Хочу быть услышанным: зачем Сергей Афанасьев подал в отставку?

Хочу быть услышанным: зачем Сергей Афанасьев подал в отставку?
Фото: vk.com/teatrafanasieva, Рихарда Лем
Культура / 12 ноября 2019 / 19:14

В новосибирской театральной среде паника – мэтр русского психологического театра Сергей Афанасьев заявил о собственной отставке. И причиной стали невыносимые условия, в которых оказался он и его труппа. Таким образом, его уход – это своеобразный манифест, последнее средство привлечь внимание к проблемам Новосибирского городского драматического театра.

Чтобы объяснить свой поступок, Сергей Афанасьев собрал пресс-конференцию в помещении сибирского камерного театра «13 трамвай». На самый главный вопрос, зачем он подал заявление, он ответил: «Я хочу быть услышанным».

Именно этого я хочу и от нашей власти, от моего непосредственного начальства – быть услышанным. Я не хочу протестовать, я очень неконфликтный человек. И тот факт, что 30 лет и полтора года я молчу, и ни разу в жизни не позволил себе никакого выступления против моих учредителей, говорит о том, что я человек очень законопослушный, миролюбивый и компромиссный. Но к моему величайшему сожалению отпущенный мне ресурс сил и терпения на это месте закончился. – Заявил Сергей Афанасьев.

Напомним, художественный руководитель Новосибирского городского драматического театра подал заявление на увольнение 11 ноября. Формально причиной стало то, что у театра хотят отнять значительную часть помещения – а именно весь первый этаж, где расположены фойе и гардероб. Теперь около сотни человек будут спускаться в подвал с верхней одеждой в руках. Класть ее на колени или вешать на спинки кресел.

«Зритель перестанет ходить туда, где нет условий. Таким образом, когда я говорю, что хочу быть услышанным, мое высказывание – в пользу зрителей», – пояснил Афанасьев.


x_2a79dcca.jpg

Подвальное помещение, которое арендует труппа на Вокзальной магистрали, принадлежит местному предпринимателю Александру Большакову. «Формально он объяснил, что у них франшиза купленная Max Mara и Marina Rinaldi. И что эта франшиза контролируется основной фирмой и по этой франшизе есть определенное количество квадратных метров, которые должны быть выделены под этот магазин. И вот, собака грязная, именно этих 30 метро ему и не хватает! Хватились, а 30-ти метров нет. И такой скандал поднялся, на весь мир, потому что итальянские магазины это», – иронизирует худрук. При этом на аренду этого подвальчика они тратят около 12 миллионов в год.

Сыт обещаниями по горло

Новосибирский городской драматический театр кочует из помещения в помещение почти 32 года. В подвал на Вокзальной магистрали авторский театр переехал в 2002 году, это должна была быть временная мера. Под театр начали строительство собственного здания, но его строительство заморозили, и оно, как выразился Афанасьев, «так и гниет на заднем дворе мэрии». В 2015 году театру планировалось отдать помещение кинотеатра «Победа», однако оно не подошло под нужды театра. Два года назад мэрия пообещала Афанасьеву здание бывшего кинотеатра «Пионер» после реконструкции, однако дату начала этой реконструкции постоянно откладывали.

И вот в 2019 году директору дали реальную надежду на скорое разрешение этого вопроса.

«Вы знаете, что на дворе заканчивается Год театра, и вы прекрасно помните, как он начинался, – напомнил Сергей Афанасьев. – Когда в феврале в Оперном театре на собрании по поводу Всероссийского театрального марафона было очень высокое руководство, вице-премьер приезжал, собирались губернатор, мэр, министры культуры разных уровней и просто театральные деятели. Тогда было принято решение, что минкульт РФ берет на себя обязательства финансировать реконструкцию здания кинотеатра «Пионер» для размещения там городского драматического театра. Естественно, у меня в очередной раз выросли крылья».


7UMskV5MVfo.jpg

Он пояснил, что ему даже пообещали начать реконструкцию не 2020 году, как по бюджетному плану, а в июне 2019 – за счет областных средств. Однако этим надеждам не было суждено сбыться. Ни в июне, ни во все последующие месяцы работы по реконструкции на объекте не начались.

В октябре Афанасьев совершенно случайно встретился с исполняющим обязанности министра культуры Новосибирской области Юрием Зимняковым, который ему между делом сообщил, что решение вопроса о финансировании реконструкции «Пионера» отодвинули на 2022-2023 годы.

Несмотря на это, театр уже сегодня платит коммунальные платежи за содержание «Пионера» с продажи билетов, и речь идет о немалых деньгах – 100-150 тысяч рублей.

«Денег нет, но вы держитесь»

В день приезда в Новосибирскую область премьер-министра Дмитрия Медведева Сергей Афанасьев осознанно ли, бессознательно ли цитирует одну из самых широко растиражированных его цитат: «Мне говорят: «Ждите, Сергей Николаевич, ждите. Денег нет, но вы держитесь» Но когда это говорят в десятый раз – это уже не работает».


DSC07468.JPG


Для того чтобы реконструировать здание «Пионера» и перевезти его театр туда, потребуется никак не меньше 450 миллионов рублей.

«Я знаю, что мэрия искала вариант финансирования. Но когда что-то делаешь, появляются результаты», – сетует худрук театра.

По его словам, труппа находится в прекрасной творческой форме, а после вливания в коллектив новых молодых артистов, готова к новым свершениям. Однако у театра очень ограниченное финансирование, денег нет ни на новые декорации, ни на современное световое и звуковое оборудование (есть проектор, но он старый ламповый и постоянно гаснет), есть проблемы с вентиляцией и соблюдением норм пожарной безопасности. «Средств, скажем так, практически нет. Есть какие-то бюджетные хитрости, когда нам говорят, вы сначала внесите те деньги, которые вы получаете с билетов, а потом мы вам компенсируем. Мы вносим эти внебюджетные средства в постановочные расходы, а нам их компенсируют, как зарплаты. И мы не можем их использовать на постановку спектакля», – объясняет Афанасьев.

Кроме того, зарплаты, которые получают молодые артисты, не позволяют им достойно существовать – речь идет о суммах в 20-25 тысяч рублей.

По закону Афанасьев должен отработать еще две недели, а после этого покинет должность художественного руководителя. Театрал надеется, что выход найдется. «Нужен серьезный конструктивный разговор: с нашей стороны – идея о выходе из ситуации, со стороны наших партнеров – деньги. Конечно, у меня есть идеи, я всю жизнь прожил в этом городе, у меня всегда есть два-три варианта в запасе».



comments powered by HyperComments


Новости СМИ2


Подбор недвижимости в Италии