Лента новостей

Все новости

Популярное

Новосибирские учителя сядут за парты

 Ирина Ким

Право – потому что возможность поучиться бесплатно, за государственный счет тому, что пригодится в жизни и профессии, в наше время дорогого стоит. А обязанность – потому что, если учитель застрянет во вчерашнем дне, он очень скоро отстанет от собственных учеников, а такой учитель уже никому не нужен – ни детям, ни школе, ни государству. 

Не хотим играть в «Монопольку»

По правде сказать, существующая система переподготовки до последнего времени новосибирских педагогов не сильно радовала. Особенно тех, кто ходил на курсы не для «галочки», а чтобы действительно чему-то новому научиться.

Возможность чему-то научиться предоставляли всего два учреждения – НИПиПКРО и ОблЦИТ. Один давал знания и компетенции в области информационно-компьютерных технологий, другой – все остальное. В экономике это называется монополизацией и отсутствием конкуренции и чаще всего приводит к застою. В сфере дополнительного профессионального образования – точно так же.

«Если из раза в раз одни и те же преподаватели вам читают одни и те же курсы, то повышение квалификации превращается в фикцию, в отбытие повинности, в пустую трату нашего времени и государственных средств, – жалуются учителя. – Действительно, зачем учреждению менять программы, формы и технологии обучения, если мы на эти курсы все равно придем и даже в очередь выстроимся? Ведь выбора у нас нет: переподготовку в любом случае надо пройти хотя бы ради аттестации».

Выбор должен быть, решили в региональном Минобрнауки. Стимул для развития образовательной среды – здоровая конкуренция. А значит, первое, что требовалось сделать в рамках проекта модернизации региональной системы повышения квалификации и переподготовки педагогов, – привлечь на этот рынок максимальное количество игроков.

И надо сказать, это удалось: в 2012 году свои услуги в сфере дополнительного профессионального образования предложили 15 организаций, начиная с федеральных вузов, заканчивая городскими центрами «Эгида» и «Магистр». И слушатель уже имел возможность выбирать, где он хочет пройти обучение – в техническом университете или педагогическом, а может, и в том, и в другом, и еще где-нибудь в третьем месте.

Да, это еще один шаг навстречу потребителю: теперь он сам может конструировать свой обучающий курс, вычерчивать свой образовательный маршрут. Это называется модульно-накопительная система. К примеру, отводится на повышение квалификации 108 часов. Из них 36 по рекомендации министерства должны быть посвящены психолого-педагогической и нормативно-правовой тематике (именно таким был обязательный, инвариантный модуль в 2012 году). Зато остальное положенное на учебу время педагог может «тратить» как угодно: например, 36 часов отдать предметной подготовке в СУНЦ госуниверситета, следующие 18 – изучению экономических дисциплин в НГУЭУ, оставшиеся – освоению методик управления стрессом и конфликтами в Новосибирской школе психологии. Или еще чему-нибудь – на свой вкус и интерес.

Сто путей, сто дорог

«Взрослого человека нельзя учить вещам ему ненужным, неинтересным, оторванным от его жизни и практики. Это один из принципов адрагогики, – говорит начальник отдела профессионального развития педагогических кадров министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Мария Жафярова. – И новая система переподготовки этот принцип как раз и учитывает. Важно, что потребитель выбирает не только поставщика услуги, но еще и преподавателя. Ведь известно, что взрослый слушатель идет, прежде всего, на личность, на имя профессора, ему необходимо знать заранее, кто будет читать тот или иной предмет. И модульно-накопительная система с ее открытостью дает такую возможность. Позволяет она также выбрать время и место обучения – что для учителей с их занятостью имеет не последнее значение».

Понятно, что организация самого процесса переподготовки педагогических кадров усложняется на порядок. Представьте: вы хотите попасть в четыре разных образовательных учреждения, в удобное для вас время, да еще и к нужным преподавателям. И вы не один такой, вместе с вами ждут ответа на свои заявки сотни и тысячи ваших коллег. Кто-то должен вам это устроить, кто-то должен помочь каждому из вас проложить свой собственный маршрут по вузам и обучающим центрам.

В роли такого «туроператора» выступил Новосибирский институт мониторинга и развития образования. Именно он предоставляет информацию об услугах, принимает заявки и корректирует индивидуальные образовательные траектории новосибирских учителей. А в нынешнем году была разработана и уже внедряется автоматизированная система мониторинга профессионального развития педагогических кадров, так что теперь все взаимодействие потребителя и поставщика услуг будет осуществляться не в бумажном, а в электронном виде. 

В Москву, в Москву!

2012-й стал в Новосибирской области годом апробации новой системы повышения квалификации. На первых порах не обошлось без сложностей. Ну например: как быть, если расценки университетов выше положенных государством нормативов на переподготовку? Тут выхода два: либо договариваться с каждым конкретным вузом о снижении стоимости обучения, либо доплачивать – и уже не из государственной казны, а из бюджета школы. Некоторые муниципалитет идут навстречу своим учебным заведениям и выделяют средства на эти цели, особенно если школа того стоит. Иногда на такой шаг может пойти и родительская общественность, подобный опыт в регионе тоже имеется – например, в гимназии «Горностай».

В любом случае деньги на переподготовку учителей теперь закладываются не в порядке госзадания тому же НИПиПКРО, как было раньше, а спускаются каждой конкретной школе. И сама школа может их тратить, как считает нужным. В целом в прошлом году на апробацию новой системы наша область получила 40 миллионов рублей федеральной субсидии. Любопытно проанализировать, куда же педагоги понесли эти деньги, к кому обратились, имея свободу выбора.

Как ни странно (а может быть, как раз вполне предсказуемо), фаворитом предпочтений у желающих повысить свою квалификацию стал НИПиПКРО (его выбрали 62 % слушателей). Возможно, сработала привычка, а может быть, учителя предпочли известный, многократно проверенный формат и уровень обучения всем остальным, пока незнакомым вариантам. На втором месте – НГПУ (16 %), затем следуют технический университет (8 %), ОблЦИТ (6 %) и Центр образования и здоровья «Магистр» (5 %). Новосибирский госуниверситет не попал в этот рейтинг, поскольку подал заявку чуть позже. 

Всего же успешно прошли экспертизу 268 представленных образовательных модулей (202 – для педагогов, 66 – для руководителей). Так что выбор у слушателей теперь действительно есть. И с каждым годом он будет расширяться, поскольку банк модулей предполагается постоянно обновлять.

Конечно, все участники процесса (ладно, пусть не все, но особо продвинутые) мечтают о том, чтобы наконец появилась возможность учиться не только в Новосибирске, но и за пределами региона. Желающих познакомиться с опытом других краев и областей вплоть до Москвы и Санкт-Петербурга становится все больше. И очень может быть, что такой шанс у наших учителей появится уже в следующем учебном году.

Суха теория…

Еще одна претензия педагогов к программам переподготовки – недостаточная практикоориентированность. Теоретические занятия – дело важное и полезное, но педагогам хотелось бы унести с курсов повышения не только конспекты и рефераты, но и конкретные технологии, которые можно применить на своих уроках.

Поэтому больше всего слушателей интересуют не столько лекции профессоров, сколько реальный опыт коллег. А за реальным опытом надо обращаться уже не в вузы, а в школы, лицеи и гимназии – благо, таких инновационно ориентированных образовательных учреждений, где есть, на что посмотреть и чему поучиться, у нас достаточно.

Вот только лицензий на реализацию программ дополнительного профессионального образования у них нет. Хотя сами средние учебные заведения вполне могли бы предложить свои уникальные продукты. И такой прецедент уже был: в прошлом году гимназия №1 подала свои модули на экспертизу. Однако экспертный совет вынужден был – нет, не отказать окончательно и бесповоротно, но пока временно отложить рассмотрение.

Казалось бы, парадокс: с одной стороны имеется спрос, с другой – предложение, а соединиться они не могут, существующие законы не позволяют.

Правда, выход есть: новый закон об образовании предлагает интересную вещь – сетевую форму взаимодействия в процессе реализации образовательных программ. К примеру, вузы в рамках ФГОС третьего поколения могут работать по системе, которая называется кредитно-модульной: когда несколько университетов участвуют в процессе обучения студента, предоставляют свои модули, а последний из них выдает диплом. Возможно, в скором времени такой же кредитно-модульный подход распространится и на сферу переподготовки, и тогда учреждения общего образования тоже смогут встроиться в эту цепочку.

За прошлый год в апробации новой системы профессиональной переподготовки приняли участие около двух тысяч новосибирских педагогов и 500 руководителей. И это только начало: с 1 сентября но новому закону об образовании повышение квалификации станет обязательным не раз в пять лет, а раз в три года. А в связи с переходом на новые ФГОС обучение в ближайшее время должны пройти все – даже те, кто честно отсидел за партой в НИПиКПРО год назад.

Так что новой региональной системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров предстоит пройти проверку в условиях, приближенных к боевым.
Право – потому что возможность поучиться бесплатно, за государственный счет тому, что пригодится в жизни и профессии, в наше время дорогого стоит. А обязанность – потому что, если учитель застрянет во вчерашнем дне, он очень скоро отстанет от собственных учеников, а такой учитель уже никому не нужен – ни детям, ни школе, ни государству. 

Не хотим играть в «Монопольку»

По правде сказать, существующая система переподготовки до последнего времени новосибирских педагогов не сильно радовала. Особенно тех, кто ходил на курсы не для «галочки», а чтобы действительно чему-то новому научиться.

Возможность чему-то научиться предоставляли всего два учреждения – НИПиПКРО и ОблЦИТ. Один давал знания и компетенции в области информационно-компьютерных технологий, другой – все остальное. В экономике это называется монополизацией и отсутствием конкуренции и чаще всего приводит к застою. В сфере дополнительного профессионального образования – точно так же.

«Если из раза в раз одни и те же преподаватели вам читают одни и те же курсы, то повышение квалификации превращается в фикцию, в отбытие повинности, в пустую трату нашего времени и государственных средств, – жалуются учителя. – Действительно, зачем учреждению менять программы, формы и технологии обучения, если мы на эти курсы все равно придем и даже в очередь выстроимся? Ведь выбора у нас нет: переподготовку в любом случае надо пройти хотя бы ради аттестации».

Выбор должен быть, решили в региональном Минобрнауки. Стимул для развития образовательной среды – здоровая конкуренция. А значит, первое, что требовалось сделать в рамках проекта модернизации региональной системы повышения квалификации и переподготовки педагогов, – привлечь на этот рынок максимальное количество игроков.

И надо сказать, это удалось: в 2012 году свои услуги в сфере дополнительного профессионального образования предложили 15 организаций, начиная с федеральных вузов, заканчивая городскими центрами «Эгида» и «Магистр». И слушатель уже имел возможность выбирать, где он хочет пройти обучение – в техническом университете или педагогическом, а может, и в том, и в другом, и еще где-нибудь в третьем месте.

Да, это еще один шаг навстречу потребителю: теперь он сам может конструировать свой обучающий курс, вычерчивать свой образовательный маршрут. Это называется модульно-накопительная система. К примеру, отводится на повышение квалификации 108 часов. Из них 36 по рекомендации министерства должны быть посвящены психолого-педагогической и нормативно-правовой тематике (именно таким был обязательный, инвариантный модуль в 2012 году). Зато остальное положенное на учебу время педагог может «тратить» как угодно: например, 36 часов отдать предметной подготовке в СУНЦ госуниверситета, следующие 18 – изучению экономических дисциплин в НГУЭУ, оставшиеся – освоению методик управления стрессом и конфликтами в Новосибирской школе психологии. Или еще чему-нибудь – на свой вкус и интерес.

Сто путей, сто дорог

«Взрослого человека нельзя учить вещам ему ненужным, неинтересным, оторванным от его жизни и практики. Это один из принципов адрагогики, – говорит начальник отдела профессионального развития педагогических кадров министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Мария Жафярова. – И новая система переподготовки этот принцип как раз и учитывает. Важно, что потребитель выбирает не только поставщика услуги, но еще и преподавателя. Ведь известно, что взрослый слушатель идет, прежде всего, на личность, на имя профессора, ему необходимо знать заранее, кто будет читать тот или иной предмет. И модульно-накопительная система с ее открытостью дает такую возможность. Позволяет она также выбрать время и место обучения – что для учителей с их занятостью имеет не последнее значение».

Понятно, что организация самого процесса переподготовки педагогических кадров усложняется на порядок. Представьте: вы хотите попасть в четыре разных образовательных учреждения, в удобное для вас время, да еще и к нужным преподавателям. И вы не один такой, вместе с вами ждут ответа на свои заявки сотни и тысячи ваших коллег. Кто-то должен вам это устроить, кто-то должен помочь каждому из вас проложить свой собственный маршрут по вузам и обучающим центрам.

В роли такого «туроператора» выступил Новосибирский институт мониторинга и развития образования. Именно он предоставляет информацию об услугах, принимает заявки и корректирует индивидуальные образовательные траектории новосибирских учителей. А в нынешнем году была разработана и уже внедряется автоматизированная система мониторинга профессионального развития педагогических кадров, так что теперь все взаимодействие потребителя и поставщика услуг будет осуществляться не в бумажном, а в электронном виде. 

В Москву, в Москву!

2012-й стал в Новосибирской области годом апробации новой системы повышения квалификации. На первых порах не обошлось без сложностей. Ну например: как быть, если расценки университетов выше положенных государством нормативов на переподготовку? Тут выхода два: либо договариваться с каждым конкретным вузом о снижении стоимости обучения, либо доплачивать – и уже не из государственной казны, а из бюджета школы. Некоторые муниципалитет идут навстречу своим учебным заведениям и выделяют средства на эти цели, особенно если школа того стоит. Иногда на такой шаг может пойти и родительская общественность, подобный опыт в регионе тоже имеется – например, в гимназии «Горностай».

В любом случае деньги на переподготовку учителей теперь закладываются не в порядке госзадания тому же НИПиПКРО, как было раньше, а спускаются каждой конкретной школе. И сама школа может их тратить, как считает нужным. В целом в прошлом году на апробацию новой системы наша область получила 40 миллионов рублей федеральной субсидии. Любопытно проанализировать, куда же педагоги понесли эти деньги, к кому обратились, имея свободу выбора.

Как ни странно (а может быть, как раз вполне предсказуемо), фаворитом предпочтений у желающих повысить свою квалификацию стал НИПиПКРО (его выбрали 62 % слушателей). Возможно, сработала привычка, а может быть, учителя предпочли известный, многократно проверенный формат и уровень обучения всем остальным, пока незнакомым вариантам. На втором месте – НГПУ (16 %), затем следуют технический университет (8 %), ОблЦИТ (6 %) и Центр образования и здоровья «Магистр» (5 %). Новосибирский госуниверситет не попал в этот рейтинг, поскольку подал заявку чуть позже. 

Всего же успешно прошли экспертизу 268 представленных образовательных модулей (202 – для педагогов, 66 – для руководителей). Так что выбор у слушателей теперь действительно есть. И с каждым годом он будет расширяться, поскольку банк модулей предполагается постоянно обновлять.

Конечно, все участники процесса (ладно, пусть не все, но особо продвинутые) мечтают о том, чтобы наконец появилась возможность учиться не только в Новосибирске, но и за пределами региона. Желающих познакомиться с опытом других краев и областей вплоть до Москвы и Санкт-Петербурга становится все больше. И очень может быть, что такой шанс у наших учителей появится уже в следующем учебном году.

Суха теория…

Еще одна претензия педагогов к программам переподготовки – недостаточная практикоориентированность. Теоретические занятия – дело важное и полезное, но педагогам хотелось бы унести с курсов повышения не только конспекты и рефераты, но и конкретные технологии, которые можно применить на своих уроках.

Поэтому больше всего слушателей интересуют не столько лекции профессоров, сколько реальный опыт коллег. А за реальным опытом надо обращаться уже не в вузы, а в школы, лицеи и гимназии – благо, таких инновационно ориентированных образовательных учреждений, где есть, на что посмотреть и чему поучиться, у нас достаточно.

Вот только лицензий на реализацию программ дополнительного профессионального образования у них нет. Хотя сами средние учебные заведения вполне могли бы предложить свои уникальные продукты. И такой прецедент уже был: в прошлом году гимназия №1 подала свои модули на экспертизу. Однако экспертный совет вынужден был – нет, не отказать окончательно и бесповоротно, но пока временно отложить рассмотрение.

Казалось бы, парадокс: с одной стороны имеется спрос, с другой – предложение, а соединиться они не могут, существующие законы не позволяют.

Правда, выход есть: новый закон об образовании предлагает интересную вещь – сетевую форму взаимодействия в процессе реализации образовательных программ. К примеру, вузы в рамках ФГОС третьего поколения могут работать по системе, которая называется кредитно-модульной: когда несколько университетов участвуют в процессе обучения студента, предоставляют свои модули, а последний из них выдает диплом. Возможно, в скором времени такой же кредитно-модульный подход распространится и на сферу переподготовки, и тогда учреждения общего образования тоже смогут встроиться в эту цепочку.

За прошлый год в апробации новой системы профессиональной переподготовки приняли участие около двух тысяч новосибирских педагогов и 500 руководителей. И это только начало: с 1 сентября но новому закону об образовании повышение квалификации станет обязательным не раз в пять лет, а раз в три года. А в связи с переходом на новые ФГОС обучение в ближайшее время должны пройти все – даже те, кто честно отсидел за партой в НИПиКПРО год назад.

Так что новой региональной системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров предстоит пройти проверку в условиях, приближенных к боевым.