Лента новостей

Все новости

Популярное

ФГОСы нового поколения: нанотехнологии в образовании

 Мария Башутина

1 сентября 2013 года в школах России должны перейти на новые стандарты обучения. В начальных классах уже представляют, в чем их суть, как-никак почти два года по этим стандартам работают, а некоторые образовательные учреждения и дольше: Новосибирская область была в стране одной из пилотных площадок по внедрению ФГОС. Но широкой учительской массе еще предстоит их изучить, освоить, а времени всего ничего, каких-то три летних месяца. К тому же российское учительство успело порядком устать от непрекращающихся реформ в школьном образовании, какой кровью только ЕГЭ обошлись, а теперь новая устрашающая аббревиатура.

Форумы профессионального сообщества разрываются от вопросов – как жить и работать дальше? Но в целом учителя на интернет-ресурсах сходятся в одном: «Учитель  сейчас нуждается в системе поддержки – много вопросов, усталости, чувства бессилия в определенных ситуациях, и, одновременно, энтузиазма, желания быть услышанным, получить поддержку – значит, быть в диалоге, не одному». (Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС. Душанбаева С.С. , 18 сен. 2012, 16:34).

Что же думают профессиональные психологи, работающие с этой не самой простой аудиторией? Своими размышлениями поделилась Татьяна Чепель, директор Областного центра диагностики и консультирования для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, профессор НГПУ, кандидат психологических наук.

«ФГОСы – это своего рода нанотехнологии, только в образовании, – предлагает неожиданное сравнение Чепель. – Например, что и как делал инженер 40 лет назад и сегодня? Сегодня изменились материалы, технологии, оборудование, жизнь ставит перед ИТР совсем другие задачи, хотя профессия осталась та же – инженер. В образовании складывается аналогичная ситуация: учитель остается тем же учителем, но если раньше он должен был обеспечить ребенку получение знаний и развитие школьника приобретало некое факультативное значение, то сегодня именно развитие личности ребенка – от начальной школы до выпускного класса - ставится во главу угла. Собственно, введение ФГОСов – это научная революция в школьном образовании, другое дело, что хочется, чтобы эта революция стала бескровной».

Кровная или бескровная – это уж как повезет. Повезет, если получится у школьных учителей не по указке сверху, не на веру, а умом и сердцем принять новую идеологию учительства. Вместо знаний – в первую очередь развитие, вместо прилежания и послушания – инициатива и самостоятельность, вместо заученных уроков и аккуратным почерком написанных диктантов – умение учиться. И все это требует не только кардинальной внутренней перестройки всех педагогических установок, но и получения дополнительных обширных знаний в сфере психологии. То есть в первую очередь учителю придется переучиваться самому, а это не так просто. 

«Психологические проблемы, с которыми в этот момент сталкивается современный учитель, я бы разделила на два больших блока, – продолжает Татьяна Чепель. – С одной стороны, это и естественная тревожность при внедрении принципиально нового, и сопротивление инновациям, которое свойственно большинству людей, вне зависимости от профессии. Сюда же можно добавить ожидание негативных оценок – а вдруг я не справлюсь, и перенапряжение, и предчувствие дестабилизации жизни и работы. Но это общие психологические проблемы на уровне личности, которая должна теперь все делать по-другому. Есть и специфичные трудности – это неосведомленность учителя о психологической природе тех явлений целей и результатов, которые заложены в новых госстандартах школьного образования. В зависимости от того, какой круг проблем затрагивает та или иная образовательная задача, и решение ее должно быть соответствующим. И в таком случае без квалифицированной психологической помощи  и поддержки учителю сегодня не обойтись. Новосибирским учителям  в данном случае попроще: в школах  есть и практикующие психологи – для решения личностных проблем,  в городе - различные институты, будь то НИПКиПРО,  кафедры психологии в вузах, специализированные центры, такие, как наш, - для решения проблем повышения психологической компетентности учителя, есть и мощный корпус завучей – по учебно-воспитательной или даже по научной работе в самих школах. В сельских школах все сложнее, поэтому учителям из глубинки должны помочь информационно-методические центры как проводники новой образовательной идеи, кроме того, я знаю, что и специалисты из Новосибирска никогда не отказывают им в помощи».

Даже если оставить в стороне личностные проблемы учителей: опасения нового, усталость, профессиональное выгорание (в конце концов, кто сегодня в современной жизни с ними не сталкивается), – то профессиональные проблемы требуют и серьезных подходов к решению, и предметных бесед, поскольку слишком высока цена вопроса – будущее наших детей.

«Если в советское время особых проблем с целеполаганием ни у взрослых, ни у детей не было, система понятий и смыслов была отработана, то сейчас эта сфера довольно размыта. В контексте некой неопределенности будущего сложно сказать, каким нужно воспитывать ребенка, какие навыки, знания, опыт ему необходимо иметь в арсенале. И в этом отношении ФГОС, как мне кажется, дает ту самую универсальную схему – чем должен обладать ребенок к моменту получения аттестата.

Не стоит думать, что новые стандарты – чья-то прихоть, реформа ради реформы, как иногда считают учителя. Это требование времени. Перед российской школой поставлены задачи – подготовить ребенка к полноценной жизни в ситуации быстрых и глобальных социоэкономических и даже социокультурных перемен. Потому логично, что главным требованием становится не набор знаний по предметам, а развитие. Соответственно, ребенок должен стать самостоятельным, инициативным, ответственным, способным к постоянному обучению в рамках своих способностей.

Как пишут в наших документах, введение ФГОС позволит «обеспечивать конкурентоспособность страны на мировом рынке труда». Хотя я сказала бы проще: хорошо выстроенный образовательный процесс по  новым стандартам позволят  ребенку стать хорошим семьянином, достойным гражданином, патриотом и тружеником.

И здесь школа сталкивается с тем, что не обучение предметам – математике, физике или, скажем, литературе – становится главной задачей учителя. Школьные дисциплины – лишь помощники в развитии способностей, компетентности, самой личности ученика.  В этом смысле школьное образование должно существенно повышать жизнеспособность ребенка в нашем непростом времени. Соответственно, учителям придется глубоко изучить законы психологии – это и законы становления личности, и законы развития учебной деятельности, и многое другое.

К сожалению, до сих пор в ряде педагогических вузов учителей-предметников недостаточно учат психологии, хотя это – краеугольный камень для построения современного наукоемкого учебного процесса. Приведу небольшой пример: есть такая закономерность в развитии ребенка – гетерохронность. Это означает, что у взрослеющего человека разные сферы психики развиваются неравномерно, не совпадая по времени. Но чтобы это не ставило учителя в тупик – ведь он-то все старается гармонизировать в ребенке, – школьный наставник должен глубоко понимать эти процессы и уметь ориентироваться на них в своей работе.

А ведь гетерохронность – не единственная закономерность развития ребенка. Взять, к примеру, сензитивность. Воздействие на определенные факторы в разные периоды жизни маленького человека позволяет максимально развивать определенные функции. Так, разговоры с малышом в возрасте от рождения до трех недель закладывают основы фонематического слуха, что позволит потом ему писать без ошибок, пусть даже чадо сладко сопит в кроватке и пока не понимает, о чем там воркует мама.

Примеры можно продолжать: самостоятельность складывается в возрасте от года до семи лет. Но самостоятельный ребенок досаждает родителям, воспитателям в детском саду, вот и стараются это качество у ребенка смикшировать. В итоге в школу приходит первоклашка, не могущий поставить цель и добиться ее, принять решение. Если бы и родители, и учителя знали эти закономерности развития – скольких педагогических ошибок удалось бы избежать», – делает вывод Татьяна Чепель.

Если с родителей диплома о педобразовании пока еще не требуют, то учителя в школы приходят дипломированные. Все знают, что дисциплин в вузе много, но, получается, что главная для педагога – не предмет, который он преподает, а детская психология? 
«Если ты хочешь выращивать огурцы, надо знать, как они развиваются. Тогда и польешь вовремя, и удобришь, и не будешь за листочки вверх тянуть только оттого, что хочется, чтобы они поскорее уже выросли. Чтобы сегодня работать в школе, перед которой поставлена главная цель – обеспечить развитие, – необходимо знать психологические законы развития ребенка.

Родители могут что-то по незнанию пропустить, какой-то важный момент пройдет мимо них, тогда уже педагог в «началке» будет исправлять, корректировать ошибку. Не стоит думать, что 1 сентября в класс придут 25 ребятишек, и все самостоятельные, инициативные, умеющие читать и считать (хотя, надо признаться, учителя это любят). Но если оценить освоение предметов учитель умеет, то оценка эффектов развития ребенка для него сложна. Однако педагогу необходимо знать его исходный уровень и за годы обучения максимально обеспечить положительную динамику. Конечно, для первоначальной оценки придется поговорить и с родителями, и со школьным психологом, понаблюдать за ребенком, но если есть четкое понимание, ЗАЧЕМ ты это делаешь, то ЧТО и КАК придут», – уверена директор Областного центра диагностики и консультирования.

Надо сказать, что непосредственно в тексте ФГОС прописаны алгоритмы достижения целей, правда, сделано это наукообразным языком – не каждый школьный педагог захочет вчитываться и разбираться.

«Авторы ФГОС – плеяда выдающихся современных психологов, – поясняет Татьяна Чепель. – Конечно, это люди науки и пишут они на привычном для них языке. Жаль, что не произошла адаптация научной терминологии для ее адекватного понимания в среде учителей. Да и время – я имею в виду период от пилотных площадок до массового внедрения ФГОСов – на мой взгляд, можно было потратить более эффективно. Стоило более внимательно отнестись к дополнительному психологическому образованию учителей. Но ведь все инновации внедряются не без сложностей. Главное, что эти проблемы, в том числе и психологические проблемы современного учителя в условиях освоения Федеральных государственных образовательных стандартов, вполне решаемы. Учитель нуждается в психологической поддержке и дополнительном обучении – и нужно ему это обеспечить».
1 сентября 2013 года в школах России должны перейти на новые стандарты обучения. В начальных классах уже представляют, в чем их суть, как-никак почти два года по этим стандартам работают, а некоторые образовательные учреждения и дольше: Новосибирская область была в стране одной из пилотных площадок по внедрению ФГОС. Но широкой учительской массе еще предстоит их изучить, освоить, а времени всего ничего, каких-то три летних месяца. К тому же российское учительство успело порядком устать от непрекращающихся реформ в школьном образовании, какой кровью только ЕГЭ обошлись, а теперь новая устрашающая аббревиатура.

Форумы профессионального сообщества разрываются от вопросов – как жить и работать дальше? Но в целом учителя на интернет-ресурсах сходятся в одном: «Учитель  сейчас нуждается в системе поддержки – много вопросов, усталости, чувства бессилия в определенных ситуациях, и, одновременно, энтузиазма, желания быть услышанным, получить поддержку – значит, быть в диалоге, не одному». (Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС. Душанбаева С.С. , 18 сен. 2012, 16:34).

Что же думают профессиональные психологи, работающие с этой не самой простой аудиторией? Своими размышлениями поделилась Татьяна Чепель, директор Областного центра диагностики и консультирования для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, профессор НГПУ, кандидат психологических наук.

«ФГОСы – это своего рода нанотехнологии, только в образовании, – предлагает неожиданное сравнение Чепель. – Например, что и как делал инженер 40 лет назад и сегодня? Сегодня изменились материалы, технологии, оборудование, жизнь ставит перед ИТР совсем другие задачи, хотя профессия осталась та же – инженер. В образовании складывается аналогичная ситуация: учитель остается тем же учителем, но если раньше он должен был обеспечить ребенку получение знаний и развитие школьника приобретало некое факультативное значение, то сегодня именно развитие личности ребенка – от начальной школы до выпускного класса - ставится во главу угла. Собственно, введение ФГОСов – это научная революция в школьном образовании, другое дело, что хочется, чтобы эта революция стала бескровной».

Кровная или бескровная – это уж как повезет. Повезет, если получится у школьных учителей не по указке сверху, не на веру, а умом и сердцем принять новую идеологию учительства. Вместо знаний – в первую очередь развитие, вместо прилежания и послушания – инициатива и самостоятельность, вместо заученных уроков и аккуратным почерком написанных диктантов – умение учиться. И все это требует не только кардинальной внутренней перестройки всех педагогических установок, но и получения дополнительных обширных знаний в сфере психологии. То есть в первую очередь учителю придется переучиваться самому, а это не так просто. 

«Психологические проблемы, с которыми в этот момент сталкивается современный учитель, я бы разделила на два больших блока, – продолжает Татьяна Чепель. – С одной стороны, это и естественная тревожность при внедрении принципиально нового, и сопротивление инновациям, которое свойственно большинству людей, вне зависимости от профессии. Сюда же можно добавить ожидание негативных оценок – а вдруг я не справлюсь, и перенапряжение, и предчувствие дестабилизации жизни и работы. Но это общие психологические проблемы на уровне личности, которая должна теперь все делать по-другому. Есть и специфичные трудности – это неосведомленность учителя о психологической природе тех явлений целей и результатов, которые заложены в новых госстандартах школьного образования. В зависимости от того, какой круг проблем затрагивает та или иная образовательная задача, и решение ее должно быть соответствующим. И в таком случае без квалифицированной психологической помощи  и поддержки учителю сегодня не обойтись. Новосибирским учителям  в данном случае попроще: в школах  есть и практикующие психологи – для решения личностных проблем,  в городе - различные институты, будь то НИПКиПРО,  кафедры психологии в вузах, специализированные центры, такие, как наш, - для решения проблем повышения психологической компетентности учителя, есть и мощный корпус завучей – по учебно-воспитательной или даже по научной работе в самих школах. В сельских школах все сложнее, поэтому учителям из глубинки должны помочь информационно-методические центры как проводники новой образовательной идеи, кроме того, я знаю, что и специалисты из Новосибирска никогда не отказывают им в помощи».

Даже если оставить в стороне личностные проблемы учителей: опасения нового, усталость, профессиональное выгорание (в конце концов, кто сегодня в современной жизни с ними не сталкивается), – то профессиональные проблемы требуют и серьезных подходов к решению, и предметных бесед, поскольку слишком высока цена вопроса – будущее наших детей.

«Если в советское время особых проблем с целеполаганием ни у взрослых, ни у детей не было, система понятий и смыслов была отработана, то сейчас эта сфера довольно размыта. В контексте некой неопределенности будущего сложно сказать, каким нужно воспитывать ребенка, какие навыки, знания, опыт ему необходимо иметь в арсенале. И в этом отношении ФГОС, как мне кажется, дает ту самую универсальную схему – чем должен обладать ребенок к моменту получения аттестата.

Не стоит думать, что новые стандарты – чья-то прихоть, реформа ради реформы, как иногда считают учителя. Это требование времени. Перед российской школой поставлены задачи – подготовить ребенка к полноценной жизни в ситуации быстрых и глобальных социоэкономических и даже социокультурных перемен. Потому логично, что главным требованием становится не набор знаний по предметам, а развитие. Соответственно, ребенок должен стать самостоятельным, инициативным, ответственным, способным к постоянному обучению в рамках своих способностей.

Как пишут в наших документах, введение ФГОС позволит «обеспечивать конкурентоспособность страны на мировом рынке труда». Хотя я сказала бы проще: хорошо выстроенный образовательный процесс по  новым стандартам позволят  ребенку стать хорошим семьянином, достойным гражданином, патриотом и тружеником.

И здесь школа сталкивается с тем, что не обучение предметам – математике, физике или, скажем, литературе – становится главной задачей учителя. Школьные дисциплины – лишь помощники в развитии способностей, компетентности, самой личности ученика.  В этом смысле школьное образование должно существенно повышать жизнеспособность ребенка в нашем непростом времени. Соответственно, учителям придется глубоко изучить законы психологии – это и законы становления личности, и законы развития учебной деятельности, и многое другое.

К сожалению, до сих пор в ряде педагогических вузов учителей-предметников недостаточно учат психологии, хотя это – краеугольный камень для построения современного наукоемкого учебного процесса. Приведу небольшой пример: есть такая закономерность в развитии ребенка – гетерохронность. Это означает, что у взрослеющего человека разные сферы психики развиваются неравномерно, не совпадая по времени. Но чтобы это не ставило учителя в тупик – ведь он-то все старается гармонизировать в ребенке, – школьный наставник должен глубоко понимать эти процессы и уметь ориентироваться на них в своей работе.

А ведь гетерохронность – не единственная закономерность развития ребенка. Взять, к примеру, сензитивность. Воздействие на определенные факторы в разные периоды жизни маленького человека позволяет максимально развивать определенные функции. Так, разговоры с малышом в возрасте от рождения до трех недель закладывают основы фонематического слуха, что позволит потом ему писать без ошибок, пусть даже чадо сладко сопит в кроватке и пока не понимает, о чем там воркует мама.

Примеры можно продолжать: самостоятельность складывается в возрасте от года до семи лет. Но самостоятельный ребенок досаждает родителям, воспитателям в детском саду, вот и стараются это качество у ребенка смикшировать. В итоге в школу приходит первоклашка, не могущий поставить цель и добиться ее, принять решение. Если бы и родители, и учителя знали эти закономерности развития – скольких педагогических ошибок удалось бы избежать», – делает вывод Татьяна Чепель.

Если с родителей диплома о педобразовании пока еще не требуют, то учителя в школы приходят дипломированные. Все знают, что дисциплин в вузе много, но, получается, что главная для педагога – не предмет, который он преподает, а детская психология? 
«Если ты хочешь выращивать огурцы, надо знать, как они развиваются. Тогда и польешь вовремя, и удобришь, и не будешь за листочки вверх тянуть только оттого, что хочется, чтобы они поскорее уже выросли. Чтобы сегодня работать в школе, перед которой поставлена главная цель – обеспечить развитие, – необходимо знать психологические законы развития ребенка.

Родители могут что-то по незнанию пропустить, какой-то важный момент пройдет мимо них, тогда уже педагог в «началке» будет исправлять, корректировать ошибку. Не стоит думать, что 1 сентября в класс придут 25 ребятишек, и все самостоятельные, инициативные, умеющие читать и считать (хотя, надо признаться, учителя это любят). Но если оценить освоение предметов учитель умеет, то оценка эффектов развития ребенка для него сложна. Однако педагогу необходимо знать его исходный уровень и за годы обучения максимально обеспечить положительную динамику. Конечно, для первоначальной оценки придется поговорить и с родителями, и со школьным психологом, понаблюдать за ребенком, но если есть четкое понимание, ЗАЧЕМ ты это делаешь, то ЧТО и КАК придут», – уверена директор Областного центра диагностики и консультирования.

Надо сказать, что непосредственно в тексте ФГОС прописаны алгоритмы достижения целей, правда, сделано это наукообразным языком – не каждый школьный педагог захочет вчитываться и разбираться.

«Авторы ФГОС – плеяда выдающихся современных психологов, – поясняет Татьяна Чепель. – Конечно, это люди науки и пишут они на привычном для них языке. Жаль, что не произошла адаптация научной терминологии для ее адекватного понимания в среде учителей. Да и время – я имею в виду период от пилотных площадок до массового внедрения ФГОСов – на мой взгляд, можно было потратить более эффективно. Стоило более внимательно отнестись к дополнительному психологическому образованию учителей. Но ведь все инновации внедряются не без сложностей. Главное, что эти проблемы, в том числе и психологические проблемы современного учителя в условиях освоения Федеральных государственных образовательных стандартов, вполне решаемы. Учитель нуждается в психологической поддержке и дополнительном обучении – и нужно ему это обеспечить».

Новости партнеров

В России и мире

Симптомы, которые помогут распознать межпозвоночную грыжу
Связаны судьбой: 4 признака того, что вы встретили человека, которого знали в прошлой жизни
Самые требовательные и капризные женщины по знаку Зодиака
Почему веселые люди живут дольше: влияние смеха на здоровье
Причины, по которым окружающим людям комфортно рядом с вами: секрет в месяце вашего рождения!
Белеют кончики у всходов лука и чеснока: в чем причина и что делать
Знахарские средства, которые помогут при варикозе: эффективно и безопасно
3 знака Зодиака, которые отличаются умом, находчивостью и сообразительностью
Мирамистин, зеленка или марганцовка: чем лучше всего обрабатывать раны и ссадины?
Красивый и ухоженный участок на зависть соседям: народные методы избавления от травы на садовых дорожках