Какими приходят в школу новосибирские первоклассники

Образование / 20 августа 2013 / 09:13 / Александра Филонова
Новосибирские первоклассники стараются сами собираться в школу, ходят в различные кружки и секции, а домашнее задание выполняют с помощью родителей. Адаптироваться к школе детям удается достаточно быстро, и помогают им в этом учителя, родители и новые друзья.
Проведенные за последний год исследования показали, что большинству новосибирских первоклассников удается легко адаптироваться к школьным будням. Около 84% детей рассказывали своим родителям о  том, как проходят их школьные дни, 97% первоклассников удалось завести в классе друзей, что также говорит об успешной адаптации ребенка к школе. По мнению учителей, 99% детей приспособились к школьному режиму. Таковы данные Новосибирского института мониторинга и развития образования. Специалисты также отметили, что с походом в школу дети начали чувствовать себя взрослее.

«С появлением новой социальной роли – роли ученика – появились и новые обязанности, которые заставляют  ребенка чувствовать себя взрослее и ответственнее, – подчеркнули авторы исследования. – Более половины детей самостоятельно собирают свой портфель. Треть первоклассников собираются в школу с помощью взрослых, около 15% самостоятельно готовят себе одежду».

Школа внесла в жизни первоклассников и их родителей и другие изменения. У 16% детей улучшился аппетит, 19% стали просыпаться с трудом, 7% первоклассников жалуются на усталость и 5% на головную боль. Кроме того, 4% родителей указали, что дети плохо переносят езду в транспорте, и 1% заметили такое появившееся недомогание, как тошноту. 12,5% родителей уверены, что их детям необходим дневной сон.

Успехи первоклассников в учебе 91% учителей оценили как средние. Когда дети пришли к ним в начале учебного года, буквы алфавита знали более 60% первоклассников, умели их писать почти 40%. Читать отдельные слова могли около 30% детей, а отдельные предложения – чуть более 20%.  До десяти и обратно умели считать более 80% детей, решать с этими числами простые примеры типа сложения могли также около 40%.

К концу года дети в большинстве своем поняли, как учить стихи из двух-четырех четверостиший, узнали, чем живая природа отличается от неживой, а также чем отличаются животные, рыбы, птицы и растения. Более 80% отправившихся в 2012 году в первый класс детей теперь знают словарные слова и умеют писать диктанты, более 40% знают о частях предложения, и более 30% знают, что такое карта, а также основные материки и океаны.

Родители же успехами своих детей довольны в 83% случаев. Между тем, им порой приходится помогать с выполнением домашних заданий, об этом говорили 76% опрошенных родителей. У каждого пятого совместное выполнение домашнего задания занимает от одного до двух часов, у трети опрошенных – меньше часа.

С готовыми заданиями в школу приходят около 96% первоклассников. Примечательно, что домашние задания, которые являются обязательными только со второго класса, дают первоклассникам лишь 57% учителей, из которых 11% делают это всегда. По мнению специалистов Новосибирского института мониторинга и развития образования, к таким мерам учителя прибегают, чтобы еще лучше приучить детей к школьному режиму, а также – чтобы дать возможность ученикам повторить и закрепить материал урока.

Занимаются первоклассники и дополнительным образованием. Около 39% ходит в организованные школой секции и кружки, вне школы такие занятия посещают 16% детей, а 32% успевает заниматься как в школьных, так и во внешкольных кружках. Есть, тем не менее, и те, кто обходится без дополнительных занятий, таких первоклассников – 13%.

Ранее институт проводил исследование, которое показало, что первоклассникам не терпится пойти в школу, на это указали 93% родителей. Как отметили авторы нового исследования, показатель этот к концу года не изменился, и дети все также хотят учиться. По мнению специалистов, это напрямую связано с тем, как детям удалось адаптироваться к школьной жизни, а учителям – сделать ее для большинства детей комфортной. 
comments powered by HyperComments