Депутаты Законодательного собрания региона в рамках работы двух комитетов обсудили перспективы распределения земли после того, как часть районов Новосибирской области войдут в Новосибирскую агломерацию. В частности, парламентарии решали, кто должен распоряжаться участками, находящимися в неразграниченной государственной собственности: муниципальные образования или профильное министерство в региональном правительстве.
Исполнительная власть уже вынесла на обсуждение законопроект «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области и органами государственной власти Новосибирской области». По словам руководителя областного департамента имущества и земельных отношений Романа Шилохвостова, с 1 марта 2015 года вступили в силу изменения Земельного кодекса. Теперь полномочия по распоряжению участками, государственная собственность на которые не разграничена, перешла от муниципальных районов к городским и сельским поселениям. Отметим, что речь идет о землях, по поводу которых в ЕГРП (Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество) не внесены записи о регистрации права собственности.
По данным департамента имущества и земельных отношений, большинство муниципальных образований области не готовы распоряжаться землей, причины – организационные и кадровые. Приведены были и данные анализа, проведенного с 2011 по 2014 год, согласно которому земли сельские поселения распределяли с грубыми нарушениями законодательства. При этом все доходы от аренды поступают в бюджеты муниципальных районов, а не поселений. Как отметил Шилохвостов, обязанности по распределению земли может взять субъект Федерации, в частности, региональное правительство.
Глава департамента заметил, что данный вопрос требует оперативного решения, поскольку в ближайшем будущем 52 муниципальных образований региона войдут в Новосибирскую агломерацию. И необходимо выработать единые подходы к распределению земли. Представитель областного правительства предложил парламентариям переложить обязанность за распределение участков на профильное министерство в правительстве области. В частности, речь идет о подготовке и утверждении документов территориального планирования, внесении в них изменений, по утверждению правил землепользования и застройки, об утверждении документации по планировке территорий поселений, входящих в состав Новосибирской агломерации. Исключение составляют операции по предоставлению земельного участка, на котором расположено здание; использование земельных участков без предоставления таковых и установление сервитутов; формирование земельных участков, на которых расположен многоквартирный дом; предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства. Эти обязанности останутся за муниципалитетами. Предполагается, что документ вступит в силу уже с 1 января 2016 года.
Как заметил на заседании комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности председатель Законодательного собрания Андрей Шимкив, исполнительная власть предлагает своего рода аутсорсинг для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при этом доходы будут поступать в бюджеты муниципальных районов.
По мнению депутата Юрия Зозули, после принятия предлагаемого законопроекта говорить о полномочиях муниципальных районов вообще не придется. «Это фиговый листок – право предоставления земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства. Получается, что все будет решать администрация в Новосибирске. Почему муниципальный уровень недостаточен для того, чтобы принимать решения?» – сказал Зозуля.
Министр финансов Новосибирской области Виталий Голубенко пояснил: речь идет о сельских поселениях, у которых для выполнения возложенных функций нет ни финансов, ни кадров. «Означает ли это, что в случае принятия закона, у перечисленных муниципальных образований волевым порядком забираем часть их полномочий, не особо спрашивая, хотят они этого или нет?» – задал риторический вопрос вице-спикер Владимир Карпов.
Дискуссия продолжилась на заседании комитета Законодательного собрания по аграрной политике. Депутат Юрий Бугаков выразил опасения, что при передаче распоряжения земельными участками на уровень области снизится оперативность принятия решений.
Депутат Анатолий Жуков не согласился с мнением, что в муниципальных поселениях отсутствуют грамотные профессионалы в сфере землеустройства. «Зачем вводить новые штатные единицы в правительстве, когда в сельсоветах уже есть специалисты, занимающиеся земельными отношениями, – отметил Анатолий Жуков. – В конце концов, даже на три сельсовета одного специалиста хватит. Почему мы все управление переводим на Красный проспект?»
«Хочу подчеркнуть, законопроект ни в коем случае не касается земель сельскохозяйственного назначения, а также земель, которые в собственность уже оформлены, – напомнил депутатам председатель комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Олег Подойма. – Земли городских округов сюда тоже не вошли».
Хотя документ и вызвал споры, депутаты рекомендовали принять его на сессии в первом чтении.
Региональной власти понадобились земли агломерации
Депутаты Законодательного собрания региона в рамках работы двух комитетов обсудили перспективы распределения земли после того, как часть районов Новосибирской области войдут в Новосибирскую агломерацию. В частности, парламентарии решали, кто должен распоряжаться участками, находящимися в неразграниченной государственной собственности: муниципальные образования или профильное министерство в региональном правительстве.
Исполнительная власть уже вынесла на обсуждение законопроект «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области и органами государственной власти Новосибирской области». По словам руководителя областного департамента имущества и земельных отношений Романа Шилохвостова, с 1 марта 2015 года вступили в силу изменения Земельного кодекса. Теперь полномочия по распоряжению участками, государственная собственность на которые не разграничена, перешла от муниципальных районов к городским и сельским поселениям. Отметим, что речь идет о землях, по поводу которых в ЕГРП (Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество) не внесены записи о регистрации права собственности.
По данным департамента имущества и земельных отношений, большинство муниципальных образований области не готовы распоряжаться землей, причины – организационные и кадровые. Приведены были и данные анализа, проведенного с 2011 по 2014 год, согласно которому земли сельские поселения распределяли с грубыми нарушениями законодательства. При этом все доходы от аренды поступают в бюджеты муниципальных районов, а не поселений. Как отметил Шилохвостов, обязанности по распределению земли может взять субъект Федерации, в частности, региональное правительство.
Глава департамента заметил, что данный вопрос требует оперативного решения, поскольку в ближайшем будущем 52 муниципальных образований региона войдут в Новосибирскую агломерацию. И необходимо выработать единые подходы к распределению земли. Представитель областного правительства предложил парламентариям переложить обязанность за распределение участков на профильное министерство в правительстве области. В частности, речь идет о подготовке и утверждении документов территориального планирования, внесении в них изменений, по утверждению правил землепользования и застройки, об утверждении документации по планировке территорий поселений, входящих в состав Новосибирской агломерации. Исключение составляют операции по предоставлению земельного участка, на котором расположено здание; использование земельных участков без предоставления таковых и установление сервитутов; формирование земельных участков, на которых расположен многоквартирный дом; предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства. Эти обязанности останутся за муниципалитетами. Предполагается, что документ вступит в силу уже с 1 января 2016 года.
Как заметил на заседании комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности председатель Законодательного собрания Андрей Шимкив, исполнительная власть предлагает своего рода аутсорсинг для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при этом доходы будут поступать в бюджеты муниципальных районов.
По мнению депутата Юрия Зозули, после принятия предлагаемого законопроекта говорить о полномочиях муниципальных районов вообще не придется. «Это фиговый листок – право предоставления земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства. Получается, что все будет решать администрация в Новосибирске. Почему муниципальный уровень недостаточен для того, чтобы принимать решения?» – сказал Зозуля.
Министр финансов Новосибирской области Виталий Голубенко пояснил: речь идет о сельских поселениях, у которых для выполнения возложенных функций нет ни финансов, ни кадров. «Означает ли это, что в случае принятия закона, у перечисленных муниципальных образований волевым порядком забираем часть их полномочий, не особо спрашивая, хотят они этого или нет?» – задал риторический вопрос вице-спикер Владимир Карпов.
Дискуссия продолжилась на заседании комитета Законодательного собрания по аграрной политике. Депутат Юрий Бугаков выразил опасения, что при передаче распоряжения земельными участками на уровень области снизится оперативность принятия решений.
Депутат Анатолий Жуков не согласился с мнением, что в муниципальных поселениях отсутствуют грамотные профессионалы в сфере землеустройства. «Зачем вводить новые штатные единицы в правительстве, когда в сельсоветах уже есть специалисты, занимающиеся земельными отношениями, – отметил Анатолий Жуков. – В конце концов, даже на три сельсовета одного специалиста хватит. Почему мы все управление переводим на Красный проспект?»
«Хочу подчеркнуть, законопроект ни в коем случае не касается земель сельскохозяйственного назначения, а также земель, которые в собственность уже оформлены, – напомнил депутатам председатель комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Олег Подойма. – Земли городских округов сюда тоже не вошли».
Хотя документ и вызвал споры, депутаты рекомендовали принять его на сессии в первом чтении.