Мы привыкли ругать нашу школу. Родители – за низкое качество образования, за непрофессионализм педагогов и постоянные денежные поборы. Учителя – за маленькие зарплаты, большие нагрузки, хамство учеников и неуважение родителей. Заодно достается и властям – за равнодушие к проблемам системы образования и непродуманные реформы.
С привычками расставаться трудно. Наверное, поэтому мы и не замечаем, как последние несколько лет буквально на глазах стала меняться наша школа.
Вместе с многомиллионными (а на федеральном уровне и многомиллиардными) бюджетными поступлениями в систему образования пришли и современное оборудование, и новые технологии. И постепенно начинают подтягиваться новые кадры.
Обновление по плану
– Владимир Алексеевич, второй этап модернизации школьного образования, рассчитанный на 2011-2013 годы, заканчивается, и, наверное, уже можно подводить какие-то итоги. Два года назад ставились амбициозные планы, вкладывались немалые средства, начинались крупные образовательные проекты. Что из намеченного удалось сделать? О чем сегодня можно говорить с чувством если не гордости, то удовлетворения?
– Я считаю, самое большое наше достижение – это, конечно, заработная плата учителей. Нам действительно удалось вывести ее на уровень средних показателей в экономике регионе. Для этого пришлось задать достаточно высокий темп роста фонда оплаты труда – примерно 15-20% в год. И если в начале 2011 года средняя начисленная заработная плата у школьных педагогов недотягивала даже до 15 тысяч, то сейчас она составляет более 25 тысяч рублей. Понятно, что в каждом конкретном случае сумма зависит и от нагрузки учителя, и от его квалификации, и от участия в разного рода программах. Но в целом профессия, по крайней мере, с точки зрения материального обеспечения, сегодня стала куда более привлекательной.
Хотя, конечно, рост зарплаты для нас сам по себе не цель. Это условие для того, чтобы серьезно повысить потенциал нашего педагогического сообщества. Потому что ведь и требования к современному учителю в последнее время очень изменились. Два года назад началось повсеместное внедрение новых государственных стандартов в начальной школе. Для педагогов это означает пересмотр всех привычных представлений о том, как надо вести урок, как работать с детьми и какова должна быть роль преподавателя.
В принципе, мы со своей стороны все, что от нас требовалось, сделали: провели переподготовку учителей, которым предстоит иметь дело с этими стандартами. Но задача на самом деле сложнее и глубже: не просто дать нашим специалистам новые знания, а помочь им свернуть с наезженной колеи, расстаться с прежними профессиональными стереотипами, освоить новые формы работы. И разового курса переподготовки здесь недостаточно – участникам процесса нужно постоянное методическое сопровождение.
Понятно, что Институт повышения квалификации с этой задачей не справится. Чтобы дойти до каждого педагога на местах, мы решили объединить в одно учреждение НИПиПКРО и наши педагогические лицеи – их у нас в области семь. Так родилась концепция создания региональной сети методического сопровождения. Уже в 2014 году эта система должна вступить в действие.
Вообще, надо сказать, все, что касается повышения квалификации и эффективности работы педагогов, с учетом новых подходов к аттестации, сегодня особенно актуально. И именно на этот аспект работы мы сейчас делаем основной упор. В частности, не секрет, что в сельской местности одному учителю приходится порой совмещать преподавание двух, а иногда и более, разных предметов. Таким педагогам-совместителям мы предлагаем пройти переподготовку и получить второе высшее образование по дополнительному предмету. Во всяком случае объем госзаказа НИПиПКРО на эту работу мы уже с осени намерены увеличить.
– Когда в 2011 году запускали Комплекс мер по модернизации общего образования, речь шла о масштабном обновлении материально-учебной базы. Началось с программы «Школьное окно», вслед за ней стартовала программа «Школьная кровля», классы оснащали новой компьютерной техникой, приступили к реконструкции школьных зданий. Конечно, надо признать, нам здорово помог в этом федеральный бюджет…
– Скорее всего, со следующего года поддержку из федеральной казны на модернизацию образования мы уже получать не будем. Но федеральный центр запустил процесс, и теперь он идет полным ходом.
У нас есть несколько своих проектов, которые мы реализуем на собственные средства. Во-первых, программа «Школьное окно» – деньги на нее запланированы вплоть до 2015 года включительно. Сегодня уже как минимум в половине школьных зданий нам удалось поставить новые стеклопакеты, причем начали с самых больших школ, а значит, в пересчете на количество окон работы остается не так уж много.
В области действует программа по строительству и реконструкции школьных зданий: в нынешнем году на эти цели предусмотрено 560 миллионов рублей, в последующие – примерно по миллиарду. А реконструкция означает и расширение возможностей: где-то появляются актовые и спортивные залы, где-то новые столовые, где-то библиотеки. Кстати, город Новосибирск сформировал свою аналогичную программу: они каждый год ставят две школы на капремонт, хотя по масштабам работ это тоже, скорее, можно назвать не ремонтом, а реконструкцией.
Все эти годы мы активно наполняли образовательные учреждения новым оборудованием – компьютерным, интерактивным, мультимедийным. И на будущее у нас продолжает действовать ведомственная целевая программа по дальнейшему оснащению школ. Думаю, в этом году нам удастся существенно поднять скорость интернета – не менее чем до двух мегабит в секунду. По крайней мере, для школ Новосибирска и районных центров, чтобы как можно более полно использовать этот инфокоммуникационный ресурс в образовательном процессе.
Ну и еще один немаловажный момент, напрямую связанный с модернизацией школ, – обеспечение учеников горячим питанием. Сегодня этот показатель у нас держится на уровне 86%, а задача стоит – выйти на полный охват. И понятно, что решение ее отодвинется уже за пределы 2013 года. Сейчас ведется работа по созданию в области комплексной программы социального питания, и предполагается, что «школьный блок» войдет в нее как одна из составных частей.
Точки роста: талант и здоровье
– Но ведь по большому счету понятие модернизации не исчерпывается покупкой новой техники, строительством зданий и другими чисто материальными вещами. Одновременно у нас закладывались своего рода точки роста в самом образовательном процессе. Я имею в виду те четыре новосибирских ноу-хау, те четыре масштабных проекта, которые были направлены на повышение качества обучения и получили одобрение Минобрнауки России.
– Мы выбрали это для себя как способ мобилизации, активизации сил педагогических коллективов – и не ошиблись. Это действительно оказался мощный стимул. Мы видим, как школы стремятся войти в такие проекты, а войдя, включаются в работу и стремятся показать, на что способны.
Что же касается результатов, то нам сегодня есть что предъявить. Взять хотя бы специализированные классы. Из порядка 450 выпускников этого года четверть – золотые медалисты, практически каждый десятый получил 100 баллов на ЕГЭ. Это говорит об очень высоком уровне освоения образовательной программы. И главное, цель, которую мы ставили, – чтобы спецклассы ориентировали одаренных школьников на выбор профессий, связанных с наукой, техникой, инженерной деятельностью, – эта цель тоже достигается.
Вполне успешно, на мой взгляд, развивается проект по внедрению модели управления качеством образования, и мы собираемся этот проект расширять. Пока что решили использовать его для повышения квалификации и переподготовки руководителей, поскольку здесь действительно сконцентрирован передовой опыт управления школой, нацеленной на высокое качество образования, и директорам есть чему поучиться.
Точно так же проект инклюзивного обучения стал площадкой для повышения компетенций педагогов в работе с детьми, имеющими ограничения развития. Проект «Сетевая школа» позволил освоить практику применения дистантных форм образования и расширить опыт использования информационных технологий в сельской местности. Сейчас даже те, кто не верил, убедились: вести дистанционные уроки из базового образовательного учреждения на целую группу школ в наших условиях вполне возможно.
А вот проект «Школа как центр физической культуры и здорового образа жизни» потребовал перезапуска. К сожалению, областной оператор проекта не смог организовать сетевое взаимодействие участников, и каждый начал воплощать идею в силу своего разумения. В результате мы получили то, чего с самого начала опасались и не хотели, – «оспортивнивание» проекта. Вместо здорового образа жизни для всех школы нацелились на достижение высоких результатов в отдельных видах спорта.
Поэтому в начале лета мы собрали участников этого проекта и провели круглый стол, пригласив преподавателей физкультуры, руководителей образовательных учреждений, тренеров – всех, кто заинтересован в решении этой проблемы. Речь шла о том, что необходимо в принципе пересмотреть отношение к уроку физкультуры. Я думаю, в новом учебном году нам удастся наполнить этот проект иным содержанием и предложить систему ключевых мероприятий, которые сориентируют участников в нужном направлении.
И вот что интересно: весь этот комплекс мер, направленных на повышение качества и эффективности работы нашей отрасли, заставил нас присмотреться еще к одной немаловажной составляющей процесса – управлению образованием. И мы были вынуждены сделать не самый приятный для себя вывод: существующая сегодня система управления не очень-то настроена на достижение результата.
– Что имеется в виду – управление на уровне министерства? На уровне муниципалитета? Или на уровне директора школы?
– В том-то и дело, что на всех. Начнем с момента распределения полномочий. Министерство отвечает за создание условий для эффективной работы системы образования, например за то же кадровое обеспечение, подготовку и переподготовку специалистов. Учредителями большинства образовательных учреждений являются муниципалитеты, и они отвечают за назначение руководителей: заключают с ними контракты, предъявляют определенные требования к их работе и так далее. Затем руководитель – у него своя зона ответственности, в его руках сосредоточены колоссальные ресурсы по управлению школой, и в первую очередь зарплата как главный мотивирующий фактор в отношениях с педагогическим коллективом. И на каждом уровне у нас происходит – небольшое, но ощутимое – снижение ответственности, на каждом уровне мы немного теряем. Теряем в первую очередь из-за неточности понимания общих задач, из-за недостаточно четко обозначенных ориентиров. А самый главный наш ориентир – это качество образования.
Чтобы выправить эту ситуацию, первое, что мы сделали, – заключили с каждым из глав муниципальных образований соглашения, где конкретно сказано, каких результатов мы ожидаем от муниципальной системы образования. Это касается и квалификации педагогических кадров, и материального обеспечения школ.
В свою очередь, такие же соглашения – мы называем их эффективными контрактами, – с четко прописанными задачами, целями и требованиями, муниципалитеты должны до конца года заключить и с руководителями образовательных учреждений. Тогда, сцементированные взаимной ответственностью, мы сможем вывести управление системой на новый уровень.
И знаете, это уже работает. Я замечаю, что мы стали говорить на одном языке. И хотя усилий предстоит сделать еще немало, думаю, что некий сдвиг в системе управления, в системе взаимной ответственности мы в этом году уже получим. Кстати, чтобы обеспечить нашим коллегам на местах дополнительный импульс к работе, мы собираемся раз в год выстраивать рейтинг муниципальных районов по качеству и эффективности их систем образования. Есть целый набор показателей, который поможет определить место каждого в этом рейтинге, и главам администраций будет, думаю, небезынтересно сравнить свои результаты с результатами соседей.
Наш маршрут на «дорожной карте»
– С 1 сентября вступает в силу новый закон «Об образовании в РФ». А в июле был принят наш, региональный закон «О регулировании отношений в сфере образования на территории Новосибирской области». Понятно, что областной законодательный акт тесно связан с федеральным, но, может быть, в нашем есть какие-то нюансы, которые стоит отметить?
— Конечно, появление нынешнего областного закона обусловлено в первую очередь тем, что законодательство субъекта надо было привести в соответствие с федеральным. Многие прежние нормы просто входили в противоречие с положениями закона «Об образовании в РФ». И есть, конечно, новации, на которые стоит обратить внимание.
В частности, теперь законодательство четко разделяет финансовые обязательства: субъект Федерации отвечает за выполнение образовательных программ, а муниципалитет – за содержание имущественного комплекса. Думаю, это позволит нам включить некоторые механизмы оптимизации областной образовательной сети.
Ну, например, нередко приходится сталкиваться с такой ситуацией: есть школа, у нее своя котельная, в котельной человек восемь кочегаров, все в штате, все получают деньги из фонда оплаты труда образовательного учреждения. Хотя, вообще-то, отопление – это коммунальная услуга, и ее можно покупать в готовом виде. И теперь мы можем сказать муниципалитету: хорошо, раз вы так устроили, то либо содержите этих людей сами, либо модернизируйте систему отопления, чтобы она не требовала таких затрат.
Я думаю, новые законодательные нормы послужат муниципальным властям стимулом, чтобы попытаться сделать эту работу экономически более эффективной.
То же самое касается и детских садиков. Два последних года они полностью финансировались из муниципальной казны, теперь же все, что связано с образовательной программой, в частности зарплаты педагогов, берет на себя субъект Федерации, на долю муниципалитетов остается содержание и эксплуатация зданий. И кстати, что касается дошкольного образования: отныне оно должно стать звеном общеобразовательной системы, и для него будет разработан свой федеральный государственный стандарт.
А вот обеспечение работы коррекционных школ теперь полностью переходит в ведение субъекта, деньги будут поступать исключительно из областного бюджета, и сейчас мы готовим проект постановления о передаче полномочий.
Нельзя не отметить еще и такой важный момент: отныне уравниваются в правах государственные и негосударственные учебные заведения. И тут уже не потребуется никаких конкурсных процедур – мы должны обеспечить финансирование по нормативу всех частных школ, если они выполняют программу. Думаю, это станет хорошей новостью для родителей: участие государства позволит уменьшить плату за обучение.
– И еще один любопытный документ был принят у нас относительно недавно – весной нынешнего года. Это «дорожная карта» изменений в системе образования региона. Там есть несколько принципиальных моментов, и в частности большое место уделяется введению «эффективного контракта». Вы уже упоминали о нем, когда говорил о зоне ответственности для каждого. Эффективный контракт – понятие для нас новое и, как любая новинка, вызывает дискуссии. Пока неясно, по каким критериям и показателям будет оцениваться вклад конкретного учителя в образовательный процесс.
– Пока на этот год мы поставили задачу внедрить такой контракт лишь для руководителей образовательных учреждений. Хотя федеральное министерство разрабатывает рекомендации и по применению эффективного контракта для педагогов. Какими будут эти рекомендации, я не знаю и даже не хочу загадывать. Это полностью в компетенции Минобра России.
– А с директорами, выходит, проще?
– Я думаю, да. И мы отважились на это сами, не дожидаясь, пока нас вооружат пониманием, что это такое и как должно работать. Нам кажется, что такое понимание у нас уже есть.
Во-первых, мы решили, что в эффективный контракт должны войти самые общие ориентиры по повышению качества образовательного процесса. Не все, конечно, упирается в ЕГЭ, но, согласитесь, это сегодня общепринятый «измеритель» качества. Во-вторых, мы хотим, чтобы в контракте были обозначены конкретные цели и результаты, которых образовательное учреждение собирается достичь. К примеру – улучшить педагогический состав с точки зрения квалификации сотрудников. Если работают учителя со средним специальным образованием, то дать им возможность окончить вуз. Разумеется, в контракт войдут и количественные показатели, связанные с техническим оснащением и материальным обеспечением школы.
– Получается, что документ будет не типовой, а индивидуально разработанный для каждой отдельно взятой школы – исходя из стартовых условий, места расположения, конкретного района, села… Но это ведь огромная работа!
– Конечно. Прежде чем ставить задачи, надо сначала оценить потенциал каждого образовательного учреждения. Хотя мы разрабатываем только общие рекомендации, а контракты будут заключать муниципалитеты. Не все же должен делать министр, есть вещи, которые виднее руководителям на местах. Органы управления образованием должны для себя понять и сформулировать и критерии оценки, и цели, которые они будут ставить директорам.
С 1 сентября мы вряд ли сумеем внедрить эффективный контракт повсеместно, но в течение первой четверти постараемся это сделать. А там придумаем и модель финансирования, которая будет учитывать выполнение контракта и повышения качества работы.
Профессия на все времена
– Этой весной два нововведения вызвали бурную реакцию в родительском сообществе и широко обсуждались в СМИ. Это бесплатные учебники и школьная форма. Но, кажется, все опасения по поводу того, что не удастся сформировать необходимый и достаточный фонд учебной литературы, оказались напрасными. Насколько я знаю, школы при поддержке области в основном справились с этой задачей.
– Это еще одно положение нового закона «Об образовании», в котором четко обозначено: обеспечение школьников учебниками – отныне наше, государственное обязательство. И мы провели большую работу, чтобы каждая школа 1 сентября могла выдать всем учащимся необходимые комплекты учебной литературы. На эти цели было отпущено 480 миллионов рублей – средства вполне достаточные. Не без трудностей, не без проблем, но задача решается, директора работают, родители идут навстречу, так что еще до начала занятий необходимые фонды во всех школах будут сформированы.
– Интересно, каково соотношение учебников новых и бывших в употреблении?
– Примерно 50 на 50. Но эта пропорция будет изменяться. Считается, что каждый учебник может в среднем служить четыре года. Примерно с такой периодичностью и должен обновляться «парк» учебной литературы, и из этого мы будем исходить, закладывая норматив финансирования школ.
– По поводу введения школьной формы тоже больше разговоров, чем реальных проблем?
– Разговоров действительно было много. Начнем с того, что никакими законодательными актами – ни на федеральном, ни на областном уровне – введение обязательной школьной формы, тем более с 1 сентября, не предусматривается. По закону это полномочия образовательного учреждения при участии органов общественного управления – вводить требования к школьной одежде.
Субъект Федерации тоже может принимать такие решения, и в региональном законе мы для себя это право прописали. Документ уже готов и в скором времени появится. Но никаких жестких сроков мы пока не назначаем, понимая, что для этого просто нет материальных возможностей: никто нам к 1 сентября форменную одежду в таких объемах не сошьет и в магазины не поставит.
Собственно говоря, более 30% школ этот вопрос для себя уже решили. А остальным мы даем время на то, чтобы подготовиться, посоветоваться с родительской общественностью и выбрать для себя приемлемый вариант. Думаю, что осенью мы попросим наши производственные структуры предложить какие-то модели, фасоны, материалы – потому что все это должно соответствовать гигиеническим требованиям. Ну и обозначить какие-то ценовые границы, это тоже немаловажно. Я думаю, что мы сумеем договориться и с производителями, и с торговлей – никаких комплектов по пять тысяч рублей быть не должно.
– Если все-таки подводить итоги работы последних лет. Еще три года назад мы говорили – и небезосновательно, – что ситуация в школе ужасная, что классы чуть ли не в аварийном состоянии, что зарплаты у учителей низкие, что молодежь в профессию не идет, что уровень общего образования резко упал. Но если внимательно присмотреться – сейчас положение дел стало меняться. Серьезные финансовые вливания – это, конечно, хорошо, но еще важнее, что образование опять становится одним из государственных приоритетов. Так что ситуация в системе сейчас на переломе. Мы с вами живем в эпоху перемен. Вот только массовое сознание за этими переменами не успевает, и у нас продолжают твердить, что в школе все ужасно.
– Знаете, я с вами во многом соглашусь. Ситуация действительно меняется, и важно привлечь внимание к этим переменам тех, кого они касаются. В первую очередь – кто готов сделать выбор в пользу профессии педагога. Мы этот вопрос уже много обсуждали – и с педуниверситетом, и с нашими образовательными учреждениями.
– И как это можно сделать?
– Рассказывать. Показывать. А как по-другому? Мы всегда об этом говорим, встречаясь со студентами-педагогами, со школьниками, с самими учителями, – надо больше рассказывать обществу о том, что происходит сегодня в сфере образования. Потому что удивительно, но даже сами учителя, участники образовательного процесса, не спешат сообщать об этом своим выпускникам.
– И может быть, даже не спешат осознать это для самих себя. Ведь сила инерции, сила привычки очень велика – мы привыкли повторять, что плохо живем, и не отдаем себе отчета, что жизнь-то меняется.
– И не готовы пересматривать свою оценку, хотя события развиваются уже по другому сценарию. Да, это действительно так. Поэтому, встречаясь с учителями, я прошу: вы же видите сами, как меняется школьная жизнь, вы своих учеников ориентируйте! Потому что не все из них состоятся как удачливые предприниматели или успешные менеджеры, у многих судьба сложилась бы намного счастливее, если бы они сразу выбрали для себя сферу образования.
Хотя бы потому, что она в условиях меняющейся конъюнктуры наиболее устойчива. Ведь рынок труда постоянно устраивает нам какие-то сюрпризы: ты только освоил востребованную, казалось бы, профессию, а она уже никому не нужна. Зато школа – она была, есть и будет. Конечно, в каком-нибудь коммерческом банке специалисты на высоких должностях получают совсем иные зарплаты, но работа в сфере образования дает уверенность в завтрашнем дне и чувство защищенности.
И еще: скажите, где, в какой отрасли сотрудники имеют такой продолжительный отпуск – почти два месяца? Причем железно в летнее время? Если говорить о сельской местности, то для педагогов там прописана система компенсаций оплаты коммунальных услуг. И это не копеечные суммы, это 3-3,5 тысячи рублей ежемесячно. Смело плюсуйте эти деньги к зарплате. И что касается жилплощади, молодые педагоги всегда имеют преференции, муниципалитеты находят возможность предоставить социальное жилье нужному предметнику.
Все это говорит о том, что профессия школьного учителя сегодня востребована, что государство ценит таких специалистов и готово создавать им все условия для работы.
И еще один момент. Мы часто слышим, что уровень общего образования у нас в стране упал, что нынешние учителя не сравнятся с теми, кто преподавал 20, 30 лет назад. Но все международные исследования свидетельствуют, что российская школа демонстрирует вполне достойные результаты. По уровню начального образования мы стабильно входим в первую десятку стран, правда немного сползаем в средних и старших классах, но тоже далеко не опускаемся.
Поэтому я думаю, что у нашей школы есть сейчас все возможности, опираясь на старые добрые традиции и осваивая то передовое, инновационное, что предлагает современный мир, сделать большой шаг вперед. И кто бы что ни говорил, школьный учитель сегодня – это профессия не для неудачников, не для аутсайдеров. Школьное образование – это сфера, где человек в наше время может состояться как профессионал, как личность и достичь жизненного успеха.