежуток между кроводачами – два месяца. Это строго контролируется. У нас существует единая электронная база, и если человек пришел раньше, то программа просто не распечатывает донорский лист. Таким образом, мужчина может сдать кровь пять раз в год, женщина – четыре. Соответственно, получается 1500 и 1200 рублей. Разве это сколько-нибудь существенная сумма? При этом никакого «черного рынка» крови в России нет. Все региональные банки крови соединены в единую сеть, путь любой дозы крови полностью прослеживается».
«Все идем сдавать кровь!!!! Неважно, что дают взамен, важно то что спасаем жизни людей!!!»<br>«Нормальный человек и без вознаграждения доброе дело с радостью сделает!» <br>«Мне плевать, набор или 300 рублей, ибо то и другое считаю оскорбительным для людей отдающих кусочек своей жизни. Но. Скажу за себя и своих друзей – сдавали и сдавать будем» <br>(из социальных сетей)
Новый закон, по мнению Константина Хальзова, должен привести к единому знаменателю систему платного и бесплатного донорства во всей стране. «Донорство крови в России всегда было безвозмездным. Донору положены были только два дня к отпуску и компенсация на питание, так как объективно после кроводачи человеку необходимо восстановить силы. Чтобы привлекать людей сдавать кровь в помощь больным и раненым, необходима постоянная пропаганда донорства. Вместо этого в ряде регионов шли по простому пути: там существовала система скрытого платного донорства, а именно выплачивалась очень большая компенсация на питание, – поясняет главный врач. – Но в разных регионах ее сумма существенно различалась. Например, в Ульяновске компенсация на питание составляла 150 рублей, в Новосибирске – 300 рублей, а в Москве – 2,5 тысячи рублей. Сейчас приказом Минздрава будет определен единый пищевой рацион, и для каждого региона установлена его стоимость. Не думаю, что она будет различаться в десять раз».
Пока федеральные документы дорабатываются, в Новосибирске на переходный период, уже определили состав «донорского» продуктового набора. В него входят мясо тушеное, рыбные консервы, молоко сгущенное, спагетти, крупа (гречка или рис), овощные консервы (зеленый горошек, кукуруза или фасоль), чай; минеральная вода. По словам главного врача Новосибирского Центра крови, «закон вступил в силу, и мы обязаны его исполнять». «Хотя я считал бы более правильным дать донорам право выбора – получить продуктовый набор, или деньги, и возможность самостоятельно принять решение, что на них купить», – добавил Хальзов.
Не допустить «оттока» доноров позволит еще одно положение нового закона: во время выездных Дней донора в вузах, ссузах, на предприятиях и в организациях, а также в пунктах заготовки крови на базе лечебных учреждений Новосибирска донорам по-прежнему будет выплачиваться денежная компенсация на питание. Ее размер равен стоимости продуктового набора – 300 рублей.
Отметим, что такие выездные акции очень популярны у новосибирцев. Так, в июне 2012 года более 300 человек пришли на площадь Ленина, чтобы принять участие в общегородской донорской акции «Помоги делом!» За два дня мобильный пункт заготовки крови принял 323 донора, хотя изначально данная машина предназначена для заготовки крови от 100 человек за рабочую смену.
Есть в законе и еще одна новация. Впервые в России официально вводится система платного донорства. Речь идет о технически сложных аппаратных методах заготовки крови. Например, больных онкогематологическими заболеваниями требуется обеспечивать донорскими тромбоцитами – клетками крови, останавливающими кровотечения. В принципе, одна доза тромбоцитов может быть получена из каждых 400 граммов донорской крови, но большинству больных нужно единовременно переливать несколько доз тромбоцитов. То есть, для одного переливания тромбоцитов необходимо несколько доноров. При переливании продуктов крови от разных доноров у больного существенно возрастает риск возникновения трансфузионных реакций и осложнений. Для снижения этого риска и увеличения количества тромбоцитов, получаемых от одного донора, предусмотрена специальная процедура – тромбоцитаферез. Она требует несколько большего участия от донора, чем простая сдача крови, и занимает два дня: в один день донор проходит обследование, в другой – тромбоцитаферез. Из-за сложности процедуры доноров тромбоцитов часто не хватает. Поэтому такой вид сдачи крови может стать платным.
«Опасения, что доноров станет меньше, у нас, конечно, были, – говорит Константин Хальзов. – К счастью, пока этого не случилось, и мы надеемся, что не случится».