Лента новостей

Все новости

Популярное

В Новосибирской области возвращают престиж профессии учителя

 Нина Пашкова

Как же все-таки надо любить свою школу, чтобы спустя годы, став взрослым, опять в нее вернуться – уже не учеником, а учителем. Тем, кто собственные «школьные годы чудесные» вспоминает как страшный сон, этого не понять. И похоже, что их, непонимающих, сегодня в России большинство – судя по тому, как непопулярна у нас учительская профессия, как стареют педагогические кадры, как неохотно идет на педагогические специальности молодежь.

Кто в этом виноват? Общество? Государство? Педуниверситеты? А может, сами школы? И что, собственно, делать?

Как попасть в сериал

Принятая и уже действующая ведомственная целевая программа «Развитие кадрового потенциала системы образования Новосибирской области» на 2013-2015 годы одной из своих задач ставит привлечение в отрасль молодых специалистов. Сегодня средний возраст педагога в регионе составляет 44 года. Казалось бы, цифра отнюдь не пугающая, а в сравнении с соседними краями и областями так даже вполне оптимистическая. Проблема не в сиюминутных цифрах. Проблема – в динамике, в тенденции.

Доля педагогов-пенсионеров с каждым годом увеличивается в среднем на 0,3 и за пять лет выросла с 15,2% до 16,3%. При этом молодых специалистов приходит в отрасль год от года все меньше и меньше – и еще меньше закрепляется (По крайней мере, так было до недавнего времени).

– Путем несложных арифметических вычислений приходим к выводу, что еще через несколько лет ситуация станет уже критической, – говорит начальник отдела профессионального развития педагогических кадров министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Мария Жафярова. 

Не дожидаясь критического момента, областное минобрнауки предлагает принять для решения этой проблемы превентивные меры — пока не понадобились чрезвычайные.
Почему в современной России не ценится труд учителя и не пользуется уважением эта профессия – вопрос к социологам. Только не надо все сваливать на «нищенские зарплаты». Зарплаты в отрасли сегодня вполне приемлемые (разумеется, в зависимости от нагрузки). Средняя по области – 25 536 рублей, а в престижных гимназиях и лицеях может достигать и 40 тысяч. В общем, не хуже, чем в советские времена.

Но в советские времена об учителях романы писали, фильмы снимали, стихи и песни им посвящали – «Учитель, перед именем твоим…» и так далее. Сегодня авторы сериалов воспевают героические будни медиков, гаишников, адвокатов и даже работников загса. Скромный труд учителя их пока почему-то не вдохновляет (Гай-Германика не в счет: можно представить себе подростка, который, насмотревшись «Склифосовского», возмечтал стать хирургом, но после сериала «Школа» профессии педагога можно только испугаться).

Как бы то ни было, по официальным данным, только 18 процентов выпускников педагогических специальностей НГПУ идут работать в школы. Получается – примерно один из пяти. Остальные рассасываются по офисам, учреждениям, конторам, PR-службам, рекламным агентствам, ресторанам и магазинам. Как рассказывала одна из директоров новосибирских гимназий, приходят девчонки-студентки на практику и заявляют с порога: мы все равно работать в школу не пойдем, так что с нас особо не спрашивайте. 

Упрекать в этом принято вуз, но много ли может сделать университетское руководство, если уже на этапе поступления абитуриенты не мотивированы на профессию, а только на получение диплома?

На самом деле кое-что может, но об этом ниже.

Премия за постоянство

В системе образования Новосибирской области молодые кадры (до 30 лет) составляют около 14%. Это в среднем, а если попробовать сравнить по районам, то разброс окажется колоссальный — от 30% (Карасукский) до без малого 3% (Искитимский). Что неудивительно: сегодня каждый муниципалитет проводит собственную кадровую политику и разрабатывает собственные механизмы для привлечения и закрепления молодых специалистов. Так что все зависит от доброй воли местной администрации и руководства самих школ. Одни смотрят в будущее, планируют развитие своей территории и всерьез озабочены проблемой обновления кадров; других, кто не планирует и не заботится, приходится подталкивать и стимулировать.

– Уже начиная с нынешнего года министерство будет заключать соглашения с муниципалитетами о модернизации муниципальной системы образования, – рассказывает начальник отдела областного минобра Мария Жафярова. – Министерство предоставляет субсидии, местные власти берут на себя обязательства. В частности, в этих соглашениях индивидуально для каждого города и района определено и зафиксировано количество молодых специалистов, которых необходимо привлечь.

Вдобавок к общеизвестным областным и федеральным мерам муниципальные власти придумывают и предлагают свои. Например, в Маслянино молодой специалист получает 10 тысяч рублей «подъемных» единовременно, а затем в течение трех лет плюс 25% к зарплате. В Сузуне школы выплачивают вчерашним выпускникам в первый год работы три тысячи рублей ежемесячно, во второй – две, в третий – тысячу. В итоге набегает ни много ни мало 72 тысячи рублей.

Испытанный «магнит» для молодого специалиста – возможность получить жилье. И тут у местных властей полный простор для административного творчества – от строительства социальных домов до компенсации арендной стоимости съемного жилья.

Область, со своей стороны, тоже предлагает молодым специалистам вполне увесистый соцпакет: субсидии при ипотечном кредитовании, а в сельской местности – и при строительстве собственного дома; компенсация платы за услуги ЖКХ для сельских учителей; единовременное пособие при трудоустройстве – и так далее, этот список всем известен.

А минобрнауки области уже готовит новые стимулы для привлечения и закрепления молодых кадров. В их числе так называемый сберегательный капитал – сумма, которая будет выплачена педагогу, отработавшему как минимум три года в сельской глубинке по направлению министерства. Предполагается, что эта «премия за постоянство» будет равна 50 размерам минимальной заработной платы и составит свыше 450 тысяч рублей.
Но в конце концов не только льготы и выплаты привлекают человека в профессию. Если работа рутинная, неинтересная, без возможностей профессионального и карьерного роста, то молодые, амбициозные, полные сил очень скоро сбегут искать применения своим силам и амбициям в другие сферы.

К счастью, нынешняя российская школа далека от рутины. Привычная школьная реальность меняется буквально на глазах. За последние три-пять лет произошло полное технологическое переоснащение образовательных учреждений. Допотопная классная доска, мел и тряпка уходят в прошлое. Приметы сегодняшнего школьного дня – компьютеры, интерактивные доски, современное программное обеспечение, камеры, позволяющие получать трехмерное изображение, новые формы взаимодействия учителя и ученика.

Что касается возможностей для профессионального роста, то тут молодежи тоже грех жаловаться. Участие в конкурсах, борьба за гранты, защита проектов, образовательные поездки, в том числе и за рубеж, – жизнь учителя сегодня может быть насыщенной, творческой и разнообразной. Хватило бы только времени, таланта и куража.

И надо сказать, эти перемены не остались незамеченными, эти меры уже дают результат: за последние два года приток молодых кадров в отрасль ненамного, но увеличился – 467 человек в 2012 году против 431 в 2011-м. А целевая программа рисует куда более амбициозные цифры: за 2015 год педагогический коллектив области должен пополниться уже 750 молодыми специалистами.

Так что первый вопрос к государству – какие меры оно принимает для того, чтобы профессия учителя вернула себе престиж и популярность, – имеет свой ответ. Пусть пока не исчерпывающий, но уже довольно убедительный.

Возвращение в родные стены

В новосибирской гимназии №12 проблем с молодым пополнением на протяжении вот уже многих лет не испытывают: 20% педагогического состава – в возрасте до 30. За пять лет пришло семь молодых специалистов, и лишь одна из них, учительница английского, немножко поработав, ушла – решила попробовать себя в туристическом бизнесе.

– Некоторые мои коллеги жалуются, что к ним из педуниверситета приходят плохие выпускники, – делится директор гимназии Юлия Фауст. – Не знаю, может быть, нам везет, но к нам приходят хорошие. И багаж знаний вполне приличный, и главное – у ребят есть желание работать. Это очень важно. И если им на первых порах оказать поддержку – это желание не пропадет, а окрепнет.

Педагоги-стажисты помнят, что когда-то, в прежние советские времена, в школах была развита практика наставничества: над начинающим учителем брал шефство кто-то из опытных коллег. В 1990-е годы, избавляясь от «пережитков» советской системы, от этой практики заодно тоже отказались. Но не все. А некоторые, отказавшись, сейчас опять возвращаются. Действует такая школа молодого специалиста и в 12-й гимназии.

За каждым вчерашним студентом – педагогом закрепляются два куратора: заместитель директора и учитель-предметник. Они помогают новичку войти в курс внутригимназической жизни, показывают, как составить конспект урока, присутствуют на занятиях и в целом делятся опытом.

– Чтобы из хорошего выпускника получился хороший учитель, нужно несколько лет, – считает Юлия Фауст. – И конечно, на первых порах он очень нуждается в помощи, иначе этот срок еще больше затянется. У нас молодой специалист всегда может подойти и задать вопрос старшему коллеге. И никто от него не отмахнется, не отвернется – наоборот, всегда с готовностью дадут консультацию и совет. Это очень важно для новичка – атмосфера внимания, понимания и поддержки.

И будем считать это первым ноу-хау 12-й гимназии. А есть и второе. Здесь предпочитают выращивать собственные кадры из собственных выпускников.

Анжелика Гридасова окончила гимназию в 2004-м, поступила в «пед» по направлению, дважды за время учебы проходила в родной 12-й практику, а через пять лет вернулась сюда дипломированным преподавателем. С тех пор успела стать победительницей конкурса «Новой школе – современный учитель», участницей проекта «Молодые лидеры образования» и вошла в кадровый резерв главного управления образования мэрии Новосибирска. Между прочим, с курса, на котором она училась, из всего целевого набора – 13 человек – по специальности пошли работать от силы четверо.

В гимназии успешной выпускницей искренне гордятся. А сама молодая учительница говорит, что не представляет себя ни в какой-то другой профессии, ни в какой-то другой школе. «И что удивительно – энтузиазм с каждым годом у меня не затухает, а только прибавляется!» – весело признается Анжелика Гридасова.

– Моя позиция, как и многих наших педагогов, – продолжает директор 12-й, – что лучше самим выращивать для себя кадры. Начинающий учитель, впервые приходя в школу, впитывает все традиции этого образовательного учреждения. У нас, например, поставлено так, что все педагоги постоянно учатся, повышая свою квалификацию и профессиональное мастерство. И новичок быстро понимает, что ему тоже нельзя стоять на месте, и включается в эту работу. А когда приходит готовый специалист, он приносит с собой не только свой опыт, но и свои стереотипы, свои профессиональные привычки, свое представление о том, что значит быть учителем. Ему приходится в чем-то себя перестраивать, а это не всегда бывает легко.

Таких, как Анжелика, в 12-й гимназии пока немного. Выращивание педагога – работа штучная, да к тому же весьма небыстрая. Сейчас, к примеру, здесь на полставки преподает английский студентка дневного отделения НГПУ и тоже бывшая выпускница Светлана Гришина. Еще недавно сама была гимназисткой, побеждала в конкурсах и на олимпиадах, потом поступила в педуниверситет, пришла на практику – и здесь же осталась. С утра сидит на семинарах и лекциях, потом во вторую смену ведет у шестиклассников уроки.

Как же все-таки надо любить свою школу, чтобы потом, став взрослым, опять в нее вернуться. Если собственные «школьные годы чудесные» вспоминаются как страшный сон, вам вряд ли захочется выбрать педагогическую стезю. В конце концов, каждый учитель когда-то был учеником. А значит, следующий вопрос – к самому образовательному учреждению. Почему ваши выпускники не хотят возвращаться в школьные стены?

Пафос не помешает

Слова «служение», «призвание» сегодня не в ходу, и произносить их вслух как-то даже неловко. А они произносят. Начинаешь их расспрашивать, почему выбрали эту профессию, и ответы как на подбор: «я всегда знала», «я с детства мечтала», «школа – мой второй дом». Молодые учителя не стесняются пафоса, когда речь заходит о жизненном выборе.

– Это же не просто профессия, – говорит президент Городского клуба молодых педагогов Ольга Петрова. – Это душевная организация человека. Никакие социальные гарантии и рост зарплаты не обеспечат мотивацию учителя. Люди приходят в педагогику не за деньгами, а по призванию. Педагогом надо родиться. Наверное, поэтому многие из нас – представители учительских династий. Ты понимаешь, что работа эта сложная, что придется жертвовать многим, в первую очередь – личным временем. Но на самом деле она еще и очень благодарная. Почему-то считается, что юрист – это престижно, а учитель математики – нет. Почему-то на юридический факультет высокий конкурс, а на преподавателей математики недобор. Но ведь вы вряд ли запомните юриста, который оформлял вам квартиру, правда? А своих учителей мы помним всю жизнь.

Клуб молодых педагогов был создан в Новосибирске в ноябре 2009-го, на первом городском форуме педагогической молодежи. С тех пор придуман и четырежды проведен конкурс «Новой школе – современный учитель», поставлен памятник любимому учителю, запущен уникальный проект «Молодые лидеры образования», участники которого должны составить кадровый резерв главного управления образования мэрии Новосибирска. Кроме того, клуб организует для своих членов и всех «сочувствующих» семинары и мастер-классы, фестивали и конкурсы самодеятельности, походы в театры и встречи с интересными людьми. В общем, устраивает молодым педагогам очень нескучную внеурочную жизнь. Точнее, педагоги сами для себя ее устраивают, потому что все инициативы рождаются изнутри, и авторство большинства из них теперь уже никто не вспомнит.

– Когда молодой специалист приходит в школу, он волей-неволей попадает в сферу ее влияния и подчиняется ее традициям, – поясняет директор Дома учителя Наталья Дягилева. – Если школа хорошая, значит есть преемственность, наставничество, забота о молодых. Если всего этого нет и начинающий учитель чувствует себя заброшенным и ненужным, то он из этой школы – а может быть, и из профессии – просто уйдет. Ему здесь неинтересно, некомфортно. Но когда есть городское сообщество педагогической молодежи, которое заявляет о себе, о своей позиции, о своем собственном видении образования, молодой человек попадает в эту неравнодушную среду и ощущает себя уже совершенно по-другому. Он видит вокруг себя таких же молодых, увлеченных, с горящими глазами – и сам загорается, и сам начинает сознавать престиж и значимость своего служения.

Скольким вчерашним выпускникам Городской клуб молодых педагогов помог удержаться в профессии – посчитать невозможно. Но в сфере его влияния сегодня находится около половины новосибирских школ, а актив составляет более 100 человек. Если учесть, что в школы областного центра ежегодно приходит порядка 170 молодых специалистов, цифра получается впечатляющая.

Выстрел в цель или выстрел в подушку?

Когда-то в советские времена система распределения выпускников вузов в общем и целом решала проблему обновления кадрового потенциала в отрасли. Получил от государства бесплатное образование – пожалуйста, будь добр, отработай три года там, куда оно, государство, тебя пошлет. Сегодня распределения как такового нет, бюджетные места ограничены, студент сам платит за свое обучение, вступая с вузом в товарно-денежные отношения, и в итоге ничем никому не обязан.

Думали, что изменить ситуацию поможет целевая контрактная подготовка. На бумаге выходило понятно и логично: областной бюджет оплачивает обучение, муниципалитет трудоустраивает, школа принимает в штат, а молодой специалист работает на заранее обещанной ему должности.

Но в реальной жизни получилось все не так гладко.

Во-первых, возникли вопросы к качеству абитуриентов. Целевики, как известно, поступают в вуз вне конкурса, и далеко не у каждого из них высокий проходной балл. Некоторые используют контракт просто как средство попасть в университет, имея «троечный» аттестат. Во-вторых, многим целевикам удается правдами и неправдами избежать последующего распределения и не возвращаться в родной район. Наконец, в-третьих, нередко возникает и обратная ситуация: выпускник честно приезжает на место обещанного трудоустройства, а его предполагаемую должность занимает пенсионер с бессрочным контрактом и покидать ее не намерен.

В итоге областные власти не то чтобы совсем разочаровались в системе целевой контрактной подготовки, но, по крайней мере, пришли к выводу, что ее надо серьезно менять и модернизировать. А пока что вдвое сократили количество контрактных мест в педуниверситете — десять вместо 20.

При том что количество выпускников НГПУ, готовых после окончания вуза встать на педагогическую стезю, никак не может удовлетворить нужды региональной системы образования, к качеству их подготовки у работодателей тоже имеются весьма серьезные претензии. И дело даже не в теоретических знаниях, а в практических навыках.
Тут даже выпускники педагогических колледжей могут дать фору студентам педуниверситета. Принимая на работу молодого специалиста, руководитель уже заранее готов к тому, что новичка придется еще «доводить», то есть дотягивать, доучивать до приемлемого уровня. Потому-то директора школ порой и не рады выпускникам НГПУ, предпочитая делать ставку на опытных, сложившихся педагогов, пусть и преклонного возраста.

– Одна из целей реформы высшей школы и перехода на ФГОС третьего поколения – развернуть высшее образование лицом к работодателю, – поясняет Мария Жафярова. – А задача работодателя – сформулировать требования, каким должен быть конечный продукт вузовской подготовки.

Чего не хватает сегодня начинающему педагогу? По мнению директоров школ, в первую очередь – практики. Система производственных практик сегодня не отвечает реальным потребностям образования – ни по своим объемам, ни по своей структуре. Школа стремительно меняется, меняются требования к современному учителю, а система высшего профессионального образования остается прежней, такой же, как пять, десять, 15 лет назад. Увидеть и осознать происходящие перемены студент-педагог может только во время практики. А на полноценную практику ему элементарно не хватает часов. Поэтому, придя дипломированным специалистом в школу, он довольно слабо представляет себе реальный рабочий процесс.

– Компетентностная модель выпускника педуниверситета нуждается в обсуждении, – продолжает Жафярова. – Без четкого, согласованного представления о том, какого специалиста мы хотим получить на выходе, какими компетенциями он должен обладать, без ориентации на конкретный практический результат любая, самая лучшая теоретическая подготовка будет выстрелом в подушку.

Чтобы «выстрел» был все-таки «в цель», нужны совместные усилия трех сторон – заказчика, работодателя и вуза. Пока что третья сторона, извините за каламбур, остается в стороне. А значит, еще один вопрос из серии «Кто виноват?» мы можем с полным правом адресовать высшему педагогическому образованию.

Образовательная эстафета

Но куда интереснее отвечать на вопрос «Что делать?». И часть ответов уже сегодня можно найти в ведомственной целевой программе «Развитие кадрового потенциала системы образования Новосибирской области» на 2013-2015 годы.

– Надо очень четко обозначить ответственность всех участников процесса, – считает Мария Жафярова. – Муниципалитеты, образовательные учреждения, высшие учебные заведения, сами выпускники и, конечно, министерство, которое создает условия для реализации кадровой политики. Для этого в нашей области впервые был собран совет по педагогическому образованию, который призван объединить все заинтересованные стороны, чтобы они могли наконец встретиться лицом к лицу, высказать друг другу свои ожидания и наметить направления работы.

И одно из самых важных таких направлений – профориентация.

Помните, мы с вами говорили, что желание (а чаще – нежелание) быть учителем закладывается в ребенке еще в школе. Так вот, именно со школьной скамьи теперь и предполагается начинать работу с будущими педагогами. Собственно, в этом и состоит идея модернизации целевой контрактной подготовки.

– Мы пришли к выводу, что нам необходимо создать систему непрерывного педагогического образования, – продолжает представитель областного министерства. – У нас уже есть модель политехнического образования, когда школа, колледж, вуз, завод выстраивают единую цепочку подготовки специалиста, передавая его, как по эстафете, с одной ступени обучения на другую. Точно такую же цепочку мы хотим выстроить для будущего педагога. Сначала профориентационная работа в школе, потом поступление в педагогический колледж, трудоустройство в конкретном образовательном учреждении и, наконец, получение высшего образования по целевой контрактной подготовке. Вот тогда мы будем иметь качественного абитуриента и серьезно настроенного, хорошо подготовленного специалиста с возможностью дальнейшего обучения и профессионального роста.

Собственно, похожие цепочки сегодня уже выстраиваются – вспомним пример 12-й гимназии. А если этот, пока что уникальный, опыт попробовать тиражировать, развить и превратить в систему, то это, возможно, в обозримом будущем действительно помогло бы решить проблему обновления кадров в отрасли.

Generation «П». Поколение педагогов

– Вы спрашиваете, какие они – молодые? Во-первых, более мобильные. Более целеустремленные, более инновационные. Часто – более грамотные. Более успешные в модульно-накопительной системе, чем их старшие коллеги. Они настроены на обучение. Они понимают, что образование – это не то, что дается раз и навсегда, его постоянно нужно пополнять и обновлять. С ними интересно. И если им даже где-то немножко не хватает знаний, они умеют эти знания добывать.

Такую характеристику дает молодым педагогам своего района начальник управления образования Коченевской администрации Ольга Пучкова. Кому-то эта характеристика покажется излишне лестной и комплиментарной, но по сути она глубоко верна. Верна с точки зрения позиции руководителя и правильности кадровой политики.

Потому что «меняющейся школе в меняющемся мире» действительно нужен новый учитель – современный, продвинутый, инновационно настроенный, в совершенстве владеющий информационными технологиями. Ведь ради того, чтобы в школы пришло поколение таких учителей, область и затевает столь масштабное обновление кадрового потенциала. Разве не так?

В общем так. Но не совсем.

На самом деле все не столь однозначно. Самым продуктивным возрастом в педагогике (да и не только в ней) считается сорок лет. Не 25 и не 30. Своего профессионального и личностного расцвета учитель достигает с годами. А значит, сегодня, занимаясь привлечением и закреплением молодых кадров, мы работаем на перспективу – на то время, когда нынешние 25-летние достигнут максимума своего опыта и профессионализма.

– Сегодня нам нужно не столько омолодить педагогический состав, сколько сбалансировать его возрастную структуру, – размышляет Мария Жафярова. – Судите сами. Учителя со стажем более двадцати лет у нас составляют 56%, и эта доля год от года только увеличивается. Чтобы выправить ситуацию, нам необходимо сделать очень серьезные кадровые вливания. Но и радикальное обновление кадрового потенциала – не панацея, не то, к чему мы стремимся. Если мы уйдем от опыта, профессионализма, понимания жизни, знания человеческой души к перекосу в сторону инноваций и ИКТ, не уйдем ли мы от основной идеи? От любви к ребенку?..

Ну что ж, это, конечно, очень важная мысль. И мы, завершая анализ темы, от этой идеи, пожалуй, тоже не уйдем. Поэтому напоследок – несколько слов о любви. 

Из сочинения Натальи Оревковой, учительницы английского языка школы №63 города Новосибирска:
«Мое педагогическое счастье – это распахнутые детские глаза, глядящие на тебя неотрывно снизу вверх, следящие за каждым движением, жадно ловящие каждое слово… Глаза, в которых умещается вся вселенная детской души, чистая и живая, как горный ручей. Дети верят нам, верят в нас. Они совершенны, наполнены радостью, светом и добротой. И для меня важно – не разрушить их веру в себя и в людей, не дать их душам очерстветь со временем. А главное – развить в каждом ребенке жажду познания окружающего мира. Это сложная задача: с одной стороны – поддерживать в детях жажду, с другой стороны – утолять… Та самая золотая середина, которую не всем учителям удается достигнуть, но к которой стремится каждый настоящий учитель. Стремлюсь и я…»
Как же все-таки надо любить свою школу, чтобы спустя годы, став взрослым, опять в нее вернуться – уже не учеником, а учителем. Тем, кто собственные «школьные годы чудесные» вспоминает как страшный сон, этого не понять. И похоже, что их, непонимающих, сегодня в России большинство – судя по тому, как непопулярна у нас учительская профессия, как стареют педагогические кадры, как неохотно идет на педагогические специальности молодежь.

Кто в этом виноват? Общество? Государство? Педуниверситеты? А может, сами школы? И что, собственно, делать?

Как попасть в сериал

Принятая и уже действующая ведомственная целевая программа «Развитие кадрового потенциала системы образования Новосибирской области» на 2013-2015 годы одной из своих задач ставит привлечение в отрасль молодых специалистов. Сегодня средний возраст педагога в регионе составляет 44 года. Казалось бы, цифра отнюдь не пугающая, а в сравнении с соседними краями и областями так даже вполне оптимистическая. Проблема не в сиюминутных цифрах. Проблема – в динамике, в тенденции.

Доля педагогов-пенсионеров с каждым годом увеличивается в среднем на 0,3 и за пять лет выросла с 15,2% до 16,3%. При этом молодых специалистов приходит в отрасль год от года все меньше и меньше – и еще меньше закрепляется (По крайней мере, так было до недавнего времени).

– Путем несложных арифметических вычислений приходим к выводу, что еще через несколько лет ситуация станет уже критической, – говорит начальник отдела профессионального развития педагогических кадров министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Мария Жафярова. 

Не дожидаясь критического момента, областное минобрнауки предлагает принять для решения этой проблемы превентивные меры — пока не понадобились чрезвычайные.
Почему в современной России не ценится труд учителя и не пользуется уважением эта профессия – вопрос к социологам. Только не надо все сваливать на «нищенские зарплаты». Зарплаты в отрасли сегодня вполне приемлемые (разумеется, в зависимости от нагрузки). Средняя по области – 25 536 рублей, а в престижных гимназиях и лицеях может достигать и 40 тысяч. В общем, не хуже, чем в советские времена.

Но в советские времена об учителях романы писали, фильмы снимали, стихи и песни им посвящали – «Учитель, перед именем твоим…» и так далее. Сегодня авторы сериалов воспевают героические будни медиков, гаишников, адвокатов и даже работников загса. Скромный труд учителя их пока почему-то не вдохновляет (Гай-Германика не в счет: можно представить себе подростка, который, насмотревшись «Склифосовского», возмечтал стать хирургом, но после сериала «Школа» профессии педагога можно только испугаться).

Как бы то ни было, по официальным данным, только 18 процентов выпускников педагогических специальностей НГПУ идут работать в школы. Получается – примерно один из пяти. Остальные рассасываются по офисам, учреждениям, конторам, PR-службам, рекламным агентствам, ресторанам и магазинам. Как рассказывала одна из директоров новосибирских гимназий, приходят девчонки-студентки на практику и заявляют с порога: мы все равно работать в школу не пойдем, так что с нас особо не спрашивайте. 

Упрекать в этом принято вуз, но много ли может сделать университетское руководство, если уже на этапе поступления абитуриенты не мотивированы на профессию, а только на получение диплома?

На самом деле кое-что может, но об этом ниже.

Премия за постоянство

В системе образования Новосибирской области молодые кадры (до 30 лет) составляют около 14%. Это в среднем, а если попробовать сравнить по районам, то разброс окажется колоссальный — от 30% (Карасукский) до без малого 3% (Искитимский). Что неудивительно: сегодня каждый муниципалитет проводит собственную кадровую политику и разрабатывает собственные механизмы для привлечения и закрепления молодых специалистов. Так что все зависит от доброй воли местной администрации и руководства самих школ. Одни смотрят в будущее, планируют развитие своей территории и всерьез озабочены проблемой обновления кадров; других, кто не планирует и не заботится, приходится подталкивать и стимулировать.

– Уже начиная с нынешнего года министерство будет заключать соглашения с муниципалитетами о модернизации муниципальной системы образования, – рассказывает начальник отдела областного минобра Мария Жафярова. – Министерство предоставляет субсидии, местные власти берут на себя обязательства. В частности, в этих соглашениях индивидуально для каждого города и района определено и зафиксировано количество молодых специалистов, которых необходимо привлечь.

Вдобавок к общеизвестным областным и федеральным мерам муниципальные власти придумывают и предлагают свои. Например, в Маслянино молодой специалист получает 10 тысяч рублей «подъемных» единовременно, а затем в течение трех лет плюс 25% к зарплате. В Сузуне школы выплачивают вчерашним выпускникам в первый год работы три тысячи рублей ежемесячно, во второй – две, в третий – тысячу. В итоге набегает ни много ни мало 72 тысячи рублей.

Испытанный «магнит» для молодого специалиста – возможность получить жилье. И тут у местных властей полный простор для административного творчества – от строительства социальных домов до компенсации арендной стоимости съемного жилья.

Область, со своей стороны, тоже предлагает молодым специалистам вполне увесистый соцпакет: субсидии при ипотечном кредитовании, а в сельской местности – и при строительстве собственного дома; компенсация платы за услуги ЖКХ для сельских учителей; единовременное пособие при трудоустройстве – и так далее, этот список всем известен.

А минобрнауки области уже готовит новые стимулы для привлечения и закрепления молодых кадров. В их числе так называемый сберегательный капитал – сумма, которая будет выплачена педагогу, отработавшему как минимум три года в сельской глубинке по направлению министерства. Предполагается, что эта «премия за постоянство» будет равна 50 размерам минимальной заработной платы и составит свыше 450 тысяч рублей.
Но в конце концов не только льготы и выплаты привлекают человека в профессию. Если работа рутинная, неинтересная, без возможностей профессионального и карьерного роста, то молодые, амбициозные, полные сил очень скоро сбегут искать применения своим силам и амбициям в другие сферы.

К счастью, нынешняя российская школа далека от рутины. Привычная школьная реальность меняется буквально на глазах. За последние три-пять лет произошло полное технологическое переоснащение образовательных учреждений. Допотопная классная доска, мел и тряпка уходят в прошлое. Приметы сегодняшнего школьного дня – компьютеры, интерактивные доски, современное программное обеспечение, камеры, позволяющие получать трехмерное изображение, новые формы взаимодействия учителя и ученика.

Что касается возможностей для профессионального роста, то тут молодежи тоже грех жаловаться. Участие в конкурсах, борьба за гранты, защита проектов, образовательные поездки, в том числе и за рубеж, – жизнь учителя сегодня может быть насыщенной, творческой и разнообразной. Хватило бы только времени, таланта и куража.

И надо сказать, эти перемены не остались незамеченными, эти меры уже дают результат: за последние два года приток молодых кадров в отрасль ненамного, но увеличился – 467 человек в 2012 году против 431 в 2011-м. А целевая программа рисует куда более амбициозные цифры: за 2015 год педагогический коллектив области должен пополниться уже 750 молодыми специалистами.

Так что первый вопрос к государству – какие меры оно принимает для того, чтобы профессия учителя вернула себе престиж и популярность, – имеет свой ответ. Пусть пока не исчерпывающий, но уже довольно убедительный.

Возвращение в родные стены

В новосибирской гимназии №12 проблем с молодым пополнением на протяжении вот уже многих лет не испытывают: 20% педагогического состава – в возрасте до 30. За пять лет пришло семь молодых специалистов, и лишь одна из них, учительница английского, немножко поработав, ушла – решила попробовать себя в туристическом бизнесе.

– Некоторые мои коллеги жалуются, что к ним из педуниверситета приходят плохие выпускники, – делится директор гимназии Юлия Фауст. – Не знаю, может быть, нам везет, но к нам приходят хорошие. И багаж знаний вполне приличный, и главное – у ребят есть желание работать. Это очень важно. И если им на первых порах оказать поддержку – это желание не пропадет, а окрепнет.

Педагоги-стажисты помнят, что когда-то, в прежние советские времена, в школах была развита практика наставничества: над начинающим учителем брал шефство кто-то из опытных коллег. В 1990-е годы, избавляясь от «пережитков» советской системы, от этой практики заодно тоже отказались. Но не все. А некоторые, отказавшись, сейчас опять возвращаются. Действует такая школа молодого специалиста и в 12-й гимназии.

За каждым вчерашним студентом – педагогом закрепляются два куратора: заместитель директора и учитель-предметник. Они помогают новичку войти в курс внутригимназической жизни, показывают, как составить конспект урока, присутствуют на занятиях и в целом делятся опытом.

– Чтобы из хорошего выпускника получился хороший учитель, нужно несколько лет, – считает Юлия Фауст. – И конечно, на первых порах он очень нуждается в помощи, иначе этот срок еще больше затянется. У нас молодой специалист всегда может подойти и задать вопрос старшему коллеге. И никто от него не отмахнется, не отвернется – наоборот, всегда с готовностью дадут консультацию и совет. Это очень важно для новичка – атмосфера внимания, понимания и поддержки.

И будем считать это первым ноу-хау 12-й гимназии. А есть и второе. Здесь предпочитают выращивать собственные кадры из собственных выпускников.

Анжелика Гридасова окончила гимназию в 2004-м, поступила в «пед» по направлению, дважды за время учебы проходила в родной 12-й практику, а через пять лет вернулась сюда дипломированным преподавателем. С тех пор успела стать победительницей конкурса «Новой школе – современный учитель», участницей проекта «Молодые лидеры образования» и вошла в кадровый резерв главного управления образования мэрии Новосибирска. Между прочим, с курса, на котором она училась, из всего целевого набора – 13 человек – по специальности пошли работать от силы четверо.

В гимназии успешной выпускницей искренне гордятся. А сама молодая учительница говорит, что не представляет себя ни в какой-то другой профессии, ни в какой-то другой школе. «И что удивительно – энтузиазм с каждым годом у меня не затухает, а только прибавляется!» – весело признается Анжелика Гридасова.

– Моя позиция, как и многих наших педагогов, – продолжает директор 12-й, – что лучше самим выращивать для себя кадры. Начинающий учитель, впервые приходя в школу, впитывает все традиции этого образовательного учреждения. У нас, например, поставлено так, что все педагоги постоянно учатся, повышая свою квалификацию и профессиональное мастерство. И новичок быстро понимает, что ему тоже нельзя стоять на месте, и включается в эту работу. А когда приходит готовый специалист, он приносит с собой не только свой опыт, но и свои стереотипы, свои профессиональные привычки, свое представление о том, что значит быть учителем. Ему приходится в чем-то себя перестраивать, а это не всегда бывает легко.

Таких, как Анжелика, в 12-й гимназии пока немного. Выращивание педагога – работа штучная, да к тому же весьма небыстрая. Сейчас, к примеру, здесь на полставки преподает английский студентка дневного отделения НГПУ и тоже бывшая выпускница Светлана Гришина. Еще недавно сама была гимназисткой, побеждала в конкурсах и на олимпиадах, потом поступила в педуниверситет, пришла на практику – и здесь же осталась. С утра сидит на семинарах и лекциях, потом во вторую смену ведет у шестиклассников уроки.

Как же все-таки надо любить свою школу, чтобы потом, став взрослым, опять в нее вернуться. Если собственные «школьные годы чудесные» вспоминаются как страшный сон, вам вряд ли захочется выбрать педагогическую стезю. В конце концов, каждый учитель когда-то был учеником. А значит, следующий вопрос – к самому образовательному учреждению. Почему ваши выпускники не хотят возвращаться в школьные стены?

Пафос не помешает

Слова «служение», «призвание» сегодня не в ходу, и произносить их вслух как-то даже неловко. А они произносят. Начинаешь их расспрашивать, почему выбрали эту профессию, и ответы как на подбор: «я всегда знала», «я с детства мечтала», «школа – мой второй дом». Молодые учителя не стесняются пафоса, когда речь заходит о жизненном выборе.

– Это же не просто профессия, – говорит президент Городского клуба молодых педагогов Ольга Петрова. – Это душевная организация человека. Никакие социальные гарантии и рост зарплаты не обеспечат мотивацию учителя. Люди приходят в педагогику не за деньгами, а по призванию. Педагогом надо родиться. Наверное, поэтому многие из нас – представители учительских династий. Ты понимаешь, что работа эта сложная, что придется жертвовать многим, в первую очередь – личным временем. Но на самом деле она еще и очень благодарная. Почему-то считается, что юрист – это престижно, а учитель математики – нет. Почему-то на юридический факультет высокий конкурс, а на преподавателей математики недобор. Но ведь вы вряд ли запомните юриста, который оформлял вам квартиру, правда? А своих учителей мы помним всю жизнь.

Клуб молодых педагогов был создан в Новосибирске в ноябре 2009-го, на первом городском форуме педагогической молодежи. С тех пор придуман и четырежды проведен конкурс «Новой школе – современный учитель», поставлен памятник любимому учителю, запущен уникальный проект «Молодые лидеры образования», участники которого должны составить кадровый резерв главного управления образования мэрии Новосибирска. Кроме того, клуб организует для своих членов и всех «сочувствующих» семинары и мастер-классы, фестивали и конкурсы самодеятельности, походы в театры и встречи с интересными людьми. В общем, устраивает молодым педагогам очень нескучную внеурочную жизнь. Точнее, педагоги сами для себя ее устраивают, потому что все инициативы рождаются изнутри, и авторство большинства из них теперь уже никто не вспомнит.

– Когда молодой специалист приходит в школу, он волей-неволей попадает в сферу ее влияния и подчиняется ее традициям, – поясняет директор Дома учителя Наталья Дягилева. – Если школа хорошая, значит есть преемственность, наставничество, забота о молодых. Если всего этого нет и начинающий учитель чувствует себя заброшенным и ненужным, то он из этой школы – а может быть, и из профессии – просто уйдет. Ему здесь неинтересно, некомфортно. Но когда есть городское сообщество педагогической молодежи, которое заявляет о себе, о своей позиции, о своем собственном видении образования, молодой человек попадает в эту неравнодушную среду и ощущает себя уже совершенно по-другому. Он видит вокруг себя таких же молодых, увлеченных, с горящими глазами – и сам загорается, и сам начинает сознавать престиж и значимость своего служения.

Скольким вчерашним выпускникам Городской клуб молодых педагогов помог удержаться в профессии – посчитать невозможно. Но в сфере его влияния сегодня находится около половины новосибирских школ, а актив составляет более 100 человек. Если учесть, что в школы областного центра ежегодно приходит порядка 170 молодых специалистов, цифра получается впечатляющая.

Выстрел в цель или выстрел в подушку?

Когда-то в советские времена система распределения выпускников вузов в общем и целом решала проблему обновления кадрового потенциала в отрасли. Получил от государства бесплатное образование – пожалуйста, будь добр, отработай три года там, куда оно, государство, тебя пошлет. Сегодня распределения как такового нет, бюджетные места ограничены, студент сам платит за свое обучение, вступая с вузом в товарно-денежные отношения, и в итоге ничем никому не обязан.

Думали, что изменить ситуацию поможет целевая контрактная подготовка. На бумаге выходило понятно и логично: областной бюджет оплачивает обучение, муниципалитет трудоустраивает, школа принимает в штат, а молодой специалист работает на заранее обещанной ему должности.

Но в реальной жизни получилось все не так гладко.

Во-первых, возникли вопросы к качеству абитуриентов. Целевики, как известно, поступают в вуз вне конкурса, и далеко не у каждого из них высокий проходной балл. Некоторые используют контракт просто как средство попасть в университет, имея «троечный» аттестат. Во-вторых, многим целевикам удается правдами и неправдами избежать последующего распределения и не возвращаться в родной район. Наконец, в-третьих, нередко возникает и обратная ситуация: выпускник честно приезжает на место обещанного трудоустройства, а его предполагаемую должность занимает пенсионер с бессрочным контрактом и покидать ее не намерен.

В итоге областные власти не то чтобы совсем разочаровались в системе целевой контрактной подготовки, но, по крайней мере, пришли к выводу, что ее надо серьезно менять и модернизировать. А пока что вдвое сократили количество контрактных мест в педуниверситете — десять вместо 20.

При том что количество выпускников НГПУ, готовых после окончания вуза встать на педагогическую стезю, никак не может удовлетворить нужды региональной системы образования, к качеству их подготовки у работодателей тоже имеются весьма серьезные претензии. И дело даже не в теоретических знаниях, а в практических навыках.
Тут даже выпускники педагогических колледжей могут дать фору студентам педуниверситета. Принимая на работу молодого специалиста, руководитель уже заранее готов к тому, что новичка придется еще «доводить», то есть дотягивать, доучивать до приемлемого уровня. Потому-то директора школ порой и не рады выпускникам НГПУ, предпочитая делать ставку на опытных, сложившихся педагогов, пусть и преклонного возраста.

– Одна из целей реформы высшей школы и перехода на ФГОС третьего поколения – развернуть высшее образование лицом к работодателю, – поясняет Мария Жафярова. – А задача работодателя – сформулировать требования, каким должен быть конечный продукт вузовской подготовки.

Чего не хватает сегодня начинающему педагогу? По мнению директоров школ, в первую очередь – практики. Система производственных практик сегодня не отвечает реальным потребностям образования – ни по своим объемам, ни по своей структуре. Школа стремительно меняется, меняются требования к современному учителю, а система высшего профессионального образования остается прежней, такой же, как пять, десять, 15 лет назад. Увидеть и осознать происходящие перемены студент-педагог может только во время практики. А на полноценную практику ему элементарно не хватает часов. Поэтому, придя дипломированным специалистом в школу, он довольно слабо представляет себе реальный рабочий процесс.

– Компетентностная модель выпускника педуниверситета нуждается в обсуждении, – продолжает Жафярова. – Без четкого, согласованного представления о том, какого специалиста мы хотим получить на выходе, какими компетенциями он должен обладать, без ориентации на конкретный практический результат любая, самая лучшая теоретическая подготовка будет выстрелом в подушку.

Чтобы «выстрел» был все-таки «в цель», нужны совместные усилия трех сторон – заказчика, работодателя и вуза. Пока что третья сторона, извините за каламбур, остается в стороне. А значит, еще один вопрос из серии «Кто виноват?» мы можем с полным правом адресовать высшему педагогическому образованию.

Образовательная эстафета

Но куда интереснее отвечать на вопрос «Что делать?». И часть ответов уже сегодня можно найти в ведомственной целевой программе «Развитие кадрового потенциала системы образования Новосибирской области» на 2013-2015 годы.

– Надо очень четко обозначить ответственность всех участников процесса, – считает Мария Жафярова. – Муниципалитеты, образовательные учреждения, высшие учебные заведения, сами выпускники и, конечно, министерство, которое создает условия для реализации кадровой политики. Для этого в нашей области впервые был собран совет по педагогическому образованию, который призван объединить все заинтересованные стороны, чтобы они могли наконец встретиться лицом к лицу, высказать друг другу свои ожидания и наметить направления работы.

И одно из самых важных таких направлений – профориентация.

Помните, мы с вами говорили, что желание (а чаще – нежелание) быть учителем закладывается в ребенке еще в школе. Так вот, именно со школьной скамьи теперь и предполагается начинать работу с будущими педагогами. Собственно, в этом и состоит идея модернизации целевой контрактной подготовки.

– Мы пришли к выводу, что нам необходимо создать систему непрерывного педагогического образования, – продолжает представитель областного министерства. – У нас уже есть модель политехнического образования, когда школа, колледж, вуз, завод выстраивают единую цепочку подготовки специалиста, передавая его, как по эстафете, с одной ступени обучения на другую. Точно такую же цепочку мы хотим выстроить для будущего педагога. Сначала профориентационная работа в школе, потом поступление в педагогический колледж, трудоустройство в конкретном образовательном учреждении и, наконец, получение высшего образования по целевой контрактной подготовке. Вот тогда мы будем иметь качественного абитуриента и серьезно настроенного, хорошо подготовленного специалиста с возможностью дальнейшего обучения и профессионального роста.

Собственно, похожие цепочки сегодня уже выстраиваются – вспомним пример 12-й гимназии. А если этот, пока что уникальный, опыт попробовать тиражировать, развить и превратить в систему, то это, возможно, в обозримом будущем действительно помогло бы решить проблему обновления кадров в отрасли.

Generation «П». Поколение педагогов

– Вы спрашиваете, какие они – молодые? Во-первых, более мобильные. Более целеустремленные, более инновационные. Часто – более грамотные. Более успешные в модульно-накопительной системе, чем их старшие коллеги. Они настроены на обучение. Они понимают, что образование – это не то, что дается раз и навсегда, его постоянно нужно пополнять и обновлять. С ними интересно. И если им даже где-то немножко не хватает знаний, они умеют эти знания добывать.

Такую характеристику дает молодым педагогам своего района начальник управления образования Коченевской администрации Ольга Пучкова. Кому-то эта характеристика покажется излишне лестной и комплиментарной, но по сути она глубоко верна. Верна с точки зрения позиции руководителя и правильности кадровой политики.

Потому что «меняющейся школе в меняющемся мире» действительно нужен новый учитель – современный, продвинутый, инновационно настроенный, в совершенстве владеющий информационными технологиями. Ведь ради того, чтобы в школы пришло поколение таких учителей, область и затевает столь масштабное обновление кадрового потенциала. Разве не так?

В общем так. Но не совсем.

На самом деле все не столь однозначно. Самым продуктивным возрастом в педагогике (да и не только в ней) считается сорок лет. Не 25 и не 30. Своего профессионального и личностного расцвета учитель достигает с годами. А значит, сегодня, занимаясь привлечением и закреплением молодых кадров, мы работаем на перспективу – на то время, когда нынешние 25-летние достигнут максимума своего опыта и профессионализма.

– Сегодня нам нужно не столько омолодить педагогический состав, сколько сбалансировать его возрастную структуру, – размышляет Мария Жафярова. – Судите сами. Учителя со стажем более двадцати лет у нас составляют 56%, и эта доля год от года только увеличивается. Чтобы выправить ситуацию, нам необходимо сделать очень серьезные кадровые вливания. Но и радикальное обновление кадрового потенциала – не панацея, не то, к чему мы стремимся. Если мы уйдем от опыта, профессионализма, понимания жизни, знания человеческой души к перекосу в сторону инноваций и ИКТ, не уйдем ли мы от основной идеи? От любви к ребенку?..

Ну что ж, это, конечно, очень важная мысль. И мы, завершая анализ темы, от этой идеи, пожалуй, тоже не уйдем. Поэтому напоследок – несколько слов о любви. 

Из сочинения Натальи Оревковой, учительницы английского языка школы №63 города Новосибирска:
«Мое педагогическое счастье – это распахнутые детские глаза, глядящие на тебя неотрывно снизу вверх, следящие за каждым движением, жадно ловящие каждое слово… Глаза, в которых умещается вся вселенная детской души, чистая и живая, как горный ручей. Дети верят нам, верят в нас. Они совершенны, наполнены радостью, светом и добротой. И для меня важно – не разрушить их веру в себя и в людей, не дать их душам очерстветь со временем. А главное – развить в каждом ребенке жажду познания окружающего мира. Это сложная задача: с одной стороны – поддерживать в детях жажду, с другой стороны – утолять… Та самая золотая середина, которую не всем учителям удается достигнуть, но к которой стремится каждый настоящий учитель. Стремлюсь и я…»

Новости партнеров

В России и мире

Больше никакой тяжести и страданий в туалете: какие физические упражнения облегчают запор
Как ваша кошка указывает вам на наличие сглаза или болезни
5 знаков Зодиака, для которых вторая половина мая будет периодом счастья и везения
Привычка миллионов людей, которая ведет в заболеваниям органов дыхания: вы удивитесь, но речь не о курении
7 основных проблем с рассадой после пересадки в грунт и как их можно решить
Покорная домохозяйка или «кукла» для выхода в свет: каких жен ищут богатые мужчины
Снова о кофе: найдено еще одно удивительное свойство этого напитка
Зодиакальные пары, которые кажутся счастливыми, но обречены на расставание
Народные средства для обработки картофеля перед посадкой
Не только алкоголь: нутрициолог перечислила главных «убийц» печени