Лента новостей

Все новости

Популярное

Инноваторов надо готовить с первого класса. А может быть, даже раньше. – Марина Ананич

 


Arial<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Очень печальное соотношение. Особенно печальное в свете деклараций о переходе нашей страны к инновационному развитию. Можно ли его изменить – хотя бы в рамках одного, отдельно взятого региона? Об этом – разговор с заместителем руководителя департамента науки, инноваций, информатизации и связи Новосибирской области, начальником отдела высшего и дополнительного профессионального образования Мариной Ананич.

Arial<#two#> size=<#two#>4<#two#>>Инновации в валенках

Arial<#two#> size=<#two#>3<#two#>>- Марина Ивановна, почему сегодня столько внимания уделяется молодежным инновациям? Ведь идея той же «Интерры» в Новосибирске возникла не случайно. Работа по формированию инновационной среды в наших вузах ведется уже не первый год, и форум стал просто ее логическим продолжением.

Arial<#two#> size=<#two#>3<#two#>>- Чтобы стало понятно, почему это так важно, приведу один пример. Мы привыкли любоваться Японией – как уверенно в течение десятилетий она идет по инновационному пути. Говорили – ну конечно, это же Япония! И вдруг маленькая, холодная Финляндия, где жители, как у нас, ходят в валенках, прорывается вперед, обгоняя признанных мировых лидеров, раскручивая свою марку NOKIA, мгновенно обрастая целой системой продвижения инноваций. Как? Почему? Откуда что взялось?

Arial<#two#> size=<#two#>3<#two#>>На мой взгляд, секрет этого стремительного успеха в том, что финны начали обучать свою молодежь инновационным подходам со студенческой скамьи. Финские технопарки стали появляться в первую очередь в вузах. И именно в вузах здесь создали систему прединкубирования и инкубирования малых фирм.

Arial<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Мы сейчас стараемся сделать то же самое, что сделали в Финляндии, – сдвинуть инновационную компоненту из бизнеса в вузы. Поэтому если раньше в университетах и академиях появлялись в основном такие структуры, как научно-образовательные лаборатории или центры дополнительной подготовки, то теперь здесь создаются бизнес-инкубаторы, центры развития инновационных компетенций, молодежные творческие мастерские, а скоро будут и технопарки. Чтобы молодые люди покидали стены альма-матер вооруженные не только знаниями по специальности, но и умением «упаковать» проект, организовать команду, создать малое предприятие.

Arial<#two#>>


3<#two#>>- Получается, в новосибирских вузах уже создана целая инновационная инфраструктура.

3<#two#>>- Отчасти создана и еще создается. Например, в начале этого года в трех университетах – НГУ, НГТУ и СибГУТИ – появились бизнес-инкубаторы. Сейчас мы возлагаем большие надежды на новые возможности, предоставляемые федеральным законодательством, – создание в госучреждениях малых фирм. Готовиться к этому начали заранее. Ведь малое предприятия не возникнет само по себе на пустом месте – оно создается вокруг научно-прикладного проекта, вокруг команды, которая его реализует. Такой проект надо подготовить и «упаковать», такую команду надо сформировать. И вузы сейчас этим занимаются. Пока они не имеют права создавать малые предприятия и не могут открыть настоящий бизнес-инкубатор – закон этого не позволяет. Поэтому наши инкубаторы, строго говоря, обеспечивают скорее процесс прединкубирования.

3<#two#>>- Но закон уже принят Госдумой, а значит, не сегодня-завтра он должен заработать.

3<#two#>>- Не сегодня и даже не завтра. Закон принят, теперь понадобится ряд подзаконных актов, чтобы вписать его в законодательную систему. В лучшем случае малые предприятия в вузах могут появиться к концу следующего года. А до тех пор нам надо провести мониторинг всех имеющихся проектов, которые потом можно будет вывести в бизнес, подобрать команды, подготовить их, изучить рынок… И вот здесь возникает необходимость в кадрах, обладающих неким набором современных компетенций. Пока нашим ребятам таких знаний и умений сильно недостает.

3<#two#>>- И именно поэтому в девяти новосибирских вузах уже созданы ЦРИКи – Центры развития инновационных компетенций?

3<#two#>>- Да, это наше, новосибирское ноу-хау. Идея, можно сказать, витала в воздухе.

3<#two#>>Как-то раз вице-губернатор и руководитель нашего департамента Геннадий Алексеевич Сапожников, будучи председателем ГАК, увидел у девочки-дипломницы очень интересную, перспективную разработку. «У вас прекрасная разработка, сколько она стоит?» Дипломница пожала плечами – ей даже в голову не приходил такой вопрос. «Очень жаль, - сказал Сапожников. – Нельзя в наше время делать работу просто ради работы, нужно заранее думать – кому она нужна и за сколько ее потом могут купить». И добавил, что хорошо было бы готовить дипломы комплексно – объединяя усилия будущих инженеров, экономистов, маркетологов. Чтобы в итоге получился настоящий бизнес-проект. Правда, делать совместные дипломы оказалось сложно – из-за разных сроков защиты на разных факультетах, зато появилась идея создания ЦРИКов.

3<#two#>>У этих центров три функции. Первая – инновационная: выбрать научный, научно-прикладной проект, проверить его патентоспособность, подобрать возможных партнеров и затем – инкубировать. Вторая – маркетинговая: проанализировать потенциальный рынок разработки, обозначить целевую аудиторию, сформировать элементы продвижения. И наконец – образовательная функция: собрать команду и начать обучение – каким образом превратить данный проект в бизнес и создать фирму. Да, пока еще вуз не может создавать в своих стенах малые предприятия, но он может помочь этой команде на первых порах, чтобы потом она вышла из стен альма-матер и обосновалась где-нибудь в бизнес-инкубаторе или технопарке.

4<#two#>>Фантик и конфетка

3<#two#>>- То есть опять получается своего рода прединкубирование?

3<#two#>>- Скорее – обучение и командообразование. Создадут эти ребята потом фирму или нет – не столь важно. Важно, что их научили, как это делается.

3<#two#>>Правда, пока выходит не совсем то, что мы задумывали. Но это неизбежно – новую идею каждый понимает и интерпретирует по-своему. В некоторых вузах, например, набрали людей и стали обучать их менеджменту на примере уже известного, предложенного преподавателем проекта. Это легкий и не очень продуктивный путь – учиться по готовому, как по учебнику. В других вузах проект брали свой, но одни участники работали над технологией, другие занимались маркетингом – в итоге единой команды не получилось.

3<#two#>>Неожиданно удачным оказался результат в университете потребкооперации. Своих технологий здесь, конечно, не было, пришлось брать «со стороны», зато составляющая рекламы и маркетинга на высоте. В технических вузах все получилось наоборот: основное внимание уделялось самой разработке – и в бизнес это не вырастало.
Поэтому следующим шагом развития ЦРИК стало проведение конкурса проектов. Такой конкурс впервые прошел в прошлом году. Девять вузов представили 22 проекта, из которых были выбраны шесть победителей.

3<#two#>>Однако скоро нам стало понятно, что одних ЦРИКов недостаточно. В СибУПК или Нархозе прекрасно развиты маркетинг, пиар и реклама, но собственных технологий нет. Зато с техническими вузами все наоборот: есть интересные и перспективные разработки, не хватает «упаковки».

3<#two#>>- Получается, у одних – фантик без конфетки, у других – конфетка без фантика.

3<#two#>>- Именно. Значит, то и другое надо как-то соединить. Как? Поначалу возникла идея – создать межвузовский центр. Идея интересная, но исполнение ее пока пришлось отложить – наши академии и университеты самостоятельны и самодостаточны, процессы интеграции в этой сфере идут трудно. Тогда решили пойти «по вертикали», создавая центры развития творческих способностей «Школа – вуз». Мы решили, что отбирать таланты и готовить кадры для инноваций надо даже не со студенческой, а еще со школьной скамьи.

3<#two#>>Таких центров в Новосибирской области сегодня три. Один – в Институте социальной реабилитации для глухих и слабослышащих: здесь есть очень творческие люди, и их надо поддержать. Второй – в ФМШ, где хорошую научную подготовку ребятишек нужно подкрепить маркетинговой составляющей. И наконец, третий, самый, пожалуй, удачный, - в Бердском лицее. Суть заключается в том, чтобы учитель – например, физики – преподавая свой предмет, параллельно еще и развивал у ребятишек творческие способности, выделяя из учеников самых талантливых и перспективных. Мы этих школьников с креативными задатками планируем отслеживать, поддерживать, направлять в Центры развития инновационных компетенций, затем в бизнес-инкубаторы, в технопарк… Должна получиться такая непрерывная цепочка формирования кадров для инновационной деятельности.

3<#two#>>- Действительно, выстраивается целая система – начиная со школы, заканчивая магистратурой, аспирантурой, созданием инновационных фирм. И какое место в этой цепочке занимают молодежные творческие мастерские?

3<#two#>>- Это еще одно, дополнительное звено. Если ЦРИК помогает освоить маркетинг и проектное управление, соединить их с научно-технической разработкой, то творческие мастерские развивают инженерные навыки.
Вы, конечно, знаете, что последние годы самой большой популярностью у выпускников пользуются экономические, юридические специальности – конкурс в этом году доходил до тридцати-пятидесяти человек на место. Понятно, что самые успешные ребята, отличники, медалисты выбирают именно эти престижные факультеты. А инженерные остаются почти без конкурса.

3<#two#>>- И творческие мастерские должны исправить этот перекос?

3<#two#>>- Этот перекос постепенно исправит ситуация на рынке труда. А пока в молодежных творческих мастерских будущие инженеры учатся тому, что они должны знать и уметь, когда придут на производство. Не просто постигают теорию, а получают реальные практические навыки разработки, конструирования и технологических решений производства нового товара. Ведь не секрет, что молодые люди, выбирая профессию того же инженера, часто довольно смутно представляют себе, в чем конкретно заключается инженерный труд.

3<#two#>>Сейчас в городе действуют две студенческие мастерские – дизайна и архитектуры (НГАХА – НГАСУ) и оптических технологий (СГГА). И есть уже результаты: буквально через полгода таких занятий ребята из геодезической академии заняли первое место на всероссийской олимпиаде, обойдя соперников из Питера – а ведь бывший ЛИТМО всегда считался лучшим в стране вузом по подготовке оптиков.

4<#two#>>Учиться никогда не поздно

3<#two#>>- Можно только позавидовать нынешним студентам – сколько новых возможностей, которых не было в наше время, как интересно сейчас стало учиться!

3<#two#>>- Тому, кто этого хочет. И я бы не сказала, что желающих чересчур много. Выстроить в вузах инновационную систему – это полдела. Главная проблема в том, что в наше время сама по себе ценность знания в обществе не очень высока. И дело не в системе образования. Просто сегодня многие молодые люди, приходя в вуз, по большому счету не готовы и не особенно хотят учиться – в настоящем, высоком смысле этого слова. По данным социологов, лишь 20 процентов студентов действительно мотивированы к обучению. Если до перестройки (по некоторым оценкам) получение хорошего образования в системе жизненных приоритетов стояло на первом месте, то сегодня оно занимает только шестое.

3<#two#>>Приведу еще цифры: по данным тех же соцопросов, лишь 24 процента студентов готовы заниматься научно-исследовательской работой. Правда, еще 32 процента, в принципе, тоже не прочь, но не знают, куда пойти и к чему приложить силы. Вот тут уже недорабатывает вуз. Этих «четверочников», как я их называю, можно было бы подтянуть, направить в нужное русло, мотивировать и сделать «отличниками».

3<#two#>>Как, например, в НГУ. Здесь 75 процентов студентов не просто хотят или собираются, а уже реально заняты научными исследованиями – в университете действует система, заложенная еще академиком Лаврентьевым: с третьего курса ребята начинают работать в лабораториях институтов СО РАН.

3<#two#>>Поэтому мы решили: инновационные технологии – это, конечно, очень важно, но куда важнее – новое мышление, новая идеология, понимание знания как особой ценности. С легкой руки губернатора области мы назвали это «технопарковая идеология» – еще одно наше, новосибирское ноу-хау. Существует такое понятие: экономика знаний – когда полученные знания коммерциализируются и приносят прибыль. Но нам бы хотело ввести иное, более широкое – общество знаний. Когда знания воспринимаются не просто как источник экономических благ, а как самоценность.

3<#two#>>Сравните: доля постоянно обучающихся людей среди экономически активного населения составляет в Германии – 50 процентов, в Швеции – 80, в некоторых странах до 90 процентов. В России – 20-25%. О каком инновационном развитии может идти речь, если три четверти населения не хотят учиться? 

3<#two#>>Эти цифры мы привели Виктору Александровичу Толоконскому. И знаете, что он сказал? Дело не в процентах. Дело в том, что в этих странах, где велика доля участников образовательного процесса, знания сами по себе являются ценностью. Для людей важно повышать свой образовательный уровень – чтобы чувствовать себя комфортно, чтобы не отставать от других, чтобы соответствовать ожиданиям общества. Просто потому, что учиться – это престижно.

4<#two#>>Из детсада – в технопарк

3<#two#>>- Но, кажется, у нас престиж образования тоже достаточно высок. В 90-е годы действительно произошла катастрофическая девальвация ценности образования, однако сегодня этот процесс пошел вспять. А в последнее время не иметь вузовского диплома считается чуть ли не дурным тоном.

3<#two#>>- В том-то и дело, что речь идет чаще всего только о дипломе. Но получить «корочки» - не значит получить знания. Вот в этом и заключается парадокс – при том, что все хотят иметь диплом о высшем образовании, мало кто действительно стремится к знаниям.

3<#two#>>Кстати, надо сказать, что, когда мы, в России, говорим о непрерывном образовании, чаще всего имеем в виду учебу – начиная с детского сада, затем в школе, вузе и так далее. На Западе под непрерывным образованием понимают иное – это постоянное повышение уровня профессиональной квалификации. То есть бармен может всю жизнь оставаться барменом, но при этом посещать разные курсы, тренинги, самосовершенствоваться, обновлять свои умения и навыки. Потому что мир стремительно меняется, прогресс идет нарастающим темпом, и если ты, получив образование несколько лет назад, не будешь двигаться дальше, то очень скоро безнадежно отстанешь.

3<#two#>>Взять, к примеру, современные информационные, коммуникационные технологии – мы не успеваем еще как следует осознать и освоить прежние возможности, а уже появляются новые и новые.
Так что мало придумать и внедрить инновацию, мало освоить ее и пользоваться ею, надо развивать ее дальше. Вот эта готовность к непрерывному инновационному процессу и является главной составляющей нашей технопарковой идеологии.

3<#two#>>И второе – ориентир на сервисы. Потому что инновации мало создать – их надо обслуживать. Помню, по одному из телеканалов показали репортаж – я до сих пор его пересказываю своим студентам в качестве поучительного примера. Место действия – Индия, международное авиашоу, на котором представлены последние новинки мирового самолетостроения. В частности, с российской стороны – уникальный самолет, не имеющий аналогов за рубежом. И журналист спрашивает у стоящего рядом американца – ну как вам наша русская машина? Тот отвечает – да, ваша машина, конечно, супер, но мы предлагаем полный пакет.

3<#two#>>Как говорится – почувствуйте разницу. Разницу между нашими инновациями и их бизнесом, когда любые технологии предлагаются не сами по себе, а вместе с сервисом, с кадрами, с инфраструктурой – то есть с тем самым «пакетом», который и позволяет максимально быстро включить инновации в жизнь.

3<#two#>>- Да, этого как раз нам не хватает. По части технологий мы всегда были сильны, по части «упаковки» сильно отстаем. И чтобы сократить этот разрыв, потребуется целое поколение.

3<#two#>>- Можно считать, что это новое поколение сейчас и готовится к выпуску со студенческой скамьи во взрослую жизнь. Хотя на самом деле смотреть нужно на тех, кто сегодня еще только идет в школу, и работать с ними, начиная с первого класса. А может быть, даже и раньше…

 

 

 

 

 

Arial<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Очень печальное соотношение. Особенно печальное в свете деклараций о переходе нашей страны к инновационному развитию. Можно ли его изменить – хотя бы в рамках одного, отдельно взятого региона? Об этом – разговор с заместителем руководителя департамента науки, инноваций, информатизации и связи Новосибирской области, начальником отдела высшего и дополнительного профессионального образования Мариной Ананич.

Arial<#two#> size=<#two#>4<#two#>>Инновации в валенках

Arial<#two#> size=<#two#>3<#two#>>- Марина Ивановна, почему сегодня столько внимания уделяется молодежным инновациям? Ведь идея той же «Интерры» в Новосибирске возникла не случайно. Работа по формированию инновационной среды в наших вузах ведется уже не первый год, и форум стал просто ее логическим продолжением.

Arial<#two#> size=<#two#>3<#two#>>- Чтобы стало понятно, почему это так важно, приведу один пример. Мы привыкли любоваться Японией – как уверенно в течение десятилетий она идет по инновационному пути. Говорили – ну конечно, это же Япония! И вдруг маленькая, холодная Финляндия, где жители, как у нас, ходят в валенках, прорывается вперед, обгоняя признанных мировых лидеров, раскручивая свою марку NOKIA, мгновенно обрастая целой системой продвижения инноваций. Как? Почему? Откуда что взялось?

Arial<#two#> size=<#two#>3<#two#>>На мой взгляд, секрет этого стремительного успеха в том, что финны начали обучать свою молодежь инновационным подходам со студенческой скамьи. Финские технопарки стали появляться в первую очередь в вузах. И именно в вузах здесь создали систему прединкубирования и инкубирования малых фирм.

Arial<#two#> size=<#two#>3<#two#>>Мы сейчас стараемся сделать то же самое, что сделали в Финляндии, – сдвинуть инновационную компоненту из бизнеса в вузы. Поэтому если раньше в университетах и академиях появлялись в основном такие структуры, как научно-образовательные лаборатории или центры дополнительной подготовки, то теперь здесь создаются бизнес-инкубаторы, центры развития инновационных компетенций, молодежные творческие мастерские, а скоро будут и технопарки. Чтобы молодые люди покидали стены альма-матер вооруженные не только знаниями по специальности, но и умением «упаковать» проект, организовать команду, создать малое предприятие.

Arial<#two#>>


3<#two#>>- Получается, в новосибирских вузах уже создана целая инновационная инфраструктура.

3<#two#>>- Отчасти создана и еще создается. Например, в начале этого года в трех университетах – НГУ, НГТУ и СибГУТИ – появились бизнес-инкубаторы. Сейчас мы возлагаем большие надежды на новые возможности, предоставляемые федеральным законодательством, – создание в госучреждениях малых фирм. Готовиться к этому начали заранее. Ведь малое предприятия не возникнет само по себе на пустом месте – оно создается вокруг научно-прикладного проекта, вокруг команды, которая его реализует. Такой проект надо подготовить и «упаковать», такую команду надо сформировать. И вузы сейчас этим занимаются. Пока они не имеют права создавать малые предприятия и не могут открыть настоящий бизнес-инкубатор – закон этого не позволяет. Поэтому наши инкубаторы, строго говоря, обеспечивают скорее процесс прединкубирования.

3<#two#>>- Но закон уже принят Госдумой, а значит, не сегодня-завтра он должен заработать.

3<#two#>>- Не сегодня и даже не завтра. Закон принят, теперь понадобится ряд подзаконных актов, чтобы вписать его в законодательную систему. В лучшем случае малые предприятия в вузах могут появиться к концу следующего года. А до тех пор нам надо провести мониторинг всех имеющихся проектов, которые потом можно будет вывести в бизнес, подобрать команды, подготовить их, изучить рынок… И вот здесь возникает необходимость в кадрах, обладающих неким набором современных компетенций. Пока нашим ребятам таких знаний и умений сильно недостает.

3<#two#>>- И именно поэтому в девяти новосибирских вузах уже созданы ЦРИКи – Центры развития инновационных компетенций?

3<#two#>>- Да, это наше, новосибирское ноу-хау. Идея, можно сказать, витала в воздухе.

3<#two#>>Как-то раз вице-губернатор и руководитель нашего департамента Геннадий Алексеевич Сапожников, будучи председателем ГАК, увидел у девочки-дипломницы очень интересную, перспективную разработку. «У вас прекрасная разработка, сколько она стоит?» Дипломница пожала плечами – ей даже в голову не приходил такой вопрос. «Очень жаль, - сказал Сапожников. – Нельзя в наше время делать работу просто ради работы, нужно заранее думать – кому она нужна и за сколько ее потом могут купить». И добавил, что хорошо было бы готовить дипломы комплексно – объединяя усилия будущих инженеров, экономистов, маркетологов. Чтобы в итоге получился настоящий бизнес-проект. Правда, делать совместные дипломы оказалось сложно – из-за разных сроков защиты на разных факультетах, зато появилась идея создания ЦРИКов.

3<#two#>>У этих центров три функции. Первая – инновационная: выбрать научный, научно-прикладной проект, проверить его патентоспособность, подобрать возможных партнеров и затем – инкубировать. Вторая – маркетинговая: проанализировать потенциальный рынок разработки, обозначить целевую аудиторию, сформировать элементы продвижения. И наконец – образовательная функция: собрать команду и начать обучение – каким образом превратить данный проект в бизнес и создать фирму. Да, пока еще вуз не может создавать в своих стенах малые предприятия, но он может помочь этой команде на первых порах, чтобы потом она вышла из стен альма-матер и обосновалась где-нибудь в бизнес-инкубаторе или технопарке.

4<#two#>>Фантик и конфетка

3<#two#>>- То есть опять получается своего рода прединкубирование?

3<#two#>>- Скорее – обучение и командообразование. Создадут эти ребята потом фирму или нет – не столь важно. Важно, что их научили, как это делается.

3<#two#>>Правда, пока выходит не совсем то, что мы задумывали. Но это неизбежно – новую идею каждый понимает и интерпретирует по-своему. В некоторых вузах, например, набрали людей и стали обучать их менеджменту на примере уже известного, предложенного преподавателем проекта. Это легкий и не очень продуктивный путь – учиться по готовому, как по учебнику. В других вузах проект брали свой, но одни участники работали над технологией, другие занимались маркетингом – в итоге единой команды не получилось.

3<#two#>>Неожиданно удачным оказался результат в университете потребкооперации. Своих технологий здесь, конечно, не было, пришлось брать «со стороны», зато составляющая рекламы и маркетинга на высоте. В технических вузах все получилось наоборот: основное внимание уделялось самой разработке – и в бизнес это не вырастало.
Поэтому следующим шагом развития ЦРИК стало проведение конкурса проектов. Такой конкурс впервые прошел в прошлом году. Девять вузов представили 22 проекта, из которых были выбраны шесть победителей.

3<#two#>>Однако скоро нам стало понятно, что одних ЦРИКов недостаточно. В СибУПК или Нархозе прекрасно развиты маркетинг, пиар и реклама, но собственных технологий нет. Зато с техническими вузами все наоборот: есть интересные и перспективные разработки, не хватает «упаковки».

3<#two#>>- Получается, у одних – фантик без конфетки, у других – конфетка без фантика.

3<#two#>>- Именно. Значит, то и другое надо как-то соединить. Как? Поначалу возникла идея – создать межвузовский центр. Идея интересная, но исполнение ее пока пришлось отложить – наши академии и университеты самостоятельны и самодостаточны, процессы интеграции в этой сфере идут трудно. Тогда решили пойти «по вертикали», создавая центры развития творческих способностей «Школа – вуз». Мы решили, что отбирать таланты и готовить кадры для инноваций надо даже не со студенческой, а еще со школьной скамьи.

3<#two#>>Таких центров в Новосибирской области сегодня три. Один – в Институте социальной реабилитации для глухих и слабослышащих: здесь есть очень творческие люди, и их надо поддержать. Второй – в ФМШ, где хорошую научную подготовку ребятишек нужно подкрепить маркетинговой составляющей. И наконец, третий, самый, пожалуй, удачный, - в Бердском лицее. Суть заключается в том, чтобы учитель – например, физики – преподавая свой предмет, параллельно еще и развивал у ребятишек творческие способности, выделяя из учеников самых талантливых и перспективных. Мы этих школьников с креативными задатками планируем отслеживать, поддерживать, направлять в Центры развития инновационных компетенций, затем в бизнес-инкубаторы, в технопарк… Должна получиться такая непрерывная цепочка формирования кадров для инновационной деятельности.

3<#two#>>- Действительно, выстраивается целая система – начиная со школы, заканчивая магистратурой, аспирантурой, созданием инновационных фирм. И какое место в этой цепочке занимают молодежные творческие мастерские?

3<#two#>>- Это еще одно, дополнительное звено. Если ЦРИК помогает освоить маркетинг и проектное управление, соединить их с научно-технической разработкой, то творческие мастерские развивают инженерные навыки.
Вы, конечно, знаете, что последние годы самой большой популярностью у выпускников пользуются экономические, юридические специальности – конкурс в этом году доходил до тридцати-пятидесяти человек на место. Понятно, что самые успешные ребята, отличники, медалисты выбирают именно эти престижные факультеты. А инженерные остаются почти без конкурса.

3<#two#>>- И творческие мастерские должны исправить этот перекос?

3<#two#>>- Этот перекос постепенно исправит ситуация на рынке труда. А пока в молодежных творческих мастерских будущие инженеры учатся тому, что они должны знать и уметь, когда придут на производство. Не просто постигают теорию, а получают реальные практические навыки разработки, конструирования и технологических решений производства нового товара. Ведь не секрет, что молодые люди, выбирая профессию того же инженера, часто довольно смутно представляют себе, в чем конкретно заключается инженерный труд.

3<#two#>>Сейчас в городе действуют две студенческие мастерские – дизайна и архитектуры (НГАХА – НГАСУ) и оптических технологий (СГГА). И есть уже результаты: буквально через полгода таких занятий ребята из геодезической академии заняли первое место на всероссийской олимпиаде, обойдя соперников из Питера – а ведь бывший ЛИТМО всегда считался лучшим в стране вузом по подготовке оптиков.

4<#two#>>Учиться никогда не поздно

3<#two#>>- Можно только позавидовать нынешним студентам – сколько новых возможностей, которых не было в наше время, как интересно сейчас стало учиться!

3<#two#>>- Тому, кто этого хочет. И я бы не сказала, что желающих чересчур много. Выстроить в вузах инновационную систему – это полдела. Главная проблема в том, что в наше время сама по себе ценность знания в обществе не очень высока. И дело не в системе образования. Просто сегодня многие молодые люди, приходя в вуз, по большому счету не готовы и не особенно хотят учиться – в настоящем, высоком смысле этого слова. По данным социологов, лишь 20 процентов студентов действительно мотивированы к обучению. Если до перестройки (по некоторым оценкам) получение хорошего образования в системе жизненных приоритетов стояло на первом месте, то сегодня оно занимает только шестое.

3<#two#>>Приведу еще цифры: по данным тех же соцопросов, лишь 24 процента студентов готовы заниматься научно-исследовательской работой. Правда, еще 32 процента, в принципе, тоже не прочь, но не знают, куда пойти и к чему приложить силы. Вот тут уже недорабатывает вуз. Этих «четверочников», как я их называю, можно было бы подтянуть, направить в нужное русло, мотивировать и сделать «отличниками».

3<#two#>>Как, например, в НГУ. Здесь 75 процентов студентов не просто хотят или собираются, а уже реально заняты научными исследованиями – в университете действует система, заложенная еще академиком Лаврентьевым: с третьего курса ребята начинают работать в лабораториях институтов СО РАН.

3<#two#>>Поэтому мы решили: инновационные технологии – это, конечно, очень важно, но куда важнее – новое мышление, новая идеология, понимание знания как особой ценности. С легкой руки губернатора области мы назвали это «технопарковая идеология» – еще одно наше, новосибирское ноу-хау. Существует такое понятие: экономика знаний – когда полученные знания коммерциализируются и приносят прибыль. Но нам бы хотело ввести иное, более широкое – общество знаний. Когда знания воспринимаются не просто как источник экономических благ, а как самоценность.

3<#two#>>Сравните: доля постоянно обучающихся людей среди экономически активного населения составляет в Германии – 50 процентов, в Швеции – 80, в некоторых странах до 90 процентов. В России – 20-25%. О каком инновационном развитии может идти речь, если три четверти населения не хотят учиться? 

3<#two#>>Эти цифры мы привели Виктору Александровичу Толоконскому. И знаете, что он сказал? Дело не в процентах. Дело в том, что в этих странах, где велика доля участников образовательного процесса, знания сами по себе являются ценностью. Для людей важно повышать свой образовательный уровень – чтобы чувствовать себя комфортно, чтобы не отставать от других, чтобы соответствовать ожиданиям общества. Просто потому, что учиться – это престижно.

4<#two#>>Из детсада – в технопарк

3<#two#>>- Но, кажется, у нас престиж образования тоже достаточно высок. В 90-е годы действительно произошла катастрофическая девальвация ценности образования, однако сегодня этот процесс пошел вспять. А в последнее время не иметь вузовского диплома считается чуть ли не дурным тоном.

3<#two#>>- В том-то и дело, что речь идет чаще всего только о дипломе. Но получить «корочки» - не значит получить знания. Вот в этом и заключается парадокс – при том, что все хотят иметь диплом о высшем образовании, мало кто действительно стремится к знаниям.

3<#two#>>Кстати, надо сказать, что, когда мы, в России, говорим о непрерывном образовании, чаще всего имеем в виду учебу – начиная с детского сада, затем в школе, вузе и так далее. На Западе под непрерывным образованием понимают иное – это постоянное повышение уровня профессиональной квалификации. То есть бармен может всю жизнь оставаться барменом, но при этом посещать разные курсы, тренинги, самосовершенствоваться, обновлять свои умения и навыки. Потому что мир стремительно меняется, прогресс идет нарастающим темпом, и если ты, получив образование несколько лет назад, не будешь двигаться дальше, то очень скоро безнадежно отстанешь.

3<#two#>>Взять, к примеру, современные информационные, коммуникационные технологии – мы не успеваем еще как следует осознать и освоить прежние возможности, а уже появляются новые и новые.
Так что мало придумать и внедрить инновацию, мало освоить ее и пользоваться ею, надо развивать ее дальше. Вот эта готовность к непрерывному инновационному процессу и является главной составляющей нашей технопарковой идеологии.

3<#two#>>И второе – ориентир на сервисы. Потому что инновации мало создать – их надо обслуживать. Помню, по одному из телеканалов показали репортаж – я до сих пор его пересказываю своим студентам в качестве поучительного примера. Место действия – Индия, международное авиашоу, на котором представлены последние новинки мирового самолетостроения. В частности, с российской стороны – уникальный самолет, не имеющий аналогов за рубежом. И журналист спрашивает у стоящего рядом американца – ну как вам наша русская машина? Тот отвечает – да, ваша машина, конечно, супер, но мы предлагаем полный пакет.

3<#two#>>Как говорится – почувствуйте разницу. Разницу между нашими инновациями и их бизнесом, когда любые технологии предлагаются не сами по себе, а вместе с сервисом, с кадрами, с инфраструктурой – то есть с тем самым «пакетом», который и позволяет максимально быстро включить инновации в жизнь.

3<#two#>>- Да, этого как раз нам не хватает. По части технологий мы всегда были сильны, по части «упаковки» сильно отстаем. И чтобы сократить этот разрыв, потребуется целое поколение.

3<#two#>>- Можно считать, что это новое поколение сейчас и готовится к выпуску со студенческой скамьи во взрослую жизнь. Хотя на самом деле смотреть нужно на тех, кто сегодня еще только идет в школу, и работать с ними, начиная с первого класса. А может быть, даже и раньше…

 

 

 

 

 

Новости партнеров

В России и мире

Опасна ли пониженная температура тела и о каких недугах может сигнализировать
Не вторая мама, а злейший враг: худшие свекрови по знаку Зодиака
Дорога к счастью: 7 полезных советов, которые помогут вам достичь эмоциональной гармонии и избавиться от негатива
Драгоценности, полученные в наследство, опасны? Как «обезвредить» бабушкины серьги и кольца
Если боитесь тромбов, избегайте этой еды: 3 вида продуктов, которые способствуют сгущению крови
Чем подкормить всходы петунии, чтобы растение стало крепче, и улучшилась корневая система
3 знака Зодиака, у которых наладится личная жизнь в конце апреля
Неочевидная причина запора, которая кроется далеко не в питании: устранить ее проще простого
Гречка получится рассыпчатой и вкусной благодаря трем хитростям
Эти продукты надежно защитят ваше сердце от инфаркта и омолодят его