Кандидат в депутаты Горсовета Новосибирска Мария Семенова обвиняет власти в двойных стандартах. Заельцовский суд не нашел нарушений в сборе подписей за кандидата, хотя избирком за такие же нарушения отказывает в регистрации партиям и отдельным претендентам на депутатское кресло.
Мария Семенова, зарегистрированная кандидатом в депутаты Совета депутатов города Новосибирска шестого созыва по одномандатному избирательному округу №10, обратилась в Заельцовский суд с заявлением о признании решения окружной избирательной комиссии о регистрации Олега Шестакова незаконным и о его отмене.
В своем исковом заявлении Мария Семенова приводит факты нарушения Олегом Шестаковым выборного законодательства. Во всех подписных листах, представленных Шестаковым в избирком, значится несуществующая партия. Шестаков пишет, что он выдвинут региональным отделением в городе Новосибирске политической партией «Гражданская платформа». На самом деле такой партии не существует, есть – «региональное отделение в Новосибирской области политической партии «Гражданская платформа».
«Если вы в платежном документе укажете название фирмы «Копыта и рога», вместо «Рога и копыта», банк этот платеж не проведет. Название партии регистрируется в органах юстиции, и оно должно во всех документах звучать именно так, как оно звучит в государственном реестре, и никак иначе, – рассуждает Мария Семенова. – Но судья почему-то проигнорировал это элементарное правовое основание».
В подписных листах с 24 по 29 включительно в адресе места жительства сборщика подписи указано – «ул. Красный проспект», однако в Новосибирске, согласно классификатору адресов Российской Федерации, такого адреса не существует, а есть просто – «Красный проспект».
На подписном листе №12 неразборчиво указана дата рождения, на листе № 14 указана несоответствующая дата рождения, на 15 листе имеется неоговоренное исправление в дате заверения, что влечет недействительность еще пятнадцати подписей. Кроме того, подписи и даты проставления внесены в подписные листы не избирателями, а группой лиц.
Мария Семенова обращалась в окружную комиссию, с требованием провести почерковедческую экспертизу, но комиссия его проигнорировала, хотя председатель комиссии Шаравин проголосовал против регистрации Шестакова кандидатом в депутаты.
Судья Юрий Елапов, рассмотрев заявление Семеновой, отказал в его удовлетворении с такими аргументами, которые заявительницу и представлявших ее интересы юристов привели в шок. Весьма своеобразным образом судья Елапов прокомментировал нарушения в указании даты рождения сборщика подписей. В подписном листе значится – «66 г.р», что, по мнению заявительницы, автоматически влечет за собой решение о признании подписи недействительной: «Представьте себе, если в вашем паспорте написано не 1966 год рождения, а просто – 66. Куда вы с таким паспортом? До первого полицейского дойдете, а он вас заподозрит или в шпионаже, или в покушении на конституционный строй. Но судья Елапов, вопреки правовым основаниям, в своем решении воззвал к обыденной логике».
«При буквальном прочтении указанного подписного листа следует, что дата рождения указана «66 г.р», вместо, как предполагает заявитель «1966 г.р», – признает Юрий Елапов в своем решении, но тут же взывает к формальной логике. – 2066 год еще не наступил, а предполагать факт того, что гражданин РФ, родившийся в 1866 году, дожил до 2015 года, нет оснований».
По данным официальных источников, судья Елапов не является академиком-биологом, или специалистом по критике непальских теорий долгожительства, утверждающих, что человек может тысячелетиями находиться в нирване. «Поэтому, он должен руководствоваться только законом, а не взывать к формальной логике и предположениям. Возможность жить по 200 или 300 лет пока еще никем не опровергнута. А если серьезно, то Елапов, признавший, что в подписных листах было допущено нарушение, обязан был дать этому нарушению юридическую квалификацию», - рассуждает заявительница.
Не менее занимателен урок логики судьи Елапова по поводу указания места жительства. «Да какая разница, как назвать улицу – проспектом, бульваром, тупиком или переулком! Главное, что жители Новосибирска все понимают!», – иронизирует Семенова . Дословно же аргумент судьи Елапова звучит так: в наименовании «адреса места жительства сборщика подписи указано «ул. Красный проспект», вместо «Красный проспект» не препятствует однозначному восприятию этих сведений (названию партии)».
«Однажды ко мне обратился клиент, у которого в Свидетельстве права регистрации жилого помещения оператор допустила ошибку – вместо переулок написала проспект. При продаже квартиры он столкнулся с такими трудностями, которые мы смогли преодолеть только через обращение в суд, который обязал регистрационный орган внести изменения. Чем регистрация права на имущество отличается от другого документа, регламентируемого законодательством?» – возмущается Николай Жернов, представлявший в суде интересы Марии Семеновой.
По поводу «неразборчиво читаемых» записей в подписных листах судья Елапов написал в решении примерно следующее: если вы не смогли прочесть, то мне это удалось, причем без привлечения экспертов-графологов. «[Запись] при ее прочтении судом, является читаемой». Заявительница, получившая отказ в проведении экспертизы, удивилась способностям судьи, сумевшем прочесть запись без привлечения специалистов.
Что касается исправлений в подписных листах, то суд пришел к выводу, что «в подписном листе имеется помарка в написании даты, а не исправление ее, что не влечет недействительности подписей». И опять у заявительницы возник вопрос – на какие статьи, каких законов ссылался судья, квалифицируя нарушение как помарку, вместо исправления. И каким образом ему, не графологу и не почерковеду, удалось это установить, не выходя из зала судебного заседания?
Судья Елапов отмел предположения заявительницы о том, что даты «отбирания подписей поставлены не избирателями, а иными лицами». Сомнения Марии Семеновой могли бы развеять экспертные заключения специалистов, но судья по каким-то основаниям отказал в проведении экспертизы.
В итоге, в удовлетворении заявления Семеновой было отказано. При этом суд согласился с доводами защиты Шестакова: важно информировать граждан о кандидате, а не формально соблюдать форму подписного листа… Незначительная описка не может ставить под сомнение его принадлежность к указанной партии».
«Услышать такое в суде для меня было громом среди ясного неба. По логике ответчика, можно в подписных листах делать все, что угодно, не соблюдать требования закона… Тогда, простите, на каком основании областная избирательная комиссия отказала в регистрации целому ряду политических партий? Не за наличие ли таких «описок», «неразборчивости записей»? Не является ли это проявлением двойных стандартов?» – задается вопросом Николай Жернов.
На окончательное решение судьи Елапова, вероятно, могло повлиять заявление самого Олега Шестакова, который, по его словам, «уже пять лет является депутатом и всегда защищал интересы народа».
Мария Семенова намерена обратиться в областной суд, в случае несогласия с ее доводами – в Верховный и в Европейский суд по правам человека. Необходимость обращения в квалификационную коллегию судей для профессиональной оценки действий судьи Юрия Елапова так же рассматривается юристами кандидата.
Выборы в Городской совет депутатов Новосибирска пройдут 13 сентября. 40 человек получат места по одномандатным округам, еще десять будут выбраны по партийным спискам. К участию в выборах по итогам рассмотрения заявок были допущены «Гражданская платформа», «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Патриоты России», «Справедливая Россия» и «Яблоко».