«Десятка» – школа, ставшая легендой

Образование / 02 ноября 2012 / 10:02
Новосибирская гимназия №10 – поистине уникальное учебное заведение, многие десятилетия назад снискавшее славу одной из самых сильных школ города. Звание выпускников «десятки» гордо носят множество сибиряков разных поколений, а даваемые здесь знания всегда отмечены незримым знаком качества. В этом году школа №10, а ныне гимназия №10 отмечает свой вековой юбилей.

Листая страницы истории

Сто лет назад в молодом Новониколаевске появилось сразу 12 каменных школьных зданий, построенных по проекту архитектора Андрея Крячкова. Одно из них, десятое по счету, было открыто на улице Сибирской. Так началась богатая на события история «десятки», в славные страницы которой вписали свои строки многие тысячи ее учителей и учеников.

– Школа – это, прежде всего, люди, которые создают ей славу, – говорит директор гимназии № 10 Сергей Николаевич Бирюков. – Они являются носителями особого духа, передаваемого из поколения в поколение. Учителя и ученики приходят и уходят, но этот знаменитый дух «десятки» остается неизменным.

За время своего существования школа сменила не одно здание. В 1939 году она переехала на улицу Горького, где произошло объединение с двумя другими школами. Директором тогда был Сергей Павлович Никулин, вложивший немало сил в строительство нового здания. В годы Великой Отечественной войны многие выпускники и учителя ушли на фронт. Вернулись не все. Имена павших бережно хранят страницы школьных летописей.

В здании школы в годы войны располагался госпиталь. После Победы Сергей Павлович собрал учеников, распределенных по другим школам. Все вместе они занимались ремонтом и оборудованием классов.

С 1947 по 1954 годы директором школы была Васса Федоровна Маркова, о которой сохранились воспоминания, как о строгом, но справедливом руководителе. Ее искренне любили и учителя, и ученики школы № 10 – тогда она была мужской.

Возглавлявший школу на рубеже 50-х и 60-х годов Владимир Никитич Михайлин – подполковник, фронтовик, орденоносец – организовал в школе производственные мастерские, которые стали настоящим детским заводом.При нем был открыт спортивный зал, появился первый в городе класс математиков-программистов (это в начале 60-х годов, когда слово «программист» еще вообще мало кто слышал!). Школа становится базовой площадкой педагогического института.

С 1963 по 1981 годы директором был Ефим Наумович Варшицкий – человек, при котором школа обрела свой особый неформальный статус. Учителя и выпускники этот период так и называют – «школа Варшицкого». Это новаторская школа: специализированная английская, физико-математическая, спортивная, производящая собственную продукцию в школьных мастерских, занимающаяся научной организацией труда школьников и учителей. Ефим Наумович непреклонно отстаивал демократический тип школы, за что его трижды снимали с работы и вновь восстанавливали по требованию коллектива.

– К сожалению, я не успел поработать вместе с Ефимом Наумовичем, – говорит Сергей Николаевич, – однако по рассказам коллег могу себе представить весь масштаб его личности. Именно благодаря ему в школе установился дух свободы, стремления ко всему новому. Варшицкий не боялся идти против течения, чтобы добиться своего, умел противостоять давлению сверху и защитить свою точку зрения. В результате многое из того, что сейчас внедряется в школах как прогрессивное начинание, у нас существует уже не один десяток лет.

В 1966 году школа получила статус учебного заведения с углубленным изучением английского языка. Здесь был открыт лингафонный кабинет, оснащенный уникальным на тот момент оборудованием. В 1979 году школа переехала в здание на улице Революции, где располагается и сейчас.

С 1981 по 1989 годы педагогический коллектив возглавляли Майя Васильевна Орлова, Юрий Николаевич Голишев, Елизавета Борисовна Строгая. Каждый из них внес свой немалый вклад в усиление лидерских позиций школы, укрепление ее статуса.

Галина Георгиевна Васина стала директором в 1989 году, а впервые пришла в школу еще в 1963-м. Заслуженный учитель РСФСР, депутат областного Совета, она приложила много сил к становлению «десятки» как авторской школы.

–Галина Георгиевна – замечательный человек, учитель, директор, пример удивительной культуры, чувства меры, вкуса, – тепло вспоминает о ней Сергей Николаевич. – Ее любовь к детям была поистине безмерна. И они отвечали ей тем же. Когда она умерла, школьники сами, не по совету взрослых покупали цветы и приносили на ее могилу.

В 1991 году директором школы № 10 стала Наталья Васильевна Ярославцева –Заслуженный учитель РФ, педагог, чей вклад в развитие «десятки» невозможно переоценить. Бывшие коллеги отзываются о ней, как о человеке с активной жизненной позицией, глубоко эрудированном, коммуникабельном, умеющем увлечь своими идеями. При ней школа № 10 получила статус гимназии.

– Мы довольно долго не подавали документы на присвоение этого статуса, – вспоминает то время Сергей Бирюков. – Мы не без основания полагали, что наша «десятка», авторская школа, сама по себе уже является брендом. В городе тогда уже появились гимназии, но мы не хотели быть как все. Однако потом все-таки решились. И когда подавали документы, нам сказали, что мы будем называться гимназией № 6. Тогда Наталье Васильевне пришлось отстаивать наш номер 10, доказывать, что он является частью имиджа школы. Ей это удалось, и мы стали гимназией № 10.Наталья Васильевна вообще удивительно талантливый человек, она внесла огромную лепту в историю «десятки».

В декабре 2008 года Наталья Васильевна возглавила департамент культуры Новосибирской области, а на посту директора ее сменил Сергей Николаевич Бирюков.

– Наша школа – одна из самых известных в городе, и для меня, конечно, самая лучшая, – говорит он. – И речь не только о том, что здесь дают высокое качество знаний. Для меня «десятка» – это все. Я здесь уже 26 лет. Это моя семья, моя жизнь. Здесь работает жена, учится сын. Не только для меня – для всех педагогов наша школа стала и семьей, и вторым домом. Многие работают здесь по многу лет. Члены семей – родители, мужья – принимают активное участие во всех школьных делах. Выпускники приводят сюда своих детей и внуков – говорят, не допускают и мысли, чтобы ребенок учился в другой школе.

Из-за парты – на стадион

Сегодня гимназия № 10 по-прежнему продолжает оставаться одним из наиболее уважаемых и престижных учебных заведений города. Здесь внедряются самые современные образовательные технологии, постоянно развивается школьная инфраструктура, поддерживается на высочайшем уровне качество знаний. В 2011 году гимназия прошла очередную аккредитацию и подтвердила свое право носить это почетное звание.

– Статус гимназии повлек за собой, скорее, лишь формальные изменения, – замечает Сергей Бирюков. – Школа должна быть готова работать в новом статусе. А если нет кадров, культурных традиций, то в одночасье по приказу это не родится. Мы же были готовы.

В гимназии традиционно сильна гуманитарная направленность. Ученики получают прекрасные знания по английскому языку, углубленно изучают русский язык и экономику. Есть математический класс, в ближайшей перспективе – организация спецкласса по биологии.

– Многие наши выпускники поступают в медицинский, – поясняет Сергей Николаевич, – поэтому решено выбрать именно биологию, это требование сегодняшнего дня.

Знамениты и спортивные традиции школы. Заложенные много лет назад, они и сегодня поддерживаются на высоте. Очень много сил для развития «десятки» как кузницы спортивных кадров приложил Яков Романович Розенфельд, отдавший работе по физическому воспитанию учеников школы № 10 шестьдесят лет жизни. Он подготовил 62 мастера спорта России, в числе которых чемпионы и призеры Олимпийских игр, чемпионатов Европы, СССР и РСФСР. Яков Романович стал первым педагогом в Новосибирске, которому было присвоено высокое звание Народного учителя Российской Федерации.

– Яков Романович – легендарный учитель, человек, вся жизнь которого для нас является примером, – тепло отзывается о старшем товарище Сергей Николаевич. – Это образец работоспособности, преданности своему делу. Под его руководством были воспитаны многие наши известные спортсмены, олимпийские чемпионы. Он и сейчас для нас всех – пример здорового образа жизни. Дай Бог нас всем так выглядеть в солидном возрасте, как Яков Романович.

Сегодня в школе очень сильная кафедра физкультуры. Педагоги умеют найти способы заинтересовать школьников своим предметом, сделать его одним из любимых. Помимо занятий в спортзале для школьников среднего звена предусмотрено посещение бассейна. Работают спортивные секции по волейболу, баскетболу, легкой атлетике, карате, ушу, шахматам. Команды «десятки» много раз становились победителями среди школьников в эстафете, посвященной Дню Победы. Более десяти лет ежегодно проводятся областные легкоатлетические соревнования на призы памяти Ефима Наумовича Варшицкого.

«Драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота…»

Интересы учеников выходят далеко за рамки учебного процесса. Внешкольная жизнь здесь буквально бьет ключом. Организовано самоуправление, активно работает школьный парламент.

– Ребята выдвигают огромное количество инициатив, – с гордостью рассказывает Сергей Бирюков. – Причем они не только предлагают, но и сами все устраивают. Проводят спортивные турниры, организовали школьное радио и телевидение. Говоря об этом, нельзя не отдать должное нашему молодому учителю истории Максиму Евгеньевичу Давыдову, который помогает ребятам воплощать самые смелые проекты. Дети в нем просто души не чают, думаю, он оставит в школе большой след.

Если сначала по школьному телевидению дикторы лишь зачитывали сообщения с информационных лент, то теперь идут полноценные передачи: школьные новости, репортажи, игровые программы воспитательного характера. В прошлом году созданный школьниками ролик о вреде курения занял призовое место во всероссийском конкурсе социальных проектов.

Сейчас гимназисты одержимы новой идеей – созданием школьного оркестра. Уже закуплены нужные инструменты, юные музыканты приступили к репетициям.

Точек приложения творческих сил в гимназии очень много, каждому найдется что-то по душе. Есть изостудия, хор, вокальная группа, художественная студия по работе с керамикой, театр «Маска», который ставит по спектаклю в год, представляя свою работу в мае.

– Особенно запомнился всем спектакль по письмам военных лет, который наш театр поставил в 2010 году к юбилею Победы, – рассказывает Сергей Николаевич. – На премьеру пригласили ветеранов. Ребята очень старались, и получилось необычайно трогательно и проникновенно. Не только ветераны – все, кто был в зале, не могли сдержать слез. Наверное, это и есть настоящее патриотическое воспитание – не декламация штампованных лозунгов, а когда дети через души пропускают славные страницы истории своей страны.

Поскольку для учеников «десятки» английский язык – почти что второй родной, здесь есть и английский театр под названием «Top-Ten». Юные полиглоты много раз становились победителями традиционного творческого конкурса Talent Show («Шоу талантов»).

Дух «десятки» ведет по жизни

Очень много делают для гимназии и родители учеников. Попечительский совет является полноправным членом школьного общества, участвует в принятии всех значимых решений.

– Я искренне благодарен нашему попечительскому совету, – говорит Сергей Бирюков. – Он очень поддерживает школу. В последние два года государственное финансирование стало более весомым. Но вот когда были более тяжелые и безденежные времена, а здание ветшало, требовало ремонта, нужны были средства и на многое другое – тогда нам удавалось выйти из положения только благодаря родителям. Да и сейчас они нередко проявляют инициативу. Например, в прошлом году поставили вопрос о реконструкции столовой, не захотели ждать, пока на это выделят деньги. Сказали: «Наши дети учатся сейчас, поэтому мы хотим, чтобы у них была хорошая столовая». Попечительский совет вложил больше миллиона рублей в реконструкцию, и сегодня нашу столовую просто не узнать.

В 2011 году гимназия № 10 стала автономным образовательным учреждением. По словам директора, он не сразу пришел к этому решению, довольно долго сомневался. Ведь нужно было и убедить коллектив, и оформить множество документов.

– Но коллектив меня поддержал, и все у нас получилось, – говорит Сергей Николаевич. – Конечно, в обладании этим статусом есть много плюсов. Раньше на то, чтобы отремонтировать каждый потекший кран или приклеить отвалившийся кафель, нужно было просить перевести деньги на соответствующую статью бюджета. Сейчас у нас свои средства, которые мы можем их расходовать туда, где они в данный момент наиболее необходимы.

Все сделанное предыдущими поколениями учителей для того, чтобы «десятка» стала поистине легендарной школой, бережно хранится и поддерживается нынешним педагогическим коллективом. Здесь сегодня представлен идеальный сплав молодости и опыта. Учителя, много лет проработавшие в школе, не просто делятся накопленным багажом с коллегами из младшего поколения, но и по-родственному опекают их. В учительской вообще царят отношения почти семейные.

– Мы все очень близки друг другу, делим и радости, и беды, – тепло говорит о своих коллегах Сергей Бирюков. – Вместе заботимся о наших ветеранах, обязательно приглашаем к нам в гости на День учителя и на Восьмое марта, накрываем праздничный стол, готовим подарки. Очень радует и то, что у ветеранов выросла достойная смена. Сегодня в школе работает пятеро наших выпускников. Для них понятие «дух «десятки» – не пустой звук, они впитали его еще в школе.

Наверняка впитанный с ученической скамьи дух «десятки» помог добиться успехов в своей деятельности многим выпускникам, ставшим гордостью школы. Среди них – личный переводчик президентов Путина и Медведева Андрей Цыбенко, бывший ректор НГУ Владимир Врагов, академики Григорий Якобсон и Юрий Наточин. Традиции «десятки» продолжил в своей деятельности Александр Католиков – известный педагог, директор школы-интерната в Сыктывкаре. Спасая воспитанников из застрявшего на железнодорожном переезде автобуса, он попал под поезд и лишился обеих ног, но продолжил работать с детьми. По свидетельству очевидцев, Католиков сумел превратить интернат в настоящий семейный дом и пользовался безграничной любовью воспитанников, искренне считавших его своим отцом.В Сыктывкаре ему поставлен памятник.

Столетний юбилей школы – событие, которого в гимназии с нетерпением ждут, и в подготовку к которому каждый стремится внести свой вклад. Проект «К 100-летию «десятки» – 100 добрых дел» был придуман совместно педагогическим коллективом и школьным парламентом. На «добром» счету сегодня уже множество акций. Среди них – сбор корма для бездомных животных, высадка школьных дубов и уход за ними, традиционные поездки с концертами и подарками к друзьям в Болотнинский детский дом, многие другие хорошие начинания.

Совсем скоро гимназия № 10 начнет отсчет второго века своего существования. Никто не знает точно, каким он будет. Но можно с уверенностью предположить, что к празднованию своего двухсотлетия «десятка» только упрочит свои лидерские позиции и по-прежнему останется флагманом новосибирского образования. А ее учителя и ученики в далеком 2112-м году обязательно вспомнят добрым словом тех, кто сегодня посвящает любимой школе не только свои таланты и умения, но и всю свою жизнь.

comments powered by HyperComments