Недавний визит вице-премьера Ольги Голодец, самым ярким пунктом которого стало участие в открытии частной клиники «Мать и дитя», был неоднозначно воспринят новосибирцами. Внимание высших чиновников к частной медицине на фоне недостроенного государственного перинатального центра явно не делает доступнее высококвалифицированную медицинскую помощь и выглядит кощунственно. Глава региона Владимир Городецкий поспешил заявить, что перинатальный центр будет достроен. При этом губернатор фактически подтвердил, что планы региона построить этот объект за счет областных средств и частных инвестиций были ошибкой.
Решение о строительстве перинатального центра в Новосибирской области было принято еще в 2011 году, при этом власти рассчитывали на помощь из федерального бюджета. Но региону не повезло – он не попал в число трех десятков субъектов федерации, где такие центры строились в рамках реализации соответствующей федеральной программы.
В какой-то степени решение властей можно считать вызовом самим себе. «Тянуть» подобный проект самостоятельно регионы, как правило, отказывались. В Новосибирске же строительство объекта было включено в программные мероприятия долгосрочной целевой программы «Развитие службы охраны материнства и детства Новосибирской области на 2011-2014 годы», а затем в подпрограмму «Охрана здоровья матери и ребенка» госпрограммы «Развитие здравоохранения Новосибирской области на 2013-2020 годы».
Если бы все пошло по плану, то уже не меньше года новосибирцы имели бы возможность обращаться за высокотехнологичной и дорогостоящей медицинской стационарной помощью в области акушерства, гинекологии и неонатологии в областной центр, а не в частные клиники или медучреждения соседних регионов. Здесь оказывалась бы и амбулаторная, и консультативно-диагностическая, и медико-реабилитационная помощь женщинам и детям раннего возраста. Так работают центры, построенные по федеральной программе в других российских регионах. Но все пошло не по плану.
В конце 2015 года, когда, согласно проекту, центр уже должен был работать, губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий объявил о том, что строительство заморожено как минимум до 2017 года. «Сегодня приостановились с этим проектом, и пока по 2016 году перспектив начать нет. Ищем инвестиционные подходы. Мы не попали в федеральную программу, к сожалению. Сегодня шесть перинатальных центров в России строятся за счет федеральных денег, а мы – сами», – заявил Городецкий на заседании коллегии областного минздрава. По сути, это было признание того, что регион не сможет достроить центр без сторонней помощи.
Нынешний первый заместитель председателя правительства Владимир Знатков тогда пояснял журналистам, что к моменту остановки строительства в центр вложили около миллиарда рублей, а для его завершения необходимо еще около 3,5 миллиарда рублей. Первоначально проект оценивался в 2,5 миллиарда, однако он подорожал, по данным Знаткова, в связи с падением курса рубля, а также в связи с тем, что при окончательном проектировании решено было увеличить площадь центра на 350 коек с 17 тысяч до 32 тысяч квадратных метров.
Летом 2016 года Владимир Городецкий вернулся из Москвы с не самыми приятными новостями. Судьбу недостроенного центра губернатор обсудил с президентом России Владимиром Путиным и с министром здравоохранения РФ Вероникой Скворцовой. По словам Городецкого, для перинатального центра в будущем году денег не заложено, поэтому «будет осуществляться поиск альтернативных путей финансирования». Как пояснил губернатор, речь идет о частных инвестициях. Но, видимо, с привлечением частных средств на строительство центра по госпрограмме не вышло. Зато все удачно сложилось у коммерческого центра «Мать и дитя», старт которому недавно дала вице-премьер Ольга Голодец.
Сегодня региональные власти вновь ищут поддержку на федеральном уровне. На недавнем заседании совета законодателей Новосибирской области в Москве губернатор рассказал о том, что якобы руководство Минздрава РФ пообещало финансирование проекту на будущий год – планируется его включение в программу финансирования будущего года; в региональных структурах готовят всю необходимую для представления в Москву документацию. Пока в области собирают пакет документов в федеральное правительство, Сибкрай.ru ознакомился с некоторыми материалами, которые отражают ход строительства перинатального центра и расходование бюджетных средств, судя по которым, возникают сомнения в том, что Москва поддержит этот проект.
Из кармана в карман
Исходя из проанализированных документов, региональные власти либо с самого начала не знали, где взять деньги на финансирование строительства центра, либо имели цели, которые сильно отличались от тех, что были озвучены. Во-первых, средства из областного бюджета на реализацию проекта далеко не всегда выделялись целевым назначением. Причем, получателями средств были сразу несколько компаний, составляющих инвестиционную и инновационную инфраструктуру региона.
Так, в 2013 году в рамках программы «Развитие службы охраны материнства и детства Новосибирской области на 2011-2014 гг.» средства областного бюджета в размере 922 миллионов 800 тысяч рублей пошли не на оплату проектных, строительных работ или покупку оборудования, что предсказуемо, если речь идет о строительстве, а на покупку акций АО «УК Биотехнопарк» (УК БТП) и на оплату взноса в уставный капитал АО «Агентство инвестиционного развития» (АИР).
Сделано это было «в целях повышения эффективности деятельности по привлечению инвестиций для реализации на принципах государственно-частного партнерства приоритетных инновационных проектов в сфере биотехнологий». По крайней мере, так говорилось в специальном распоряжении правительства. Однако же ни в этом распоряжении, ни в каком-либо другом документе не было указано целевое назначение бюджетных инвестиций, соответственно, у АИР и УК БТП обязательств по направлению средств именно на строительство перинатального центра не было. Не было ясности и относительно того, какое, собственно, отношение эти две структуры имеют к проекту по созданию медицинского учреждения.
В декабре 2013 года, правда, появляется распоряжение правительства области от 18 декабря 2013 №558-рп (Распоряжение №558-рп), в котором АО «АИР» предлагается направить средства на создание перинатального центра. А с учетом того, что на момент выделения указанных средств АО «АИР» не было утверждено ответственным исполнителем программного мероприятия «Создание перинатальных центров в Новосибирской области», глагол «предлагается» можно было воспринимать буквально. Как предложение, не более того. Аналогичная ситуация и с оплатой акций АИР.
В 2014 году пробел в документах был частично заполнен. Исполнителями по программному мероприятию «Создание и развитие сети перинатальных центров» были определены в лице упомянутого АО «АИР», а также минздрава и департамента имущественных и земельных отношений. Но анализировать их работу в 2014 году нет смысла, поскольку деньги на перинатальный центр не выделялись. Повод для рассмотрения работы АИР появляются в 2015 году, когда агентство получило 425 миллионов 613,5 тысячи рублей. Вопрос лишь в том, что при выделении денег вновь не были документально зафиксированы цель и условия предоставления бюджетных инвестиций.
Это центр, который построил…
Кто же реально строил перинатальный центр, кто и как это финансировал? Как следует из материалов, имеющихся в распоряжении Сибкрай.ru, еще в конце 2011 года между АО «АИР» и компанией «Проминвест» было заключено соглашение о сотрудничестве (совместной деятельности), об объединении усилий, денежных средств и имущества для совместного действия без образования юридического лица в целях создания на территории области перинатального центра. Была обозначена и стоимость строительства – 2,5 миллиарда рублей. Объект должен был быть построен в течение 24 месяцев. Заказчиком строительства выступила ГБУЗ НСО «Государственная Новосибирская областная клиническая больница» (Областная больница). АИР стало инвестором и техническим заказчиком проекта, а ООО «Проминвест» – генподрядчиком. Предполагалось, что центр будет создан на базе областной больницы. Акушерский корпус в ее составе подлежал реконструкции, а остальное компания «Проминвест» должна была построить.
Примечательно, что бизнес-план реализации проекта «Строительство перинатального центра на территории Новосибирской области», разработанный ЗАО «АКГ «Развитие бизнес систем» был передан АО «АИР» лишь через год после заключения соглашения с «Проминвестом» 29 декабря 2012. Согласно бизнес-плану, проект реализуется с 01 сентября 2012 до 31 августа 2014, объем капитальных вложений составляет 3 850 128,2 тысячи рублей, из которых 1 350 128,2 тысячи рублей – рыночная стоимость государственной собственности объектов недвижимого имущества, вовлекаемых в инвестиционный процесс, и 2 500 000,0 тысячи рублей – объем капитальных вложений инвестора проекта.
При этом в бизнес-плане было предусмотрено, что на первом и втором этапах реализации проекта АО «АИР» и ООО «Проминвест» на свои оборотные средства и привлеченные кредитные ресурсы финансируют проектные работы и оплачивают авансы на поставку оборудования. Далее – за счет бюджетных инвестиций в уставный капитал АО «АИР» в размере двух миллиардов 350 миллионов рублей должны быть профинансированы затраты и компенсированы ранее понесенные расходы.
Начинать сначала?
Бюджетные инвестиции, как следует из документов, все же шли на строительство перинатального центра. Сначала – весной 2013 года – на авансирование ООО «Проминвест» по простому инвестдоговору. Однако авансы на общую сумму 456 миллионов рублей были возвращены, после чего по итогам открытого конкурса средства выделялись на реконструкцию и оснащение акушерского корпуса Областной больницы для размещения перинатального центра. В целом размер бюджетных инвестиций за время строительства составил один миллиард 348 миллионов 412,3 тысячи рублей. И это почти все, что и было предусмотрено бюджетом – 97,2% от плана. Но это лишь 55,5% от необходимого объема капитальных вложений.
То есть, изначально область начала реализовывать проект, не имея на строительство достаточных средств. Перинатальный центр стал долгостроем уже в момент разработки самого проекта. Нет, генподрядчик ООО «Проминвест» должен был выполнить проектные и строительные работы, поставить оборудование и осуществить его монтаж, а также передать перинатальный центр «под ключ». Но полная оплата за это не была предусмотрена изначально. При этом за все годы реализации проекта не был найден дополнительный источник финансирования.
Что в итоге? Перегоняя бюджетные средства из одной структуры в другую, область не создала медучреждение, в котором медицинские услуги оказывались бы преимущественно по системе ОМС, то есть, бесплатно, в отличие от торжественно открытой Ольгой Голодец клиники «Мать и дитя». Более того, сейчас на завершение проекта потребуется еще больше средств, чем планировалось ранее. Причем не только на достройку, но и на повторную покупку оборудования, поскольку купленное для центра оборудование было передано в различные учреждения здравоохранения. Таков результат политики области. С этим регион будет претендовать на федеральное финансирование.
В такой ситуации для федерального центра стало бы логичным забрать проект под собственное крыло, под свой финансовый контроль и последующее управление. А для структур, призванных оценивать эффективность расходования региональных средств – это веское основание детально проанализировать все расходы по проекту. Мало того, согласно «Программе развития перинатальных центров в Российской Федерации на 2013–2016 годы», стоимость каждого объекта составляет 2,5–3 миллиарда рублей. Новосибирские власти своими амбициями сильно выходят за эти рамки. В условиях недостатка бюджетного финансирования подобные заявки региона далеко не в его пользу и вряд ли Москва протянет руку Новосибирской области.
Во всяком случае, очередной визит российского вице-премьера в частную клинику «Мать и дитя» является лишним подтверждением политики российского правительства, которое отказывается от бюджетной поддержки таких амбициозных проектов в регионах, предпочитая лоббировать интересы отдельных бизнесменов от медицины, для которых отсутствие конкуренции в бесплатном сегменте здравоохранения – гарантия получения прибыли.