Трудные компромиссы для Андрея Травникова и Михаила Кузнецова

Трудные компромиссы для Андрея Травникова и Михаила Кузнецова
Фото: Слава Степанов | gelio.livejournal.com
Экономика / 21 апреля 2018 / 13:44 / Иван Стариков

Новосибирской области придется вернуться к вопросу повышения тарифов на коммунальные услуги, несмотря на все прошлогодние протесты, перевод ТЭЦ на бурый уголь, инициированный новым собственником «Сибэко», и грядущую избирательную кампанию. О том, действительно ли существует проблема недостаточности тарифов для энергетиков, и как при новой инициативе на повышение действовать ветвям власти, специально для Сибкрай.ru рассказывает известный новосибирский политик Иван Стариков. 


То, о чем долго говорили аналитики и эксперты, произошло со всей своей экономической и политической неизбежностью. ФАС сопротивлялся недолго, и компания «Сибэко» была продана «Сибирской генерирующей компании» (СГК). Суровое антимонопольное ведомство разрешило эту сделку с оговоркой, что новый владелец не должен допустить роста цен на электроэнергию. 


Временно исполняющий обязанности губернатора Новосибирской области Андрей Травников публично заявил: «Я могу успокоить, что правительство региона не допустит, чтобы потребители пострадали. Я абсолютно уверен, что производственные активы «Сибэко» достаточно эффективны и имеют потенциал для развития».

Как говорится, кто бы спорил, тем более, что предстоящая избирательная кампания не будет для врио губернатора легкой прогулкой, и вопросы тарифной политики будут сильно влиять на их конечный результат.

Местный политический истеблишмент не раз демонстрировал Москве и даже самой администрации президента России свой непредсказуемый норов. Вспомните выборы мэра Новосибирска в 2014 году, где еще случилось такое чудо, когда в однотуровых выдвиженца «Единой России» Владимира Знаткова победил коммунист Анатолий Локоть. Между тем, столица Сибири – самый крупный муниципалитет в России. Спустя год, несмотря на жесткие указания со Старой Площади, местные единороссы «прокатили» Ивана Мороза и выбрали спикером Законодательного собрания беспартийного Андрея Шимкива. 

В свете этих событий в новейшей истории здесь есть о чем задуматься.

Однако о перспективах, целях и ценностях предстоящей избирательной кампании Андрея Травникова, вызовах и рисках, как, впрочем, и эффективных ответах на них, поговорим в следующий раз. А сейчас вернемся к теме большой энергетики.

Для этого нам предстоит восстановить хронологию событий. Городской совет депутатов Новосибирска 2 декабря 2016 года под руководством спикера, перспективного политика Дмитрия Асанцева, подавляющим большинством поддержал повышение тарифов на услуги ЖКХ сразу на 15%.

Примечательно, что «Единая Россия» как правящая партия и КПРФ как наиболее значимая в городе оппозиция оказались едины в этом чувствительном и болезненном для каждого жителя города и области вопросе. Немедленно поднялась волна общественного протеста. Дмитрий Асанцев продержался недолго, и уже 14 декабря 2016 года отправил письмо в адрес администрации области, признав ошибочность этого решения представительного органа власти самого большого муниципалитета страны. 

Губернатор Владимир Городецкий вел себя более последовательно, брал всю ответственность за это непопулярное решение городских законодателей на себя. Тем не менее, волна выступлений граждан нарастала. Прошло несколько масштабных митингов и научно-практических конференций, участником которых был и автор этих строк. Новосибирские общественники проявили непривычное для нынешнего времени упорство, четко и последовательно отстаивали свою позицию в органах власти. В итоге первое лицо области вынуждено было сдаться и отменить принятое решение.

Казалось бы, Андрей Травников получил от своего предшественника Владимира Городецкого своеобразный предвыборный подарок: действительно, на время все успокоилось, протестная активность сошла на нет.

Я убежден, что уже в среднесрочной перспективе к этому вопросу придется возвращаться, кто бы ни был избран губернатором. И вот почему.

Ситуация для Новосибирской области усугубляется. Ежегодно Правительство России выпускает документ, у которого длинное название, на профессиональном сленге его называют «Распоряжение о предельниках». На 2018 год индексация вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ выглядит следующим образом: от 3% – минимум, до 6% – максимум. Примечательно, что самый низкий размер индексации из 83 субъектов у Новосибирской области. А, например, у соседей, кемеровчан, которые «сидят» на энергетических углях – 5,9%. 

Тут есть над чем задуматься и врио губернатора Андрею Травникову, и генеральному директору от нового собственника «СГК» Михаилу Кузнецову.
Убежден, что вопреки общественному мнению, обоим руководителям предстоит вернуться к этой скандальной теме, так как под угрозу ставится безопасность энергоснабжения одного из крупнейших мегаполисов страны. Понимаю, скорее всего, после выборов.

Согласитесь, для города, в котором среднегодовая температура +0,2 градуса, нередко случаются длительные морозы с температурой –30 и ниже – это отнюдь не праздный вопрос.

У меня как бывшего заместителя министра экономики России тогда, полтора года назад, возникли сомнения, а почему компания «Сибэко» столь решительно заявила о критичной необходимости повышения тарифов сразу на 15%, при рекомендованных правительством России 4%? 

Руководство главной теплоснабжающей организации в регионе трудно заподозрить в легкомысленности, как, впрочем, и в управленческой дерзости, вызвавшей столь негативный общественный резонанс.

Они прекрасно понимали, на что шли, и какая будет реакция общества. Сомнение – всегда гигиена ума.

Поэтому попытаемся рассмотреть этот вопрос с цифрами в руках, тем более, что по нему региональным властям в ближайшее время все равно придется принимать сложное и ответственное решение. Но сделать это можно только выйдя из парадигмы кликушества и митинговщины. Необходимо досконально разобраться в тонкостях и деталях этой проблемы.

Для оценки обоснованности установленных тарифов на тепловую энергию, производимую АО «Сибэко», мною были привлечены ведущие эксперты из Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Мы истребовали тарифное дело АО «Сибэко» и провели его тщательный анализ. Результатом этой работы стал доклад объемом 319 страниц, который позволяет говорить о ряде фатально нарастающих проблем в тепловой энергетике Новосибирска и области.

Но прежде чем перейти к скучным цифрам и графикам, хочу напомнить уважаемым читателям, что в квитанции на оплату услуг ЖКХ 65-70% составляют тарифы на теплоснабжение и горячую воду. 

Условно говоря, если вы платите за обычную двушку (45 квадратных метров) в среднем четыре тысячи рублей в месяц, то из них две с половиной тысячи – это плата за отопление и горячую воду. Запомните эти цифры!

Как известно, все познается в сравнении.

Так вот, эксперты НИУ «Высшая школа экономики» провели анализ тарифов АО «Сибэко» на тепловую энергию в отношении: 

1. средних тарифов по регионам Российской Федерации;
2. средних тарифов по федеральным округам Российской Федерации;
3. средних тарифов по городам Российской Федерации с населением выше 500 тысяч человек;
4. средних тарифов по Сибирскому федеральному округу;
5. средних тарифов по Новосибирской области.

Для корректности сразу хочу сказать, что используемые для этого подробного анализа показатели учли данные не только тарифного дела компании «Сибэко», но и статистическую отчетность и информацию, представленную на официальных сайтах регулирующих органов. Впрочем, обо всем по порядку. 

Сравнение со средними тарифами на тепловую энергию, установленными для населения, по регионам России.

С полной ответственностью можно сказать, что в Новосибирской области тарифы на тепловую энергию (данные за второе полугодие 2016 года) одни из самых низких в России и составляют 1366,08 руб./Гкал.

Посмотрим, а что у соседей? Омская область расположена примерно в одинаковых климатических условиях, так вот, у них стоимость составляет 1787,24 руб./Гкал, что на 30,8% выше тарифов Новосибирской области.

Обратите внимание на рисунок 1:
 

стариков 1.jpg


Рисунок 1 – данные Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) о средних тарифах на тепловую энергию на второе полугодие 2016 года в разрезе регионов России (руб./Гкал).

Сравнение со средними тарифами на тепловую энергию по федеральным округам России. Эксперты провели анализ средних тарифов на тепловую энергию в федеральных округах России во втором полугодии 2016. В связи с отсутствием информации в сравнении не представлены Южный федеральный округ и республика Крым.

С уверенностью можно сказать, что из всех федеральных округов самый низкий тариф в Сибирском федеральном округе, который составляет 1561,09 руб./Гкал, что на 22% ниже средних тарифов Центрального и Дальневосточного федеральных округов. Они, между тем, являются округами с самыми высокими средними тарифами. Прошу учесть, что для ЦФО, где преобладает в отличие от Сибири газовая генерация, созданы более благоприятные условия.

Рисунок 2 – динамика данных о средних тарифах на тепловую энергию за 2014-2016 годов в разрезе федеральных округов (руб./Гкал):

стариков2.jpg

Но даже в родном СФО мы видим очевидную дискриминацию в отношении АО «Сибэко». Для компании тариф ниже на 26,7% среднего по округу (см. рисунок 3).

Рисунок 3 –динамика данных о средних тарифах на тепловую энергию за2014-2016 годов в разрезе Сибирского федерального округа (руб./Гкал):

Стариков3.jpg

Проведенный анализ тарифа на тепловую энергию, установленного регулирующими органами на 1 полугодие 2017 г., по городам России с населением выше 500 тысяч человек (данные по тарифам представлены на рисунке 4). Рисунок 4 – данные о тарифах на тепловую энергию на первое полугодие 2017 года по городам России с населением выше 500 тысяч человек (руб./Гкал):

стариков4.jpg


Ради объективности отмечаем, что самый низкий тариф на тепловую энергию (1167,01 руб./Гкал) установлен в Омске для АО «Омские распределительные сети» (приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 19.12.2016г. №595/71). Данный тариф ниже тарифа на тепловую энергию, установленного для АО «Сибэко» в Новосибирске на 1,5%.

Согласитесь, это незначительное исключение, скорее, подтверждает правило недорегулированности тарифов для АО «Сибэко». 


Для того чтобы не перегружать вас цифрами, хочу отметить, что департамент по тарифам Новосибирской области устанавливает тарифы на тепловую энергию для более чем 500 организаций. 

Так вот, величина тарифа для АО «Сибэко» расположена на 37 позиции и составляет 1153,51 руб./за Гкал, что ниже самого высокого тарифа по региону на 2776,92 руб./Гкал. Цифры – упрямая вещь. 

Проведенный нашими экспертами подробный анализ величин тарифов на тепловую энергии по регионам, федеральным округам, Новосибирской области, городам России с населением выше 500 тысяч человек показывает, что тарифы на тепловую энергии, устанавливаемые для АО «Сибэко», в разные годы (2016 и 2017) являются не только одними из самых низких в Новосибирской области, но и одними из самых низких во всей России.

Согласитесь, есть над чем задуматься врио губернатора, мэру Новосибирска и депутатам Законодательного собрания. 

Два года назад указом президента РФ (№373 от 21.07.2015 г.) была упразднена Федеральная служба по тарифам. Ее полномочия и функционал были переданы Федеральной антимонопольной службе (ФАС). 

В Ялте 17-19 октября 2017 года ФАС подвел итоги своей деятельности на новом поприще, провел всероссийский семинар-совещание «Итоги и перспективы тарифного регулирования», где определил оперативные и перспективные задачи.

Устами своего руководителя Игоря Артемьева были манифестированы три базовых принципа:

Первый – «тариф в обмен на эффективность»; 
Второй – «инфляция минус»;
Третий – «эталонный принцип тарифного регулирования».

Попробуем со всем этим разобраться. Действительно, почти десять лет назад президентом РФ была поставлена задача снизить энергоемкость ВВП России к 2020 году на 40% (ФЗ № 261 «Об энергосбережении и энергоэффективности»), была принята масштабная государственная программа.

Безусловно задача амбициозная, но это и вопрос глобальной конкурентоспособности национальной экономики. Честно признаться, ее подзаболтали.  Но к этой проблеме заставит вернуться, и уже по серьезному, текущая внешнеполитическая обстановка. В жестких санкционных «порках» России есть и свои достоинства. В этом смысле диалектику никто не отменял.

Вспомните еще раз цифры в ваших квитанциях на оплату ЖКХ. 

Однако очевидно, если теперь уже у «СГК» не будет оставаться средств для поддержания основных фондов, то говорить о техническом перевооружении, которое позволит повысить энергоэффективность и, соответственно, снизить энергоемкость ВРП Новосибирской области, не приходится. Между тем, с главы региона будут строго спрашивать и за этот показатель. 

Существует критерии оценки работы руководителей субъектов РФ, установленных указом президента РФ №1276 от 10.09.2012 г. Так вот, повышение доступности энергетической инфраструктуры и снижение энергоемкости региона там важнейший критерий. И этот важнейший документ будет хорошим стимулом для вновь избранного губернатора. 

Правительство РФ достигло запланированной цели, удержав в 2017 году инфляцию на абсолютном минимуме – около 3%. При этом совокупный платеж граждан за коммунальные услуги не может быть более 4%. Получается, инфляция все же плюс. И с этим можно было смириться, но не в нашем случае.

Сегодня разброс между ценами (тарифами) ресурсоснабжающих организаций, утвержденных регулирующими органами в 2017 году, составляет до семи раз (от 7000 руб./Гкал в Чукотском автономном округе до 1168 руб./Гкал для «СГК»).

Наконец, третий принцип эталонного тарифного регулирования, он определен ФАС в качестве приоритетного направления на ближайшую перспективу. 

Уже произведены необходимые расчеты по определению операционного уровня расходов, проводится глубокий анализ тарифных последствий (в первую очередь, в сфере теплоснабжения).

Готовится проект федерального закона «Об основах Государственного регулирования цен (тарифов)», где важнейшим показателем является количество обращений в федеральные органы, в данном случае ФАС, регулируемых организаций; эталонных расходов (затрат).

Интересно, а депутаты Госдумы от Новосибирской области участвуют в этой работе, столь критичной для их малой родины?

Ситуация для региона усугубляется тем, что в структуре себестоимости гигакалории топливная составляющая, в нашем случае – уголь, превышает 60%. К ужасу энергетиков ралли цен на энергетические угли за год, вместе с железнодорожными тарифами, повысит стоимость топлива с доставкой более чем на 20%.

А это будет означать, что новый собственник «СГК» подхватит эстафету убытков от тепловой генерации, которая была застарелой проблемой «Сибэко» и перекрестно субсидировалась за счет электрической.

Не сомневайтесь, чудес не бывает! В этих условиях деградация энергетической инфраструктуры будет нарастать, а безопасность теплоснабжения Новосибирской области падать.

Понятно, власть и надзорные органы не позволят энергетикам этого делать. Чтобы не связываться с возмущенными общественниками и, помня о печальном опыте «Сибэко», было принято решение руководством «СГК» заместить дорогие каменные угли на бурые, снизив таким образом в структуре себестоимости топливную составляющую на 15-20%. 

Но «хвост вытащим, клюв увязнет». 

Сжигание бурых углей приведет к увеличению вредных выбросов в атмосферу. Соответственно потребуются значительные капитальные затраты для решения экологических проблем. Иначе жди беды, протестная активность вспыхнет с новой силой. Не сомневайтесь!

Очевидно, простых решений и для Андрея Травникова, и для Михаила Кузнецова просто нет. Любое решение следует подвергать сомнению, а сомнение – всегда гигиена ума. 

В нашем случае быть гигиеничным – это значит профессионально, без митингов и шумных заявлений обеспечить энергетическую и экологическую безопасность потребителей, граждан города и области, социальную сферу, а также экономических субъектов. Нужно найти компромиссы, которые устроят общество, власть, бизнес. Уверен, что они есть.



comments powered by HyperComments