«Выигрывает тот, кто маленький, кто молодой»

Образование / 18 ноября 2014 / 18:41 / Александра Филонова
Последнее время специалисты отмечают спад интереса школьников к информационным технологиям. Учебные заведения не успевают за стремительным развитием сферы и не могут привлечь учеников. О том, каким должно быть современное IT-образование, чего не хватает школам и вузам, а также кто может сделать робота для сортировки носков, порталу Сибкрай.ru рассказал руководитель группы образовательных проектов компании «Яндекс» Дмитрий Аблов.
Дмитрий Аблов был в Новосибирске всего пару дней. Он встречался с местными школьными учителями для обмена опытом по мотивации учеников на занятия информатикой, а также рассказывал про мероприятия, в которых сибиряки смогут принять участие. В декабре «Яндекс» проведет для педагогов страны конференцию про возможности интернет-образование, а в апреле новосибирские школьники смогут представить свои проекты на конференции по программированию.
 
– Сейчас говорят о спаде интереса к сфере информационных технологий, что больше школьников нацелены на другие сферы, на тот же бизнес. Как вы оцениваете текущую ситуацию? Нет ли риска, что через несколько лет рынок информационных технологий столкнется с нехваткой кадров? 

– Раньше сфера образования в IT была очень простой: компьютеры были только в компьютерных центрах или интернет-классах. Дети с большим удовольствием приходили на уроки информатики, ведь там можно было увидеть настоящий компьютер, поработать на настоящей клавиатуре. Последнее время компьютеров расплодилось множество, они есть в каждом доме, в каждой семье, гаджеты используют по любому поводу и для самых разных целей. И эти скучные, неинтересные и непонятные программы, которые заставляют писать в школе, теперь, конечно, не привлекают детей. Отчасти поэтому информатика находится в периоде острого кризиса. Есть довольно большая программа, инициированная Министерством связи, как раз о создании так называемых IT-классов. Чиновники бьют тревогу и просят IT-компании заинтересовать детей. «Яндекс» уже много лет работает со школьниками и студентами.

– Как именно происходит взаимодействие с молодежью? 

– У нас есть образовательные программы самых разных уровней, начиная от открытых лекций для школьников и студентов и заканчивая системой поддержки научных публикаций в международных исследовательских журналах для специалистов «Яндекса». Все наши образовательные программы бесплатны. Со школьниками мы работаем уже много лет и поддерживаем различные математические сборы, олимпиады и чемпионаты, в том числе и в регионах. Например, в начале ноября в Новосибирске проходила Всесибирская олимпиада по программированию. «Яндекс» участвовал не только финансово и организационно, но и методически: наши специалисты разработали часть предложенных к решению задач. Если говорить про собственные проекты, то для школьников и студентов мы организуем «программистские» лагеря, проводим олимпиады и отдельные лекции, и даже есть собственный международный чемпионат по программированию Яндекс.Алгоритм.

Больше всего известна, пожалуй, Школа анализа данных (ШАД) – наш российский «стэнфорд» – двухгодичные очно-заочные курсы для студентов-старшекурсников, где даются невероятно востребованные сегодня знания в области обработки и анализа данных. Здесь очень важная составляющая – практическая. Мы даем не только важные, узкоспециализированные, знания, но и возможность их применить, попрограммировать. Также есть Малый ШАД – это лекторий, очень крутая штука для школьников. Так, в Москве дети собираются по субботам, и им рассказывают какую-нибудь интересную лекцию, например, про гипотезу Пуанкаре, которую в 2003 году доказал Перельман. В Сибири как такового Малого ШАДа пока нет, но московские лекции можно смотреть через интернет. Также в 2014 году «Яндекс» организовал в Новосибирске несколько встреч школьников с именитыми учеными. При этом в Новосибирске есть филиал ШАДа для студентов. Мы открыли его в 2013 году вместе с офисом разработки компании в Новосибирске, на базе Новосибирского госуниверситета. 

Интервью (2).JPG

Если говорить про мероприятия для школьников, то весной 2014 года мы провели первую конференцию по проектному программированию. Здесь команды старшеклассников из регионов представляли свои разработки в режиме телемоста. В офисы «Яндекса» в разных городах и странах пришла куча детей, подключили видеосвязь между офисами – получилось здорово, и этот день пролетел совершенно незаметно. А дети уходили домой с такими лучистыми глазами! Кстати, Новосибирск планировал принять участие, и даже было три команды, но они не успели подготовить свои проекты, не уложились к дедлайну. Следующая конференция пройдет весной 2015 года, мы уже объявили регистрацию команд. Надеемся подключить Новосибирск, где, как мы знаем, есть сильные математические школы. Кроме того, надеемся подключить Нижний Новгород, которого тоже не было, и еще, возможно, Берлин (совсем недавно там у «Яндекса» открылся офис разработки), а также пригласить на защиту проектов тех школьников, которые в этом году не участвуют в конференции, но присматриваются к ней – чтобы в следующем году уже выступить в качестве докладчиков.

 Как увлечь детей программированием? В каком возрасте стоит начинать рассказывать им про мир IT?

– Раньше в школах был такой предмет, который назывался «программирование», там учили работать с языками программирования, алгоритмами и так далее. Этот предмет сам по себе не пошел, информатика оказалась шире. А начинается информатика вовсе не с языка программирования, а с логики. У каждого человека должна быть математическая культура. У одного это может быть математический склад ума, а другому – полезно объяснить, как надо думать: как строить утверждение, отрицание, как выводить из одного утверждения другое. Если заинтересовать этим детей в младшей школе, все становится проще. Но для этого нужны совместные усилия родителей и учителей: задача родителей – привести детей в математические кружки, задача учителей – показать, как это интересно. Заинтересовали математикой? Следующая стадия – заинтересовать алгоритмами. В школах этого совсем немного, но теперь, к примеру, есть робототехника. Она дает и понимание алгоритмов, и обратную связь. 

Помню случай, в летнем лагере ребята делали роботов. Так вот одна из команд проектировала робота, который ходит по квартире, собирает разбросанные носки и складывает их парами. Да, это реализуемая идея на уровне детей старших классов. Вот такими забавными, на первый взгляд, задачками и можно увлечь детей.

Интервью (4).JPG

– А насколько школы и вузы успевают за развитием сферы IT? 

– Здесь выигрывает тот, кто маленький, кто молодой. Есть, например, факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ. Его оканчивали многие мои друзья, и я отношусь к нему очень хорошо, но сейчас там больше математики, чем информатики. После этого был создан факультет инноваций и высоких технологий в Физтехе, но это было лет десять назад. Мы открыли ШАД, чтобы поделиться практическим опытом, познакомить старшекурсников и выпускников IT-специальностей с самыми последними разработками и научными исследованиями. В этом году мы пошли еще дальше – начинаем готовить ребят уже с первого курса, сразу после школы. В 2014 году в Вышей школе экономики при участии «Яндекса» был открыт факультет компьютерных наук. Там программы совершенно новые. Факультет пользуется популярностью: в первом наборе больше двухсот человек, почти все – победители различных школьных олимпиад. 

 Зачем все это коммерческим организациям, «Яндексу», например?

– Мы как представители отрасли заинтересованы в подрастающем поколении айтишников. Наша задача – показать детям, к чему можно прийти в IT и чем нужно заниматься, чтобы стать успешным. Это профориентация, если говорить скучными словами. Есть такая профессия «IT», а что это такое? Это и глубокая математика с серьезными алгоритмами, и дизайн, и какое-то открытие на каждом шагу, и восторг от этих открытий, и дикий азарт тестировщика, который во что бы то ни стало должен найти ошибку в программе. Мы рассказываем детям про такие вещи, проводим экскурсии по нашему офису, и это такие первые шажки на пути к специализации. Ну, и конечно, от общения с увлеченными детьми получаешь огромное удовольствие и понимаешь, что у России есть будущее. И оно не просто есть, оно вот здесь.
comments powered by HyperComments