Совместная работа правительства и депутатов Заксобрания над концессией по строительству четвертого моста через Обь осталась без оформленного результата. Достигнутые договоренности, включая значительное снижение объема гарантированного концессионеру дохода, в качестве изменений в документацию не внесены. При этом проект прошел первый конкурсный отбор в Росавтодоре, а исходная финансовая модель привлекла трех инвесторов.
Региональные власти уже сдвигали сроки заключения концессионного соглашения по строительству четвертого моста через Обь в Новосибирске. По новым условиям конкурса, инвестора должны определить в конце апреля, а подписание договора – в конце августа. На торги заявились три компании – ООО «Сибирская инвестиционная компания», ООО «Северо-восточная магистраль» и ООО «Новосибирская концессионная компания».
Учитывая тот общественный резонанс, который вызвали как проект моста, так и финансовая модель его реализации, региональными властями неоднократно заявлялось, что совместно с депутатами Заксобрания для строительства мостового перехода были найдены оптимальные решения. Выступая на январской сессии регионального парламента, губернатор Владимир Городецкий говорил, что проект строительства моста успешно прошел конкурсный отбор в Федеральном дорожном агентстве, а 26 декабря состоялось заседание межведомственной комиссии, «где были успешно защищены параметры изменения финансовой модели». Изменения «защищены», но не внесены – ни в постановление правительства Новосибирской области, ни в конкурсную документацию, размещенную на сайте министерства транспорта и площадке torgi.gov.ru.
Портал Сибкрай.ru направил запрос в региональный парламент, спросив депутатов, в том числе, и о соблюдении договоренностей, достигнутых с правительством Новосибирской области, о которых говорилось в конце 2016 года.
Напомним, изначально минимальный гарантированный доход инвестору был установлен в объеме 91 миллиарда рублей, однако после обсуждений и дискуссий эту цифру значительно уменьшили – до 52 миллиардов рублей. По крайней мере, были соответствующие заявления Городецкого. Тогда он признавал, что в документах концессии был выявлен ряд «неэффективных» и «спорных моментов».
Губернатор лично защищал проект от критики общественников, депутатов Горсовета и Заксобрания. А успокаивая население, даже допускал, что плата за проезд по новой переправе может быть введена не сразу, а через пять лет после сдачи ее в эксплуатацию. Но, опять же, пока это не нашло никакого отражения в документах концессии.
То, что было и пока есть – не более 153 рублей с автотранспортных средств первой категории в первый год эксплуатации, для транспорта третьей категории – 471 рубль, четвертой категории – 706 рублей. При этом необходимо отметить, что к третьей и четвертой категориям относятся, в том числе, автобусы. А потому платность проезда, скорее всего, скажется на тарифах общественного транспорта.
Министерство транспорта Новосибирской области рассчитывало трафик нового моста в первый год – более 86 тысяч автомобилей в сутки. При этом, обосновывая этот план, указывало, что такой объем транспорта пойдет по переправе с учетом частичного закрытия Коммунального моста. Он, действительно, нуждается в ремонте, однако совпадет ли запуск движения по Центральному мосту с началом реконструкции Коммунального? Или для обеспечения определенного объема прибыли концессионера Коммунальный мост закроют в любом случае?
Напомним, что четвертый мост предполагают строить в створе улицы Ипподромская, он свяжет правый берег с площадями Труда и Энергетиков. Кроме самой переправы для реализации проекта потребуется строительство крупных транспортных развязок. Проект четвертого моста через Обь был разработан институтом «Стройпроект», проектно-сметная документация обошлась областному бюджету, предварительно, в 620 миллионов рублей.
Переправа борется за федеральный грант – средства, собранные системой «Платон». Формально шансы у новосибирского проекта еще есть, однако Росавтодор, судя по публикациям на сайте организации, отдает предпочтение объездной дороге в Хабаровске. Без помощи Москвы регион строить переправу не будет.
Вероятно, теперь уже не будет строительства моста и по тем условиям, которые были предложены изначально, но вызвали недовольство как экспертов и общественников, так и депутатов. Они не направлены на привлечение инвестиций и развитие региона, а лишь защищают интересы будущего концессионера. Но остается только догадываться, почему чиновники правительства Новосибирской области тянут с внесением изменений в документацию. Председателем конкурсной комиссии по проведению конкурса на заключение концессионного соглашения является Сергей Боярский – заместитель председателя регионального правительства и министр строительства. И последний вопрос можно адресовать именно ему.