Проектировщики четвертого моста через Обь в Новосибирске, специалисты СГУПС и представители правительства региона объяснят целесообразность переправы и выбранную для реализации проекта финансовую модель. Губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий пообещал дать депутатам Заксобрания региона полную информацию об этом объекте, чтобы снять все вопросы. Ранее в региональном парламенте прозвучали сомнения в том, что эта переправа вообще нужна жителям города и области.
Обсуждение проекта четвертого моста прошло на сессии Законодательного собрания Новосибирской области 23 июня. Парламентарии принимали очередные поправки в бюджет региона на 2016 год, часть из них касается финансирования проекта четвертого моста через Обь. Речь идет о распределении 355 миллионов рублей. Эти средства региональные власти предлагали перевести в уставной капитал акционерного общества «Центральный мост», однако депутаты предложили выделить мосту только часть этих денег.
«Поправками было предусмотрено 355 миллионов на расчет с проектировщиками по четвертому мосту. Контрактом предусмотрены расчеты до конца года. Поэтому мы вышли с предложением, чтобы паритетно распределить эти денежные средства: 175 (миллионов) оставить на расчет с мостом, а 180 (миллионов) пойдут на сельские дороги, – рассказал председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Заксобрания Федор Николаев. – Есть принципиальная договоренность с правительством, что 150 миллионов из 180 – на планово-предупредительные ремонты сельских дорог в рамках тех наказов, которые давали избиратели».
Поправки в бюджет были приняты в двух чтениях. Ожидалось, что после сессии пройдет правительственный час, в рамках которого депутаты обсудят с представителями региональных властей проект моста. Однако диалог начался раньше – губернатор Новосибирской области ответил на высказывание депутата Андрея Жирнова, который выступил после доклада министра экономического развития региона Ольги Молчановой о социально-экономическом развитии области в 2015 году. В ходе своего доклада Молчанова упомянула четвертый мост, назвав его одним из самых масштабных проектов.
«В некоторых местах воды нету, мы с коллегами из аграрного комитета приехали в Ордынский район, в первое село, и нас там чуть бабушки не разорвали с криками «когда вода будет». А мы готовимся реализовать масштабный и очень подозрительный проект по четвертому мосту, – заметил Жирнов. – Как здесь быть в этой ситуации? Есть более важные вещи для людей, которые их волнуют в первую очередь, чем строительство воздушных замков».
«Есть неполное понимание проекта, – заявил позднее губернатор Владимир Городецкий. – Мы договорились на транспортном комитете, что проведем депутатские слушания, куда пригласим депутатов, специалистов СГУПС, петербуржцев, представителей проектировщика, чтобы понимание было максимальное о полезности и о модели. Сегодня мы ставим вопрос – воды нет, а мы четвертый мост строим. Причем тут вода? Мост строится не из бюджета, а по гранту и за счет частного инвестора. Поэтому говорить, что сегодня первичнее что-то другое – это не связано вообще никак».
Впрочем, есть и другие вопросы, связанные со строительством моста. Тот же депутат Жирнов, например, указал Городецкому, что при гарантированном доходе в 91 миллиард рублей можно было бы отдать мост инвестору целиком: «Пусть это будет частный мост, полностью, и нам не нужно с ними рассчитываться будет. Или пусть это будет государственный мост, чтобы не платить, если это такой выгодный проект».
Отдельно Жирнов обратил внимание властей на предполагаемую стоимость проезда по мосту – 153 рубля для легкового транспорта. Он назвал этот уровень оплаты проезда «безумием» и заметил, что он не согласуется с теми доходами населения, о которых ранее говорила министр Ольга Молчанова.
«Это невозможно, с такими подходами, с такими ценами вообще он нужен ли Новосибирской области? То, что он нужен в перспективе – никто с этим же не спорит. Вопрос: как он будет строиться, где он будет строиться? Здесь тоже возникают вопросы. И все равно ответственность бюджета Новосибирской области, Владимир Филиппович, есть, – обратился Жирнов к губернатору. – Если инвестор не будет получать деньги, необходимые ему, в любом случае мы берем на себя серьезные обязательства. Как будет развиваться у нас сегодня ситуация, мы тоже не можем предполагать. Не хотелось бы, чтобы этот глобальный проект века, который мы собираемся строить, повторил такую же скандальную судьбу, как космодром «Восточный», Сочи, саммит АТЭС».
Городецкий в ответ сообщил, что для решения всех этих вопрос и было решено провести депутатские слушания. Они должны пройти в июле, дату должны определить в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области.
«Все эти вопросы, о прибыльности 91 миллиарда рублей – это от недостатка информации, выверенной, точной. Поэтому мы договорились – проведем, все дадим, разложим, – заверил Городецкий. – С участием петербуржцев, нашего СГУПСа, который дает трафик, по всем делам ответим на вопросы, обязательно».
Напомним, что неоднозначные отзывы о проекте четвертого моста звучат со стороны представителей разных уровней власти и различных экспертов с прошлого года. На данный момент существует проект моста, подготовленный институтом «Стройпроект», он претендует на получение федерального гранта (на средства, собранные от реализации системы «Платон»). В правительстве региона заявляли, что заявка на финансирование моста является одной из главных претендентов на получение денег. Ожидается, что из федерального бюджета на четвертый мост и прилегающие к нему развязки потратят 25,3 миллиарда рублей, 20,2 миллиарда вложит инвестор, еще более четырех миллиардов будут потрачены из регионального бюджета – на подготовку площадки под строительство.