Закупки в сферах строительства и медицины вызывают больше всего вопросов у контролирующего антимонопольного органа Новосибирской области. В ФАС отмечают, что количество нарушений за последнее время незначительно выросло, при этом большая их часть носит формальный характер, коррупционные нарушения происходят не так часто.
В прошлом году новосибирской антимонопольной службой было рассмотрено около 1,1 тысячи жалоб на проведение государственных закупок. Нарушений по итогам проверок было выявлено около тысячи, выдано 380 предписаний и рассмотрено 200 дел об административных правонарушениях. В общей сложности участники закупок были оштрафованы на сумму, близкую к шести миллионам рублей.
По словам начальника отдела контроля закупок новосибирского управления ФАС Андрея Швалова, в сравнении с 2013 годом рост количество выявленных нарушений составил порядка 10-15%. В первом квартале этого года органы антимонопольной службы получили 266 жалоб, было выявлено более 200 нарушений. Уже рассмотрено 56 дел об административных правонарушениях, и на участников закупок наложено более 800 тысяч рублей штрафа.
«Если говорить в целом о специфике жалоб, хочу две отрасли отметить – это строительство, строительно-монтажные работы, капитальный ремонт объектов, реконструкция, строительство новых объектов, и вторая – это закупка лекарственных средств и изделий медицинского назначения, – сообщил Андрей Швалов. – По ним к нам поступает наибольшее количество жалоб, где мы выявляем соответствующие нарушения».
По словам Швалова, в части случаев нарушения касаются завышенных требований к подрядчику (исполнителю) работ. К примеру, при закупках медикаментов часто требуют поставку конкретного препарата, отказываясь от его аналогов, что разрешено нормами законодательства только в некоторых исключительных случаях. В сфере строительства, как отметил Швалов, часто нарушаются требования Градостроительного кодекса, в частности, это касается закупок по капитальному ремонту – у подрядчиков не требуют допуск к проведению этого вида работ.
Представитель ФАС отметил, что большая часть нарушений допускается при закупках муниципального уровня (исключая Новосибирск). По его оценке, это связано с недостаточной подготовкой кадров, а также носит в себе некоторую коррупционную составляющую.
«Что касается муниципальных образований, то здесь велика, на мой взгляд, предположительно, коррупционная составляющая. С одной стороны, не всегда просто главе муниципалитета найти какого-то подрядчика, который бы выполнил определенные виды работ, но, с другой стороны, не всегда лица должностные муниципалитетов в этом заинтересованы, – подчеркнул Швалов. – Они заинтересованы в скорейшем проведении работ. И у нас встречаются случаи, в том числе, когда закупка проводится постфактум, когда работы сделаны. Это грубейшее нарушение».
Впрочем, по словам Швалова, коррупционных нарушений допускается не так уж много. Если же они выявляются, то материалы проверок УФАС передаются в ответственные органы – ФСБ, МВД, Следственный комитет и прокуратуру.
Закупки в сферах строительства и медицины вызывают больше всего вопросов у контролирующего антимонопольного органа Новосибирской области. В ФАС отмечают, что количество нарушений за последнее время незначительно выросло, при этом большая их часть носит формальный характер, коррупционные нарушения происходят не так часто.
В прошлом году новосибирской антимонопольной службой было рассмотрено около 1,1 тысячи жалоб на проведение государственных закупок. Нарушений по итогам проверок было выявлено около тысячи, выдано 380 предписаний и рассмотрено 200 дел об административных правонарушениях. В общей сложности участники закупок были оштрафованы на сумму, близкую к шести миллионам рублей.
По словам начальника отдела контроля закупок новосибирского управления ФАС Андрея Швалова, в сравнении с 2013 годом рост количество выявленных нарушений составил порядка 10-15%. В первом квартале этого года органы антимонопольной службы получили 266 жалоб, было выявлено более 200 нарушений. Уже рассмотрено 56 дел об административных правонарушениях, и на участников закупок наложено более 800 тысяч рублей штрафа.
«Если говорить в целом о специфике жалоб, хочу две отрасли отметить – это строительство, строительно-монтажные работы, капитальный ремонт объектов, реконструкция, строительство новых объектов, и вторая – это закупка лекарственных средств и изделий медицинского назначения, – сообщил Андрей Швалов. – По ним к нам поступает наибольшее количество жалоб, где мы выявляем соответствующие нарушения».
По словам Швалова, в части случаев нарушения касаются завышенных требований к подрядчику (исполнителю) работ. К примеру, при закупках медикаментов часто требуют поставку конкретного препарата, отказываясь от его аналогов, что разрешено нормами законодательства только в некоторых исключительных случаях. В сфере строительства, как отметил Швалов, часто нарушаются требования Градостроительного кодекса, в частности, это касается закупок по капитальному ремонту – у подрядчиков не требуют допуск к проведению этого вида работ.
Представитель ФАС отметил, что большая часть нарушений допускается при закупках муниципального уровня (исключая Новосибирск). По его оценке, это связано с недостаточной подготовкой кадров, а также носит в себе некоторую коррупционную составляющую.
«Что касается муниципальных образований, то здесь велика, на мой взгляд, предположительно, коррупционная составляющая. С одной стороны, не всегда просто главе муниципалитета найти какого-то подрядчика, который бы выполнил определенные виды работ, но, с другой стороны, не всегда лица должностные муниципалитетов в этом заинтересованы, – подчеркнул Швалов. – Они заинтересованы в скорейшем проведении работ. И у нас встречаются случаи, в том числе, когда закупка проводится постфактум, когда работы сделаны. Это грубейшее нарушение».
Впрочем, по словам Швалова, коррупционных нарушений допускается не так уж много. Если же они выявляются, то материалы проверок УФАС передаются в ответственные органы – ФСБ, МВД, Следственный комитет и прокуратуру.