«Церковь как никто другой заинтересована в том, чтобы по статьям, защищающим чувства верующих, не было уголовных дел. Мы призваны находить общий язык с творческими людьми, с журналистами в мире и взаимопонимании», – отметил представитель РПЦ. «Поэтому я призываю авторов новосибирского «Тангейзера» услышать верующих людей и завершить эту конфликтную ситуацию без судебных приговоров. Надеюсь, это еще возможно», – указал Легойда.
Директор новосибирского Театра оперы и балета неоднократно заявлял, что готов обсудить постановку непосредственно с митрополитом Тихоном, но тот на его приглашение к переговорам так и не ответил.
Отметим, что Легойда дал понять, что не одобряет травлю создателей скандального спектакля. Он упомянул внутренний документ РПЦ – «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в отношении Церкви», который «подробно определяет порядок церковного реагирования на подобные акты». В нем, в частности, говорится, что в случае оскорбления бога или святыни важно, «чтобы уполномоченные Синодальные или епархиальные церковные органы давали квалифицированную оценку данному акту», а это исключает массовые обращения в прокуратуру о кажущихся проявлениях богохульства.
«Полагаю, что митрополит Новосибирский и Бердский Тихон действовал в соответствии с церковным правом, учитывая исключительный характер ситуации, обратившись с жалобой в правоохранительные органы на постановку оперы «Тангейзер». Но этот прецедент вовсе не дает право каждому священнослужителю и верующему по любому поводу обращаться в суд, особенно учитывая требования принятого Архиерейским собором документа», – отметил глава Синодального информационного отдела РПЦ.
Против судебного «разбора» «Тангейзера» и за общественное обсуждение постановки выступили накануне члены новосибирского отделения Союза театральных деятелей. «То, что постановка «Тангейзера» вызывает споры – это нормально. Различные мнения об этом спектакле и у новосибирской театральной общественности», – отметили представители организации в открытом письме (глава СТД России Александра Калягин высказывался ранее).
«Театр – территория свободы, а право на риск, на эксперимент заложено в саму природу искусства, это его неотъемлемая часть, – отметили в театральные деятели. – Но ситуация, сложившаяся вокруг оперы «Тангейзер», не воспитывает зрителя, не учит его пониманию сложного сценического языка современного оперного театра, а провоцирует на категорические и непримиримые суждения и заявления. При этом категоричней всех оказываются, как правило, те, кто спектакля не видел».
Известно, что обсуждение «Тангейзера» будет в рамках рабочей группы общественного совета при Министерстве культуры России. Инициировано оно и в совете при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека. От совета экспертное заключение «по вопросу возбуждения административного дела» (против Мездрича и Кулябина) составят Мара Полякова и Владимир Ряховский.
Фото: Виктор Дмитриев / Новосибирский государственный академический театр оперы и балета