Четыре года назад из южной части Коченево в центр поселка транспорт не ходил вообще. У кого нет своего автомобиля – сиди дома или топай пешком, через железнодорожный переезд. Районный ДК, стадион, музыкальная школа, Дом детского творчества и прочие объекты инфраструктуры – все в центре. Ребятишкам с «южной стороны» не добраться.
Поэтому, когда здесь стали строить новое здание Коченевской СОШ №2, три кабинета сразу же отвели под филиал музыкальной школы. А в 2009 году, когда строительство закончилось, все уже знали, что 2-я Коченевская станет не просто школой, а социокультурным комплексом.
– У нас в поселке три школы, – рассказывает Александр Михренин, ведущий специалист управления образования районной администрации. – Из них две расположены близко к центру. Школьникам очень удобно: хочешь заниматься спортом, музыкой или чем-то еще – пожалуйста, все в шаговой доступности. А дети «южной стороны» от всех этих благ оказались оторваны. Родители, может, и хотели бы, чтобы ребенок ходил в какую-нибудь секцию, но не отпускать же его одного в такую даль. И тогда у нас родилась эта идея: пусть здешним ребятишкам будут предоставлены такие же возможности, как и их сверстникам в центре поселка, но – на базе общеобразовательной школы.
Первые три договора о совместной деятельности директор Ирма Сафронова заключила сразу же, в число социальных партнеров попали ДК «Рассвет», филиал Российско-немецкого дома и библиотека. Сегодня, спустя четыре года, у 2-й Коченевской уже 13 таких партнеров. Среди них – детско-юношеская спортивная школа, МЧС, ГИБДД, Дом детского творчества «Мечта», Центральная районная больница, военкомат…
Только не надо думать, что школа гонится за количеством ради отчетности. Контакты прирастают по мере необходимости. К примеру, филиал музыкальной школы был открыт по настоятельным просьбам родителей. Сотрудничество с ДЮСШ началось, поскольку многие дети активно занимались спортом, и теперь в школе работают две секции – футбольная и волейбольная. Возникла идея уроков здорового образа жизни – пригласили вести занятия врача из ЦРБ. Актуальная в наше время проблема безопасности заставила обратиться к специалистам МЧС. Школа даже проводила анкетирование среди детей, чтобы быть в курсе их запросов и заранее определиться с планами. А утверждает эти планы координационный совет, в который входят представители всех партнеров.
Кстати, во многих мероприятиях с готовностью принимают участие и родители.
– Еще недавно на все наши просьбы ответ был один: «Ой, нет, мы не можем, извините», – вспоминает Ирма Сафронова. – Теперь мамы и папы сами проявляют инициативу, приходят со своими предложениями, становятся активными нашими помощниками, а то и организаторами событий.
Всего четыре года 2-я Коченевская работает в режиме социокультурного комплекса, а результаты уже заметны: одаренных детей, побеждающих на разного рода конкурсах, от местных до областных, стало больше, а количество «трудных» сократилось до рекордного минимума. Сегодня на учете в полиции состоят всего четыре ученика. Последнее достижение – явно итог совместной работы с еще одним социальным партнером, комиссией по делам несовершеннолетних. Общие усилия – рейды, проверки, в том числе с участием родителей, – приносят свои плоды.
– Если представить графически отношения обычного образовательного учреждения с внешним миром, то это будет кружок в центре с надписью «Школа» и от него стрелки, расходящиеся в разные стороны – к разным организациям, куда школе приходится обращаться, – Александр Михренин пытается добавить своим объяснениям наглядности. – С социокультурным комплексом ситуация прямо противоположная: все стрелки направлены в обратную сторону, к нашему центральному кружку, то есть не школа обращается в нужные ей организации, а организации сами к ней приходят.
Понятно, что социальное партнерство не улица с односторонним движением – сотрудничество предполагает взаимный интерес. И школа старается интерес своих партнеров оправдывать. Местная футбольная команда в этом году привезла первое место с межрайонных соревнований – славу поделили ДЮСШ и школа №2. Каждое лето старшеклассники работают в районной больнице. Инспекторы дорожного движения частенько привлекают школьников к участию в своих мероприятиях, таких, например, как акция «Детская Россия пристегивается», которая проходила в июле. Дети останавливали на улице автомобили и раздавали водителям вымпелы-памятки с советами, как нужно вести себя на дороге.
В ближайших планах Сафроновой – установление партнерских отношений с местной птицефабрикой. На самом деле сотрудничество продолжается уже давно. Птицеводы поставляют продукцию для школьной столовой, ребятишки бывают на предприятии с экскурсиями, проходят летнюю практику, тем более что у многих из них здесь работают родители. Понятно, что в плане профориентации такие контакты очень полезны. А теперь директор намерена «стихийные» отношения с птицефабрикой узаконить и поставить на четкую договорную основу.
Конечно, выстраивать такие связи бывает непросто. В организациях-партнерах работают люди занятые. Одно дело – провести для школы разовое мероприятие, беседу или экскурсию, и совсем другое – составить долгоиграющий план и неуклонно его исполнять. Как говорит Александр Михренин, «для социального партнера наступает определенная социальная ответственность».
Но ответственность эта обоюдная, такую же точно несет и вторая сторона – сами школьники. И это очень серьезный воспитательный момент, работающий в конечном итоге на социализацию ребенка.
– Дети учатся общаться, взаимодействовать, выстраивать отношения в разных ситуациях с разными людьми, – говорит Михренин. – Причем не за компьютером, не в социальных сетях, а в реальной жизни. Это очень важно для человека, который будет жить в современном обществе в условиях рыночной экономики, – умение коммуницировать, способность найти партнера и работать с ним.
Социокультурный комплекс (СКК) – форма для нашей системы образования относительно новая. Без малого десять лет назад пилотный, экспериментальный для Новосибирской области проект СКК был запущен в Черепановском районе, в селе Ново-Вооскресенка. Посчитать, сколько таких комплексов действует в регионе сейчас, довольно затруднительно, но практически в каждом районе есть хотя бы один.
– Наша цель – дать детям хорошее, конкурентоспособное образование. Чтобы они ни в чем не отставали от своих городских сверстников, а может быть, даже имели свои преимущества, – считает Ольга Пучкова, начальник управления образования Коченевской районной администрации. – Ну разве это не преимущество – возможность заниматься спортом, музыкой, творческим развитием не покидая стен родной школы? Ведь школа, я в этом глубоко убеждена, центр жизни на селе. И родители, отправляя ребенка утром на занятия, знают, что вечером он придет домой с полученными знаниями, со сделанными уроками, обогащенный культурно, развитый физически. Вот что такое для нас социокультурный комплекс.
Надо сказать, школа №2 действительно стала центром притяжения для жителей всей «южной стороны». Двери здесь не закрываются допоздна, по вечерам приходит местная молодежь – позаниматься в спортзале, покачаться на тренажерах, выступить на каком-нибудь празднике; зимой здесь работает ледовый каток, привлекая родителей с маленькими детьми. Между прочим, школьный спортивный зал скоро собираются ремонтировать. На материалы деньги есть, а вот на то, чтобы пригласить рабочих, уже не хватит. Поэтому решено поручить это бывшим выпускникам. Молодежь только за – для себя же придется стараться, не для дяди.
…Кстати, автобус с «южной стороны» до центра в конце концов пустили. Сначала он ходил трижды в день – утром, в обед и вечером, теперь каждый час. Но это так, к слову. Собственно, к работе социокультурного комплекса это уже не имеет никакого отношения.