32-летний Андрей Дариенко занялся фермерством пять лет назад. Усадьба в Чанах позволяла завести скотину. Андрей быстро увеличил поголовье свиней до 150, есть на подворье коровы, птица. Тогда же стал оформлять свой земельный пай. После мучений и многочисленных проволочек получил 30 гектаров земли в километре от поселка, где запланировал построить несколько животноводческих корпусов, оснастить их современными системами навозоудаления, канализации, кормоподачи. Взял в аренду 200 гектаров для выращивания зерновых для того, чтобы полностью обеспечить себя кормами и довести поголовье свиней до полутора тысяч голов. Но тут возник один, как ему тогда казалось, несложный вопрос: будущий комплекс необходимо обеспечить электроэнергией.
«По моему участку проходит линия электропередач в десять тысяч киловатт, хотел от нее запитаться. Обратился в Татарские РЭС, попал на прием к начальнику – Евстафьеву, – рассказывает Андрей Дариенко. – Показал ему свидетельство о праве собственности на землю. И тут он меня спрашивает: на каком основании тебе выдали его без нашего согласия? Я ему отвечаю: на основании закона, а ваше согласие не требуется. Евстафьев мне говорит: я ничего не знаю и знать не хочу, переписывай заявление».
Фермер удивился такому ответу, заявление переписывать не стал. Оказалось, что сети, расположены на земле, которую он получил в собственность, и ранее они принадлежали «Чановским электрическим сетям», которые с недавних пор стали структурным подразделением Татарских РЭС. Их передачу энергетики оформить не успели. «Вдруг фермер потом предъявит иск» – такова была, по мнению Дариенко, логика начальника Евстафьева. Фермер потребовал от энергетиков исполнить закон и предоставить ему доступ к электросетям. Однако те стали тянуть время. Вскоре он получил письмо, в котором они сообщали, что не располагают информацией о границах участка, поэтому мол, не могут выполнить его просьбу. Между тем, все документы Андрей Дариенко им предоставил.
Еще через некоторое время фермер узнает, что землю под столбами энергетики все же оформили и предупредили, что из участка, на который у него уже было свидетельство, изъяты участки как раз под те самые столбы. Дариенко спорить с ними не стал, а лишь попросил ускорить подключение к энергоснабжению – надо было срочно строиться, чтобы успеть к весне поставить на откорм свиней.
И тут он получает еще одно письмо – «технические условия». Энергетики расписали этапы и стоимость работ, оборудования. По их подсчетам, фермер должен был заплатить 425 тысяч рублей. «Они расписали каждый час работы электриков, стоимость оборудования и материалов, – рассказывает Дариенко. – Включили в ТУ стоимость трансформатора, который собирались поставить на моей же земле. Трансформатор мне был не нужен, и сами энергетики подтвердили, что без него можно обойтись. Столбы у меня есть, провода я тоже купил. Я попросил их снизить стоимость подключения и не вписывать в ТУ лишние работы и услуги, для меня эта сумма просто неподъемная».
Однако в Татарских РЭС фермеру отказали. Тогда он позвонил в департамент по тарифам областной администрации. Там такому поведению энергетиков удивились, предложили записаться на прием к министру и привести с собой письмо от РЭС с отказом в удовлетворении законных требований.
Энергетики такое письмо давать отказалось. Тогда Андрей Дариенко пошел к главе Чановского района. Глава возмущался действиями РЭС, предложил написать в антимонопольную службу, запросить кадастровые сведения об участке. Но вскоре районный руководитель успокоился и о просьбе фермера забыл. Когда он еще раз обратился в местную администрацию, ему ответили, что у них нет полномочий «бороться» с энергетиками.
На этом планы по импортозамещению у чановского фермера и закончились. Сейчас ему пришлось сократить поголовье, от которого по сути, ничего и не осталось.
Ситуацию комментирует руководитель Новосибирского филиала развития гражданского общества Константин Антонов:
«Обратите внимание: с одной стороны – молодой парень, который не уезжает в город, не встает на биржу труда, а решает заняться товарным производством сельхозпродукции. Он ничего не требует от государства, кроме самой малости – выполнить закон и оказать услугу, которую ему обязаны оказать про приемлемым ценам, а не по тем тарифам, которые формирует сам монополист. Кстати, эти сети находятся в собственности министра российского правительства Михаила Абызова, который много рассуждает о поддержке отечественного производителя, ищет инновационные решения. Это означает, что в стране есть колоссальные резервы и потенциал собственного развития. Главное, что в России есть люди, готовые и умеющие производить, и, подчеркиваю, не требующие от государства подачек и ресурсов.
С другой стороны – неэффективная, тупая модель управления, не заинтересованная ни в развитии страны, ни в эффективном исполнении своих прямых обязанностей. Есть чиновники, которые не умеют, не хотят и не могут использовать и применять простые и результативные управленческие решения. Об Евстафьеве-Абызове я не говорю. В этом случае мы поможем Андрею обратиться в прокуратуру и в Арбитражный суд, чтобы наказать их и взыскать с них понесенные убытки. Есть глава Чановского района, который после обращения фермера должен был перестать ковыряться в носу и "взять за грудки" этого самого Евстафьева. Есть министр Симонов, призвавший новосибирцев самих позаботиться о собственном пропитании – сажать картошку, есть вице-губернатор Семка, который предложил вернуться к селедке и картошке. Что делают все эти люди, чем они занимаются? Вместо того чтобы нести ахинею, они должны заняться системными решениями, потому что случай с Андреем Дариенко далеко не единичный. Могу привести в пример десятки таких случаев, когда фермеры не могут добиться подключения к сетям, получить и оформить землю, когда им министр сельского хозяйства Иващенко незаконно отказывает в выделении государственной поддержки. Это ведь система, управленческая система, а не частные случаи!
Случай с Андреем Дариенко мы берем под свой контроль, привлечем к нему внимание ОНФ. Ему мы поможем. А вот что делать с остальными людьми, которые хотят, могут и умеют работать, но бюрократическая машина душит их инициативу и напрочь отбивает желание?...»