Лента новостей

Все новости

Популярное

Владимир Никонов: Учитель – профессия не для неудачников

 Марина Овсянникова

Мы привыкли ругать нашу школу. Родители – за низкое качество образования, за непрофессионализм педагогов и постоянные денежные поборы. Учителя – за маленькие зарплаты, большие нагрузки, хамство учеников и неуважение родителей. Заодно достается и властям – за равнодушие к проблемам системы образования и непродуманные реформы.

С привычками расставаться трудно. Наверное, поэтому мы и не замечаем, как последние несколько лет буквально на глазах стала меняться наша школа. 

Вместе с многомиллионными (а на федеральном уровне и многомиллиардными) бюджетными поступлениями в систему образования пришли и современное оборудование, и новые технологии. И постепенно начинают подтягиваться новые кадры.

Обновление по плану

– Владимир Алексеевич, второй этап модернизации школьного образования, рассчитанный на 2011-2013 годы, заканчивается, и, наверное, уже можно подводить какие-то итоги. Два года назад ставились амбициозные планы, вкладывались немалые средства, начинались крупные образовательные проекты. Что из намеченного удалось сделать? О чем сегодня можно говорить с чувством если не гордости, то удовлетворения?

– Я считаю, самое большое наше достижение – это, конечно, заработная плата учителей. Нам действительно удалось вывести ее на уровень средних показателей в экономике регионе. Для этого пришлось задать достаточно высокий темп роста фонда оплаты труда – примерно 15-20% в год. И если в начале 2011 года средняя начисленная заработная плата у школьных педагогов недотягивала даже до 15 тысяч, то сейчас она составляет более 25 тысяч рублей. Понятно, что в каждом конкретном случае сумма зависит и от нагрузки учителя, и от его квалификации, и от участия в разного рода программах. Но в целом профессия, по крайней мере, с точки зрения материального обеспечения, сегодня стала куда более привлекательной.

_MG_2064.JPG

Хотя, конечно, рост зарплаты для нас сам по себе не цель. Это условие для того, чтобы серьезно повысить потенциал нашего педагогического сообщества. Потому что ведь и требования к современному учителю в последнее время очень изменились. Два года назад началось повсеместное внедрение новых государственных стандартов в начальной школе. Для педагогов это означает пересмотр всех привычных представлений о том, как надо вести урок, как работать с детьми и какова должна быть роль преподавателя.

В принципе, мы со своей стороны все, что от нас требовалось, сделали: провели переподготовку учителей, которым предстоит иметь дело с этими стандартами. Но задача на самом деле сложнее и глубже: не просто дать нашим специалистам новые знания, а помочь им свернуть с наезженной колеи, расстаться с прежними профессиональными стереотипами, освоить новые формы работы. И разового курса переподготовки здесь недостаточно – участникам процесса нужно постоянное методическое сопровождение. 

Понятно, что Институт повышения квалификации с этой задачей не справится. Чтобы дойти до каждого педагога на местах, мы решили объединить в одно учреждение НИПиПКРО и наши педагогические лицеи – их у нас в области семь. Так родилась концепция создания региональной сети методического сопровождения. Уже в 2014 году эта система должна вступить в действие.

Вообще, надо сказать, все, что касается повышения квалификации и эффективности работы педагогов, с учетом новых подходов к аттестации, сегодня особенно актуально. И именно на этот аспект работы мы сейчас делаем основной упор. В частности, не секрет, что в сельской местности одному учителю приходится порой совмещать преподавание двух, а иногда и более, разных предметов. Таким педагогам-совместителям мы предлагаем пройти переподготовку и получить второе высшее образование по дополнительному предмету. Во всяком случае объем госзаказа НИПиПКРО на эту работу мы уже с осени намерены увеличить.

– Когда в 2011 году запускали Комплекс мер по модернизации общего образования, речь шла о масштабном обновлении материально-учебной базы. Началось с программы «Школьное окно», вслед за ней стартовала программа «Школьная кровля», классы оснащали новой компьютерной техникой, приступили к реконструкции школьных зданий. Конечно, надо признать, нам здорово помог в этом федеральный бюджет… 

– Скорее всего, со следующего года поддержку из федеральной казны на модернизацию образования мы уже получать не будем. Но федеральный центр запустил процесс, и теперь он идет полным ходом.

╤Е╨╕╨╝╨╕╤П.jpg

У нас есть несколько своих проектов, которые мы реализуем на собственные средства. Во-первых, программа «Школьное окно» – деньги на нее запланированы вплоть до 2015 года включительно. Сегодня уже как минимум в половине школьных зданий нам удалось поставить новые стеклопакеты, причем начали с самых больших школ, а значит, в пересчете на количество окон работы остается не так уж много.

В области действует программа по строительству и реконструкции школьных зданий: в нынешнем году на эти цели предусмотрено 560 миллионов рублей, в последующие – примерно по миллиарду. А реконструкция означает и расширение возможностей: где-то появляются актовые и спортивные залы, где-то новые столовые, где-то библиотеки. Кстати, город Новосибирск сформировал свою аналогичную программу: они каждый год ставят две школы на капремонт, хотя по масштабам работ это тоже, скорее, можно назвать не ремонтом, а реконструкцией.

Все эти годы мы активно наполняли образовательные учреждения новым оборудованием – компьютерным, интерактивным, мультимедийным. И на будущее у нас продолжает действовать ведомственная целевая программа по дальнейшему оснащению школ. Думаю, в этом году нам удастся существенно поднять скорость интернета – не менее чем до двух мегабит в секунду. По крайней мере, для школ Новосибирска и районных центров, чтобы как можно более полно использовать этот инфокоммуникационный ресурс в образовательном процессе.

Ну и еще один немаловажный момент, напрямую связанный с модернизацией школ, – обеспечение учеников горячим питанием. Сегодня этот показатель у нас держится на уровне 86%, а задача стоит – выйти на полный охват. И понятно, что решение ее отодвинется уже за пределы 2013 года. Сейчас ведется работа по созданию в области комплексной программы социального питания, и предполагается, что «школьный блок» войдет в нее как одна из составных частей.

╨и╨║╨╛╨╗╤М╨╜╨╛╨╡ ╨┐╨╕╤В╨░╨╜╨╕╨╡-╨╝4.JPG

Точки роста: талант и здоровье

– Но ведь по большому счету понятие модернизации не исчерпывается покупкой новой техники, строительством зданий и другими чисто материальными вещами. Одновременно у нас закладывались своего рода точки роста в самом образовательном процессе. Я имею в виду те четыре новосибирских ноу-хау, те четыре масштабных проекта, которые были направлены на повышение качества обучения и получили одобрение Минобрнауки России.

– Мы выбрали это для себя как способ мобилизации, активизации сил педагогических коллективов – и не ошиблись. Это действительно оказался мощный стимул. Мы видим, как школы стремятся войти в такие проекты, а войдя, включаются в работу и стремятся показать, на что способны.

Что же касается результатов, то нам сегодня есть что предъявить. Взять хотя бы специализированные классы. Из порядка 450 выпускников этого года четверть – золотые медалисты, практически каждый десятый получил 100 баллов на ЕГЭ. Это говорит об очень высоком уровне освоения образовательной программы. И главное, цель, которую мы ставили, – чтобы спецклассы ориентировали одаренных школьников на выбор профессий, связанных с наукой, техникой, инженерной деятельностью, – эта цель тоже достигается.

Вполне успешно, на мой взгляд, развивается проект по внедрению модели управления качеством образования, и мы собираемся этот проект расширять. Пока что решили использовать его для повышения квалификации и переподготовки руководителей, поскольку здесь действительно сконцентрирован передовой опыт управления школой, нацеленной на высокое качество образования, и директорам есть чему поучиться.

Точно так же проект инклюзивного обучения стал площадкой для повышения компетенций педагогов в работе с детьми, имеющими ограничения развития. Проект «Сетевая школа» позволил освоить практику применения дистантных форм образования и расширить опыт использования информационных технологий в сельской местности. Сейчас даже те, кто не верил, убедились: вести дистанционные уроки из базового образовательного учреждения на целую группу школ в наших условиях вполне возможно.

А вот проект «Школа как центр физической культуры и здорового образа жизни» потребовал перезапуска. К сожалению, областной оператор проекта не смог организовать сетевое взаимодействие участников, и каждый начал воплощать идею в силу своего разумения. В результате мы получили то, чего с самого начала опасались и не хотели, – «оспортивнивание» проекта. Вместо здорового образа жизни для всех школы нацелились на достижение высоких результатов в отдельных видах спорта.

Поэтому в начале лета мы собрали участников этого проекта и провели круглый стол, пригласив преподавателей физкультуры, руководителей образовательных учреждений, тренеров – всех, кто заинтересован в решении этой проблемы. Речь шла о том, что необходимо в принципе пересмотреть отношение к уроку физкультуры. Я думаю, в новом учебном году нам удастся наполнить этот проект иным содержанием и предложить систему ключевых мероприятий, которые сориентируют участников в нужном направлении.

И вот что интересно: весь этот комплекс мер, направленных на повышение качества и эффективности работы нашей отрасли, заставил нас присмотреться еще к одной немаловажной составляющей процесса – управлению образованием. И мы были вынуждены сделать не самый приятный для себя вывод: существующая сегодня система управления не очень-то настроена на достижение результата.

DSC03853.JPG

– Что имеется в виду – управление на уровне министерства? На уровне муниципалитета? Или на уровне директора школы?

– В том-то и дело, что на всех. Начнем с момента распределения полномочий. Министерство отвечает за создание условий для эффективной работы системы образования, например за то же кадровое обеспечение, подготовку и переподготовку специалистов. Учредителями большинства образовательных учреждений являются муниципалитеты, и они отвечают за назначение руководителей: заключают с ними контракты, предъявляют определенные требования к их работе и так далее. Затем руководитель – у него своя зона ответственности, в его руках сосредоточены колоссальные ресурсы по управлению школой, и в первую очередь зарплата как главный мотивирующий фактор в отношениях с педагогическим коллективом. И на каждом уровне у нас происходит – небольшое, но ощутимое – снижение ответственности, на каждом уровне мы немного теряем. Теряем в первую очередь из-за неточности понимания общих задач, из-за недостаточно четко обозначенных ориентиров. А самый главный наш ориентир – это качество образования.

Чтобы выправить эту ситуацию, первое, что мы сделали, – заключили с каждым из глав муниципальных образований соглашения, где конкретно сказано, каких результатов мы ожидаем от муниципальной системы образования. Это касается и квалификации педагогических кадров, и материального обеспечения школ.

В свою очередь, такие же соглашения – мы называем их эффективными контрактами, – с четко прописанными задачами, целями и требованиями, муниципалитеты должны до конца года заключить и с руководителями образовательных учреждений. Тогда, сцементированные взаимной ответственностью, мы сможем вывести управление системой на новый уровень.

И знаете, это уже работает. Я замечаю, что мы стали говорить на одном языке. И хотя усилий предстоит сделать еще немало, думаю, что некий сдвиг в системе управления, в системе взаимной ответственности мы в этом году уже получим. Кстати, чтобы обеспечить нашим коллегам на местах дополнительный импульс к работе, мы собираемся раз в год выстраивать рейтинг муниципальных районов по качеству и эффективности их систем образования. Есть целый набор показателей, который поможет определить место каждого в этом рейтинге, и главам администраций будет, думаю, небезынтересно сравнить свои результаты с результатами соседей.

Наш маршрут на «дорожной карте»

– С 1 сентября вступает в силу новый закон «Об образовании в РФ». А в июле был принят наш, региональный закон «О регулировании отношений в сфере образования на территории Новосибирской области». Понятно, что областной законодательный акт тесно связан с федеральным, но, может быть, в нашем есть какие-то нюансы, которые стоит отметить? 

— Конечно, появление нынешнего областного закона обусловлено в первую очередь тем, что законодательство субъекта надо было привести в соответствие с федеральным. Многие прежние нормы просто входили в противоречие с положениями закона «Об образовании в РФ». И есть, конечно, новации, на которые стоит обратить внимание.

DSC_0906.JPG

В частности, теперь законодательство четко разделяет финансовые обязательства: субъект Федерации отвечает за выполнение образовательных программ, а муниципалитет – за содержание имущественного комплекса. Думаю, это позволит нам включить некоторые механизмы оптимизации областной образовательной сети.

Ну, например, нередко приходится сталкиваться с такой ситуацией: есть школа, у нее своя котельная, в котельной человек восемь кочегаров, все в штате, все получают деньги из фонда оплаты труда образовательного учреждения. Хотя, вообще-то, отопление – это коммунальная услуга, и ее можно покупать в готовом виде. И теперь мы можем сказать муниципалитету: хорошо, раз вы так устроили, то либо содержите этих людей сами, либо модернизируйте систему отопления, чтобы она не требовала таких затрат.

Я думаю, новые законодательные нормы послужат муниципальным властям стимулом, чтобы попытаться сделать эту работу экономически более эффективной.

То же самое касается и детских садиков. Два последних года они полностью финансировались из муниципальной казны, теперь же все, что связано с образовательной программой, в частности зарплаты педагогов, берет на себя субъект Федерации, на долю муниципалитетов остается содержание и эксплуатация зданий. И кстати, что касается дошкольного образования: отныне оно должно стать звеном общеобразовательной системы, и для него будет разработан свой федеральный государственный стандарт.
А вот обеспечение работы коррекционных школ теперь полностью переходит в ведение субъекта, деньги будут поступать исключительно из областного бюджета, и сейчас мы готовим проект постановления о передаче полномочий.

Нельзя не отметить еще и такой важный момент: отныне уравниваются в правах государственные и негосударственные учебные заведения. И тут уже не потребуется никаких конкурсных процедур – мы должны обеспечить финансирование по нормативу всех частных школ, если они выполняют программу. Думаю, это станет хорошей новостью для родителей: участие государства позволит уменьшить плату за обучение.

– И еще один любопытный документ был принят у нас относительно недавно – весной нынешнего года. Это «дорожная карта» изменений в системе образования региона. Там есть несколько принципиальных моментов, и в частности большое место уделяется введению «эффективного контракта». Вы уже упоминали о нем, когда говорил о зоне ответственности для каждого. Эффективный контракт – понятие для нас новое и, как любая новинка, вызывает дискуссии. Пока неясно, по каким критериям и показателям будет оцениваться вклад конкретного учителя в образовательный процесс.

– Пока на этот год мы поставили задачу внедрить такой контракт лишь для руководителей образовательных учреждений. Хотя федеральное министерство разрабатывает рекомендации и по применению эффективного контракта для педагогов. Какими будут эти рекомендации, я не знаю и даже не хочу загадывать. Это полностью в компетенции Минобра России. 

– А с директорами, выходит, проще?

– Я думаю, да. И мы отважились на это сами, не дожидаясь, пока нас вооружат пониманием, что это такое и как должно работать. Нам кажется, что такое понимание у нас уже есть.

Во-первых, мы решили, что в эффективный контракт должны войти самые общие ориентиры по повышению качества образовательного процесса. Не все, конечно, упирается в ЕГЭ, но, согласитесь, это сегодня общепринятый «измеритель» качества. Во-вторых, мы хотим, чтобы в контракте были обозначены конкретные цели и результаты, которых образовательное учреждение собирается достичь. К примеру – улучшить педагогический состав с точки зрения квалификации сотрудников. Если работают учителя со средним специальным образованием, то дать им возможность окончить вуз. Разумеется, в контракт войдут и количественные показатели, связанные с техническим оснащением и материальным обеспечением школы.

– Получается, что документ будет не типовой, а индивидуально разработанный для каждой отдельно взятой школы – исходя из стартовых условий, места расположения, конкретного района, села… Но это ведь огромная работа!

– Конечно. Прежде чем ставить задачи, надо сначала оценить потенциал каждого образовательного учреждения. Хотя мы разрабатываем только общие рекомендации, а контракты будут заключать муниципалитеты. Не все же должен делать министр, есть вещи, которые виднее руководителям на местах. Органы управления образованием должны для себя понять и сформулировать и критерии оценки, и цели, которые они будут ставить директорам.

С 1 сентября мы вряд ли сумеем внедрить эффективный контракт повсеместно, но в течение первой четверти постараемся это сделать. А там придумаем и модель финансирования, которая будет учитывать выполнение контракта и повышения качества работы.

Профессия на все времена

– Этой весной два нововведения вызвали бурную реакцию в родительском сообществе и широко обсуждались в СМИ. Это бесплатные учебники и школьная форма. Но, кажется, все опасения по поводу того, что не удастся сформировать необходимый и достаточный фонд учебной литературы, оказались напрасными. Насколько я знаю, школы при поддержке области в основном справились с этой задачей.

– Это еще одно положение нового закона «Об образовании», в котором четко обозначено: обеспечение школьников учебниками – отныне наше, государственное обязательство. И мы провели большую работу, чтобы каждая школа 1 сентября могла выдать всем учащимся необходимые комплекты учебной литературы. На эти цели было отпущено 480 миллионов рублей – средства вполне достаточные. Не без трудностей, не без проблем, но задача решается, директора работают, родители идут навстречу, так что еще до начала занятий необходимые фонды во всех школах будут сформированы.

– Интересно, каково соотношение учебников новых и бывших в употреблении?

– Примерно 50 на 50. Но эта пропорция будет изменяться. Считается, что каждый учебник может в среднем служить четыре года. Примерно с такой периодичностью и должен обновляться «парк» учебной литературы, и из этого мы будем исходить, закладывая норматив финансирования школ.

IMG_9320.JPG

– По поводу введения школьной формы тоже больше разговоров, чем реальных проблем?

– Разговоров действительно было много. Начнем с того, что никакими законодательными актами – ни на федеральном, ни на областном уровне – введение обязательной школьной формы, тем более с 1 сентября, не предусматривается. По закону это полномочия образовательного учреждения при участии органов общественного управления – вводить требования к школьной одежде.

Субъект Федерации тоже может принимать такие решения, и в региональном законе мы для себя это право прописали. Документ уже готов и в скором времени появится. Но никаких жестких сроков мы пока не назначаем, понимая, что для этого просто нет материальных возможностей: никто нам к 1 сентября форменную одежду в таких объемах не сошьет и в магазины не поставит.

Собственно говоря, более 30% школ этот вопрос для себя уже решили. А остальным мы даем время на то, чтобы подготовиться, посоветоваться с родительской общественностью и выбрать для себя приемлемый вариант. Думаю, что осенью мы попросим наши производственные структуры предложить какие-то модели, фасоны, материалы – потому что все это должно соответствовать гигиеническим требованиям. Ну и обозначить какие-то ценовые границы, это тоже немаловажно. Я думаю, что мы сумеем договориться и с производителями, и с торговлей – никаких комплектов по пять тысяч рублей быть не должно.

– Если все-таки подводить итоги работы последних лет. Еще три года назад мы говорили – и небезосновательно, – что ситуация в школе ужасная, что классы чуть ли не в аварийном состоянии, что зарплаты у учителей низкие, что молодежь в профессию не идет, что уровень общего образования резко упал. Но если внимательно присмотреться – сейчас положение дел стало меняться. Серьезные финансовые вливания – это, конечно, хорошо, но еще важнее, что образование опять становится одним из государственных приоритетов. Так что ситуация в системе сейчас на переломе. Мы с вами живем в эпоху перемен. Вот только массовое сознание за этими переменами не успевает, и у нас продолжают твердить, что в школе все ужасно.

– Знаете, я с вами во многом соглашусь. Ситуация действительно меняется, и важно привлечь внимание к этим переменам тех, кого они касаются. В первую очередь – кто готов сделать выбор в пользу профессии педагога. Мы этот вопрос уже много обсуждали – и с педуниверситетом, и с нашими образовательными учреждениями.

– И как это можно сделать?

– Рассказывать. Показывать. А как по-другому? Мы всегда об этом говорим, встречаясь со студентами-педагогами, со школьниками, с самими учителями, – надо больше рассказывать обществу о том, что происходит сегодня в сфере образования. Потому что удивительно, но даже сами учителя, участники образовательного процесса, не спешат сообщать об этом своим выпускникам.

– И может быть, даже не спешат осознать это для самих себя. Ведь сила инерции, сила привычки очень велика – мы привыкли повторять, что плохо живем, и не отдаем себе отчета, что жизнь-то меняется.

– И не готовы пересматривать свою оценку, хотя события развиваются уже по другому сценарию. Да, это действительно так. Поэтому, встречаясь с учителями, я прошу: вы же видите сами, как меняется школьная жизнь, вы своих учеников ориентируйте! Потому что не все из них состоятся как удачливые предприниматели или успешные менеджеры, у многих судьба сложилась бы намного счастливее, если бы они сразу выбрали для себя сферу образования.

IMG_1269.JPG

Хотя бы потому, что она в условиях меняющейся конъюнктуры наиболее устойчива. Ведь рынок труда постоянно устраивает нам какие-то сюрпризы: ты только освоил востребованную, казалось бы, профессию, а она уже никому не нужна. Зато школа – она была, есть и будет. Конечно, в каком-нибудь коммерческом банке специалисты на высоких должностях получают совсем иные зарплаты, но работа в сфере образования дает уверенность в завтрашнем дне и чувство защищенности.

И еще: скажите, где, в какой отрасли сотрудники имеют такой продолжительный отпуск – почти два месяца? Причем железно в летнее время? Если говорить о сельской местности, то для педагогов там прописана система компенсаций оплаты коммунальных услуг. И это не копеечные суммы, это 3-3,5 тысячи рублей ежемесячно. Смело плюсуйте эти деньги к зарплате. И что касается жилплощади, молодые педагоги всегда имеют преференции, муниципалитеты находят возможность предоставить социальное жилье нужному предметнику.

Все это говорит о том, что профессия школьного учителя сегодня востребована, что государство ценит таких специалистов и готово создавать им все условия для работы.
И еще один момент. Мы часто слышим, что уровень общего образования у нас в стране упал, что нынешние учителя не сравнятся с теми, кто преподавал 20, 30 лет назад. Но все международные исследования свидетельствуют, что российская школа демонстрирует вполне достойные результаты. По уровню начального образования мы стабильно входим в первую десятку стран, правда немного сползаем в средних и старших классах, но тоже далеко не опускаемся.

Поэтому я думаю, что у нашей школы есть сейчас все возможности, опираясь на старые добрые традиции и осваивая то передовое, инновационное, что предлагает современный мир, сделать большой шаг вперед. И кто бы что ни говорил, школьный учитель сегодня – это профессия не для неудачников, не для аутсайдеров. Школьное образование – это сфера, где человек в наше время может состояться как профессионал, как личность и достичь жизненного успеха.
Мы привыкли ругать нашу школу. Родители – за низкое качество образования, за непрофессионализм педагогов и постоянные денежные поборы. Учителя – за маленькие зарплаты, большие нагрузки, хамство учеников и неуважение родителей. Заодно достается и властям – за равнодушие к проблемам системы образования и непродуманные реформы.

С привычками расставаться трудно. Наверное, поэтому мы и не замечаем, как последние несколько лет буквально на глазах стала меняться наша школа. 

Вместе с многомиллионными (а на федеральном уровне и многомиллиардными) бюджетными поступлениями в систему образования пришли и современное оборудование, и новые технологии. И постепенно начинают подтягиваться новые кадры.

Обновление по плану

– Владимир Алексеевич, второй этап модернизации школьного образования, рассчитанный на 2011-2013 годы, заканчивается, и, наверное, уже можно подводить какие-то итоги. Два года назад ставились амбициозные планы, вкладывались немалые средства, начинались крупные образовательные проекты. Что из намеченного удалось сделать? О чем сегодня можно говорить с чувством если не гордости, то удовлетворения?

– Я считаю, самое большое наше достижение – это, конечно, заработная плата учителей. Нам действительно удалось вывести ее на уровень средних показателей в экономике регионе. Для этого пришлось задать достаточно высокий темп роста фонда оплаты труда – примерно 15-20% в год. И если в начале 2011 года средняя начисленная заработная плата у школьных педагогов недотягивала даже до 15 тысяч, то сейчас она составляет более 25 тысяч рублей. Понятно, что в каждом конкретном случае сумма зависит и от нагрузки учителя, и от его квалификации, и от участия в разного рода программах. Но в целом профессия, по крайней мере, с точки зрения материального обеспечения, сегодня стала куда более привлекательной.

_MG_2064.JPG

Хотя, конечно, рост зарплаты для нас сам по себе не цель. Это условие для того, чтобы серьезно повысить потенциал нашего педагогического сообщества. Потому что ведь и требования к современному учителю в последнее время очень изменились. Два года назад началось повсеместное внедрение новых государственных стандартов в начальной школе. Для педагогов это означает пересмотр всех привычных представлений о том, как надо вести урок, как работать с детьми и какова должна быть роль преподавателя.

В принципе, мы со своей стороны все, что от нас требовалось, сделали: провели переподготовку учителей, которым предстоит иметь дело с этими стандартами. Но задача на самом деле сложнее и глубже: не просто дать нашим специалистам новые знания, а помочь им свернуть с наезженной колеи, расстаться с прежними профессиональными стереотипами, освоить новые формы работы. И разового курса переподготовки здесь недостаточно – участникам процесса нужно постоянное методическое сопровождение. 

Понятно, что Институт повышения квалификации с этой задачей не справится. Чтобы дойти до каждого педагога на местах, мы решили объединить в одно учреждение НИПиПКРО и наши педагогические лицеи – их у нас в области семь. Так родилась концепция создания региональной сети методического сопровождения. Уже в 2014 году эта система должна вступить в действие.

Вообще, надо сказать, все, что касается повышения квалификации и эффективности работы педагогов, с учетом новых подходов к аттестации, сегодня особенно актуально. И именно на этот аспект работы мы сейчас делаем основной упор. В частности, не секрет, что в сельской местности одному учителю приходится порой совмещать преподавание двух, а иногда и более, разных предметов. Таким педагогам-совместителям мы предлагаем пройти переподготовку и получить второе высшее образование по дополнительному предмету. Во всяком случае объем госзаказа НИПиПКРО на эту работу мы уже с осени намерены увеличить.

– Когда в 2011 году запускали Комплекс мер по модернизации общего образования, речь шла о масштабном обновлении материально-учебной базы. Началось с программы «Школьное окно», вслед за ней стартовала программа «Школьная кровля», классы оснащали новой компьютерной техникой, приступили к реконструкции школьных зданий. Конечно, надо признать, нам здорово помог в этом федеральный бюджет… 

– Скорее всего, со следующего года поддержку из федеральной казны на модернизацию образования мы уже получать не будем. Но федеральный центр запустил процесс, и теперь он идет полным ходом.

╤Е╨╕╨╝╨╕╤П.jpg

У нас есть несколько своих проектов, которые мы реализуем на собственные средства. Во-первых, программа «Школьное окно» – деньги на нее запланированы вплоть до 2015 года включительно. Сегодня уже как минимум в половине школьных зданий нам удалось поставить новые стеклопакеты, причем начали с самых больших школ, а значит, в пересчете на количество окон работы остается не так уж много.

В области действует программа по строительству и реконструкции школьных зданий: в нынешнем году на эти цели предусмотрено 560 миллионов рублей, в последующие – примерно по миллиарду. А реконструкция означает и расширение возможностей: где-то появляются актовые и спортивные залы, где-то новые столовые, где-то библиотеки. Кстати, город Новосибирск сформировал свою аналогичную программу: они каждый год ставят две школы на капремонт, хотя по масштабам работ это тоже, скорее, можно назвать не ремонтом, а реконструкцией.

Все эти годы мы активно наполняли образовательные учреждения новым оборудованием – компьютерным, интерактивным, мультимедийным. И на будущее у нас продолжает действовать ведомственная целевая программа по дальнейшему оснащению школ. Думаю, в этом году нам удастся существенно поднять скорость интернета – не менее чем до двух мегабит в секунду. По крайней мере, для школ Новосибирска и районных центров, чтобы как можно более полно использовать этот инфокоммуникационный ресурс в образовательном процессе.

Ну и еще один немаловажный момент, напрямую связанный с модернизацией школ, – обеспечение учеников горячим питанием. Сегодня этот показатель у нас держится на уровне 86%, а задача стоит – выйти на полный охват. И понятно, что решение ее отодвинется уже за пределы 2013 года. Сейчас ведется работа по созданию в области комплексной программы социального питания, и предполагается, что «школьный блок» войдет в нее как одна из составных частей.

╨и╨║╨╛╨╗╤М╨╜╨╛╨╡ ╨┐╨╕╤В╨░╨╜╨╕╨╡-╨╝4.JPG

Точки роста: талант и здоровье

– Но ведь по большому счету понятие модернизации не исчерпывается покупкой новой техники, строительством зданий и другими чисто материальными вещами. Одновременно у нас закладывались своего рода точки роста в самом образовательном процессе. Я имею в виду те четыре новосибирских ноу-хау, те четыре масштабных проекта, которые были направлены на повышение качества обучения и получили одобрение Минобрнауки России.

– Мы выбрали это для себя как способ мобилизации, активизации сил педагогических коллективов – и не ошиблись. Это действительно оказался мощный стимул. Мы видим, как школы стремятся войти в такие проекты, а войдя, включаются в работу и стремятся показать, на что способны.

Что же касается результатов, то нам сегодня есть что предъявить. Взять хотя бы специализированные классы. Из порядка 450 выпускников этого года четверть – золотые медалисты, практически каждый десятый получил 100 баллов на ЕГЭ. Это говорит об очень высоком уровне освоения образовательной программы. И главное, цель, которую мы ставили, – чтобы спецклассы ориентировали одаренных школьников на выбор профессий, связанных с наукой, техникой, инженерной деятельностью, – эта цель тоже достигается.

Вполне успешно, на мой взгляд, развивается проект по внедрению модели управления качеством образования, и мы собираемся этот проект расширять. Пока что решили использовать его для повышения квалификации и переподготовки руководителей, поскольку здесь действительно сконцентрирован передовой опыт управления школой, нацеленной на высокое качество образования, и директорам есть чему поучиться.

Точно так же проект инклюзивного обучения стал площадкой для повышения компетенций педагогов в работе с детьми, имеющими ограничения развития. Проект «Сетевая школа» позволил освоить практику применения дистантных форм образования и расширить опыт использования информационных технологий в сельской местности. Сейчас даже те, кто не верил, убедились: вести дистанционные уроки из базового образовательного учреждения на целую группу школ в наших условиях вполне возможно.

А вот проект «Школа как центр физической культуры и здорового образа жизни» потребовал перезапуска. К сожалению, областной оператор проекта не смог организовать сетевое взаимодействие участников, и каждый начал воплощать идею в силу своего разумения. В результате мы получили то, чего с самого начала опасались и не хотели, – «оспортивнивание» проекта. Вместо здорового образа жизни для всех школы нацелились на достижение высоких результатов в отдельных видах спорта.

Поэтому в начале лета мы собрали участников этого проекта и провели круглый стол, пригласив преподавателей физкультуры, руководителей образовательных учреждений, тренеров – всех, кто заинтересован в решении этой проблемы. Речь шла о том, что необходимо в принципе пересмотреть отношение к уроку физкультуры. Я думаю, в новом учебном году нам удастся наполнить этот проект иным содержанием и предложить систему ключевых мероприятий, которые сориентируют участников в нужном направлении.

И вот что интересно: весь этот комплекс мер, направленных на повышение качества и эффективности работы нашей отрасли, заставил нас присмотреться еще к одной немаловажной составляющей процесса – управлению образованием. И мы были вынуждены сделать не самый приятный для себя вывод: существующая сегодня система управления не очень-то настроена на достижение результата.

DSC03853.JPG

– Что имеется в виду – управление на уровне министерства? На уровне муниципалитета? Или на уровне директора школы?

– В том-то и дело, что на всех. Начнем с момента распределения полномочий. Министерство отвечает за создание условий для эффективной работы системы образования, например за то же кадровое обеспечение, подготовку и переподготовку специалистов. Учредителями большинства образовательных учреждений являются муниципалитеты, и они отвечают за назначение руководителей: заключают с ними контракты, предъявляют определенные требования к их работе и так далее. Затем руководитель – у него своя зона ответственности, в его руках сосредоточены колоссальные ресурсы по управлению школой, и в первую очередь зарплата как главный мотивирующий фактор в отношениях с педагогическим коллективом. И на каждом уровне у нас происходит – небольшое, но ощутимое – снижение ответственности, на каждом уровне мы немного теряем. Теряем в первую очередь из-за неточности понимания общих задач, из-за недостаточно четко обозначенных ориентиров. А самый главный наш ориентир – это качество образования.

Чтобы выправить эту ситуацию, первое, что мы сделали, – заключили с каждым из глав муниципальных образований соглашения, где конкретно сказано, каких результатов мы ожидаем от муниципальной системы образования. Это касается и квалификации педагогических кадров, и материального обеспечения школ.

В свою очередь, такие же соглашения – мы называем их эффективными контрактами, – с четко прописанными задачами, целями и требованиями, муниципалитеты должны до конца года заключить и с руководителями образовательных учреждений. Тогда, сцементированные взаимной ответственностью, мы сможем вывести управление системой на новый уровень.

И знаете, это уже работает. Я замечаю, что мы стали говорить на одном языке. И хотя усилий предстоит сделать еще немало, думаю, что некий сдвиг в системе управления, в системе взаимной ответственности мы в этом году уже получим. Кстати, чтобы обеспечить нашим коллегам на местах дополнительный импульс к работе, мы собираемся раз в год выстраивать рейтинг муниципальных районов по качеству и эффективности их систем образования. Есть целый набор показателей, который поможет определить место каждого в этом рейтинге, и главам администраций будет, думаю, небезынтересно сравнить свои результаты с результатами соседей.

Наш маршрут на «дорожной карте»

– С 1 сентября вступает в силу новый закон «Об образовании в РФ». А в июле был принят наш, региональный закон «О регулировании отношений в сфере образования на территории Новосибирской области». Понятно, что областной законодательный акт тесно связан с федеральным, но, может быть, в нашем есть какие-то нюансы, которые стоит отметить? 

— Конечно, появление нынешнего областного закона обусловлено в первую очередь тем, что законодательство субъекта надо было привести в соответствие с федеральным. Многие прежние нормы просто входили в противоречие с положениями закона «Об образовании в РФ». И есть, конечно, новации, на которые стоит обратить внимание.

DSC_0906.JPG

В частности, теперь законодательство четко разделяет финансовые обязательства: субъект Федерации отвечает за выполнение образовательных программ, а муниципалитет – за содержание имущественного комплекса. Думаю, это позволит нам включить некоторые механизмы оптимизации областной образовательной сети.

Ну, например, нередко приходится сталкиваться с такой ситуацией: есть школа, у нее своя котельная, в котельной человек восемь кочегаров, все в штате, все получают деньги из фонда оплаты труда образовательного учреждения. Хотя, вообще-то, отопление – это коммунальная услуга, и ее можно покупать в готовом виде. И теперь мы можем сказать муниципалитету: хорошо, раз вы так устроили, то либо содержите этих людей сами, либо модернизируйте систему отопления, чтобы она не требовала таких затрат.

Я думаю, новые законодательные нормы послужат муниципальным властям стимулом, чтобы попытаться сделать эту работу экономически более эффективной.

То же самое касается и детских садиков. Два последних года они полностью финансировались из муниципальной казны, теперь же все, что связано с образовательной программой, в частности зарплаты педагогов, берет на себя субъект Федерации, на долю муниципалитетов остается содержание и эксплуатация зданий. И кстати, что касается дошкольного образования: отныне оно должно стать звеном общеобразовательной системы, и для него будет разработан свой федеральный государственный стандарт.
А вот обеспечение работы коррекционных школ теперь полностью переходит в ведение субъекта, деньги будут поступать исключительно из областного бюджета, и сейчас мы готовим проект постановления о передаче полномочий.

Нельзя не отметить еще и такой важный момент: отныне уравниваются в правах государственные и негосударственные учебные заведения. И тут уже не потребуется никаких конкурсных процедур – мы должны обеспечить финансирование по нормативу всех частных школ, если они выполняют программу. Думаю, это станет хорошей новостью для родителей: участие государства позволит уменьшить плату за обучение.

– И еще один любопытный документ был принят у нас относительно недавно – весной нынешнего года. Это «дорожная карта» изменений в системе образования региона. Там есть несколько принципиальных моментов, и в частности большое место уделяется введению «эффективного контракта». Вы уже упоминали о нем, когда говорил о зоне ответственности для каждого. Эффективный контракт – понятие для нас новое и, как любая новинка, вызывает дискуссии. Пока неясно, по каким критериям и показателям будет оцениваться вклад конкретного учителя в образовательный процесс.

– Пока на этот год мы поставили задачу внедрить такой контракт лишь для руководителей образовательных учреждений. Хотя федеральное министерство разрабатывает рекомендации и по применению эффективного контракта для педагогов. Какими будут эти рекомендации, я не знаю и даже не хочу загадывать. Это полностью в компетенции Минобра России. 

– А с директорами, выходит, проще?

– Я думаю, да. И мы отважились на это сами, не дожидаясь, пока нас вооружат пониманием, что это такое и как должно работать. Нам кажется, что такое понимание у нас уже есть.

Во-первых, мы решили, что в эффективный контракт должны войти самые общие ориентиры по повышению качества образовательного процесса. Не все, конечно, упирается в ЕГЭ, но, согласитесь, это сегодня общепринятый «измеритель» качества. Во-вторых, мы хотим, чтобы в контракте были обозначены конкретные цели и результаты, которых образовательное учреждение собирается достичь. К примеру – улучшить педагогический состав с точки зрения квалификации сотрудников. Если работают учителя со средним специальным образованием, то дать им возможность окончить вуз. Разумеется, в контракт войдут и количественные показатели, связанные с техническим оснащением и материальным обеспечением школы.

– Получается, что документ будет не типовой, а индивидуально разработанный для каждой отдельно взятой школы – исходя из стартовых условий, места расположения, конкретного района, села… Но это ведь огромная работа!

– Конечно. Прежде чем ставить задачи, надо сначала оценить потенциал каждого образовательного учреждения. Хотя мы разрабатываем только общие рекомендации, а контракты будут заключать муниципалитеты. Не все же должен делать министр, есть вещи, которые виднее руководителям на местах. Органы управления образованием должны для себя понять и сформулировать и критерии оценки, и цели, которые они будут ставить директорам.

С 1 сентября мы вряд ли сумеем внедрить эффективный контракт повсеместно, но в течение первой четверти постараемся это сделать. А там придумаем и модель финансирования, которая будет учитывать выполнение контракта и повышения качества работы.

Профессия на все времена

– Этой весной два нововведения вызвали бурную реакцию в родительском сообществе и широко обсуждались в СМИ. Это бесплатные учебники и школьная форма. Но, кажется, все опасения по поводу того, что не удастся сформировать необходимый и достаточный фонд учебной литературы, оказались напрасными. Насколько я знаю, школы при поддержке области в основном справились с этой задачей.

– Это еще одно положение нового закона «Об образовании», в котором четко обозначено: обеспечение школьников учебниками – отныне наше, государственное обязательство. И мы провели большую работу, чтобы каждая школа 1 сентября могла выдать всем учащимся необходимые комплекты учебной литературы. На эти цели было отпущено 480 миллионов рублей – средства вполне достаточные. Не без трудностей, не без проблем, но задача решается, директора работают, родители идут навстречу, так что еще до начала занятий необходимые фонды во всех школах будут сформированы.

– Интересно, каково соотношение учебников новых и бывших в употреблении?

– Примерно 50 на 50. Но эта пропорция будет изменяться. Считается, что каждый учебник может в среднем служить четыре года. Примерно с такой периодичностью и должен обновляться «парк» учебной литературы, и из этого мы будем исходить, закладывая норматив финансирования школ.

IMG_9320.JPG

– По поводу введения школьной формы тоже больше разговоров, чем реальных проблем?

– Разговоров действительно было много. Начнем с того, что никакими законодательными актами – ни на федеральном, ни на областном уровне – введение обязательной школьной формы, тем более с 1 сентября, не предусматривается. По закону это полномочия образовательного учреждения при участии органов общественного управления – вводить требования к школьной одежде.

Субъект Федерации тоже может принимать такие решения, и в региональном законе мы для себя это право прописали. Документ уже готов и в скором времени появится. Но никаких жестких сроков мы пока не назначаем, понимая, что для этого просто нет материальных возможностей: никто нам к 1 сентября форменную одежду в таких объемах не сошьет и в магазины не поставит.

Собственно говоря, более 30% школ этот вопрос для себя уже решили. А остальным мы даем время на то, чтобы подготовиться, посоветоваться с родительской общественностью и выбрать для себя приемлемый вариант. Думаю, что осенью мы попросим наши производственные структуры предложить какие-то модели, фасоны, материалы – потому что все это должно соответствовать гигиеническим требованиям. Ну и обозначить какие-то ценовые границы, это тоже немаловажно. Я думаю, что мы сумеем договориться и с производителями, и с торговлей – никаких комплектов по пять тысяч рублей быть не должно.

– Если все-таки подводить итоги работы последних лет. Еще три года назад мы говорили – и небезосновательно, – что ситуация в школе ужасная, что классы чуть ли не в аварийном состоянии, что зарплаты у учителей низкие, что молодежь в профессию не идет, что уровень общего образования резко упал. Но если внимательно присмотреться – сейчас положение дел стало меняться. Серьезные финансовые вливания – это, конечно, хорошо, но еще важнее, что образование опять становится одним из государственных приоритетов. Так что ситуация в системе сейчас на переломе. Мы с вами живем в эпоху перемен. Вот только массовое сознание за этими переменами не успевает, и у нас продолжают твердить, что в школе все ужасно.

– Знаете, я с вами во многом соглашусь. Ситуация действительно меняется, и важно привлечь внимание к этим переменам тех, кого они касаются. В первую очередь – кто готов сделать выбор в пользу профессии педагога. Мы этот вопрос уже много обсуждали – и с педуниверситетом, и с нашими образовательными учреждениями.

– И как это можно сделать?

– Рассказывать. Показывать. А как по-другому? Мы всегда об этом говорим, встречаясь со студентами-педагогами, со школьниками, с самими учителями, – надо больше рассказывать обществу о том, что происходит сегодня в сфере образования. Потому что удивительно, но даже сами учителя, участники образовательного процесса, не спешат сообщать об этом своим выпускникам.

– И может быть, даже не спешат осознать это для самих себя. Ведь сила инерции, сила привычки очень велика – мы привыкли повторять, что плохо живем, и не отдаем себе отчета, что жизнь-то меняется.

– И не готовы пересматривать свою оценку, хотя события развиваются уже по другому сценарию. Да, это действительно так. Поэтому, встречаясь с учителями, я прошу: вы же видите сами, как меняется школьная жизнь, вы своих учеников ориентируйте! Потому что не все из них состоятся как удачливые предприниматели или успешные менеджеры, у многих судьба сложилась бы намного счастливее, если бы они сразу выбрали для себя сферу образования.

IMG_1269.JPG

Хотя бы потому, что она в условиях меняющейся конъюнктуры наиболее устойчива. Ведь рынок труда постоянно устраивает нам какие-то сюрпризы: ты только освоил востребованную, казалось бы, профессию, а она уже никому не нужна. Зато школа – она была, есть и будет. Конечно, в каком-нибудь коммерческом банке специалисты на высоких должностях получают совсем иные зарплаты, но работа в сфере образования дает уверенность в завтрашнем дне и чувство защищенности.

И еще: скажите, где, в какой отрасли сотрудники имеют такой продолжительный отпуск – почти два месяца? Причем железно в летнее время? Если говорить о сельской местности, то для педагогов там прописана система компенсаций оплаты коммунальных услуг. И это не копеечные суммы, это 3-3,5 тысячи рублей ежемесячно. Смело плюсуйте эти деньги к зарплате. И что касается жилплощади, молодые педагоги всегда имеют преференции, муниципалитеты находят возможность предоставить социальное жилье нужному предметнику.

Все это говорит о том, что профессия школьного учителя сегодня востребована, что государство ценит таких специалистов и готово создавать им все условия для работы.
И еще один момент. Мы часто слышим, что уровень общего образования у нас в стране упал, что нынешние учителя не сравнятся с теми, кто преподавал 20, 30 лет назад. Но все международные исследования свидетельствуют, что российская школа демонстрирует вполне достойные результаты. По уровню начального образования мы стабильно входим в первую десятку стран, правда немного сползаем в средних и старших классах, но тоже далеко не опускаемся.

Поэтому я думаю, что у нашей школы есть сейчас все возможности, опираясь на старые добрые традиции и осваивая то передовое, инновационное, что предлагает современный мир, сделать большой шаг вперед. И кто бы что ни говорил, школьный учитель сегодня – это профессия не для неудачников, не для аутсайдеров. Школьное образование – это сфера, где человек в наше время может состояться как профессионал, как личность и достичь жизненного успеха.

Новости партнеров

В России и мире

Приметы о пауках: что предвещает скорую прибыль, а что – болезни и несчастья
Как правильно закалить рассаду перед высадкой в открытый грунт
Обязательно делайте это перед выходом из дома: убережете себя от множества проблем со здоровьем и внешностью
Главные экстраверты и интроверты среди знаков Зодиака
Вы даже не догадывались и хранили их годами: 11 бытовых вещей, которые нужно выбрасывать каждый месяц
2 самых опасных препарата в вашей аптечке: а их чаще всего прописывают от головной боли и для сердца!
Замочите лук в этом растворе перед посадкой: будет расти без стрелок
Мишустин остается: как будут утверждать премьера и министров после реформы Конституции
Вечные брошенки: к женщинам этих знаков Зодиака мужчины быстро теряют интерес
Доказано: люди, которые соблюдают эти 3 правила, надежно защищены от камней в желчном