Лента новостей

Все новости

Популярное

Профессия – родитель

 Нина Пашкова

Профессия – родитель

Это называется государственно-общественное управление. Понятие, которое появилось в конце прошлого века, в начале нынешнего стало уже привычным в отношениях «семья и школа». Тем, кто еще помнит родительские комитеты образца 1980-х, есть чему удивляться, с чем сравнивать и чему учиться.

Может ли кухарка управлять гимназией?

Активно вмешиваться в жизнь школы мамы и папы начали где-то в середине 90-х годов. Не от хорошей жизни и не от большого желания, а от безвыходности. Практически лишенные государственного финансирования, школы нуждались в самом необходимом. Родителям приходилось ремонтировать кабинеты, покупать новую мебель и собирать деньги на приобретение компьютеров. Чтобы упорядочить и систематизировать этот процесс, в самых «продвинутых» учебных заведениях начали создавать попечительские советы. Застрельщиком в 1998 году стала новосибирская гимназия №1, вслед за ней потянулись и другие. 

Дальше больше: помимо улучшения материально-технической базы школьного образования родительская общественность озаботилась качеством обучения. Педагогов стали отправлять на стажировки в Москву, а то и за рубеж, лучшим учителям назначались доплаты.

Понятно, что позволить себе такую роскошь могли в основном статусные учреждения – лицеи и гимназии, которые имели возможность привлечь соответствующие средства. Да и возглавляли новые попечительские органы уже не мамы-домохозяйки, которым больше нечем заняться, а люди, имеющие опыт руководящей работы. Кухарка, конечно, теоретически может управлять государством, но на практике это все-таки лучше доверить профессионалам. То же и в образовании.

И вот что любопытно: пока общественное управление созревало и формировалось на местах, сверху, на федеральном и областном уровнях, создавали для этого нормативно-правовую базу и закладывали формы ГОУ. Процесс оказался встречный – редкий и счастливый случай, когда государство стало обустраивать дорожки там, где люди их уже протоптали.

P1020286.JPG

С 2006 года в Новосибирской области в рамках Комплексного проекта модернизации образования начала активно выстраиваться система государственно-общественного управления – начиная с совета при губернаторе, заканчивая советами в каждой конкретной школе. Тогда же региональный департамент образования совместно с гимназией № 6 «Горностай» провел в области целый ряд выездных семинаров и тренингов по организации работы органов ГОУ. Результаты не замедлили сказаться: почти во всех районах в это время был зафиксирован настоящий всплеск создания управляющих советов образовательных учреждений с участием родительской общественности, педагогов, старшеклассников и руководства местных администраций.

Сегодня различные формы органов ГОУ действуют более чем в 98% школ области: управляющие советы (советы образовательных учреждений) – в 81%, попечительские советы – в 15%, фонды развития – в 7,8%. Еще в 5,6% учебных заведений по старинке работают родительские комитеты – в основном в сельских малокомплектных школах. Для сравнения: в 2006 году, когда проект модернизации только принимался, эта цифра составляла 85%. 

Не только финансы

Причем, если попечительские советы берут на себя в основном лишь функцию привлечения в школу средств, сфера деятельности управляющих советов гораздо шире – они занимаются вопросами развития. Определяют стратегию и тактику, согласовывают образовательные проекты, участвуют в распределении стимулирующего фонда, организуют внеурочную деятельность. И конечно, решают, как потратить дополнительно привлеченные деньги. Год от года полномочия управляющих советов расширяются — предполагается, что в ближайшем будущем они смогут уже участвовать в аттестации и выборах школьного руководства.

В последнее время государственное финансирование сферы общего образования заметно выросло: в рамках федеральных и областных программ в зданиях меняют кровли и окна, закупают для школ современное оборудование, повышают зарплату учителям. Но формы и методы общественного управления, возникшие не в лучшие для образования годы, не увяли и не упразднились за ненадобностью, а только еще больше развились и расцвели.

Пожалуй, немного найдется в наше время мам и пап, которым безразлично, чему, как и в каких условиях учится их ребенок. А от этого интереса – один шаг до желания влиять и готовности управлять. И умный, современный руководитель эту готовность и это желание воспринимает как важный ресурс и использует во благо.

«Там, где государственно-общественное управление не развито, где директор действует как монополист, к мнению родителей не прислушивается и от участия в жизни школы их отстраняет, там, как правило, возникают конфликты, которые потом нередко приходится разрешать на уровне города и области», – говорит заместитель начальника управления образовательной политики – начальник отдела общего и дополнительного образования регионального минобрнауки Елена Плетнева.

Вспомнить хотя бы ситуацию с бесплатными учебниками, которая сложилась нынешней весной и испортила столько крови всем участникам образовательного процесса. Как обращались во все инстанции возмущенные мамы, папы и бабушки с жалобами и требованиями разобраться. Сколько шума подняли СМИ. А все потому, уверена Плетнева, что школы с родительской общественностью не посоветовались, не посчитались и сложный вопрос отрыто не обсудили. Не получив информации от «своего» директора, люди стали звонить напрямую министру.

Хотя есть и обратные примеры. В Венгеровском районе по инициативе тех же родителей и при поддержке муниципальных органов управления уже не первый год проводятся ярмарки учебников. Кто-то бэушные задачники и хрестоматии даром отдает, кто-то за символическую цену, но в результате за несколько лет в школьных библиотеках скопился достаточный запас нужной литературы. Так что проблема, над которой ломают головы в других районах и в областном центре, в Венгерово была заранее решена. И между прочим, с помощью родителей.

Музыка «на заказ» и форма «от кутюр»

«Мы долго думали: почему родители нас не понимают? Почему задают такие странные вопросы? Разве они сами не видят, как мы стараемся для их детей? – Директор гимназии №14 Любовь Судоргина вспоминает, как непросто складывались отношения с родительской общественностью. – А потом мы поняли: они действительно этого не видят. Как можно увидеть то, что тебе не показывают? И тогда мы начали показывать. Делать публичные отчеты, выходить на сцену и публично говорить как о хорошем, так и о плохом. А в 2006 году мы начали создавать свою собственную «Модель демократического уклада школьной жизни».

14-я «Университетская» гимназия одна из первых в Новосибирске еще полтора десятка лет назад начала формировать у себя систему государственно-общественного управления. Гимназический управляющий совет работает уже в третьем составе. Девчонка, которая когда-то возглавляла школьное правительство и представляла в совете ученический актив, успела вырасти, закончить гимназию и сейчас входит в совет уже в качестве кооптированного (приглашенного со стороны) члена.

«Было интересно наблюдать, как на протяжении лет менялись родители, работающие в совете, – продолжает Любовь Судоргина. – Сначала они просто сидели и слушали, что говорит директор. Но постепенно к людям приходило понимание, что они тоже активные участники процесса, что от них самих многое зависит, что их мнение зачастую становится решающим. И раз уж мы оказываем образовательную услугу (хотя я очень не люблю этого слова), то у любой услуги есть заказчик. И в данном случае это родители. Именно они заказывают ту «музыку», которую потом будет «играть» образовательное учреждение». 

Ежегодно в мае в гимназии проходит так называемый саммит: дети с первого по 11 класс, их мамы, папы и учителя собираются, чтобы подвести итоги года, обменяться мнениями, обсудить спорные или просто важные вопросы. Никаких постановлений саммит не принимает, решений не выносит, но послушать, а главное – услышать друг друга всегда важно.

IMG_9332.JPG

Так, к примеру, несколько лет назад было услышано мнение детей по поводу введения школьной формы. Управляющий совет идею формы поддержал, а вот сами ученики оказались против и, выражаясь словами директора, «немножко забастовали». И представьте, на саммите удалось прийти к консенсусу. Ребятишки согласились, что форма нужна, что она дисциплинирует, организует, работает на имидж гимназии. Однако предложенный взрослыми фасон юных модников и модниц категорически не устроил. Когда школьникам дали возможность самим разработать модели, проблема в целом была снята. И родители с педагогами вынуждены были согласиться: да, новый вариант школьной одежки получился куда более современным, молодежным и стильным. Теперь ребятишки без капризов носят придуманную ими самими форму, а Любовь Судоргина считает, что следующим этапом развития ГОУ, после того как удалось задействовать родительскую общественность, станет расширение детского самоуправления. За ним теперь будущее.

Нет, конечно, ученики и сейчас принимают участие в жизни своей гимназии – вспомнить хотя бы работу школьного правительства. Но это только начало. Ведь где еще воспитывать свою гражданскую позицию и разворачивать свою гражданскую активность, как не в стенах родной школы? 

О столовых, попутном ветре и смысле жизни

«Когда мы говорим о качестве услуги, любой, хотя бы образовательной, главная точка отсчета для нас – потребитель, устраивает его эта услуга или нет, – размышляет Олег Яковлев. – Так вот, поскольку в нашем случае одна из основных заинтересованных сторон – родители, то школа их интерес просто не может не учитывать. И если она хочет повысить качество образования, то ей придется повернуться лицом к родительской общественности».

Яковлев – бизнесмен, по первому образованию физик, по второму –управленец, отец четверых детей, председатель управляющего совета гимназии № 6 «Горностай» города Новосибирска. Чтобы шесть лет назад занять эту хлопотную должность, ему пришлось пройти довольно непростую процедуру выборов и потом неоднократно подтверждать это право.

«Мы собираем в сентябре большую родительскую конференцию, по пять-семь делегатов от каждого класса, выдвигаем кандидатов, каждый со своей программой, – выборы у нас альтернативные, – рассказывает Олег Яковлев. – Потом родители разбиваются на группы и в течение часа «генерят» идеи – что бы им хотелось изменить и улучшить в школе за ближайший год и в перспективе. Все наказы записываются на больших плакатах, и мы целый год с этими плакатами ходим на заседания управляющего совета. А потом, в следующем сентябре, отчитываемся – что сумели выполнить, а что пока пришлось отложить на будущее».

К примеру, в прошлом году больше трети наказов касалось работы столовой. Ребятишки просто не успевали за переменку поесть, к раздаче выстраивались длиннющие очереди. И ничего, за год удалось решить проблему: войти в городскую программу модернизации школьных столовых, поставить современное оборудование, привлечь IT-компанию, обновить штат сотрудников, уменьшить ассортимент и улучшить качество продуктов. Очереди сократились, дети перестали жаловаться.

Впрочем, подобные проблемы – хоть и важные, но все-таки частности. Главной заслугой управляющего совета под своим председательством Олег Яковлев считает выбор стратегии развития гимназии.

«Нам хотелось, чтобы была сформулирована цель, миссия, идея, вокруг которой могли бы объединиться все сотрудники – от директора до уборщицы, все ученики и их родители, – поясняет председатель совета. – Помните, у Сенеки: «Корабль, не знающий порт своего назначения, никогда не будет иметь попутного ветра». Так вот, нам нужно было определить наш «порт назначения» и направление, в котором плыть. И это, наверное, самое большое наше достижение – что мы этот курс выбрали, что мы все в гимназии сейчас говорим на одном языке, все понимаем, какие у нас ценности и какой стиль жизни. И на каждом заседании совета мы сверяем свой курс – в том ли направлении движемся? Исполняем ли свою миссию?»

«Воспитание нового поколения талантов и лидеров России» – так была сформулирована миссия гимназии «Горностай». Ну а дальше высокие слова стали воплощаться в конкретные управленческие решения, разного рода проекты, родительские, учительские и ученические инициативы.

Между прочим, так называется одно из объединений, созданных в гимназии, — Клуб общественных инициатив. Приходит, к примеру, в клуб папа ученика: «Хорошо бы к Новому году во дворе школы горку соорудить». Ну да, ему отвечают, хорошо бы, а кто сооружать будет? «Да я бы сам взялся, вот только один не справлюсь, мне помощь нужна». Договорились с директором, получили добро, сделали рассылку по родителям, администрация организовала транспорт, в воскресенье пришли, кто мог, залили горку, рядом елку наряженную поставили. Всю зиму ребятишки катались.

«Когда есть цель и смысл, – продолжает Яковлев, – тогда появляются и ресурсы. И финансовые, и человеческие».

Иными словами – тот попутный ветер, о котором говорил Сенека.

Работа для настоящих отцов

И как им хватает на все сил и времени? Вникать в проблемы родной школы, вечерами сидеть в Интернете, изучая очередной закон об образовании или ФГОСы нового поколения, участвовать в семинарах и совещаниях, которые проводит учредитель, а потом готовить аналогичные мероприятия на площадке своего учреждения... И это при том, что они так же, как и все мы, ходят на работу, ездят в командировки и возвращаются вечерами усталые. Профессия родителя обязывает. Мамам и папам, которые жалуются на то, что им некогда проверить у ребенка уроки и спросить, как дела в школе, этого не понять.

«Для меня приоритет номер один в жизни – моя семья и мои дети, – говорит председатель управляющего совета гимназии «Горностай» Олег Яковлев. – И я хочу к своей роли родителя отнестись максимально ответственно».

Председатель совета Второй Новосибирской гимназии Герман Тепляков с «коллегой» вполне солидарен: «Я плохо представляю себе родителя, который может самоустраниться и вообще не принимать участия в жизни школы и своего ребенка. К счастью, сегодня человеку уже меньше приходится бороться за свое существование и больше остается времени на собственное развитие. А значит, и развитие собственной семьи. Помню из школьного детства – 95% сидящих на родительских собраниях составляли мамы. Сейчас по меньшей мере треть, а то и половина – отцы. Что, безусловно, радует, поскольку если говорить о гендерном равенстве, то именно в образовательном процессе и воспитании детей паритетные отношения полов особенно важны».

Парадокс: с одной стороны, школа и родители взаимодействуют сегодня гораздо теснее, чем в советское время, с другой – это взаимодействие и взаимопонимание выстраивать все сложнее. Родители стали более требовательны, более агрессивны, меньше склонны доверять авторитету учителя и школьному образованию вообще.

_MG_25159.jpg

«Одна из главных моих функций – быть своего рода модератором между родительской общественностью и преподавательским составом, – считает Тепляков. – Тут антагонизма не может быть по определению, потому что и та и другая стороны по большому счету заинтересованы в одном. Хотя проблемы возникают, как без этого. И главная проблема в том, что в условиях рынка на учителя стали смотреть как на продавца знаний. При этом неважно, что «покупку» оплатило государство, претензии предъявляет все равно родитель. В подобных ситуациях я бескомпромиссно стою на стороне педагога и школы. Потому что, будучи профессиональным психологом, прекрасно знаю, как мало современные дети мотивированы на учебу, как настроены они при минимуме интеллектуальных и физических затрат получить максимум награды. Но родители принадлежат к прежнему поколению, они меряют успехи и усилия своих детей прежними мерками. Если в тетради ошибки и двойки, значит виноват учитель – плохо объяснил. А то, что ребенок, вместо того чтобы учить уроки, весь вечер сидел в соцсетях, любящие мама с папой в расчет не принимают».

В поисках взаимности

О том, что школа обязана дать, сделать, обеспечить нам и нашим детям, у нас прекрасно знают все. И в любой момент готовы вступиться за свои права. Но прав без обязанностей не существует, в этом твердо убежден председатель совета Второй Новосибирской гимназии: «Как мы от школы требуем, чтобы образование ребенка проходило в комфортной, квалифицированной, а главное – безопасной среде, так и учителю мы должны обеспечить комфорт и безопасность в общении с ребенком. Чтобы учитель, свободный от стресса, мог дать ученикам максимум того, что входит в его профессиональные обязанности. Поэтому наша задача – воспитать в детях уважение к школе, умение себя вести и желание учиться, чтобы усилия педагогов не пропали даром. Так что обязательства эти взаимны и обоюдны: школа отвечает перед нами за наших детей, но и мы отвечаем за наших детей перед школой».

Герман Тепляков мечтает о том, чтобы на уровне города или региона были созданы своего рода курсы повышения «профессиональной квалификации» родителей. Ведь родительская безграмотность – одна из главных причин конфликтов и непониманий в этой среде. Что представляет собой ювенальная юстиция, против которой сегодня все так восстают, каковы плюсы и минусы ЕГЭ, в чем принципиальная новизна нынешнего закона об образовании и суть новых государственных стандартов, какие процессы сейчас идут в сфере образования. Иметь представление об этих вещах родителю – и «дилетанту», и «профессионалу» – было бы чрезвычайно полезно.

«Это помогло бы заполнить информационный вакуум, который существует сегодня в головах у людей, и способствовать лучшему пониманию в обществе того, что происходит в школе», – рассуждает председатель совета 2-й гимназии.

Отношения в тандеме «семья и школа» сегодня далеки от идиллических. Достаточно почитать, что пишут в Интернете участники родительских форумов, не скованные условностями общения «в реале», сколько претензий и требований предъявляют они сфере образования, сколько гневных постов выставляют, сколько нелицеприятных вопросов задают, какую волну обсуждений всегда вызывает школьная тема. И знаете что? В каком-то смысле это, пожалуй, даже хорошо. Это значит, что обществу – а общество у нас состоит из родителей – небезразлично, как и чем живет сегодня школа. 

Конечно, это небезразличие эгоистично, ведь школе мы доверяем самое дорогое, что у нас есть, – наших детей. Но именно поэтому оно и очень искренно, и глубоко мотивировано, и по-настоящему деятельно. Ведь для своих детей мы хотим самого лучшего и не успокоимся, пока наша система образования не будет отвечать самым высоким родительским требованиям.

Вы скажете – это невозможно? Ничьи, в том числе и родительские идеалы недостижимы? Разумеется. В таком случае и у нас не будет поводов для успокоения. 
Это называется государственно-общественное управление. Понятие, которое появилось в конце прошлого века, в начале нынешнего стало уже привычным в отношениях «семья и школа». Тем, кто еще помнит родительские комитеты образца 1980-х, есть чему удивляться, с чем сравнивать и чему учиться.

Может ли кухарка управлять гимназией?

Активно вмешиваться в жизнь школы мамы и папы начали где-то в середине 90-х годов. Не от хорошей жизни и не от большого желания, а от безвыходности. Практически лишенные государственного финансирования, школы нуждались в самом необходимом. Родителям приходилось ремонтировать кабинеты, покупать новую мебель и собирать деньги на приобретение компьютеров. Чтобы упорядочить и систематизировать этот процесс, в самых «продвинутых» учебных заведениях начали создавать попечительские советы. Застрельщиком в 1998 году стала новосибирская гимназия №1, вслед за ней потянулись и другие. 

Дальше больше: помимо улучшения материально-технической базы школьного образования родительская общественность озаботилась качеством обучения. Педагогов стали отправлять на стажировки в Москву, а то и за рубеж, лучшим учителям назначались доплаты.

Понятно, что позволить себе такую роскошь могли в основном статусные учреждения – лицеи и гимназии, которые имели возможность привлечь соответствующие средства. Да и возглавляли новые попечительские органы уже не мамы-домохозяйки, которым больше нечем заняться, а люди, имеющие опыт руководящей работы. Кухарка, конечно, теоретически может управлять государством, но на практике это все-таки лучше доверить профессионалам. То же и в образовании.

И вот что любопытно: пока общественное управление созревало и формировалось на местах, сверху, на федеральном и областном уровнях, создавали для этого нормативно-правовую базу и закладывали формы ГОУ. Процесс оказался встречный – редкий и счастливый случай, когда государство стало обустраивать дорожки там, где люди их уже протоптали.

P1020286.JPG

С 2006 года в Новосибирской области в рамках Комплексного проекта модернизации образования начала активно выстраиваться система государственно-общественного управления – начиная с совета при губернаторе, заканчивая советами в каждой конкретной школе. Тогда же региональный департамент образования совместно с гимназией № 6 «Горностай» провел в области целый ряд выездных семинаров и тренингов по организации работы органов ГОУ. Результаты не замедлили сказаться: почти во всех районах в это время был зафиксирован настоящий всплеск создания управляющих советов образовательных учреждений с участием родительской общественности, педагогов, старшеклассников и руководства местных администраций.

Сегодня различные формы органов ГОУ действуют более чем в 98% школ области: управляющие советы (советы образовательных учреждений) – в 81%, попечительские советы – в 15%, фонды развития – в 7,8%. Еще в 5,6% учебных заведений по старинке работают родительские комитеты – в основном в сельских малокомплектных школах. Для сравнения: в 2006 году, когда проект модернизации только принимался, эта цифра составляла 85%. 

Не только финансы

Причем, если попечительские советы берут на себя в основном лишь функцию привлечения в школу средств, сфера деятельности управляющих советов гораздо шире – они занимаются вопросами развития. Определяют стратегию и тактику, согласовывают образовательные проекты, участвуют в распределении стимулирующего фонда, организуют внеурочную деятельность. И конечно, решают, как потратить дополнительно привлеченные деньги. Год от года полномочия управляющих советов расширяются — предполагается, что в ближайшем будущем они смогут уже участвовать в аттестации и выборах школьного руководства.

В последнее время государственное финансирование сферы общего образования заметно выросло: в рамках федеральных и областных программ в зданиях меняют кровли и окна, закупают для школ современное оборудование, повышают зарплату учителям. Но формы и методы общественного управления, возникшие не в лучшие для образования годы, не увяли и не упразднились за ненадобностью, а только еще больше развились и расцвели.

Пожалуй, немного найдется в наше время мам и пап, которым безразлично, чему, как и в каких условиях учится их ребенок. А от этого интереса – один шаг до желания влиять и готовности управлять. И умный, современный руководитель эту готовность и это желание воспринимает как важный ресурс и использует во благо.

«Там, где государственно-общественное управление не развито, где директор действует как монополист, к мнению родителей не прислушивается и от участия в жизни школы их отстраняет, там, как правило, возникают конфликты, которые потом нередко приходится разрешать на уровне города и области», – говорит заместитель начальника управления образовательной политики – начальник отдела общего и дополнительного образования регионального минобрнауки Елена Плетнева.

Вспомнить хотя бы ситуацию с бесплатными учебниками, которая сложилась нынешней весной и испортила столько крови всем участникам образовательного процесса. Как обращались во все инстанции возмущенные мамы, папы и бабушки с жалобами и требованиями разобраться. Сколько шума подняли СМИ. А все потому, уверена Плетнева, что школы с родительской общественностью не посоветовались, не посчитались и сложный вопрос отрыто не обсудили. Не получив информации от «своего» директора, люди стали звонить напрямую министру.

Хотя есть и обратные примеры. В Венгеровском районе по инициативе тех же родителей и при поддержке муниципальных органов управления уже не первый год проводятся ярмарки учебников. Кто-то бэушные задачники и хрестоматии даром отдает, кто-то за символическую цену, но в результате за несколько лет в школьных библиотеках скопился достаточный запас нужной литературы. Так что проблема, над которой ломают головы в других районах и в областном центре, в Венгерово была заранее решена. И между прочим, с помощью родителей.

Музыка «на заказ» и форма «от кутюр»

«Мы долго думали: почему родители нас не понимают? Почему задают такие странные вопросы? Разве они сами не видят, как мы стараемся для их детей? – Директор гимназии №14 Любовь Судоргина вспоминает, как непросто складывались отношения с родительской общественностью. – А потом мы поняли: они действительно этого не видят. Как можно увидеть то, что тебе не показывают? И тогда мы начали показывать. Делать публичные отчеты, выходить на сцену и публично говорить как о хорошем, так и о плохом. А в 2006 году мы начали создавать свою собственную «Модель демократического уклада школьной жизни».

14-я «Университетская» гимназия одна из первых в Новосибирске еще полтора десятка лет назад начала формировать у себя систему государственно-общественного управления. Гимназический управляющий совет работает уже в третьем составе. Девчонка, которая когда-то возглавляла школьное правительство и представляла в совете ученический актив, успела вырасти, закончить гимназию и сейчас входит в совет уже в качестве кооптированного (приглашенного со стороны) члена.

«Было интересно наблюдать, как на протяжении лет менялись родители, работающие в совете, – продолжает Любовь Судоргина. – Сначала они просто сидели и слушали, что говорит директор. Но постепенно к людям приходило понимание, что они тоже активные участники процесса, что от них самих многое зависит, что их мнение зачастую становится решающим. И раз уж мы оказываем образовательную услугу (хотя я очень не люблю этого слова), то у любой услуги есть заказчик. И в данном случае это родители. Именно они заказывают ту «музыку», которую потом будет «играть» образовательное учреждение». 

Ежегодно в мае в гимназии проходит так называемый саммит: дети с первого по 11 класс, их мамы, папы и учителя собираются, чтобы подвести итоги года, обменяться мнениями, обсудить спорные или просто важные вопросы. Никаких постановлений саммит не принимает, решений не выносит, но послушать, а главное – услышать друг друга всегда важно.

IMG_9332.JPG

Так, к примеру, несколько лет назад было услышано мнение детей по поводу введения школьной формы. Управляющий совет идею формы поддержал, а вот сами ученики оказались против и, выражаясь словами директора, «немножко забастовали». И представьте, на саммите удалось прийти к консенсусу. Ребятишки согласились, что форма нужна, что она дисциплинирует, организует, работает на имидж гимназии. Однако предложенный взрослыми фасон юных модников и модниц категорически не устроил. Когда школьникам дали возможность самим разработать модели, проблема в целом была снята. И родители с педагогами вынуждены были согласиться: да, новый вариант школьной одежки получился куда более современным, молодежным и стильным. Теперь ребятишки без капризов носят придуманную ими самими форму, а Любовь Судоргина считает, что следующим этапом развития ГОУ, после того как удалось задействовать родительскую общественность, станет расширение детского самоуправления. За ним теперь будущее.

Нет, конечно, ученики и сейчас принимают участие в жизни своей гимназии – вспомнить хотя бы работу школьного правительства. Но это только начало. Ведь где еще воспитывать свою гражданскую позицию и разворачивать свою гражданскую активность, как не в стенах родной школы? 

О столовых, попутном ветре и смысле жизни

«Когда мы говорим о качестве услуги, любой, хотя бы образовательной, главная точка отсчета для нас – потребитель, устраивает его эта услуга или нет, – размышляет Олег Яковлев. – Так вот, поскольку в нашем случае одна из основных заинтересованных сторон – родители, то школа их интерес просто не может не учитывать. И если она хочет повысить качество образования, то ей придется повернуться лицом к родительской общественности».

Яковлев – бизнесмен, по первому образованию физик, по второму –управленец, отец четверых детей, председатель управляющего совета гимназии № 6 «Горностай» города Новосибирска. Чтобы шесть лет назад занять эту хлопотную должность, ему пришлось пройти довольно непростую процедуру выборов и потом неоднократно подтверждать это право.

«Мы собираем в сентябре большую родительскую конференцию, по пять-семь делегатов от каждого класса, выдвигаем кандидатов, каждый со своей программой, – выборы у нас альтернативные, – рассказывает Олег Яковлев. – Потом родители разбиваются на группы и в течение часа «генерят» идеи – что бы им хотелось изменить и улучшить в школе за ближайший год и в перспективе. Все наказы записываются на больших плакатах, и мы целый год с этими плакатами ходим на заседания управляющего совета. А потом, в следующем сентябре, отчитываемся – что сумели выполнить, а что пока пришлось отложить на будущее».

К примеру, в прошлом году больше трети наказов касалось работы столовой. Ребятишки просто не успевали за переменку поесть, к раздаче выстраивались длиннющие очереди. И ничего, за год удалось решить проблему: войти в городскую программу модернизации школьных столовых, поставить современное оборудование, привлечь IT-компанию, обновить штат сотрудников, уменьшить ассортимент и улучшить качество продуктов. Очереди сократились, дети перестали жаловаться.

Впрочем, подобные проблемы – хоть и важные, но все-таки частности. Главной заслугой управляющего совета под своим председательством Олег Яковлев считает выбор стратегии развития гимназии.

«Нам хотелось, чтобы была сформулирована цель, миссия, идея, вокруг которой могли бы объединиться все сотрудники – от директора до уборщицы, все ученики и их родители, – поясняет председатель совета. – Помните, у Сенеки: «Корабль, не знающий порт своего назначения, никогда не будет иметь попутного ветра». Так вот, нам нужно было определить наш «порт назначения» и направление, в котором плыть. И это, наверное, самое большое наше достижение – что мы этот курс выбрали, что мы все в гимназии сейчас говорим на одном языке, все понимаем, какие у нас ценности и какой стиль жизни. И на каждом заседании совета мы сверяем свой курс – в том ли направлении движемся? Исполняем ли свою миссию?»

«Воспитание нового поколения талантов и лидеров России» – так была сформулирована миссия гимназии «Горностай». Ну а дальше высокие слова стали воплощаться в конкретные управленческие решения, разного рода проекты, родительские, учительские и ученические инициативы.

Между прочим, так называется одно из объединений, созданных в гимназии, — Клуб общественных инициатив. Приходит, к примеру, в клуб папа ученика: «Хорошо бы к Новому году во дворе школы горку соорудить». Ну да, ему отвечают, хорошо бы, а кто сооружать будет? «Да я бы сам взялся, вот только один не справлюсь, мне помощь нужна». Договорились с директором, получили добро, сделали рассылку по родителям, администрация организовала транспорт, в воскресенье пришли, кто мог, залили горку, рядом елку наряженную поставили. Всю зиму ребятишки катались.

«Когда есть цель и смысл, – продолжает Яковлев, – тогда появляются и ресурсы. И финансовые, и человеческие».

Иными словами – тот попутный ветер, о котором говорил Сенека.

Работа для настоящих отцов

И как им хватает на все сил и времени? Вникать в проблемы родной школы, вечерами сидеть в Интернете, изучая очередной закон об образовании или ФГОСы нового поколения, участвовать в семинарах и совещаниях, которые проводит учредитель, а потом готовить аналогичные мероприятия на площадке своего учреждения... И это при том, что они так же, как и все мы, ходят на работу, ездят в командировки и возвращаются вечерами усталые. Профессия родителя обязывает. Мамам и папам, которые жалуются на то, что им некогда проверить у ребенка уроки и спросить, как дела в школе, этого не понять.

«Для меня приоритет номер один в жизни – моя семья и мои дети, – говорит председатель управляющего совета гимназии «Горностай» Олег Яковлев. – И я хочу к своей роли родителя отнестись максимально ответственно».

Председатель совета Второй Новосибирской гимназии Герман Тепляков с «коллегой» вполне солидарен: «Я плохо представляю себе родителя, который может самоустраниться и вообще не принимать участия в жизни школы и своего ребенка. К счастью, сегодня человеку уже меньше приходится бороться за свое существование и больше остается времени на собственное развитие. А значит, и развитие собственной семьи. Помню из школьного детства – 95% сидящих на родительских собраниях составляли мамы. Сейчас по меньшей мере треть, а то и половина – отцы. Что, безусловно, радует, поскольку если говорить о гендерном равенстве, то именно в образовательном процессе и воспитании детей паритетные отношения полов особенно важны».

Парадокс: с одной стороны, школа и родители взаимодействуют сегодня гораздо теснее, чем в советское время, с другой – это взаимодействие и взаимопонимание выстраивать все сложнее. Родители стали более требовательны, более агрессивны, меньше склонны доверять авторитету учителя и школьному образованию вообще.

_MG_25159.jpg

«Одна из главных моих функций – быть своего рода модератором между родительской общественностью и преподавательским составом, – считает Тепляков. – Тут антагонизма не может быть по определению, потому что и та и другая стороны по большому счету заинтересованы в одном. Хотя проблемы возникают, как без этого. И главная проблема в том, что в условиях рынка на учителя стали смотреть как на продавца знаний. При этом неважно, что «покупку» оплатило государство, претензии предъявляет все равно родитель. В подобных ситуациях я бескомпромиссно стою на стороне педагога и школы. Потому что, будучи профессиональным психологом, прекрасно знаю, как мало современные дети мотивированы на учебу, как настроены они при минимуме интеллектуальных и физических затрат получить максимум награды. Но родители принадлежат к прежнему поколению, они меряют успехи и усилия своих детей прежними мерками. Если в тетради ошибки и двойки, значит виноват учитель – плохо объяснил. А то, что ребенок, вместо того чтобы учить уроки, весь вечер сидел в соцсетях, любящие мама с папой в расчет не принимают».

В поисках взаимности

О том, что школа обязана дать, сделать, обеспечить нам и нашим детям, у нас прекрасно знают все. И в любой момент готовы вступиться за свои права. Но прав без обязанностей не существует, в этом твердо убежден председатель совета Второй Новосибирской гимназии: «Как мы от школы требуем, чтобы образование ребенка проходило в комфортной, квалифицированной, а главное – безопасной среде, так и учителю мы должны обеспечить комфорт и безопасность в общении с ребенком. Чтобы учитель, свободный от стресса, мог дать ученикам максимум того, что входит в его профессиональные обязанности. Поэтому наша задача – воспитать в детях уважение к школе, умение себя вести и желание учиться, чтобы усилия педагогов не пропали даром. Так что обязательства эти взаимны и обоюдны: школа отвечает перед нами за наших детей, но и мы отвечаем за наших детей перед школой».

Герман Тепляков мечтает о том, чтобы на уровне города или региона были созданы своего рода курсы повышения «профессиональной квалификации» родителей. Ведь родительская безграмотность – одна из главных причин конфликтов и непониманий в этой среде. Что представляет собой ювенальная юстиция, против которой сегодня все так восстают, каковы плюсы и минусы ЕГЭ, в чем принципиальная новизна нынешнего закона об образовании и суть новых государственных стандартов, какие процессы сейчас идут в сфере образования. Иметь представление об этих вещах родителю – и «дилетанту», и «профессионалу» – было бы чрезвычайно полезно.

«Это помогло бы заполнить информационный вакуум, который существует сегодня в головах у людей, и способствовать лучшему пониманию в обществе того, что происходит в школе», – рассуждает председатель совета 2-й гимназии.

Отношения в тандеме «семья и школа» сегодня далеки от идиллических. Достаточно почитать, что пишут в Интернете участники родительских форумов, не скованные условностями общения «в реале», сколько претензий и требований предъявляют они сфере образования, сколько гневных постов выставляют, сколько нелицеприятных вопросов задают, какую волну обсуждений всегда вызывает школьная тема. И знаете что? В каком-то смысле это, пожалуй, даже хорошо. Это значит, что обществу – а общество у нас состоит из родителей – небезразлично, как и чем живет сегодня школа. 

Конечно, это небезразличие эгоистично, ведь школе мы доверяем самое дорогое, что у нас есть, – наших детей. Но именно поэтому оно и очень искренно, и глубоко мотивировано, и по-настоящему деятельно. Ведь для своих детей мы хотим самого лучшего и не успокоимся, пока наша система образования не будет отвечать самым высоким родительским требованиям.

Вы скажете – это невозможно? Ничьи, в том числе и родительские идеалы недостижимы? Разумеется. В таком случае и у нас не будет поводов для успокоения. 

Новости партнеров

В России и мире

Больше никакой тяжести и страданий в туалете: какие физические упражнения облегчают запор
Как ваша кошка указывает вам на наличие сглаза или болезни
5 знаков Зодиака, для которых вторая половина мая будет периодом счастья и везения
Привычка миллионов людей, которая ведет в заболеваниям органов дыхания: вы удивитесь, но речь не о курении
7 основных проблем с рассадой после пересадки в грунт и как их можно решить
Покорная домохозяйка или «кукла» для выхода в свет: каких жен ищут богатые мужчины
Снова о кофе: найдено еще одно удивительное свойство этого напитка
Зодиакальные пары, которые кажутся счастливыми, но обречены на расставание
Народные средства для обработки картофеля перед посадкой
Не только алкоголь: нутрициолог перечислила главных «убийц» печени