Министерство организовало общественные слушания по «Тангейзеру» с участием деятелей культуры и представителей РПЦ, после которого (поздно вечером 18 марта) была озвучена официальная позиция: «Минкультуры России считает недопустимым вольное или невольное выражение неуважения к традиционным ценностям, проявленное руководством театра и режиссером-постановщиком, и указывает директору театра Б.М. Мездричу на недостаточность контроля за возглавляемым им учреждением».
В сообщении ведомства указывается, что «государственные академические театры должны не только предупреждать своих зрителей о нестандартных прочтениях классических произведений, но и стараться объяснить замысел авторов и происходящее на сцене, проявлять уважение ко всем категориям своих зрителей; при этом избегать постановок, способных спровоцировать раскол в нашем многонациональном и многоконфессиональном обществе».
«К сожалению, руководством театра были проигнорированы первые протесты общественности. Это привело к эскалации конфликта, его переходу из публичного пространства в формат судебных разбирательств, что также представляется нам излишним и неконструктивным», – продолжили в министерстве.
Минкульт предложил внести в постановку необходимые изменения, а также принести публичные извинения всем, «чьи религиозные чувства были задеты». «Не считая цензуру допустимой, мы напоминаем о нашем праве, более того – обязанности в рамках реализации Основ государственной культурной политики принимать в крайних случаях административные и финансовые меры в отношении государственных учреждений культуры, в том числе – лишать финансирования подобные постановки», – заявили чиновники, добавив, что проверят затраты театра на постановку «Тангейзер», выплату гонораров режиссера и актеров.
На сайте Министерства культуры доступна стенограмма прошедшего обсуждения. Вместе с этим ведомством приводятся отдельные комментарии его участников, поддерживающих позицию минкульта.
Калягин Александр, председатель Союза театральных деятелей России:
«Я бы смягчил некоторые формулировки, потому что все перепуганы: сейчас начнется давление со всех сторон. Но, безусловно, ответственность за все происходящее несет директор театра, с этим я согласен».
Кехман Владимир, генеральный директор Михайловского театра:
«Мой учитель Елена Васильевна Образцова часто повторяла: «Я пою только потому, что Господь дал мне талант, а без Господа я никто». То, что было сделано в Новосибирском оперном театре, – это кощунство. Я, как человек верующий, крещеный, православный, как еврей, воспринимаю это как оскорбление. Это демонстрация внутреннего нечестия в стиле и духе союза воинствующих безбожников. Не скрою, я разговаривал сегодня с Мездричем, и он мне сказал, что спектакль этот не отдаст и пойдет до конца. Считаю, что он обязан подать в отставку, а спектакль нужно снять с репертуара».
Легойда Владимир, председатель Синодального информационного центра РПЦ:
«Все-таки очевидно, что это не Вагнер, а «по мотивам» Вагнера. Ну, давайте так честно и будем говорить и писать. В том числе на афишах. Чтобы зритель понимал, куда он идет… Кроме того – вопрос гражданина –поддерживаю то, что сегодня звучало: насколько вот этот «как бы Вагнер» должен финансироваться государством?»
Смирнов Геннадий, заместитель председателя СТД:
«Свобода нигде не является абсолютной. Нигде не дозволено, прикрываясь ею, действовать, не думая о последствиях. Творческая деятельность должна рассматриваться как служение обществу. Вот я думаю, что режиссер-постановщик об этом бы должен был задуматься, прежде всего. О своей миссии как художника. О своей ответственности перед обществом. И тогда, я думаю, и градус этого общественного обсуждения был бы совсем иным».
Урин Владимир, генеральный директор Большого театра:
«Перевод ситуации вокруг новосибирской постановки в плоскость общественного обсуждения, а не судебных разбирательств, на мой взгляд, единственно правильная позиция. Рад, что Минкультуры выбрало этот путь. Кроме того, министерство вновь заявляет о недопустимости цензуры и декларирует свободу творчества. Не могу не согласиться с тем, что театр должен доносить до зрителя информацию о спектаклях. Особенно если речь идет о современных, экспериментальных постановках классики. Убежден: зритель должен знать, на какой спектакль он приходит».
Шаргунов Сергей, писатель:
«Здесь не должно быть охоты на ведьм! Но действительно отвратительный, оскорбительный постер, вот действительно разжигает рознь. И это, на мой взгляд, недопустимо, тем более при поддержке государства».
Архимандрит Тихон (Шевкунов), ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре:
«Можно поприветствовать, что обсуждаемая сегодня проблема с провокативной постановкой «Тангейзера» вышла из судебно-процессуального пространства. Никому не нужна война против даже самых спорных направлений культуры – она может быть бесперспективной и привести ко многим бессмысленным потерям. Тем большая ответственность теперь ложится на тех, кто определяет направления сегодняшней российской культуры, кто принимает решения, какими должны быть поддерживаемые государством проекты».
* * *
Отметим, что упомянутые общественные слушания по «Тангейзеру» прошли 13 марта, за день до показа спектакля. 14 и 15 марта постановка собрала аншлаги в Оперном, хотя перед первым представлением прошел пикет «православных». Примечательно, что тот самый скандальный постер был убран, вместо него зрителям показали белое полотнище. Также напомним, что мировой суд не увидел ни в одном элементе «Тангейзера» оскорбление верующих или осквернение религиозных символов.