«В 2002 году я взяла класс, более чем на 50% состоявший из детей разных национальностей. Там были и казахи, и армяне, и киргизы,- рассказывает Светлана Бобинова, учитель начальных классов Гимназии №13. - Передо мной, как перед учителем, встала проблема, как сделать так, чтобы каждому ребенку было комфортно в нашем учебном заведении. И я стала вовлекать родителей в учебный процесс. Мы стали проводить вместе собрания, встречи, праздники. Так, на первом празднике, который мы устроили, дети в национальных костюмах пели национальные песни, рассказывали стихи на родном языке и приносили национальные блюда, которые приготовили вместе с родителями. Это стало нашей традицией».
Сейчас на территории Новосибирской области проживает 14 тысяч иностранных граждан. По данным Главного управления образования мэрии Новосибирска в 2011 году детей иммигрантов в школах было около 700, а в этом году их уже более 1900. «Это в 2,6 раза больше по сравнению с маем прошлого года, - рассказала на встрече в пресс-центре ГТРК Лариса Аникина, главный специалист управления. - Большинство из них учатся в Октябрьском, Ленинском и Дзержинском районах».
На сегодняшний день специальных школ по обучению русскому языку в Новосибирске нет. В рамках работы общеобразовательных учреждений детям может предоставляться возможность факультативно изучать русский язык. Однако это встречается далеко не в каждой школе, поэтому проблема языкового барьера остается открытой.
«Сегодня в городе, пожалуй, только в моей школе примерно 50% детей прибыли из ближнего и дальнего зарубежья. Это 351 ученик, - рассказывает Тамара Дягтярева, директор средней общеобразовательной школы №194. – Конечно, это связано с тем, что школа располагается недалеко от Гусинобродского шоссе, в непосредственной близости от больших жилмассивов, где иммигранты покупают себе квартиры.
Для маленьких детей мы ввели предшкольную форму обучения. Это ребята пяти-шести лет, которые по каким-то причинам не попали в детские сады. Они занимаются по особой программе три-четыре урока в день.
Так же мы были вынуждены организовать классы для детей, которые вообще не знают русский язык. Одно дело работать с маленькими ребятишками, которых за год мы можем прекрасно подготовить к поступлению в первый класс. А что делать с детьми, которые по возрасту должны бы пойти в седьмой, восьмой или девятый класс? Не стоит забывать, что всех учеников впереди ждет Единый Государственный Экзамен».
Иммигрант – не значит двоечник
Далеко не все дети, родившиеся в России, могут похвастаться отличной грамотностью, что уж говорить о детях иммигрантов. К сожалению, далеко не все иностранные граждане это понимают. Многие считают, что если их ребенок знает пару фраз на русском – этого достаточно, чтобы без проблем влиться в школьный коллектив.
«Наши учебные программы сильно отличаются от, например, программ Казахстана по таким предметам, как химия, физика, естествознание. Мы проводим беседы с родителями и с детьми, - говорит Тамара Дягтярева, - и убеждаем их, что, возможно, ребенку стоит пойти на класс раньше, тогда у нас будет шанс «подтянуть» его и помочь успешно сдать все экзамены. О качестве школы ведь все судят по результатам ЕГЭ, поэтому для нас это, конечно, большой риск - брать учеников, которые, скорее всего, не смогут потянуть программу. Но, слава Богу, до этого года все до единого у нас успешно сдавали выпускной экзамен, и только в 2012 году один иностранный ученик не справился. Он пришел к нам в 10 класс».
При этом среди детей иммигрантов нередко встречаются одаренные дети, которые занимают призовые места на конференциях и олимпиадах, оканчивают школу с золотыми и серебряными медалями.
«Я хочу сказать, что наши школы для всех в равной степени создают комфортные условия для получения отличного образования. Все напрямую зависит от желания и стремления ребенка, и никак не связано с его национальностью», - считает Лариса Аникина.
Повторит ли Россия путь Франции?
Слушая рассуждения о росте иммиграции иностранцев в Россию, невольно вспоминается печальный опыт Франции, в которой на сегодняшний день истинные европейцы на улицах города стали редкостью. Гораздо чаще там встречаются африканцы и арабы. В результате в Париже и его пригородах появились криминогенные районы. Как правило, это кварталы с высоким процентом иммигрантских семей. Ждет ли нашу страну схожая судьба? Возможно ли, что Россия скоро станет полем для межнациональных конфликтов?
«В 2001 году в нашей школе впервые появились иностранные ученики, - рассказывает Тамара Дягтярева. - Прошло уже больше десяти лет, и я с полной ответственностью говорю, что никогда, я повторяю, никогда в школе не было конфликтов на межнациональной почве. Дети любой национальности остаются детьми, и мы воспринимаем всех их одинаково. Если какие-то раздоры и были, то самые обычные, испокон веков повторяющиеся между мальчишками и девчонками».
При этом Тамара Дегтярева не отрицает, что некое напряжение в школах все же есть, но исходит оно исключительно от родителей, не желающих, чтобы их ребенок учился с детьми какой-то определенной национальности. Но и эти проблемы решаемы. Учителя берут все на себя и объясняют родителям, что невозможно воспитать людей в обстановке толерантности, если по их прихоти разбивать класс на отдельные группы.
«Нас вообще невозможно сравнивать с Францией, - считает Людмила Фоменко. - Такого опыта, как у нашей страны, я имею ввиду распад СССР, в мировой практике не было и не будет. Наше государство всегда было и остается многонациональным».
Сейчас на территории Новосибирской области проживает 14 тысяч иностранных граждан. По данным Главного управления образования мэрии Новосибирска в 2011 году детей иммигрантов в школах было около 700, а в этом году их уже более 1900. «Это в 2,6 раза больше по сравнению с маем прошлого года, - рассказала на встрече в пресс-центре ГТРК Лариса Аникина, главный специалист управления. - Большинство из них учатся в Октябрьском, Ленинском и Дзержинском районах».
На сегодняшний день специальных школ по обучению русскому языку в Новосибирске нет. В рамках работы общеобразовательных учреждений детям может предоставляться возможность факультативно изучать русский язык. Однако это встречается далеко не в каждой школе, поэтому проблема языкового барьера остается открытой.
«Сегодня в городе, пожалуй, только в моей школе примерно 50% детей прибыли из ближнего и дальнего зарубежья. Это 351 ученик, - рассказывает Тамара Дягтярева, директор средней общеобразовательной школы №194. – Конечно, это связано с тем, что школа располагается недалеко от Гусинобродского шоссе, в непосредственной близости от больших жилмассивов, где иммигранты покупают себе квартиры.
Для маленьких детей мы ввели предшкольную форму обучения. Это ребята пяти-шести лет, которые по каким-то причинам не попали в детские сады. Они занимаются по особой программе три-четыре урока в день.
Так же мы были вынуждены организовать классы для детей, которые вообще не знают русский язык. Одно дело работать с маленькими ребятишками, которых за год мы можем прекрасно подготовить к поступлению в первый класс. А что делать с детьми, которые по возрасту должны бы пойти в седьмой, восьмой или девятый класс? Не стоит забывать, что всех учеников впереди ждет Единый Государственный Экзамен».
Иммигрант – не значит двоечник
Далеко не все дети, родившиеся в России, могут похвастаться отличной грамотностью, что уж говорить о детях иммигрантов. К сожалению, далеко не все иностранные граждане это понимают. Многие считают, что если их ребенок знает пару фраз на русском – этого достаточно, чтобы без проблем влиться в школьный коллектив.
«Наши учебные программы сильно отличаются от, например, программ Казахстана по таким предметам, как химия, физика, естествознание. Мы проводим беседы с родителями и с детьми, - говорит Тамара Дягтярева, - и убеждаем их, что, возможно, ребенку стоит пойти на класс раньше, тогда у нас будет шанс «подтянуть» его и помочь успешно сдать все экзамены. О качестве школы ведь все судят по результатам ЕГЭ, поэтому для нас это, конечно, большой риск - брать учеников, которые, скорее всего, не смогут потянуть программу. Но, слава Богу, до этого года все до единого у нас успешно сдавали выпускной экзамен, и только в 2012 году один иностранный ученик не справился. Он пришел к нам в 10 класс».
При этом среди детей иммигрантов нередко встречаются одаренные дети, которые занимают призовые места на конференциях и олимпиадах, оканчивают школу с золотыми и серебряными медалями.
«Я хочу сказать, что наши школы для всех в равной степени создают комфортные условия для получения отличного образования. Все напрямую зависит от желания и стремления ребенка, и никак не связано с его национальностью», - считает Лариса Аникина.
Повторит ли Россия путь Франции?
Слушая рассуждения о росте иммиграции иностранцев в Россию, невольно вспоминается печальный опыт Франции, в которой на сегодняшний день истинные европейцы на улицах города стали редкостью. Гораздо чаще там встречаются африканцы и арабы. В результате в Париже и его пригородах появились криминогенные районы. Как правило, это кварталы с высоким процентом иммигрантских семей. Ждет ли нашу страну схожая судьба? Возможно ли, что Россия скоро станет полем для межнациональных конфликтов?
«В 2001 году в нашей школе впервые появились иностранные ученики, - рассказывает Тамара Дягтярева. - Прошло уже больше десяти лет, и я с полной ответственностью говорю, что никогда, я повторяю, никогда в школе не было конфликтов на межнациональной почве. Дети любой национальности остаются детьми, и мы воспринимаем всех их одинаково. Если какие-то раздоры и были, то самые обычные, испокон веков повторяющиеся между мальчишками и девчонками».
При этом Тамара Дегтярева не отрицает, что некое напряжение в школах все же есть, но исходит оно исключительно от родителей, не желающих, чтобы их ребенок учился с детьми какой-то определенной национальности. Но и эти проблемы решаемы. Учителя берут все на себя и объясняют родителям, что невозможно воспитать людей в обстановке толерантности, если по их прихоти разбивать класс на отдельные группы.
«Нас вообще невозможно сравнивать с Францией, - считает Людмила Фоменко. - Такого опыта, как у нашей страны, я имею ввиду распад СССР, в мировой практике не было и не будет. Наше государство всегда было и остается многонациональным».