Очередной протест против постановки «Тангейзер» православные активисты решили выразить в день показа спектакля – 14 марта. В это же время на свою акцию собирались выйти и защитники оперы, однако после закрытия судом двух административных дел в отношении директора Театра оперы и балета Бориса Мездрича и режиссера Тимофея Кулябина от этой идеи отказались.
Отметим, что о готовящейся акции православные активисты заявили достаточно занятно. На странице одного из организаторов предыдущей акции протеста Анны Симановой появился призыв прийти на пикет с обращением «Дорогие мужчины! Братья и отцы!».
«Против этой продолжающейся провокации мы намерены выразить решительный протест в форме пикета «Защити свою Веру!». Данное мероприятие начнется в 16.20 14 марта непосредственно на территории, прилегающей к главному входу в НГАТОиБ. Мероприятие санкционировано и одобрено мэрией Новосибирска. Всех имеющих силы и желание постоять за Веру прошу прийти на пикет», – написала активистка, добавив весьма неоднозначную фразу: «Отдельная просьба реально оценить Ваши физические и духовные силы, необходимые для участия в пикете».
Народ на заявленный активистами пикет начал собираться одновременно с публикой, пришедшей послушать оперу. Две группы мужчин в спортивной одежде заняли места возле крайних колонн театра, к этому моменту на площади Ленина уже дежурили полицейские. Если прошлая акция протеста началась раньше заявленных сроков, то на этот раз поднимать транспаранты в воздух до 16.20 не дали. Пикет, по словам одного из организаторов Юрия Задои, был согласован на 58 человек, однако по факту собралось раза в три больше.
Среди собравшихся на пикете было больше мужчин, они держали плакаты и активно кричали «позор театру», «позор зрителям» и дружным хором напоминали всем проходившим мимо о православии. Редкие пенсионерки молились, некоторые взяли с собой иконы. Впрочем, представителей старшего поколения было заметно меньше, чем на митинге 1 марта. Дорогу зрителям пикетчики не преграждали, хотя смотрели на них спешащие в театр с некоторой опаской.
– Саша, пойдем правее, нас затопчут.
– Эти? Затопчут?!
– Интеллигентные, верующие люди куда ни глянь!
Напротив православных активистов, выстроившись стеной слева от Оперного театра, собрались группы молодежи. У них с собой был чай в термосе, и они с удовольствием делали фотографии на фоне толпы протестующих. Особо популярен оказался черный плакат «Дорога в ад».
– А можете меня с «дорогой в ад» сфотать?
– Мракобесы!
– А я думал, это должно быть в середине второго акта, – шутили молодые люди, глядя на толпу активистов.
«Нам просто интересно, что здесь происходит. «Тангейзера» мы не видели, осуждать не можем, и мы за здравый смысл, – объяснил один из любопытных наблюдателей. – Так нельзя».
В какой-то момент толпа активистов шевельнулась, и колонна сдвинулась на шаг, заставив толпу наблюдателей немного занервничать. От активистов буквально отшатнулись, однако дальше те двигаться не стали. И продолжили выкрикивать лозунги – «Мы русские, с нами бог».
Как таковых провокаций не было, однако в 30 метрах от православных активистов решил провести одиночный пикет активист «Другой России» Алексей Баранов. Он развернул плакат с надписью «Если вы правда православные, будьте мудрее и не позорьте нашу общую веру». Его окружили сотрудники полиции, и, вероятно, «православные» текст на плакате прочитать не смогли.
«Православные люди на должны себя так вести. Я сам православный человек, добро, конечно, должно быть с кулаками, но здесь я не вижу, чтобы как-то оскорбляли чувства верующих, – заметил Баранов. – Я не хочу оскорбляться, и я не иду на эту оперу».
Толпа людей у входа, впрочем, в итоге сыграла свою роль, хотя активисты и не перегораживали проход в театр. Некоторые опасались идти мимо них, кто-то опаздывал, и в итоге образовалась очередь. Начало спектакля администрации театра даже пришлось немного задержать.
Отметим, что перед началом постановки на экране появилось предупреждение, что в первом действии показаны съемки фильма «Грот Венеры», герой которого Иисус Христос отдавался наслаждениям в обществе богини любви Венеры, а потом решил покинуть это порочное место. Зал был заполнен почти полностью, и никаких недовольных криков на протяжении первого действия, к которому, в частности, были претензии у прокуратуры, не было. На сцене действительно был актер в образе Иисуса Христа в окружении полуобнаженных женщин, однако никаких волнений это, похоже, у публики не вызвало. А авторы, приняв во внимание критику верующих, убрали скандальный постер (тот самый, на котором распятие было изображено на половых органах рисованной женщины), вместо него пустили белый «лист».
– Это он раздел труппу Оперного театра?
– Вот та – самая симпатичная. Зря бинокль не взяли.
– Силикон, явно!
После первого действия оперы корреспондент Сибкрай.ru убегавших из театра разгневанных зрителей не увидела. Собравшиеся в буфете обсуждали даже не столько «Тангейзера», сколько православных активистов. Кто-то возмущался – мол, до последнего боялся отмены спектакля, а кто-то делился впечатлениями о том, как проходил мимо пикетчиков под крики «позор».