Новосибирские школьники на связи со всем миром

Образование / 28 августа 2012 / 14:53
XII съезд работников образования Новосибирской области состоялся в канун нового учебного года, став отправной точкой для многих новых начинаний и площадкой для промежуточного подведения итогов уже реализуемых образовательных проектов. О том, как идет внедрение в образовательный процесс новых технологий, шла речь на заседании круглого стола «Создание информационно-образовательной среды в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования».
Открывая заседание, ведущий круглого стола, заместитель директора по инновационной деятельности «Областного центра информационных технологий» Александр Сизиков отметил, что, хотя региональный образовательный проект «Моя школа – весь мир» стартовал на территории области всего полгода назад, уже вполне можно подводить его промежуточные итоги и ставить задачи на новый учебный год. Тем более, что 1 сентября заканчивается подготовительный этап, и проект приобретает статус пилотного. Выступления участников круглого стола подтвердили, что тем для подробного разговора накопилось достаточно. Те, кто уже ощутил на себе все достоинства и недостатки проекта, охотно поделились полученным опытом с представителями школ, которым еще только предстоит присоединиться к начинанию.

Идем в «Телешколу»!
Одним из направлений проекта «Моя школа – весь мир» является подпроект «Сетевая дистанционная школа Новосибирской области». Его координатор, начальник отдела дистанционного обучения «Областного центра информационных технологий» Валентина Вержанская сообщила, что отбор участников проводился достаточно жестко. В итоге их число составило 48, куда вошли 15 школ Новосибирска и Бердска, 32 школы в шести сельских образовательных округах и одна школа в поселке Тулинский.
– Участники проекта смогли убедиться, что их школы действительно оказываются в тесной связке со всем миром, – подчеркнула она. – Учителя работают с детьми независимо от места проживания, разработчики контента трудятся не только в других городах России, но и за рубежом. Проект создан на основе программы модернизации дистанционного образования. Мы должны были сломать устоявшуюся систему и предоставить другой формат организации занятий. Конечная цель – формирование в области региональной системы дистанционного образования с использованием передовых информационных технологий.
Для реализации проекта была подготовлена региональная команда тьюторов, методистов, педагогов, получен образовательный контент, проработана нормативная база, отлажена система координации и поддержки участников проекта на местах. Поскольку собственного контента на этапе начала реализации проекта не существовало, был использован ресурс информационно-образовательной среды «Телешкола», работающий под эгидой издательства «Просвещение» и, по словам организаторов, вполне заслуживающий доверия.
– Педагоги получили возможность в полной мере оценить все нюансы дистанционного образования, – рассказала Валентина Вержанская. – Они могли общаться с детьми как в онлайне, так и в оффлайне, отслеживать результаты их работы. Что касается школьников, участвующих в проекте, то они получили возможность при поддержке учителя самостоятельно формировать свою образовательную траекторию. Дистанционное обучение – идеальный вариант для детей с ограниченными возможностями, для юных спортсменов, часто уезжающих на соревнования, для тех, кто намного способнее своих сверстников и готов идти вперед быстрее остальных.
Однако использование ресурса «Телешкола» оказалось достаточно дорогим удовольствием, поэтому встал вопрос о формировании собственного образовательного контента. Было решено, что этим займутся учителя, получившие опыт работы в «Телешколе», под общим руководством областного минобразования.
В 2012-2013 учебному году запланировано подключение к проекту еще 20 образовательных учреждений и увеличение количества участвующих в нем школьников более чем на тысячу – с 3665 до 4725 человек.
– Мы теперь готовы заменить «Телешколу» практически на 100 процентов, –резюмировала Валентина Вержанская. – Освоен режим видеоконференций, внедряются всевозможные «примочки» собственного изготовления. Это все – собственное программное обеспечение, которое не требует дополнительной оплаты.
О своих впечатлениях от работы с ресурсом «Телешкола» по русскому языку в 10 классе рассказала учитель средней школы № 1 Чулымского района, сетевой педагог проекта в ИОС «Телешкола» Галина Кузнецова.
– «Телешкола» дает учителям-предметникам богатые дополнительные возможности, позволяет развивать предметные, метапредметные и личностные навыки, – отметила она. – Очень важно, что проект вовлекает участников в единое образовательное пространство области, что особенно актуально для удаленных от центра сельских школ. Меня как учителя в проекте особенно привлекло то, что материал очень четко структурирован, в нем легко ориентироваться. Десятиклассники работают с удовольствием, их привлекают формы подачи материала: тесты, креативные задания, справочная информация, которая всегда под рукой, различные формы коммуникаций: форумы, комментарии, личная переписка. Ребята проходят курс подготовки к ЕГЭ в удобном для себя темпе, выбранном индивидуально.
По словам Галины Кузнецовой, педагоги-организаторы отмечают, что успеваемость в дистанционных группах в итоге выше, чем у школьников, которые учатся в традиционной форме. Однако есть в работе и серьезный тормоз – это низкая скорость интернета, которая не всегда позволяет проводить уроки в онлайн-режиме и видеоконференции.

Конструктор для учителя
Разработчик дистанционного курса «Информатика. Профильный уровень», методист «Областного центра информационных технологий», сетевой педагог Диана Деревягина рассказала, как реализуется в проекте профильный уровень направления «Бизнес-информатика» для 10-11-х классов, состоящий из двух курсов: «Информатика и ИКТ» и «Экономика». По ее словам, в 2012-2013 учебном году в проекте примет участие 21 школа, однако лишь 10 из них войдут в него в полном объеме, остальные предпочли усеченный вариант: либо один из курсов, либо меньшее количество часов, либо и тот, и другой, но в разных классах. Оба курса созданы авторским коллективом педагогов Новосибирской области.
– Курс является своего рода конструктором, – пояснила Диана Деревягина. – Его нельзя взять целиком – он состоит из отдельных модулей, и учитель должен уметь ими пользоваться, собирать так, как нужно именно ему, практические и самостоятельные работы, тесты, индивидуальные и коллективные задания. В самое ближайшее время мы проведем семинары для педагогов, поможем им сформировать свои курсы, чтобы с сентября уже приступить к работе.
Еще один сетевой педагог проекта, учитель начальных классов гимназии № 16 «Французская», автор дистанционного курса «Литературное чтение. 3 класс» Ольга Толстых поделилась с коллегами теми соображениями, которыми руководствовалась при создании контента сетевого проекта:
– Литература – это не наука, а в большей степени искусство, которое невозможно без эмоций. И я долго думала о том, как этот предмет представить дистанционно. В итоге разложила программу на 17 модулей – по числу тем в учебнике. Каждый оформлен по-своему. Например, проходя того или иного автора, мы идем к нему «в гости», интересуемся пристрастиями: например, почему он любил именно то или иное время года. После этого стихи воспринимаются уже совсем по-другому. Есть ссылки на сайты, посвященные творчеству разных авторов, на ролики из Ютуба, где артисты читают их произведения. Если речь о современном авторе – ссылки на их собственное исполнение своих стихов, на интервью с ними. Разумеется, все сайты проверены на безопасность для ребенка.
По словам Ольги Толстых, курс дает ребенку возможность развить наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать информацию. Например, при проверке знания текста предлагается найти ошибку в иллюстрации к нему. Или выбрать из ряда картинок те, что относятся именно к сказкам Андерсена. Или уличить в несоответствии первоисточнику авторов мультфильмов. Кроме того, дети получают практически неограниченные возможности для творчества. Так, при изучении древнеславянских мифов школьникам предлагается создать свой по известному алгоритму, нарисовать иллюстрации к нему. Есть множество экскурсий – в знаменитые музеи, в мастерские художников, на природу в разное время года. Не забыто и здоровье школьников – зарядка для глаз, общая разминка, а также такие нестандартные «физические упражнения», как освоение танцевальных па той эпохи, о которой идет речь в теме. И, разумеется, приведена богатая справочная информация с гиперссылками на нужные места в словарях и энциклопедиях.

Учиться на расстоянии
– Общаясь с коллегами из других регионов, я часто слышу высокие оценки того, как у нас реализуется проект, – заметил Алекснадр Сизиков. – Это действительно так, и в первую очередь благодаря тому, что у нас очень хорошо работают методические службы.
О том, как именно они работают, рассказала методист информационно-методического центра Мошковского района, муниципальный координатор проекта «Сетевая дистанционная школа Новосибирской области» Алена Лебедева. Она сделала акцент на том, что вопрос качества и доступности образования для сельских территорий сегодня стоит на повестке дня особенно остро. Дистанционное образование в этой ситуации может оказать неоценимую помощь. В качестве примера Алена Лебедева привела организацию работы в Мошковском районе. Здесь сформировано 11 учебных групп, в которых занимаются 150 школьников. Уроки идут по четырем курсам: физики в 7 классе, биологии в 6 классе, географии в 9 классе и русскому языку в 11 классе (совместно с подготовкой к ЕГЭ). Для наиболее результативной поддержки учеников создан специальный сайт, организованы различные формы сопровождения на муниципальном уровне. Все участники проекта находятся в постоянном взаимодействии. В итоге за 2011-2012 год учебный план выполнен в полном объеме, а итоговые результаты школьников, обучавшихся дистанционно, оказались выше средних по своим образовательным учреждениям. В 2012-2013 учебном году в проекте примут участие уже 480 детей и 17 сетевых педагогов из 11 школ. Алена Лебедева отметила, что учителя проявляют большой интерес к этой форме обучения и охотно готовы осваивать новые направления.
Начальник отдела сопровождения образовательных проектов и программ «Областного центра информационных технологий» Валентина Хрущева рассказала о том, как шла работа по внедрению федеральных стандартов начального общего образования на пилотных площадках области в рамках реализации проекта «Моя школа – весь мир». В проекте участвовали пять школ, имеющих статус инновационных площадок: школа № 14 села Верх-Тула, школа № 179 Новосибирска, школа № 3 поселка Черепаново, школа № 2 Бердска и школа № 9 Искитима.
– Работа по созданию условий для реализации проекта шла непросто, – рассказала Валентина Хрущева. – Необходимо было определить нормативно-правовое поле, в рамках которого будет двигаться проект, организовать управление процессом, разделить и наладить координацию функций на региональном и школьном уровне, определить степени ответственности. Большое внимание уделялось повышению квалификации педагогов. Записи всех образовательных семинаров хранятся на сайте и могут использоваться как часть образовательного контента.
В числе перспективных направлений дальнейшей реализации проекта Валентина Хрущева назвала создание службы технического сопровождения и института тьюторства, активизацию работы по созданию образовательного контента, внедрение новых форм повышения квалификации педагогов.

«Что делать с этим счастьем?»
О том, как проект «Моя школа – весь мир» реализуется на практике в конкретном образовательном учреждении, рассказала заместитель директора Верх-Тулинской средней школы № 14 Марина Косинцева. Она сообщила, что в проекте приняли участие 87 учеников первых классов и четыре учителя. Работа шла не без сложностей. Одним из первых шагов стала замена учебных помещений – нужно было проводить локальную сеть, переоборудовать кабинеты. Не так просто было и освоить новую технику – помогали другие школы, уже имеющий подобный опыт. Был организован ряд практических семинаров в институте развития образования, где педагоги смогли получить ответы на все интересующие их вопросы.
– Сначала мы обращались с новым оборудованием, трепетно, как с хрустальным, – вспоминала первые шаги в проекте Марина Косинцева. – Потом поняли, что его нужно постоянно иметь под рукой, стали более активно работать с техникой, организовали мониторинг эффективности использования оборудования. Удачно сложилось, что из четырех педагогов, вошедших в проект, двое – молодые специалисты, которые легко ориентировались в технике и помогали коллегам ее освоить. А еще двое – специалисты постарше, с большим опытом методической работы, которым они, в свою очередь, делились с младшими товарищами.
К основным достижениям в реализации проекта его верх-тулинские участники склонны отнести рост интереса школьников к предметам, расширение возможностей учителя в организации занятий, развитие проектной деятельности. В перспективе – создание нового образовательного контента, развитие обмена опытом, организация родительского всеобуча, тесное сотрудничество со всеми участниками эксперимента.
– Многие учителя совершают настоящий подвиг, осваивая интерактивные технологии после того, как четверть века пользовались только мелом и доской, – прокомментировал участие в проекте педагогов старшего поколения Александр Сизиков.
О новых возможностях, открывающихся перед учителем в рамках проекта «Моя школа – весь мир», рассказала еще одна его участница, учитель начальных классов искитимской школы № 9, руководитель методического объединения учителей начальных классов Елена Моисеева. Она, как и ее коллега из Верх-Тулы, отметила, что обилие нового оборудования поначалу вызвало у учителей настоящий шок:
– Встал вопрос: что делать со всем этим счастьем? Надо знакомиться, изучать, а первое сентября на пороге, и там уже отвлекаться некогда. Поскольку объять необъятное невозможно, поначалу остановились на самом необходимом. Освоили интерактивные доски, работу с программой управления классом. Определили формы взаимодействия с участниками проекта: классные блоги, электронные дневники.
Учителя быстро оценили новые возможности, которые открылись перед ними. Так, при отработке техники чтения в первом классе дети смогли не просто учиться быстро читать, но и формировать красивую и правильную речь. Отрабатывая чтение, школьники выкладывали в блоге и электронном дневнике видео- и аудиофайлы с результатами своей работы, что помогало предметно работать над недостатками. Огромный интерес у детей вызвали и программы по организации внеурочной деятельности: создание фотоальбомов, изучение и составление родословных, красочные отчеты о праздничных мероприятиях. Большой популярностью пользуется летняя страничка, где каждый может поделиться своими каникулярными впечатлениями и узнать, как дела у друзей.
– Кроме того, у нас сработал так называемый эффект спирали, – отметила Елена Моисеева. – Более старшие школьники, глядя на первоклашек, тоже загорелись и теперь сами создают видеопособия для младших. Мы сейчас формируем из учеников 4-5 классов команду поддержки проекта.

Дневник и журнал – от бумаги к цифре
Электронные журналы и дневники уже стали привычным атрибутом для подавляющего большинства школ Новосибирской области. О том, как идет процесс их внедрения, рассказала старший методист отдела сопровождения образовательных проектов и программ «Областного центра информационных технологий» Светлана Журова. Она сообщила, что за достаточно короткий промежуток времени все образовательные учреждения области создали свои аккаунты в системе «Дневник.ру». При этом степень своей активности каждая школа определяет самостоятельно.
– В течение 2011-2012 учебного года активность постоянно росла, – отметила Светлана Журова. – Сегодня из 137 тысяч аккаунтов часто используются более половины. Если сначала в системе регистрировались преимущественно ученики, учителя и родители, то сейчас создают свои профили организации управления образования, идет работа по созданию единой системы информационного обмена. Проводятся различные конкурсы для повышения заинтересованности пользователей: на лучшее электронное портфолио, на лучший видеопривет «Дневнику.ру», тематические фотоконкурсы. Новосибирские участники нередко оказываются в числе победителей и призеров, получают заслуженные награды. Система содержит хорошие методические материалы для пользователей, которые только приступают к работе в новом формате.
По словам Светланы Журовой, перспективы работы по внедрению электронных журналов и дневников огромны: создание огромных библиотек, возможности сетевого общения с педагогами, переход к введению безбумажных журналов. Конечно, при этом постоянно принимается во внимание обеспечение интернет-безопасности для детей, отсечение сомнительных посторонних контактов.
Одной из главных проблем, встающих перед участниками информационно-образовательных проектов и препятствующих их полноценной реализации, остается низкая скорость интернета во многих населенных пунктах области. – В ближайшее время без дополнительных вложений ситуацию не изменить, – признал Александр Сизиков. – Сегодня в каждой третьей школе области скорость передачи данных меньше 128 кбит/сек. Поэтому для более 400 школ, где нет высокоскоростного интернета и не хватает учителей, мы должны четко отработать свою модель с использованием электронных образовательных ресурсов.
Тем не менее, все основные направления работы по созданию информационно-образовательной среды в условиях реализации федеральных образовательных стандартов продолжают успешно развиваться, привлекать все новых участников, а значит, образование в регионе становится более качественным и доступным.


comments powered by HyperComments