Лента новостей

Все новости

Популярное

Детдомовцы и «домашние» дети учат друг друга толерантности

 Егор Плитченко

Из окон школы виден детский дом, из детского дома — школа. Почти полвека они стоят рядом. Еще когда строилось здание, предполагалось, что детдомовцы будут ходить в эту школу вместе со своими сверстниками из обычных семей, что это поможет им лучше адаптироваться в обществе и быстрее найти себя во взрослой жизни. Ведь для воспитанников детского дома очень важна возможность выйти за стены своего учреждения в мир, где живут, учатся, общаются, ссорятся и мирятся другие дети — такие же, как они, но только имеющие маму и папу.
Ежегодно выпускники детского дома оканчивают 11 классов и успешно сдают ЕГЭ. Ребячьи достижения стоят педагогам немало сил, поскольку у большинства этих учеников и характеры, и судьбы очень непростые.
Кристина Дунаева попала в детский дом в десять лет и тогда же пришла учиться в школу № 128. Как и со многими детдомовцами, учителям пришлось с ней нелегко. Кристина прогуливала занятия, дерзила взрослым. И все же восемь лет учительского труда не прошли даром: в этом году девочка сдала единый госэкзамен и уверенно поступила в Новосибирский государственный университет экономики и управления.
Судьба Дунаевой — недавний, но не единственный пример. Школа не первый год сотрудничает с Новосибирским медицинским колледжем, и уже пятеро выпускников детдома его окончили. Педагоги могут вспомнить немало историй превращения детдомовских «гадких утят» в настоящих лебедей.
"У нас обучается свыше ста детей из детского дома, — рассказывает директор школы Вера Михайлова. — Конечно, они заметно отличаются от других учеников: видно, что этим детям с раннего возраста не уделяли должного внимания, что они тяжело идут на контакт, что негативный жизненный опыт ими получен в избытке, а позитивного мало. Преодолеть этот негатив впоследствии очень сложно, и помогают в этом контакты с «домашними» сверстниками: совместное выполнение заданных на дом уроков, игры, просто общение на переменках. И когда детдомовские ребятишки ведут себя нестандартно и нарушают правила, это далеко не всегда желание «похулиганить», часто — просто попытка привлечь к себе внимание".
Алеша Вавилов был именно таким: едва придя в школу, 15-летний подросток старался выделиться своим демонстративным, вызывающим поведением. На уроках вертелся, был невнимателен, мешал учителям, развлекал и отвлекал одноклассников смешными выходками. Не сразу, очень постепенно, но учителям все же удалось изменить его отношение к жизни, сформировать мотивацию к учебе, привлечь к участию в школьных мероприятиях. Получив аттестат, Алексей поступил в техникум и сейчас успешно учится.
В большинстве случаев дети сходятся легко. Ребята из детского дома дружат с одноклассниками и ходят к ним в гости, очень тесно общаются, а в старших классах они друг друга уже и не делят — все полноправные члены коллектива. «Домашние» дети учатся чуткости по отношению к более уязвимым детдомовцам, которые, в свою очередь, социализируются, общаясь с одноклассниками, узнавая от них — что такое семья, папа, мама, подарки на Новый год утром под елкой, семейные торжества, пикники и совместные походы в кино или кафе.
Причем в отличие от «домашних» ребятишек детдомовские не торопятся после учебы скорее убежать из школы. Они готовы проводить здесь часы и дни, ведь для них это возможность отвлечься от привычного быта, пожить другой жизнью, побыть в другой обстановке…
Показательно, что многие дети из детского дома неплохо учатся.
"Они всегда выполняют домашнее задание — проблем с этим нет, — говорит учитель математики Ольга Нестерова. — Они активны, посещают все группы продленного дня, дополнительные занятия, часто остаются в классе делать уроки — кто из педагогов свободен, с тем и работают, этого вы ни в одной школе не увидите".
Но есть и такие, что учатся в классах с отставанием развития. Ребятишки, которые росли в так называемых неблагополучных семьях, часто отличаются не только девиантным поведением, но и снижением уровня познавательных процессов. Почти все они в конце концов выравниваются, но для этого требуется время. Коррекция идет с начальной школы и вплоть до девятого класса.
"Нами освоен метод Марии Монтессори, девиз которого — «Помочь ребенку сделать это самому», — поясняет педагог, отличник народного просвещения Валентина Леуткина. — Метод дает свои результаты: дети пишут, рисуют, перебирают мелкие предметы. Все познавательные процессы опираются на сенсорные ощущения и развиваются в совокупности — речь, память, внимание. Работа идет индивидуально с каждым учеником, при необходимости подключаются психолог и логопед".
Олег Воробьев был из тех, кого называют «трудные дети». Сейчас ему 19 лет, и его взросление можно приводить как пример успешной социализации вчерашнего детдомовца. Парень не пьет, не курит, учится в техникуме и одновременно работает, при этом поддерживает своих товарищей, таких же, как он, выпускников, которые еще никуда не поступили, и всегда готов помочь им с трудоустройством.
Как и во всех школах, в 128-й есть органы ученического самоуправления, совет старшеклассников, кроме того в каждом классе — свой собственный завуч и физорг. В этих структурах заняты и ребята из детского дома. Возможно, им не хватает инициативности и лидерских качеств — сказывается влияние сдерживающей среды и привычка подчиняться авторитетам. Но все, что требуется в рамках общественной нагрузки, они добросовестно выполняют.
В школе проходят месячники науки, ученики сами проводят исследования, сами готовят доклады. Все дети, даже не очень успешные, должны обязательно принять участие в научной работе, это стимулирует их интеллектуальную активность. Не отстают от «домашних» сверстников и воспитанники детдома, порой демонстрируя завидные результаты. К примеру, 11-летняя Ира Вольф, попавшая в детский дом вместе со старшим братом, когда ей было семь, победила в конкурсе со своим докладом на тему «Скрытый смысл сказки «Колобок».
В 128-й школе, как и во многих других образовательных учреждениях, есть пятая трудовая четверть. Здесь используют опыт Макаренко — как известно, в свое время Антон Семенович перековывал закоренелых хулиганов, прививая им интерес к труду. То, что в детском доме ребятишки живут на всем готовом, педагоги считают неправильным — ведь потом во взрослую жизнь они входят совершенно беспомощными, не имея порой элементарных навыков самообслуживания. Поэтому в школе детдомовцев стараются задействовать во всех работах, в которых заняты другие дети. Ребятишки помогают облагораживать территорию вокруг школы — здесь большая зеленая зона, и за ней нужен серьезный уход. Под руководством педагогов они выращивают в теплицах тыквы, потом сами собирают урожай.
"Часть тыкв, конечно, перебьют — ребятам же пошалить хочется, — улыбается учитель биологии Валентина Леонова, — но все же кое-что остается и для школьной столовой. Мы потом этими тыквами учеников целый год кормим".
А еще здесь есть славная традиция: выпускники, покидая родную школу, высаживают каждый по дереву. Через годы, став уже взрослыми, они приходят, видят свои деревья окрепшими, и это — придает сил.
"Хорошо, что существуют такие образовательные учреждения, как наше. Мы называем себя адаптивной школой. То, что мы делаем, — не делает никто. Среди наших учеников есть отличники и медалисты, есть ребятишки с ограниченными возможностями здоровья, есть дети с задержкой психического развития. Мы открыты для всех", — говорит Людмила Бубнова, учитель русского языка и литературы.
"Тщательно отобранных детей в гимназии легко обучать, — продолжает мысль директор школы Вера Михайлова, — а мы берем учеников с девиантным поведением, с заторможенными познавательными процессами и успешно с ними работаем. Так не каждый сможет. У нас на выпуске получаются дети более гуманные и более адаптированные к жизни, чем в обычных школах. Я смотрю на большинство старших классов и вижу — наши ребята вырастут хорошими людьми, а что может быть радостнее для педагога!"


Из окон школы виден детский дом, из детского дома — школа. Почти полвека они стоят рядом. Еще когда строилось здание, предполагалось, что детдомовцы будут ходить в эту школу вместе со своими сверстниками из обычных семей, что это поможет им лучше адаптироваться в обществе и быстрее найти себя во взрослой жизни. Ведь для воспитанников детского дома очень важна возможность выйти за стены своего учреждения в мир, где живут, учатся, общаются, ссорятся и мирятся другие дети — такие же, как они, но только имеющие маму и папу.
Ежегодно выпускники детского дома оканчивают 11 классов и успешно сдают ЕГЭ. Ребячьи достижения стоят педагогам немало сил, поскольку у большинства этих учеников и характеры, и судьбы очень непростые.
Кристина Дунаева попала в детский дом в десять лет и тогда же пришла учиться в школу № 128. Как и со многими детдомовцами, учителям пришлось с ней нелегко. Кристина прогуливала занятия, дерзила взрослым. И все же восемь лет учительского труда не прошли даром: в этом году девочка сдала единый госэкзамен и уверенно поступила в Новосибирский государственный университет экономики и управления.
Судьба Дунаевой — недавний, но не единственный пример. Школа не первый год сотрудничает с Новосибирским медицинским колледжем, и уже пятеро выпускников детдома его окончили. Педагоги могут вспомнить немало историй превращения детдомовских «гадких утят» в настоящих лебедей.
"У нас обучается свыше ста детей из детского дома, — рассказывает директор школы Вера Михайлова. — Конечно, они заметно отличаются от других учеников: видно, что этим детям с раннего возраста не уделяли должного внимания, что они тяжело идут на контакт, что негативный жизненный опыт ими получен в избытке, а позитивного мало. Преодолеть этот негатив впоследствии очень сложно, и помогают в этом контакты с «домашними» сверстниками: совместное выполнение заданных на дом уроков, игры, просто общение на переменках. И когда детдомовские ребятишки ведут себя нестандартно и нарушают правила, это далеко не всегда желание «похулиганить», часто — просто попытка привлечь к себе внимание".
Алеша Вавилов был именно таким: едва придя в школу, 15-летний подросток старался выделиться своим демонстративным, вызывающим поведением. На уроках вертелся, был невнимателен, мешал учителям, развлекал и отвлекал одноклассников смешными выходками. Не сразу, очень постепенно, но учителям все же удалось изменить его отношение к жизни, сформировать мотивацию к учебе, привлечь к участию в школьных мероприятиях. Получив аттестат, Алексей поступил в техникум и сейчас успешно учится.
В большинстве случаев дети сходятся легко. Ребята из детского дома дружат с одноклассниками и ходят к ним в гости, очень тесно общаются, а в старших классах они друг друга уже и не делят — все полноправные члены коллектива. «Домашние» дети учатся чуткости по отношению к более уязвимым детдомовцам, которые, в свою очередь, социализируются, общаясь с одноклассниками, узнавая от них — что такое семья, папа, мама, подарки на Новый год утром под елкой, семейные торжества, пикники и совместные походы в кино или кафе.
Причем в отличие от «домашних» ребятишек детдомовские не торопятся после учебы скорее убежать из школы. Они готовы проводить здесь часы и дни, ведь для них это возможность отвлечься от привычного быта, пожить другой жизнью, побыть в другой обстановке…
Показательно, что многие дети из детского дома неплохо учатся.
"Они всегда выполняют домашнее задание — проблем с этим нет, — говорит учитель математики Ольга Нестерова. — Они активны, посещают все группы продленного дня, дополнительные занятия, часто остаются в классе делать уроки — кто из педагогов свободен, с тем и работают, этого вы ни в одной школе не увидите".
Но есть и такие, что учатся в классах с отставанием развития. Ребятишки, которые росли в так называемых неблагополучных семьях, часто отличаются не только девиантным поведением, но и снижением уровня познавательных процессов. Почти все они в конце концов выравниваются, но для этого требуется время. Коррекция идет с начальной школы и вплоть до девятого класса.
"Нами освоен метод Марии Монтессори, девиз которого — «Помочь ребенку сделать это самому», — поясняет педагог, отличник народного просвещения Валентина Леуткина. — Метод дает свои результаты: дети пишут, рисуют, перебирают мелкие предметы. Все познавательные процессы опираются на сенсорные ощущения и развиваются в совокупности — речь, память, внимание. Работа идет индивидуально с каждым учеником, при необходимости подключаются психолог и логопед".
Олег Воробьев был из тех, кого называют «трудные дети». Сейчас ему 19 лет, и его взросление можно приводить как пример успешной социализации вчерашнего детдомовца. Парень не пьет, не курит, учится в техникуме и одновременно работает, при этом поддерживает своих товарищей, таких же, как он, выпускников, которые еще никуда не поступили, и всегда готов помочь им с трудоустройством.
Как и во всех школах, в 128-й есть органы ученического самоуправления, совет старшеклассников, кроме того в каждом классе — свой собственный завуч и физорг. В этих структурах заняты и ребята из детского дома. Возможно, им не хватает инициативности и лидерских качеств — сказывается влияние сдерживающей среды и привычка подчиняться авторитетам. Но все, что требуется в рамках общественной нагрузки, они добросовестно выполняют.
В школе проходят месячники науки, ученики сами проводят исследования, сами готовят доклады. Все дети, даже не очень успешные, должны обязательно принять участие в научной работе, это стимулирует их интеллектуальную активность. Не отстают от «домашних» сверстников и воспитанники детдома, порой демонстрируя завидные результаты. К примеру, 11-летняя Ира Вольф, попавшая в детский дом вместе со старшим братом, когда ей было семь, победила в конкурсе со своим докладом на тему «Скрытый смысл сказки «Колобок».
В 128-й школе, как и во многих других образовательных учреждениях, есть пятая трудовая четверть. Здесь используют опыт Макаренко — как известно, в свое время Антон Семенович перековывал закоренелых хулиганов, прививая им интерес к труду. То, что в детском доме ребятишки живут на всем готовом, педагоги считают неправильным — ведь потом во взрослую жизнь они входят совершенно беспомощными, не имея порой элементарных навыков самообслуживания. Поэтому в школе детдомовцев стараются задействовать во всех работах, в которых заняты другие дети. Ребятишки помогают облагораживать территорию вокруг школы — здесь большая зеленая зона, и за ней нужен серьезный уход. Под руководством педагогов они выращивают в теплицах тыквы, потом сами собирают урожай.
"Часть тыкв, конечно, перебьют — ребятам же пошалить хочется, — улыбается учитель биологии Валентина Леонова, — но все же кое-что остается и для школьной столовой. Мы потом этими тыквами учеников целый год кормим".
А еще здесь есть славная традиция: выпускники, покидая родную школу, высаживают каждый по дереву. Через годы, став уже взрослыми, они приходят, видят свои деревья окрепшими, и это — придает сил.
"Хорошо, что существуют такие образовательные учреждения, как наше. Мы называем себя адаптивной школой. То, что мы делаем, — не делает никто. Среди наших учеников есть отличники и медалисты, есть ребятишки с ограниченными возможностями здоровья, есть дети с задержкой психического развития. Мы открыты для всех", — говорит Людмила Бубнова, учитель русского языка и литературы.
"Тщательно отобранных детей в гимназии легко обучать, — продолжает мысль директор школы Вера Михайлова, — а мы берем учеников с девиантным поведением, с заторможенными познавательными процессами и успешно с ними работаем. Так не каждый сможет. У нас на выпуске получаются дети более гуманные и более адаптированные к жизни, чем в обычных школах. Я смотрю на большинство старших классов и вижу — наши ребята вырастут хорошими людьми, а что может быть радостнее для педагога!"


Новости партнеров

В России и мире

Поведение в постели, которое разрушит даже самые крепкие отношения
Эти 2 домашних средства справятся с грибком на ногтях не хуже дорогих мазей
Больше никакой тяжести и страданий в туалете: какие физические упражнения облегчают запор
Как ваша кошка указывает вам на наличие сглаза или болезни
5 знаков Зодиака, для которых вторая половина мая будет периодом счастья и везения
Привычка миллионов людей, которая ведет в заболеваниям органов дыхания: вы удивитесь, но речь не о курении
7 основных проблем с рассадой после пересадки в грунт и как их можно решить
Покорная домохозяйка или «кукла» для выхода в свет: каких жен ищут богатые мужчины
Снова о кофе: найдено еще одно удивительное свойство этого напитка
Зодиакальные пары, которые кажутся счастливыми, но обречены на расставание