Лента новостей

Все новости

Популярное

Виталий Голубенко: Бюджет-2016 напряженный, но не трагичный

    Фото: правительство Новосибирской области

Виталий Голубенко: Бюджет-2016 напряженный, но не трагичный

Бюджет Новосибирской области на 2016 году разрабатывался с задачей восстановления экономического роста. Только в этом случае появятся ресурсы для решения большинства социальных проблем. Об этом заявил министр финансов региона Виталий Голубенко. Он написал для портала Сибкрай.ru статью, в которой объяснил, почему по многим направлениям сокращаются расходы, и стоит ли ждать поступления дополнительных средств. 

Доходы бюджета

Доходы уходящего года и будущего сопоставимы. В этом году мы ожидаем получить 85 миллиардов рублей собственных доходов. В бюджет следующего 2016 года заложены 91,6 миллиарда рублей. Подчеркну, речь идет о собственных доходах, без учета средств федерального бюджета. Откуда этот прирост в 7,7%? Этот прирост связан с влиянием двух макроэкономических характеристик – прироста физических объемов и индекса – дефлятора по показателям социально-экономического развития Новосибирской области, используемых в целях бюджетного планирования. Мы ориентируемся на рост физических объемов в производстве и оказании услуг на 1,5-2%. Торговля дает прирост, но в основном за счет роста цен, в том числе – в связи с  изменением курса национальной валюты: по объемам товарооборота произошло его снижение,  но параллельно происходит рост стоимости товаров, поэтому в целом увеличились налоговые поступления. Рост доходов бюджета будет происходить пока за счет инфляционных ожиданий, нежели прямого прироста экономики.

С точки зрения структуры налогов, формирующих доходную часть бюджета области, ничего принципиально не меняется. На первом месте – налог на доходы физических лиц, на втором месте – налог на прибыль. За ними следуют  налог на имущество организаций и акцизы. В общем объеме более 91 миллиарда рублей эти четыре основных налоговых дохода весят 73 миллиарда рублей. Все внимание при бюджетном планировании привязано к этим налогам, к их налогооблагаемой базе, потому что ее провалы  оборачиваются тем, что бюджет крупными суммами теряет финансовые ресурсы. В 2013 году мы сразу миллиардов восемь недобрали налога на прибыль, в 2014 год –  минус 10% к уровню 2013 года шли, в этом году – еще минус 2% уже к предыдущему году. Анализ исполнения бюджета текущего и прошлого годов показал, что падение только в одном сегменте, финансовом секторе, дало как прямую, так и косвенную потерю в динамике налога на прибыль.

Банки – кровь и плоть новосибирской экономики

Если банки снижают прибыль, то и налогов региональный бюджет получает меньше. Банки заплатили по итогам девяти месяцев на 2,4 миллиарда меньше, чем в прошлом году. Но ведь банки еще и генерируют определенные экономические процессы во всех отраслях за счет кредитования реального сектора. Собственные ресурсы инвесторов у нас в области в среднем составляли не более 30% в общей стоимости проектов. Все остальное – либо дополнительные взносы учредителей, либо заемные ресурсы от кредитных организаций. Известные макроэкономические и геополитические обстоятельства привели к тому, что дешевых денег в стране стало меньше, банки стали вводить ограничения по кредитованию, увеличивать требования к заемщикам.

Производство

Пока мы ожидаем небольшой рост производства. Анализируем динамику этого года: какого-то существенного высвобождения трудовых ресурсов не происходит, больше идет их перераспределение. Последние данные по промышленным показателям – потребление энергоресурсов идет с приростом на 4-5%. Этот рост потребления электроэнергии обеспечивается, как правило, не за счет населения, а за счет производства. Есть показатель загрузки мощностей, чистый прирост обрабатывающих производств – плюс 0,5% к уровню прошлого года. На следующий год увеличение этого показателя ожидается на 2%. Прорывных поступлений собственных доходов в 2016 году от промышленности ждать нельзя.

Бизнес будет продолжать предпринимать меры по сокращению издержек, включая и доступную оптимизацию налоговой нагрузки. Привлекать заемные средства сейчас проблематично, поэтому бизнес будет сокращать издержки для того, чтобы инвестировать свою деятельность – ограничивать персонал и рост заработной платы.

Предприятия, работающие по упрощенной системе налогообложения, дают областному бюджету около пяти миллиардов рублей. Но нельзя преувеличивать их роль, здесь в большой степени решается вопрос полезной занятости населения.

Расходы

При доходах бюджета в 103 миллиарда рублей расходы запланированы в сумме 108 миллиардов, из них семь миллиардов рублей – расходы за счет целевых средств федерального бюджета. Эта величина в два раза ниже предусмотренной действующей редакцией закона об областном бюджете на 2015 год (14 миллиардов). 

Нужно понимать специфику формирования этой части бюджета. Характер трансфертов из федерального бюджета таков, что в течение года принимаются решения по «добавкам», которые затем поступают в регион. Поэтому сумма в семь миллиардов не окончательная. Она зафиксирована на начало года. В начале 2015 года была аналогичная ситуация: целевые трансферты составляли порядка восьми миллиардов рублей. И, тем не менее, сокращение федеральных субсидий весьма чувствительно, и в большей части сократились субсидии по совместным программам. 

Закончена программа обеспечения мест в детских дошкольных учреждениях, в этом году их было пять тысяч. В предыдущие годы мы потратили на этом направлении достаточно много средств, на следующий год деньги на детские сады заложены только для вводных объектов. Выполнена задача  по дорожной карте, поэтому говорить о каких-то иных обстоятельствах снижения данных расходов, оснований нет.

Сейчас обсуждается вопрос строительства школ. Новая федеральная государственная программа рассчитана на десять лет, федеральный бюджет на нее потратит более двух триллионов рублей. Субсидии на школы будут поступать и в Новосибирскую область.

Общее сокращение расходов в областном бюджете идет за счет капитального строительства объектов социальной сферы и ЖКХ. По капитальному строительству: если в 2015 году было заложено в бюджет 5,7 миллиарда рублей, то на следующий год – 1,6 миллиарда, то есть, сокращение в 3,5 раза. По ЖКХ – примерно в тех же параметрах, сокращение с пяти миллиардов до двух миллиардов рублей.

Болезненность этой ситуации очевидна. В предшествующие годы, когда рост доходов был хороший, по области было начато масштабное строительство социальных объектов. Многие из них сейчас находятся в стадии незавершенного строительства. Не все – высокой степени готовности. По их завершению сегодня реально финансовых возможностей у бюджета нет. Первая оценка потребности областного министерства строительства, на завершение объектов показала, что необходимо минимум шесть миллиардов рублей. Мы в министерстве финансов просчитывали вариант, что нужно сделать, чтобы усилить бюджет капитальных вложений и жилищно-коммунального комплекса, чтобы они были хотя бы не ниже половины уровня 2015 года. Для этого пришлось бы сократить всю социальную сферу на 10%. Но основная часть социалки – это учреждения, по области их около 2990, в них заняты порядка 173 тысяч человек. Поэтому вопрос 10% сокращения – слишком сложный для быстрого решения.

Защищенные обязательства

80% бюджета будет потрачено на финансирование защищенных статей. Их «стоимость» – 96 миллиардов рублей. Это обеспечение деятельности учреждений, преимущественно социальной сферы: образование, соцзащита, культура, все формы социальной помощи населению, нуждающемуся в государственной поддержке. На финансирование дорожного фонда запланировано 7,2 миллиарда рублей, с ростом на 20%.

В числе приоритетных – расходы на развитие промышленности и предпринимательства, поддержку инвестиционной деятельности, агропромышленный комплекс.

Государственный долг

Бюджет следующей трехлетки предусматривает снижение дефицита. Дефицит бюджета – это, по существу, приростная категория, которая показывает, как изменится к концу финансового года показатель госдолга. Если дефицит финансируется только за счет привлечения кредитных ресурсов, то мы можем брать госдолг на начало года, прибавлять к нему плановый дефицит и понимать, на какой уровень госдолга мы выйдем к началу следующего года. Математика такова.
Дефицит бюджета, начиная со следующего года, будет намного ниже, чем в текущем году. Если дефицит 2015 года – 11,3 миллиарда рублей, то дефицит бюджета 2016 года – 5,7 миллиарда. По существу, это двукратное сокращение за счет ограничения расходной части бюджета. Это решение на сегодняшний день сформировано, в том числе, с учетом государственной политики по уменьшению дефицитности региональных бюджетов.

Федеральный бюджет предоставляет регионам бюджетный кредит только на условиях недопущения роста долговой нагрузки. В этом году мы достигнем соотношения госдолга к собственным доходам порядка 44%, имея в виду коммерческий долг, на обслуживание которого тратится значительный объем средств. На сегодняшний день средневзвешенная ставка по коммерческой задолженности бюджета составляет 9,3% годовых, что гораздо ниже текущей стоимости рыночных заемных ресурсов. Такое преимущество достигнуто за счет того, что в прошлые годы мы успешно разместили два облигационных займа и провели кампанию по аукционам на заключение кредитных контрактов с банками, условия которых позволяют привлекать заемные средства не сразу, а лишь при возникновении потребности по цене, зафиксированной на момент заключения договора. Портфель доступных кредитов мы сформировали по средней ставке 10,5% годовых, что позволяет нам привлекаться дешевле относительно общего рынка.

Расходы на обслуживание долга в этом году составят около 2,6 миллиарда рублей. На следующий год на эти цели запланировано до пяти миллиардов рублей в связи с тем, что, во-первых, необходимо будет обслуживать прирост долга текущего года, но по более высоким ставкам. Во-вторых, в следующем году должны проходить операции по рефинансированию долга. Мы погашаем старые обязательства за счет привлечения новых заемных средств. Их стоимость будет уже выше – от 12-14,5% годовых.

Общий долг по коммерческим займам составляет около 32 миллиардов рублей, в том числе 12 миллиардов рублей – это задолженность по ценным бумагам (в среднем – под 10%), 19,5 миллиарда рублей – задолженность по коммерческим кредитам.

Подводя итог, можно сказать, что бюджет напряженный, но не критичный для области. Нынешняя ситуация будет стимулировать структурную перестройку экономики, оптимизацию системы государственного и муниципального управления в отраслях социальной сферы. Первичной является задача именно восстановления экономического роста в регионе, только в этом случае в бюджете появятся ресурсы для решения большинства социальных проблем, о которых мы говорим, обсуждая качество жизни населения в Новосибирской области.

Бюджет Новосибирской области на 2016 году разрабатывался с задачей восстановления экономического роста. Только в этом случае появятся ресурсы для решения большинства социальных проблем. Об этом заявил министр финансов региона Виталий Голубенко. Он написал для портала Сибкрай.ru статью, в которой объяснил, почему по многим направлениям сокращаются расходы, и стоит ли ждать поступления дополнительных средств. 

Доходы бюджета

Доходы уходящего года и будущего сопоставимы. В этом году мы ожидаем получить 85 миллиардов рублей собственных доходов. В бюджет следующего 2016 года заложены 91,6 миллиарда рублей. Подчеркну, речь идет о собственных доходах, без учета средств федерального бюджета. Откуда этот прирост в 7,7%? Этот прирост связан с влиянием двух макроэкономических характеристик – прироста физических объемов и индекса – дефлятора по показателям социально-экономического развития Новосибирской области, используемых в целях бюджетного планирования. Мы ориентируемся на рост физических объемов в производстве и оказании услуг на 1,5-2%. Торговля дает прирост, но в основном за счет роста цен, в том числе – в связи с  изменением курса национальной валюты: по объемам товарооборота произошло его снижение,  но параллельно происходит рост стоимости товаров, поэтому в целом увеличились налоговые поступления. Рост доходов бюджета будет происходить пока за счет инфляционных ожиданий, нежели прямого прироста экономики.

С точки зрения структуры налогов, формирующих доходную часть бюджета области, ничего принципиально не меняется. На первом месте – налог на доходы физических лиц, на втором месте – налог на прибыль. За ними следуют  налог на имущество организаций и акцизы. В общем объеме более 91 миллиарда рублей эти четыре основных налоговых дохода весят 73 миллиарда рублей. Все внимание при бюджетном планировании привязано к этим налогам, к их налогооблагаемой базе, потому что ее провалы  оборачиваются тем, что бюджет крупными суммами теряет финансовые ресурсы. В 2013 году мы сразу миллиардов восемь недобрали налога на прибыль, в 2014 год –  минус 10% к уровню 2013 года шли, в этом году – еще минус 2% уже к предыдущему году. Анализ исполнения бюджета текущего и прошлого годов показал, что падение только в одном сегменте, финансовом секторе, дало как прямую, так и косвенную потерю в динамике налога на прибыль.

Банки – кровь и плоть новосибирской экономики

Если банки снижают прибыль, то и налогов региональный бюджет получает меньше. Банки заплатили по итогам девяти месяцев на 2,4 миллиарда меньше, чем в прошлом году. Но ведь банки еще и генерируют определенные экономические процессы во всех отраслях за счет кредитования реального сектора. Собственные ресурсы инвесторов у нас в области в среднем составляли не более 30% в общей стоимости проектов. Все остальное – либо дополнительные взносы учредителей, либо заемные ресурсы от кредитных организаций. Известные макроэкономические и геополитические обстоятельства привели к тому, что дешевых денег в стране стало меньше, банки стали вводить ограничения по кредитованию, увеличивать требования к заемщикам.

Производство

Пока мы ожидаем небольшой рост производства. Анализируем динамику этого года: какого-то существенного высвобождения трудовых ресурсов не происходит, больше идет их перераспределение. Последние данные по промышленным показателям – потребление энергоресурсов идет с приростом на 4-5%. Этот рост потребления электроэнергии обеспечивается, как правило, не за счет населения, а за счет производства. Есть показатель загрузки мощностей, чистый прирост обрабатывающих производств – плюс 0,5% к уровню прошлого года. На следующий год увеличение этого показателя ожидается на 2%. Прорывных поступлений собственных доходов в 2016 году от промышленности ждать нельзя.

Бизнес будет продолжать предпринимать меры по сокращению издержек, включая и доступную оптимизацию налоговой нагрузки. Привлекать заемные средства сейчас проблематично, поэтому бизнес будет сокращать издержки для того, чтобы инвестировать свою деятельность – ограничивать персонал и рост заработной платы.

Предприятия, работающие по упрощенной системе налогообложения, дают областному бюджету около пяти миллиардов рублей. Но нельзя преувеличивать их роль, здесь в большой степени решается вопрос полезной занятости населения.

Расходы

При доходах бюджета в 103 миллиарда рублей расходы запланированы в сумме 108 миллиардов, из них семь миллиардов рублей – расходы за счет целевых средств федерального бюджета. Эта величина в два раза ниже предусмотренной действующей редакцией закона об областном бюджете на 2015 год (14 миллиардов). 

Нужно понимать специфику формирования этой части бюджета. Характер трансфертов из федерального бюджета таков, что в течение года принимаются решения по «добавкам», которые затем поступают в регион. Поэтому сумма в семь миллиардов не окончательная. Она зафиксирована на начало года. В начале 2015 года была аналогичная ситуация: целевые трансферты составляли порядка восьми миллиардов рублей. И, тем не менее, сокращение федеральных субсидий весьма чувствительно, и в большей части сократились субсидии по совместным программам. 

Закончена программа обеспечения мест в детских дошкольных учреждениях, в этом году их было пять тысяч. В предыдущие годы мы потратили на этом направлении достаточно много средств, на следующий год деньги на детские сады заложены только для вводных объектов. Выполнена задача  по дорожной карте, поэтому говорить о каких-то иных обстоятельствах снижения данных расходов, оснований нет.

Сейчас обсуждается вопрос строительства школ. Новая федеральная государственная программа рассчитана на десять лет, федеральный бюджет на нее потратит более двух триллионов рублей. Субсидии на школы будут поступать и в Новосибирскую область.

Общее сокращение расходов в областном бюджете идет за счет капитального строительства объектов социальной сферы и ЖКХ. По капитальному строительству: если в 2015 году было заложено в бюджет 5,7 миллиарда рублей, то на следующий год – 1,6 миллиарда, то есть, сокращение в 3,5 раза. По ЖКХ – примерно в тех же параметрах, сокращение с пяти миллиардов до двух миллиардов рублей.

Болезненность этой ситуации очевидна. В предшествующие годы, когда рост доходов был хороший, по области было начато масштабное строительство социальных объектов. Многие из них сейчас находятся в стадии незавершенного строительства. Не все – высокой степени готовности. По их завершению сегодня реально финансовых возможностей у бюджета нет. Первая оценка потребности областного министерства строительства, на завершение объектов показала, что необходимо минимум шесть миллиардов рублей. Мы в министерстве финансов просчитывали вариант, что нужно сделать, чтобы усилить бюджет капитальных вложений и жилищно-коммунального комплекса, чтобы они были хотя бы не ниже половины уровня 2015 года. Для этого пришлось бы сократить всю социальную сферу на 10%. Но основная часть социалки – это учреждения, по области их около 2990, в них заняты порядка 173 тысяч человек. Поэтому вопрос 10% сокращения – слишком сложный для быстрого решения.

Защищенные обязательства

80% бюджета будет потрачено на финансирование защищенных статей. Их «стоимость» – 96 миллиардов рублей. Это обеспечение деятельности учреждений, преимущественно социальной сферы: образование, соцзащита, культура, все формы социальной помощи населению, нуждающемуся в государственной поддержке. На финансирование дорожного фонда запланировано 7,2 миллиарда рублей, с ростом на 20%.

В числе приоритетных – расходы на развитие промышленности и предпринимательства, поддержку инвестиционной деятельности, агропромышленный комплекс.

Государственный долг

Бюджет следующей трехлетки предусматривает снижение дефицита. Дефицит бюджета – это, по существу, приростная категория, которая показывает, как изменится к концу финансового года показатель госдолга. Если дефицит финансируется только за счет привлечения кредитных ресурсов, то мы можем брать госдолг на начало года, прибавлять к нему плановый дефицит и понимать, на какой уровень госдолга мы выйдем к началу следующего года. Математика такова.
Дефицит бюджета, начиная со следующего года, будет намного ниже, чем в текущем году. Если дефицит 2015 года – 11,3 миллиарда рублей, то дефицит бюджета 2016 года – 5,7 миллиарда. По существу, это двукратное сокращение за счет ограничения расходной части бюджета. Это решение на сегодняшний день сформировано, в том числе, с учетом государственной политики по уменьшению дефицитности региональных бюджетов.

Федеральный бюджет предоставляет регионам бюджетный кредит только на условиях недопущения роста долговой нагрузки. В этом году мы достигнем соотношения госдолга к собственным доходам порядка 44%, имея в виду коммерческий долг, на обслуживание которого тратится значительный объем средств. На сегодняшний день средневзвешенная ставка по коммерческой задолженности бюджета составляет 9,3% годовых, что гораздо ниже текущей стоимости рыночных заемных ресурсов. Такое преимущество достигнуто за счет того, что в прошлые годы мы успешно разместили два облигационных займа и провели кампанию по аукционам на заключение кредитных контрактов с банками, условия которых позволяют привлекать заемные средства не сразу, а лишь при возникновении потребности по цене, зафиксированной на момент заключения договора. Портфель доступных кредитов мы сформировали по средней ставке 10,5% годовых, что позволяет нам привлекаться дешевле относительно общего рынка.

Расходы на обслуживание долга в этом году составят около 2,6 миллиарда рублей. На следующий год на эти цели запланировано до пяти миллиардов рублей в связи с тем, что, во-первых, необходимо будет обслуживать прирост долга текущего года, но по более высоким ставкам. Во-вторых, в следующем году должны проходить операции по рефинансированию долга. Мы погашаем старые обязательства за счет привлечения новых заемных средств. Их стоимость будет уже выше – от 12-14,5% годовых.

Общий долг по коммерческим займам составляет около 32 миллиардов рублей, в том числе 12 миллиардов рублей – это задолженность по ценным бумагам (в среднем – под 10%), 19,5 миллиарда рублей – задолженность по коммерческим кредитам.

Подводя итог, можно сказать, что бюджет напряженный, но не критичный для области. Нынешняя ситуация будет стимулировать структурную перестройку экономики, оптимизацию системы государственного и муниципального управления в отраслях социальной сферы. Первичной является задача именно восстановления экономического роста в регионе, только в этом случае в бюджете появятся ресурсы для решения большинства социальных проблем, о которых мы говорим, обсуждая качество жизни населения в Новосибирской области.