Новые терминалы оплаты за проезд начали работать в Новосибирске, первыми их получили кондукторы муниципального транспорта. Теперь вместо билетов пассажирам будут выдавать чеки, на которых будет указано точное время его получения. Это поможет отследить, насколько общественный транспорт соблюдает график движения, а позднее пригодится при переходе на единую систему оплаты проезда.
К переходу на новые терминалы оплаты проезда работники муниципальных предприятий готовились порядка двух недель, кондукторов обучали работе с новыми аппаратами. С 15 февраля терминалы, выдающие чеки при расчете как по любому виду транспортной карты, так и наличными, будут действовать на муниципальных маршрутах – это более 500 единиц общественного транспорта. Позднее на эти же платежные терминалы переведут коммерческий транспорт, а также маршрутные такси.
«Обслуживание по всем видам карт, плюс еще за наличный расчет идет учет. И мы сможем посмотреть пассажиропоток, как-то маршрутную сеть регулировать. Раньше наличного учета не было вообще в нашей системе, – рассказал начальник отдела информационных технологий «Пассажиртрансснаба» Иван Николенко. – Мы не знали, когда едет пассажир, как пассажирский поток проходит по Новосибирску. Сейчас мы сможем определить, где люди садятся, где наиболее плотное обслуживание».
Впоследствии данные с терминалов могут быть использованы для оптимизации маршрутной сети, исходя из плотности пассажиропотока. Кроме того, по словам Николенко, новые терминалы исключают возможные махинации со стороны персонала, обслуживающего общественный транспорт. Например, если в базе данных будет слишком продолжительная пауза в оплате за проезд, это может означать, что троллейбус или автобус отклонился от маршрута, задержался на остановке.
По словам кондукторов, новые терминалы работают несколько медленнее. Они дольше включаются, к тому же, нужно еще несколько секунд для печати чека, который теперь будет вместо билета. Тем не менее, пользоваться ими будет даже удобнее. «Легче работать с ним, он будет только чеки выдавать, никаких катушек, никаких записей вести не нужно. Приехал на конечную остановку, перевел рейс, на кнопочку нажал и поехал дальше, – рассказала кондуктор троллейбуса №23 Елена Гусева. – Но «зайцы» будут, особенно в час пик, потому что к нему все равно надо привыкнуть, приспособиться. Надо же быстрее, а тут приходится ждать, пока чек выйдет. Можно не успеть, но не будешь же заранее печатать чеки».
Чеки могут быть удобны и некоторым пассажирам. По словам Ивана Николенко, по ним можно будет определить точное время, которое длилась поездка. И, если это необходимо, то пассажир сможет предъявить эти данные своему работодателю.
В планах муниципалитета ввести в оборот новые транспортные карты, приспособленные для работы на этих терминалах. «В дальнейшем это оборудование позволит работать в системе онлайн, там sim-карта стоит. Мы сможем внедрить различные виды проездных, повременные какие-то тарифы», – отметил Николенко.