Лента новостей

Все новости

Популярное

Учитель по ГОСТу

 Мария Башутина

Учитель по ГОСТу

Что это такое, школьные педагоги, похоже, мало себе представляют, тем не менее на форумах профессиональных сообществ сам факт стандартизации педагогической деятельности уже вызвал серьезную дискуссию.

Шаг влево, шаг вправо

Первая и самая главная претензия: по мнению многих, творческий, личностный труд учителя априори не может быть стандартизирован. То есть, пока вопрос профессионального стандарта педагога остается больше в идеологической, а не в практической плоскости, еще уместны сомнения: а можно ли в принципе «поверить алгеброй гармонию», творческое начало подчинить жестким рамкам нормативов «от сих до сих»?

– Стандартизация в определенном роде необходима, но учитель – творческая профессия. Соединить творческое начало и вписаться в стандарт – задача адски трудная, – считает профессор НИПКиПРО, кандидат педагогических наук Леонид Боровиков. – Когда-то у нас в стране действовали ГОСТы, которые строго регламентировали технологию производства любых изделий. Покупая «Докторскую» колбасу в Москве и в Новосибирске, вы могли рассчитывать, что она везде будет примерно одного вкуса и качества. Но невозможно, чтобы все учителя были одинаковыми, как батоны колбасы. В учительском деле стандарт может породить и серость, а серая масса учителей воспитает… боюсь даже представить кого.

Опасения не беспочвенны. Однако следует понимать, что в ситуации, когда и производство, и сфера услуг – а школа все-таки оказывает образовательные услуги – озабочены стандартами качества, задача менеджмента качества выходит на первый план. И в таком случае без четко сформулированных требований – как и что должен сделать педагог, чтобы получить необходимый результат, – не обойтись.

На самом деле ничего принципиально нового идея профессиональных стандартов не предлагает. Работа школьного учителя всегда подчинялась довольно жестким правилам. Свобода педагогического творчества – миф, в который сегодня вряд ли верит даже первокурсник НГПУ. И собственно говоря, определенный регламент деятельности учителя зафиксирован уже в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».

– Там прописано все, что касается обязанностей педагогических работников, – поясняет заведующая кафедрой начального образования НИПКиПРО доктор педагогических наук Анна Молокова. – Обозначены все ключевые позиции, на которые ориентированы аттестационные процедуры для учителей, регламентирована деятельность педагогических коллективов. Авторы проектов профессиональных стандартов в первую очередь апеллировали именно к этому закону.

Компетентность в законе

Более того, современные ФГОСы также предполагают регламентацию деятельности учителя.

– В разделе, который касается условий реализации основной образовательной программы, – продолжает Молокова, – имеется пункт, где строго определено, что должен сделать учитель, чего от него ждет общество и что для воплощения целей кадрового обеспечения реализации ФГОС будет сделано государством. Кроме того, есть должностные и квалификационные характеристики, установленные приказом № 761н Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года. Согласно этому документу и составляется свод правил, по которому проходит аттестация учителей. Этот документ авторы проектов профессионального стандарта также имели в виду. Сегодня на федеральном и, что нам особенно важно, на местном уровне с учетом квалификационных характеристик проводятся профессиональные испытания школьных учителей.

Но вот что интересно: эти правообразующие для учителей документы хорошо знают чиновники, но не сами педагоги. Анна Молокова нередко с этим сталкивается:

– Спрашиваешь учителей: каков ваш квалификационный уровень? Отвечают: высокий. Почему вы так решили? Ну как же – предмет знаем, любовью у учеников пользуемся, авторитет у родителей заслужили… Но в том-то и дело, что сегодня этого мало! В должностных квалификационных характеристиках заложена масса необходимых компетенций, с которыми, к сожалению, многие учителя знакомы в лучшем случае понаслышке. Взять хотя бы образовательные технологии, которые помогают реализовать системно-деятельностный подход – требование ФГОСов. Это и проблемное обучение, и исследовательское, и дифференцированное; и обучение, связанное с реализацией компетентностного подхода; наконец, развивающее обучение, ведь сегодня школа нацелена на развитие личности ребенка. Сегодня педагогу не обойтись без широкого использования ИКТ, что также прописано в квалификационных характеристиках, причем упоминаются позиции, непосредственно связанные с повседневной педагогической деятельностью, например электронными дневниками или журналами. Многие учителя не подозревают, что использование этих форм работы тоже входит в их должностные обязанности. Более того, даже сердятся, когда в регионах директивно такие вещи внедряются.

Возникает вопрос: можно ли говорить о введении новых стандартах, если с уже существующими документами и законами учителя толком незнакомы?

IMG_6979.JPG

Инструмент или идеал?

И все же, коль скоро есть федеральные государственные образовательные стандарты, строго регламентирующие, каких выпускников школа должна подготовить для современного общества, логично, что должен быть и новый стандарт для учителя. Два наиболее известных проекта профессиональных педагогических стандартов сегодня представлены на суд заинтересованной общественности.

Один из них подготовила группа ученых во главе с академиком РАО, директором Федерального института развития образования Александром Асмоловым; другой, при поддержке Минобрнауки России, – команда специалистов под руководством директора Московского школьного центра, известного педагога Евгения Ямбурга.

– Группа Асмолова предлагает классификаторы по специальности педагога, речь идет о видах трудовой деятельности по преподаванию предметов, по осуществлению внеурочной работы и по классному руководству, – знакомит с проектами Анна Молокова. – Пока этот вариант не привлек слишком большого внимания, в отличие от представленного Евгением Ямбургом, где суть идеи изложена в соответствии с современными принципами дидактики. Разделы этого проекта — обучение, воспитательная работа, развитие личности. Такая структура созвучна требованиям ФГОС в отношении результатов освоения школьниками основных образовательных программ, она ближе учителю и в каком-то смысле проще для понимания. Профессиональные компетенции в «стандарте Ямбурга» расписаны по ступеням: для дошкольного образования, для начальной школы, что также созвучно ФГОСам. Кроме того, в этом документе предпринята попытка дифференцировать требования к учителям-предметникам. Пока сформулированы «условия соответствия» для педагогов-словесников и математиков, преподавателей информатики. Но сам руководитель группы говорит, что все в процессе доработки, и призывает к активному обсуждению проекта.
Как раз проект группы Евгения Ямбурга и вызвал шквал откликов в интернет-сообществе. Выражения парламентские – все-таки учителя пишут, но страсти накалены до предела. Претензии вызывает многое, начиная с того, что в стандарте отказываются от слова «учитель», заменяя его определением «педагог». Но главная проблема в том, что описание педагогических стандартов, предложенное группой Ямбурга, крайне расплывчато, хотя, по идее, само понятие стандарта предполагает абсолютную конкретику. Документ в его нынешнем виде внутренне противоречив: в одном месте стандарт предлагается как возможный ориентир, в другом – как руководство к действию. Для примера достаточно одной цитаты: «Стандарт должен… побуждать педагога к поиску нестандартных решений».

– Главное, в чем упрекают этот стандарт, – что он несбыточен, – говорит заместитель министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Дмитрий Метелкин. – Это некая идеальная величина. Но идеал – категория философская, и использовать его как рабочий инструмент невозможно. С моей точки зрения, стандарт должен быть прагматичным. Это критерий для оценки профессиональной пригодности учителя, это механизм для определения компетенций выпускника на выходе из вуза и специалиста на входе в образовательную систему. Стандарт должен фиксировать те минимальные пороговые требования, которые можно считать вратами в профессию.

Обоюдоострый стандарт

Нужен ли стандарт педагогической деятельности, и если да, то каким он должен быть – этот вопрос стал темой дискуссии на областном конкурсе «Учитель года-2013». 

– В проекте стандартов уже сегодня заложено много нюансов, которые сыграют против учителей, – считает победитель регионального состязания, преподаватель биологии лицея №200 Сергей Шипилин. – Это касается и педагогов в возрасте, и тех, кто пока не овладел всеми необходимыми, если верить проекту, компетенциями. Есть, например, и такое странное, на мой взгляд, требование: учитель должен уметь устранить все технические неполадки в оборудовании класса. Хотя имеются и позитивные моменты. Скажем, переходя из одной школы в другую, ты можешь доказать, что соответствуешь стандарту, значит имеешь право работать в образовательном учреждении. Возможно, введение стандартов и назрело, но насколько созрел сам документ – большой вопрос.

Одной из главных недоработок проекта Сергей Шипилин считает отсутствие стандартов для учителей-предметников (за исключением преподавателей русского языка и математики) и готов поделиться своими соображениями в том, что касается его «родной» биологии: «Конечно, учитель должен идти в ногу со временем и применять современные технологии. Необходимо знать и компьютерную, и орг-, и видеотехнику, ведь сейчас детям уже не так интересно слушать рассказ учителя, они хотят сами принять участие в таинстве урока. А для биологов необходимы современные мощные микроскопы, разнообразные препараты, зимний сад или дендропарк при школе. Нам недостаточно курсовой подготовки раз в пять лет, хотелось бы постоянно пополнять свои знания, в том числе и при участии вузовской науки. Но для полноценного обучения ребятишек той же биологии и школы нужны другие, с большей пришкольной территорией. Учтут ли такие пожелания – большой вопрос».

Кстати, новые стандарты, по мнению специалистов, могут стать инструментом борьбы учителей за свои права: не хватает знаний и умений в обращении с ИКТ по причине отсутствия даже простенького компьютера – требуйте технику, голосуйте за включение в основную образовательную программу школы пункта об улучшении и расширении материально-технической базы. Коль скоро государство обяжет учителей соответствовать стандарту, оно должно и предоставить возможность научиться работать в его рамках.
Пока документ не доработан и не принят, можно порассуждать. Может быть, стандарт – это некий минимум, ниже которого учитель не может опуститься в своей работе, а все, что сверх того, творческий полет? Хорошо, если стандарт позволит избавить школу от «педагогического балласта». Хотя, с другой стороны, его можно использовать как своего рода «палку» для неугодных (многие учителя высказывают и такое мнение). Может быть, стандарт привлечет в российские школы новых Песталоцци и Сухомлинских? Или, наоборот, оттолкнет их от школы навсегда? Для раздумий и дискуссий есть еще год, главное, чтобы обсуждение не прошло мимо профессионального сообщества.

– Пока этот вопрос на стадии дискуссий, многие даже не пытаются вникнуть в суть — а вдруг еще не примут? – говорит Анна Молокова. – Но есть заказ государства на введение профессиональных педагогических стандартов, разработаны и представлены общественности варианты проектов. Значит, от активности обсуждения в учительском и родительском сообществах, убедительности и аргументированности критики и предложений во многом зависит, каким станет этот документ.
Что это такое, школьные педагоги, похоже, мало себе представляют, тем не менее на форумах профессиональных сообществ сам факт стандартизации педагогической деятельности уже вызвал серьезную дискуссию.

Шаг влево, шаг вправо

Первая и самая главная претензия: по мнению многих, творческий, личностный труд учителя априори не может быть стандартизирован. То есть, пока вопрос профессионального стандарта педагога остается больше в идеологической, а не в практической плоскости, еще уместны сомнения: а можно ли в принципе «поверить алгеброй гармонию», творческое начало подчинить жестким рамкам нормативов «от сих до сих»?

– Стандартизация в определенном роде необходима, но учитель – творческая профессия. Соединить творческое начало и вписаться в стандарт – задача адски трудная, – считает профессор НИПКиПРО, кандидат педагогических наук Леонид Боровиков. – Когда-то у нас в стране действовали ГОСТы, которые строго регламентировали технологию производства любых изделий. Покупая «Докторскую» колбасу в Москве и в Новосибирске, вы могли рассчитывать, что она везде будет примерно одного вкуса и качества. Но невозможно, чтобы все учителя были одинаковыми, как батоны колбасы. В учительском деле стандарт может породить и серость, а серая масса учителей воспитает… боюсь даже представить кого.

Опасения не беспочвенны. Однако следует понимать, что в ситуации, когда и производство, и сфера услуг – а школа все-таки оказывает образовательные услуги – озабочены стандартами качества, задача менеджмента качества выходит на первый план. И в таком случае без четко сформулированных требований – как и что должен сделать педагог, чтобы получить необходимый результат, – не обойтись.

На самом деле ничего принципиально нового идея профессиональных стандартов не предлагает. Работа школьного учителя всегда подчинялась довольно жестким правилам. Свобода педагогического творчества – миф, в который сегодня вряд ли верит даже первокурсник НГПУ. И собственно говоря, определенный регламент деятельности учителя зафиксирован уже в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».

– Там прописано все, что касается обязанностей педагогических работников, – поясняет заведующая кафедрой начального образования НИПКиПРО доктор педагогических наук Анна Молокова. – Обозначены все ключевые позиции, на которые ориентированы аттестационные процедуры для учителей, регламентирована деятельность педагогических коллективов. Авторы проектов профессиональных стандартов в первую очередь апеллировали именно к этому закону.

Компетентность в законе

Более того, современные ФГОСы также предполагают регламентацию деятельности учителя.

– В разделе, который касается условий реализации основной образовательной программы, – продолжает Молокова, – имеется пункт, где строго определено, что должен сделать учитель, чего от него ждет общество и что для воплощения целей кадрового обеспечения реализации ФГОС будет сделано государством. Кроме того, есть должностные и квалификационные характеристики, установленные приказом № 761н Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года. Согласно этому документу и составляется свод правил, по которому проходит аттестация учителей. Этот документ авторы проектов профессионального стандарта также имели в виду. Сегодня на федеральном и, что нам особенно важно, на местном уровне с учетом квалификационных характеристик проводятся профессиональные испытания школьных учителей.

Но вот что интересно: эти правообразующие для учителей документы хорошо знают чиновники, но не сами педагоги. Анна Молокова нередко с этим сталкивается:

– Спрашиваешь учителей: каков ваш квалификационный уровень? Отвечают: высокий. Почему вы так решили? Ну как же – предмет знаем, любовью у учеников пользуемся, авторитет у родителей заслужили… Но в том-то и дело, что сегодня этого мало! В должностных квалификационных характеристиках заложена масса необходимых компетенций, с которыми, к сожалению, многие учителя знакомы в лучшем случае понаслышке. Взять хотя бы образовательные технологии, которые помогают реализовать системно-деятельностный подход – требование ФГОСов. Это и проблемное обучение, и исследовательское, и дифференцированное; и обучение, связанное с реализацией компетентностного подхода; наконец, развивающее обучение, ведь сегодня школа нацелена на развитие личности ребенка. Сегодня педагогу не обойтись без широкого использования ИКТ, что также прописано в квалификационных характеристиках, причем упоминаются позиции, непосредственно связанные с повседневной педагогической деятельностью, например электронными дневниками или журналами. Многие учителя не подозревают, что использование этих форм работы тоже входит в их должностные обязанности. Более того, даже сердятся, когда в регионах директивно такие вещи внедряются.

Возникает вопрос: можно ли говорить о введении новых стандартах, если с уже существующими документами и законами учителя толком незнакомы?

IMG_6979.JPG

Инструмент или идеал?

И все же, коль скоро есть федеральные государственные образовательные стандарты, строго регламентирующие, каких выпускников школа должна подготовить для современного общества, логично, что должен быть и новый стандарт для учителя. Два наиболее известных проекта профессиональных педагогических стандартов сегодня представлены на суд заинтересованной общественности.

Один из них подготовила группа ученых во главе с академиком РАО, директором Федерального института развития образования Александром Асмоловым; другой, при поддержке Минобрнауки России, – команда специалистов под руководством директора Московского школьного центра, известного педагога Евгения Ямбурга.

– Группа Асмолова предлагает классификаторы по специальности педагога, речь идет о видах трудовой деятельности по преподаванию предметов, по осуществлению внеурочной работы и по классному руководству, – знакомит с проектами Анна Молокова. – Пока этот вариант не привлек слишком большого внимания, в отличие от представленного Евгением Ямбургом, где суть идеи изложена в соответствии с современными принципами дидактики. Разделы этого проекта — обучение, воспитательная работа, развитие личности. Такая структура созвучна требованиям ФГОС в отношении результатов освоения школьниками основных образовательных программ, она ближе учителю и в каком-то смысле проще для понимания. Профессиональные компетенции в «стандарте Ямбурга» расписаны по ступеням: для дошкольного образования, для начальной школы, что также созвучно ФГОСам. Кроме того, в этом документе предпринята попытка дифференцировать требования к учителям-предметникам. Пока сформулированы «условия соответствия» для педагогов-словесников и математиков, преподавателей информатики. Но сам руководитель группы говорит, что все в процессе доработки, и призывает к активному обсуждению проекта.
Как раз проект группы Евгения Ямбурга и вызвал шквал откликов в интернет-сообществе. Выражения парламентские – все-таки учителя пишут, но страсти накалены до предела. Претензии вызывает многое, начиная с того, что в стандарте отказываются от слова «учитель», заменяя его определением «педагог». Но главная проблема в том, что описание педагогических стандартов, предложенное группой Ямбурга, крайне расплывчато, хотя, по идее, само понятие стандарта предполагает абсолютную конкретику. Документ в его нынешнем виде внутренне противоречив: в одном месте стандарт предлагается как возможный ориентир, в другом – как руководство к действию. Для примера достаточно одной цитаты: «Стандарт должен… побуждать педагога к поиску нестандартных решений».

– Главное, в чем упрекают этот стандарт, – что он несбыточен, – говорит заместитель министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Дмитрий Метелкин. – Это некая идеальная величина. Но идеал – категория философская, и использовать его как рабочий инструмент невозможно. С моей точки зрения, стандарт должен быть прагматичным. Это критерий для оценки профессиональной пригодности учителя, это механизм для определения компетенций выпускника на выходе из вуза и специалиста на входе в образовательную систему. Стандарт должен фиксировать те минимальные пороговые требования, которые можно считать вратами в профессию.

Обоюдоострый стандарт

Нужен ли стандарт педагогической деятельности, и если да, то каким он должен быть – этот вопрос стал темой дискуссии на областном конкурсе «Учитель года-2013». 

– В проекте стандартов уже сегодня заложено много нюансов, которые сыграют против учителей, – считает победитель регионального состязания, преподаватель биологии лицея №200 Сергей Шипилин. – Это касается и педагогов в возрасте, и тех, кто пока не овладел всеми необходимыми, если верить проекту, компетенциями. Есть, например, и такое странное, на мой взгляд, требование: учитель должен уметь устранить все технические неполадки в оборудовании класса. Хотя имеются и позитивные моменты. Скажем, переходя из одной школы в другую, ты можешь доказать, что соответствуешь стандарту, значит имеешь право работать в образовательном учреждении. Возможно, введение стандартов и назрело, но насколько созрел сам документ – большой вопрос.

Одной из главных недоработок проекта Сергей Шипилин считает отсутствие стандартов для учителей-предметников (за исключением преподавателей русского языка и математики) и готов поделиться своими соображениями в том, что касается его «родной» биологии: «Конечно, учитель должен идти в ногу со временем и применять современные технологии. Необходимо знать и компьютерную, и орг-, и видеотехнику, ведь сейчас детям уже не так интересно слушать рассказ учителя, они хотят сами принять участие в таинстве урока. А для биологов необходимы современные мощные микроскопы, разнообразные препараты, зимний сад или дендропарк при школе. Нам недостаточно курсовой подготовки раз в пять лет, хотелось бы постоянно пополнять свои знания, в том числе и при участии вузовской науки. Но для полноценного обучения ребятишек той же биологии и школы нужны другие, с большей пришкольной территорией. Учтут ли такие пожелания – большой вопрос».

Кстати, новые стандарты, по мнению специалистов, могут стать инструментом борьбы учителей за свои права: не хватает знаний и умений в обращении с ИКТ по причине отсутствия даже простенького компьютера – требуйте технику, голосуйте за включение в основную образовательную программу школы пункта об улучшении и расширении материально-технической базы. Коль скоро государство обяжет учителей соответствовать стандарту, оно должно и предоставить возможность научиться работать в его рамках.
Пока документ не доработан и не принят, можно порассуждать. Может быть, стандарт – это некий минимум, ниже которого учитель не может опуститься в своей работе, а все, что сверх того, творческий полет? Хорошо, если стандарт позволит избавить школу от «педагогического балласта». Хотя, с другой стороны, его можно использовать как своего рода «палку» для неугодных (многие учителя высказывают и такое мнение). Может быть, стандарт привлечет в российские школы новых Песталоцци и Сухомлинских? Или, наоборот, оттолкнет их от школы навсегда? Для раздумий и дискуссий есть еще год, главное, чтобы обсуждение не прошло мимо профессионального сообщества.

– Пока этот вопрос на стадии дискуссий, многие даже не пытаются вникнуть в суть — а вдруг еще не примут? – говорит Анна Молокова. – Но есть заказ государства на введение профессиональных педагогических стандартов, разработаны и представлены общественности варианты проектов. Значит, от активности обсуждения в учительском и родительском сообществах, убедительности и аргументированности критики и предложений во многом зависит, каким станет этот документ.

Новости партнеров

В России и мире

Симптомы, которые помогут распознать межпозвоночную грыжу
Связаны судьбой: 4 признака того, что вы встретили человека, которого знали в прошлой жизни
Самые требовательные и капризные женщины по знаку Зодиака
Почему веселые люди живут дольше: влияние смеха на здоровье
Причины, по которым окружающим людям комфортно рядом с вами: секрет в месяце вашего рождения!
Белеют кончики у всходов лука и чеснока: в чем причина и что делать
Знахарские средства, которые помогут при варикозе: эффективно и безопасно
3 знака Зодиака, которые отличаются умом, находчивостью и сообразительностью
Мирамистин, зеленка или марганцовка: чем лучше всего обрабатывать раны и ссадины?
Красивый и ухоженный участок на зависть соседям: народные методы избавления от травы на садовых дорожках