От математиков до скрипачей
— Владимир Алексеевич, с талантливой молодежью у нас работают давно и плодотворно, опыт в этой области еще со времен Советского Союза накоплен большой. Зачем понадобилось принимать отдельную программу?
— Опыт, действительно, у нас есть, опыт позитивный, и мы его, конечно, будем использовать. Начнем с того, что в сфере интеллектуальной одаренности особого внимания заслуживает многолетняя деятельность физматшколы — сейчас это специализированный научно-учебный центр при Новосибирском госуниверситете. Практика отбора и подготовки школьников, одаренных в области физики, математики, естественных наук, складывалась еще во времена академика Лаврентьева, под его руководством и с его благословения. Именно физматшкола дала возможность нескольким поколениям людей состояться в науке.
И теперь этот опыт мы попытались транслировать в практику других образовательных учреждений. В результате появился проект специализированных классов, который сегодня успешно реализуется и расширяется. С нового учебного года в нем будет задействовано уже свыше 40 школ области и более ста классов. Мы понимаем, что в каждом случае этот опыт по-своему уникален, в каждой школе процесс обучения происходит немножко по-своему, но главная цель и главный итог один — чтобы высокомотивированные, одаренные в физико-математических и естественно-научных дисциплинах ученики могли глубже, полнее, быстрее развивать свои способности.
Понятно, что одаренность не исчерпывается интеллектуальной сферой. Юным музыкантам, певцам, художникам, артистам тоже требуется внимание и возможность проявить и развивать свои таланты. В Новосибирской области много лет существует система музыкальных, художественных школ, школ искусств, вершиной мы можем считать нашу Новосибирскую консерваторию, которая тоже занимается отбором и воспитанием талантов и в свое время дала миру такое яркое явление, как скрипичная школа профессора Захара Брона. Имена его учеников Вадима Репина, Максима Венгерова сейчас известны во всем мире. А когда-то свою карьеру они начинали в стенах ССМШ (ныне — Новосибирская специальная музыкальная школа (колледж)). И сегодня эта школа продолжает собирать музыкально одаренных детей со всего востока России.
Собственно, система работы с юными талантами так и должна быть построена: важно вовремя заметить, разглядеть, не пропустить способности в ребенке — и дальше уже на протяжении лет их поддерживать и развивать. Это доказывает и опыт нашего балетного училища, ныне колледжа — когда отбирают восьми-, девятилетних девочек и мальчиков, чтобы вырастить из них будущих прим и премьеров большой сцены. И в спорте это очень важно — в раннем детстве обнаружить в ребенке задатки, которые позволят ему потом стать олимпийским чемпионом.
Есть направления, в которых одаренность надо отслеживать начиная даже не с детсадовских лет, а раньше. Взять нашу знаменитую детскую киностудию «Поиск» — там происходят удивительные вещи. Малыши, которые и говорить толком не умеют, уже рисуют, уже делают фильмы. И это очень правильно — потому что именно в таком возрасте у человека развиваются слуховые центры, формируется восприятие цвета, закладывается стремление к самовыражению.
Все это отдельные элементы будущей системы, отдельные примеры опыта — очень ценного опыта, на который мы будем опираться. Но почему возникла необходимость в принятии такой программы? Да потому, что при всем богатстве нашего опыта системности и общего подхода в работе с одаренными детьми у нас сегодня нет. Не выстроен порядок раннего выявления и сопровождения таких детей, где бы они ни жили, где бы ни находились, в любой, самой далекой глубинке.
Не счесть алмазов
— К сожалению, так было всегда. У городского ребенка просто объективно больше шансов быть вовремя замеченным нужным педагогом, который и задаст ему правильное направление.
— Так было. Но так не должно быть. Сегодня, опираясь на возможности информатизации, мы хотим создать своего рода «систему учета» всех талантливых ребятишек области. Всех, кто себя проявил в том или ином виде творчества. Чтобы об этих детях узнали не только окружающие — их родители, воспитатели, учителя, — но и специалисты, вплоть до областного уровня. И не просто узнали, а для каждого нашли способ развить и реализовать свой талант. Поэтому один из элементов программы — создание такого портала, где будет собираться вся информация об одаренных детях области: каковы их успехи, какую помощь они получают, кто и как с ними занимается. Эту информацию мы должны видеть, фиксировать, чтобы при необходимости расширять возможности педагогов на местах.
— Не совсем понятно, как такой портал будет работать. Вот живет ребенок в глубинке с явными способностями, например, к музыке или к шахматам. Кто о нем узнает? Кто выложит информацию?
— Любой, кто имеет доступ в Интернет. Родитель, педагог, сосед, в конце концов. Система эта абсолютно демократичная.
Понятно, что никто заранее не знает, где лежит алмаз, и надо переворотить горы пустой руды, прежде чем отыщешь настоящую драгоценность. Те же родители и педагоги далеко не всегда могут оценить масштабы одаренности ребенка. Это дело профессионалов, чья обязанность — отслеживать поступающие данные.
— И что потом? Педагогический десант в эту деревню?
— Именно так. В каждом районе области должен появиться ресурсный центр, специалисты которого будут регулярно отслеживать информацию, поступающую на портал, изучать, анализировать, а потом — да, если надо, то отправят и десант. Приедут в деревню, познакомятся с юным дарованием, протестируют его, посмотрят, какие можно создать для него условия на месте, поручат это школе или детскому саду, помогут педагогам освоить новые подходы и методики. И дальше продолжат следить за судьбой и развитием молодого таланта.
ЧПУ вместо лобзика
— Вы упомянули создание ресурсных центров. Насколько я поняла, это один из ключевых элементов целевой программы. Что они собой представляют?
— Мы не собираемся плодить новые структуры и ресурсные центры планируем создавать на базе уже существующих учреждений. Конечно, эти базовые учреждения будут получать дополнительную кадровую, финансовую и материальную поддержку. Главная их задача — сопровождение талантливых ребятишек, отслеживание этапов их развития, чтобы в нужный момент подхватить, направить, предложить им новые возможности обучения из имеющихся в этом или ближайших районах. Или просто оказать методическую помощь педагогу, который с данным конкретным ребенком занимается.
Понятно, что, опираясь только на сеть районных центров, эту задачу не решить. Наступает момент, когда таланту становится тесно в прежних рамках и нужны средства, усилия, условия для перехода его на новый уровень обучения. Обеспечить этот новый, более высокий уровень должен областной ресурсный центр. В его функции входит помощь — кадровая и методическая — муниципальным центрам, а кроме того, содействие в дальнейшем развитии и продвижении талантливой молодежи.
По нашему замыслу, это должно быть хорошо оснащенное учреждение. Причем мы принципиально не собираемся ничего нового строить. Достаточно правильно нацелить и эффективно использовать элементы уже имеющейся инфраструктуры. Например, в подчинении у нашего министерства имеется детский оздоровительный лагерь имени Олега Кошевого. Мы хотели бы превратить его в центр, возможно, даже не областного, а республиканского значения для проведения различных мероприятий, нацеленных на одаренных детей. Это могут быть олимпиады, конкурсы, специализированные смены, какие-нибудь школы юных программистов, турниры юных физиков, соревнования по робототехнике и так далее, и тому подобное. Конечно, эту базу надо будет модернизировать, затратив определенные средства, и этим мы сейчас как раз занимаемся.
Есть у нас центр по работе с одаренными детьми «ДИО-ГЕН». Сейчас он занимается в основном тем, что готовит олимпиадников, проводит с ними занятия по профильным дисциплинам. А нам бы хотелось, чтобы он ввел у себя еще и предметно-активную деятельность. Потому что замечено: наши ребятишки на любых международных соревнованиях в области знаний кому угодно могут дать фору, а вот в области умений заметно отстают.
И кстати, решение проблемы уже наметилось: в новом строящемся корпусе Академпарка порядка 1000 квадратных метров предназначены как раз для этих целей. Здесь будет оборудован так называемый фаблаб — аналог Центра технологического обеспечения, который уже несколько лет действует в том же технопарке. Но если ЦТО обеспечивает нужды производства, то этот новый участок строится для учебных целей.
Фаблаб — понятие, которое возникло в Массачусетском технологическом институте. Это набор технологий, которые позволяют все, что человек придумал и начертил, изготовить в материале. Если раньше ребятишки выпиливали свои модельки лобзиком, то теперь к их услугам будет самое современное оборудование — пожалуйста, пробуйте, осваивайте, творите! И я надеюсь, через несколько лет таких зон в Новосибирске будет не одна, а несколько.
Кутюрье из Криводановки
— Скажите, а для конкретных участников процесса что будет в первую очередь означать принятие программы? Как это почувствуют на себе, например, педагоги музыкальной школы в каком-нибудь далеком районе?
— Я думаю, первое, что они должны почувствовать, — это возросшее внимание к своей деятельности. И не просто к деятельности, а к ее результату. Внимание главным образом со стороны власти, но надеюсь, что со стороны общества последует тоже. Настоящее, неподдельное внимание — это огромный ресурс, особенно в тех сферах, где многое до сих пор еще делается на энтузиазме.
Второе — мы постараемся перестроить систему областных мероприятий и наполнить новым содержанием проводимые конкурсы, соревнования, фестивали, олимпиады. Могу сказать как управленец: возможность представить на широкую аудиторию результат своей работы — это для любого человека, тем более творческого, очень важно.
Ну и наконец, если говорить об обновлении материальной базы, об оснащении учреждений — средства на это тоже запланированы. Возможно, перемены окажутся не столь быстры и разительны, как хотелось бы, но постепенно вопрос будет решаться.
— Вы сказали про изменение системы областных конкурсов и фестивалей. Что это значит — их станет больше? Они станут масштабнее? Шире по охвату?
— Шире и масштабнее — да, а количественно больше — вряд ли. Их и так сегодня много, и не все они целесообразны. Некоторые не слишком значимы и касаются узкого круга людей. Я думаю, мы проведем своего рода инвентаризацию мероприятий, выберем самые важные и интересные и постараемся упорядочить. Хотя мы не отказываемся и от нововведений. Вот, скажем, дизайн одежды — довольно популярное сегодня направление и привлекает творческую молодежь. Причем вполне доступное и не требующее больших затрат: швейные машинки есть в любой школе, ткань можно купить, плюс немножко фантазии...
— И фаблаб не надо строить.
— Да, и фаблаб не нужен. Уже несколько раз энтузиасты пытались провести региональный конкурс юных кутюрье. И с этого года мы будем их поддерживать. Почему бы и нет? Такого рода мероприятия могут стать стимулом для привлечения к этой работе районов области. Когда начинаешь устраивать конкурсы, да еще и отмечать организаторов, все понимают, что это актуально, что это востребовано, что это приветствуется, — и тоже включаются.
Так произошло и с фестивалем детского мультипликационного кино «Жар-птица», который год от года собирает все больше и больше участников. Так можно в принципе выстроить любую работу с одаренными детьми. Ничего сверхсложного здесь нет — правильно сформулировать идею, подобрать людей, которые бы этой идеей загорелись, обеспечить им определенный ресурс и дальше не терять из виду, держать руку на пульсе, следить за результатами их работы.
— Дети талантливы в разных областях — есть одаренность художественная и спортивная, математическая и гуманитарная, кто-то выступает на татами, кто-то пишет стихи. А мы объединяем их в одну программу с едиными подходами, с общей системой мероприятий. Нет ли в этом некой искусственности?
— Во-первых, мы действуем в рамках программы не в одиночку. У нас есть партнеры — Министерство культуры, Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов, департамент физической культуры и спорта, управление по делам молодежи. И каждое ведомство несет ответственность за свои мероприятия, за свою часть работы. Так что соединять искусственно футболиста с математиком никто не собирается. И тот и другой будут заниматься со своими педагогами и по своим образовательным программам.
Еще раз хочу подчеркнуть, элементы этой общей системы уже есть. Нам нужно, чтобы они работали более слаженно и эффективно. Для этого их надо связать между собой, где-то добавить ресурс, где-то помочь профессиональными кадрами, где-то подкрепить методически… Вот эту задачу и решает программа поддержки детской одаренности.
В ожидании тьютора
— Поправьте, если я ошибаюсь. Мне кажется, в последнее время в нашем обществе стали больше ценить талант и бережнее к нему относиться. Доказательством тому — принятие вашей программы.
— Признаться, хоть я и оптимист, но вашего мнения разделить не могу. Да, понимание ценности таланта как важного ресурса — для развития общества, страны, государства — по крайней мере на уровне официальной позиции есть. То, что Россия без своей интеллектуальной, творческой элиты никаких масштабных задач не решит, — мы это уже осознали. Прагматическая ценность таланта ни у кого сомнения не вызывает. А вот насчет бережного отношения — тут бы я с выводами не торопился. Потому что, на мой взгляд, как раз потребительское отношение к таланту, которое сложилось в России, и не дает нашему обществу правильно выстроить систему взаимодействия с одаренными людьми, понять свою ответственность за их развитие и реализацию.
Точно так же и педагоги часто не осознают всей меры своей ответственности — личной, профессиональной — за работу с такими ребятишками. Потому что это дети, как правило, особенные, своеобразные, с ними бывает интересно, но очень сложно. Куда проще среднему учителю иметь дело с учениками средних способностей, которых можно вести за собой, пользуясь привычными приемами и методами.
Есть такое понятие — тьютор. Это человек, который направляет, который сопровождает, который дает импульс к развитию и увлекает в еще не ведомые области — и при этом заражает уверенностью, что все получится. Вот такой культуры сопровождения и поддержки одаренных детей у нас в практике образовательных учреждений пока еще очень мало. Поэтому в нашу программу мы закладываем еще и мероприятия по переподготовке педагогов — ведь работа с особыми детьми предполагает в преподавателе особые умения и навыки.
— То, о чем вы говорите, очень непростая задача, и она потребует от участников процесса и высочайшей самоотдачи, и высочайшей квалификации.
— Согласен. Но мы реалисты и не ставим себе невыполнимых целей. Конечно, по определению все дети в чем-то талантливы, и в идеале хорошо было бы дойти до каждого. Но мы понимаем, что это невозможно, и вряд ли когда-нибудь такой ресурс у нас появится.
Вообще, в мире существует две стратегии работы с одаренными детьми. Одна основана на том, чтобы увидеть одаренность уже готовую, уже пробившуюся, уже отчетливо о себе заявившую, — и дать ей развиться. Своего рода стратегия собирания сливок. Она хорошо работает, когда «в запасе» имеется значительный человеческий ресурс. Но Россия не Китай, она не может позволить себе выбирать одного из многих тысяч. Наша стратегия — выстроить такую систему подготовки и воспитания, чтобы как можно больше одаренных людей смогли проявить свой талант. Почувствовали такое желание и обрели такую возможность.
— Владимир Алексеевич, с талантливой молодежью у нас работают давно и плодотворно, опыт в этой области еще со времен Советского Союза накоплен большой. Зачем понадобилось принимать отдельную программу?
— Опыт, действительно, у нас есть, опыт позитивный, и мы его, конечно, будем использовать. Начнем с того, что в сфере интеллектуальной одаренности особого внимания заслуживает многолетняя деятельность физматшколы — сейчас это специализированный научно-учебный центр при Новосибирском госуниверситете. Практика отбора и подготовки школьников, одаренных в области физики, математики, естественных наук, складывалась еще во времена академика Лаврентьева, под его руководством и с его благословения. Именно физматшкола дала возможность нескольким поколениям людей состояться в науке.
И теперь этот опыт мы попытались транслировать в практику других образовательных учреждений. В результате появился проект специализированных классов, который сегодня успешно реализуется и расширяется. С нового учебного года в нем будет задействовано уже свыше 40 школ области и более ста классов. Мы понимаем, что в каждом случае этот опыт по-своему уникален, в каждой школе процесс обучения происходит немножко по-своему, но главная цель и главный итог один — чтобы высокомотивированные, одаренные в физико-математических и естественно-научных дисциплинах ученики могли глубже, полнее, быстрее развивать свои способности.
Понятно, что одаренность не исчерпывается интеллектуальной сферой. Юным музыкантам, певцам, художникам, артистам тоже требуется внимание и возможность проявить и развивать свои таланты. В Новосибирской области много лет существует система музыкальных, художественных школ, школ искусств, вершиной мы можем считать нашу Новосибирскую консерваторию, которая тоже занимается отбором и воспитанием талантов и в свое время дала миру такое яркое явление, как скрипичная школа профессора Захара Брона. Имена его учеников Вадима Репина, Максима Венгерова сейчас известны во всем мире. А когда-то свою карьеру они начинали в стенах ССМШ (ныне — Новосибирская специальная музыкальная школа (колледж)). И сегодня эта школа продолжает собирать музыкально одаренных детей со всего востока России.
Собственно, система работы с юными талантами так и должна быть построена: важно вовремя заметить, разглядеть, не пропустить способности в ребенке — и дальше уже на протяжении лет их поддерживать и развивать. Это доказывает и опыт нашего балетного училища, ныне колледжа — когда отбирают восьми-, девятилетних девочек и мальчиков, чтобы вырастить из них будущих прим и премьеров большой сцены. И в спорте это очень важно — в раннем детстве обнаружить в ребенке задатки, которые позволят ему потом стать олимпийским чемпионом.
Есть направления, в которых одаренность надо отслеживать начиная даже не с детсадовских лет, а раньше. Взять нашу знаменитую детскую киностудию «Поиск» — там происходят удивительные вещи. Малыши, которые и говорить толком не умеют, уже рисуют, уже делают фильмы. И это очень правильно — потому что именно в таком возрасте у человека развиваются слуховые центры, формируется восприятие цвета, закладывается стремление к самовыражению.
Все это отдельные элементы будущей системы, отдельные примеры опыта — очень ценного опыта, на который мы будем опираться. Но почему возникла необходимость в принятии такой программы? Да потому, что при всем богатстве нашего опыта системности и общего подхода в работе с одаренными детьми у нас сегодня нет. Не выстроен порядок раннего выявления и сопровождения таких детей, где бы они ни жили, где бы ни находились, в любой, самой далекой глубинке.
Не счесть алмазов
— К сожалению, так было всегда. У городского ребенка просто объективно больше шансов быть вовремя замеченным нужным педагогом, который и задаст ему правильное направление.
— Так было. Но так не должно быть. Сегодня, опираясь на возможности информатизации, мы хотим создать своего рода «систему учета» всех талантливых ребятишек области. Всех, кто себя проявил в том или ином виде творчества. Чтобы об этих детях узнали не только окружающие — их родители, воспитатели, учителя, — но и специалисты, вплоть до областного уровня. И не просто узнали, а для каждого нашли способ развить и реализовать свой талант. Поэтому один из элементов программы — создание такого портала, где будет собираться вся информация об одаренных детях области: каковы их успехи, какую помощь они получают, кто и как с ними занимается. Эту информацию мы должны видеть, фиксировать, чтобы при необходимости расширять возможности педагогов на местах.
— Не совсем понятно, как такой портал будет работать. Вот живет ребенок в глубинке с явными способностями, например, к музыке или к шахматам. Кто о нем узнает? Кто выложит информацию?
— Любой, кто имеет доступ в Интернет. Родитель, педагог, сосед, в конце концов. Система эта абсолютно демократичная.
Понятно, что никто заранее не знает, где лежит алмаз, и надо переворотить горы пустой руды, прежде чем отыщешь настоящую драгоценность. Те же родители и педагоги далеко не всегда могут оценить масштабы одаренности ребенка. Это дело профессионалов, чья обязанность — отслеживать поступающие данные.
— И что потом? Педагогический десант в эту деревню?
— Именно так. В каждом районе области должен появиться ресурсный центр, специалисты которого будут регулярно отслеживать информацию, поступающую на портал, изучать, анализировать, а потом — да, если надо, то отправят и десант. Приедут в деревню, познакомятся с юным дарованием, протестируют его, посмотрят, какие можно создать для него условия на месте, поручат это школе или детскому саду, помогут педагогам освоить новые подходы и методики. И дальше продолжат следить за судьбой и развитием молодого таланта.
ЧПУ вместо лобзика
— Вы упомянули создание ресурсных центров. Насколько я поняла, это один из ключевых элементов целевой программы. Что они собой представляют?
— Мы не собираемся плодить новые структуры и ресурсные центры планируем создавать на базе уже существующих учреждений. Конечно, эти базовые учреждения будут получать дополнительную кадровую, финансовую и материальную поддержку. Главная их задача — сопровождение талантливых ребятишек, отслеживание этапов их развития, чтобы в нужный момент подхватить, направить, предложить им новые возможности обучения из имеющихся в этом или ближайших районах. Или просто оказать методическую помощь педагогу, который с данным конкретным ребенком занимается.
Понятно, что, опираясь только на сеть районных центров, эту задачу не решить. Наступает момент, когда таланту становится тесно в прежних рамках и нужны средства, усилия, условия для перехода его на новый уровень обучения. Обеспечить этот новый, более высокий уровень должен областной ресурсный центр. В его функции входит помощь — кадровая и методическая — муниципальным центрам, а кроме того, содействие в дальнейшем развитии и продвижении талантливой молодежи.
По нашему замыслу, это должно быть хорошо оснащенное учреждение. Причем мы принципиально не собираемся ничего нового строить. Достаточно правильно нацелить и эффективно использовать элементы уже имеющейся инфраструктуры. Например, в подчинении у нашего министерства имеется детский оздоровительный лагерь имени Олега Кошевого. Мы хотели бы превратить его в центр, возможно, даже не областного, а республиканского значения для проведения различных мероприятий, нацеленных на одаренных детей. Это могут быть олимпиады, конкурсы, специализированные смены, какие-нибудь школы юных программистов, турниры юных физиков, соревнования по робототехнике и так далее, и тому подобное. Конечно, эту базу надо будет модернизировать, затратив определенные средства, и этим мы сейчас как раз занимаемся.
Есть у нас центр по работе с одаренными детьми «ДИО-ГЕН». Сейчас он занимается в основном тем, что готовит олимпиадников, проводит с ними занятия по профильным дисциплинам. А нам бы хотелось, чтобы он ввел у себя еще и предметно-активную деятельность. Потому что замечено: наши ребятишки на любых международных соревнованиях в области знаний кому угодно могут дать фору, а вот в области умений заметно отстают.
И кстати, решение проблемы уже наметилось: в новом строящемся корпусе Академпарка порядка 1000 квадратных метров предназначены как раз для этих целей. Здесь будет оборудован так называемый фаблаб — аналог Центра технологического обеспечения, который уже несколько лет действует в том же технопарке. Но если ЦТО обеспечивает нужды производства, то этот новый участок строится для учебных целей.
Фаблаб — понятие, которое возникло в Массачусетском технологическом институте. Это набор технологий, которые позволяют все, что человек придумал и начертил, изготовить в материале. Если раньше ребятишки выпиливали свои модельки лобзиком, то теперь к их услугам будет самое современное оборудование — пожалуйста, пробуйте, осваивайте, творите! И я надеюсь, через несколько лет таких зон в Новосибирске будет не одна, а несколько.
Кутюрье из Криводановки
— Скажите, а для конкретных участников процесса что будет в первую очередь означать принятие программы? Как это почувствуют на себе, например, педагоги музыкальной школы в каком-нибудь далеком районе?
— Я думаю, первое, что они должны почувствовать, — это возросшее внимание к своей деятельности. И не просто к деятельности, а к ее результату. Внимание главным образом со стороны власти, но надеюсь, что со стороны общества последует тоже. Настоящее, неподдельное внимание — это огромный ресурс, особенно в тех сферах, где многое до сих пор еще делается на энтузиазме.
Второе — мы постараемся перестроить систему областных мероприятий и наполнить новым содержанием проводимые конкурсы, соревнования, фестивали, олимпиады. Могу сказать как управленец: возможность представить на широкую аудиторию результат своей работы — это для любого человека, тем более творческого, очень важно.
Ну и наконец, если говорить об обновлении материальной базы, об оснащении учреждений — средства на это тоже запланированы. Возможно, перемены окажутся не столь быстры и разительны, как хотелось бы, но постепенно вопрос будет решаться.
— Вы сказали про изменение системы областных конкурсов и фестивалей. Что это значит — их станет больше? Они станут масштабнее? Шире по охвату?
— Шире и масштабнее — да, а количественно больше — вряд ли. Их и так сегодня много, и не все они целесообразны. Некоторые не слишком значимы и касаются узкого круга людей. Я думаю, мы проведем своего рода инвентаризацию мероприятий, выберем самые важные и интересные и постараемся упорядочить. Хотя мы не отказываемся и от нововведений. Вот, скажем, дизайн одежды — довольно популярное сегодня направление и привлекает творческую молодежь. Причем вполне доступное и не требующее больших затрат: швейные машинки есть в любой школе, ткань можно купить, плюс немножко фантазии...
— И фаблаб не надо строить.
— Да, и фаблаб не нужен. Уже несколько раз энтузиасты пытались провести региональный конкурс юных кутюрье. И с этого года мы будем их поддерживать. Почему бы и нет? Такого рода мероприятия могут стать стимулом для привлечения к этой работе районов области. Когда начинаешь устраивать конкурсы, да еще и отмечать организаторов, все понимают, что это актуально, что это востребовано, что это приветствуется, — и тоже включаются.
Так произошло и с фестивалем детского мультипликационного кино «Жар-птица», который год от года собирает все больше и больше участников. Так можно в принципе выстроить любую работу с одаренными детьми. Ничего сверхсложного здесь нет — правильно сформулировать идею, подобрать людей, которые бы этой идеей загорелись, обеспечить им определенный ресурс и дальше не терять из виду, держать руку на пульсе, следить за результатами их работы.
— Дети талантливы в разных областях — есть одаренность художественная и спортивная, математическая и гуманитарная, кто-то выступает на татами, кто-то пишет стихи. А мы объединяем их в одну программу с едиными подходами, с общей системой мероприятий. Нет ли в этом некой искусственности?
— Во-первых, мы действуем в рамках программы не в одиночку. У нас есть партнеры — Министерство культуры, Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов, департамент физической культуры и спорта, управление по делам молодежи. И каждое ведомство несет ответственность за свои мероприятия, за свою часть работы. Так что соединять искусственно футболиста с математиком никто не собирается. И тот и другой будут заниматься со своими педагогами и по своим образовательным программам.
Еще раз хочу подчеркнуть, элементы этой общей системы уже есть. Нам нужно, чтобы они работали более слаженно и эффективно. Для этого их надо связать между собой, где-то добавить ресурс, где-то помочь профессиональными кадрами, где-то подкрепить методически… Вот эту задачу и решает программа поддержки детской одаренности.
В ожидании тьютора
— Поправьте, если я ошибаюсь. Мне кажется, в последнее время в нашем обществе стали больше ценить талант и бережнее к нему относиться. Доказательством тому — принятие вашей программы.
— Признаться, хоть я и оптимист, но вашего мнения разделить не могу. Да, понимание ценности таланта как важного ресурса — для развития общества, страны, государства — по крайней мере на уровне официальной позиции есть. То, что Россия без своей интеллектуальной, творческой элиты никаких масштабных задач не решит, — мы это уже осознали. Прагматическая ценность таланта ни у кого сомнения не вызывает. А вот насчет бережного отношения — тут бы я с выводами не торопился. Потому что, на мой взгляд, как раз потребительское отношение к таланту, которое сложилось в России, и не дает нашему обществу правильно выстроить систему взаимодействия с одаренными людьми, понять свою ответственность за их развитие и реализацию.
Точно так же и педагоги часто не осознают всей меры своей ответственности — личной, профессиональной — за работу с такими ребятишками. Потому что это дети, как правило, особенные, своеобразные, с ними бывает интересно, но очень сложно. Куда проще среднему учителю иметь дело с учениками средних способностей, которых можно вести за собой, пользуясь привычными приемами и методами.
Есть такое понятие — тьютор. Это человек, который направляет, который сопровождает, который дает импульс к развитию и увлекает в еще не ведомые области — и при этом заражает уверенностью, что все получится. Вот такой культуры сопровождения и поддержки одаренных детей у нас в практике образовательных учреждений пока еще очень мало. Поэтому в нашу программу мы закладываем еще и мероприятия по переподготовке педагогов — ведь работа с особыми детьми предполагает в преподавателе особые умения и навыки.
— То, о чем вы говорите, очень непростая задача, и она потребует от участников процесса и высочайшей самоотдачи, и высочайшей квалификации.
— Согласен. Но мы реалисты и не ставим себе невыполнимых целей. Конечно, по определению все дети в чем-то талантливы, и в идеале хорошо было бы дойти до каждого. Но мы понимаем, что это невозможно, и вряд ли когда-нибудь такой ресурс у нас появится.
Вообще, в мире существует две стратегии работы с одаренными детьми. Одна основана на том, чтобы увидеть одаренность уже готовую, уже пробившуюся, уже отчетливо о себе заявившую, — и дать ей развиться. Своего рода стратегия собирания сливок. Она хорошо работает, когда «в запасе» имеется значительный человеческий ресурс. Но Россия не Китай, она не может позволить себе выбирать одного из многих тысяч. Наша стратегия — выстроить такую систему подготовки и воспитания, чтобы как можно больше одаренных людей смогли проявить свой талант. Почувствовали такое желание и обрели такую возможность.