Портал Сибкрай.ru публикует интервью Владимира Городецкого, которое он дал журналисту РИА Новости.
– Владимир Филиппович, в чем состоит ваша работа в новой должности? Вероятно, она отличается от работы мэра.
– В мои компетенции сегодня входит координация всей работы по формированию Новосибирской агломерации. Да, сегодня эти направления выполняются структурными подразделениями правительства области в виде министерства строительства и ЖКХ, частично, министерства транспорта. Поэтому необходимо объединить эту работу, скоординировать. Сейчас думаем, как правильно построить управление, чтобы ни в коем случае не дублировать функции всех подразделений. Найдем решение.
– После вашего назначения новосибирцы искали в интернете, что же такое агломерация? Объясните этот термин в применении к Новосибирску.
– Еще в 2012 году, когда я работал мэром Новосибирска, я подписал со своими коллегами – главами 12 муниципальных образований – соглашение о намерении создать Новосибирскую агломерацию. Мы выразили мнение, что это целесообразно и что это более эффективная форма управления территориями.
Сегодня в России есть несколько систем агломерационного развития. Например, Красноярская, Самаро-Тольяттинская, и так далее, но каких-то сформировавшихся как база нет.
– А что сделано в Новосибирской области?
– В последние полтора года сделан очень важный шаг. Был объявлен конкурс на разработку схемы территориального планирования будущей агломерации, который выиграл институт «Гипрогор». На сегодняшний день сформирован пространственный каркас агломерации.
У нашей агломерации есть преимущества, по крайней мере, по трем составляющим: научный потенциал, выгодное экономико-географическое положение – «столичность» города по некоторым признакам и особое место в федеративном устройстве – самое крупное муниципальное образование в стране. Третье – это диверсифицированная экономика.
Минрегион высоко оценил пройденный нами этап, и поэтому мы получили право провести первую общероссийскую конференцию по развитию агломераций в Новосибирске. Есть предварительная договоренность, что эта площадка будет постоянно действующей. Но нам, чтобы иметь такое право, свой пилотный проект надо поддерживать на хорошем уровне.
– Но пока реализации проекта не видно. Какая работа предстоит в ближайшее время?
– Пространственный каркас агломерации включает 13 муниципальных образований и представляет собой территорию в 10,2 тысячи квадратных километров, из которых территория Новосибирска – 500,6 квадратного километра. Население – 1,92 миллиона человек. В нее вошли: Новосибирск, город Обь, Бердск, Искитим, рабочий поселок Кольцово и районы: Искитимский, Ордынский, Мошковский, Коченевский, Новосибирский, Колыванский, Тогучинский и частично Черепановский.
Задача второго этапа – начинить этот пространственный каркас новыми «точками роста» экономики. Ведь главная задача агломерации – найти более эффективные подходы в управлении территориальным ресурсом. Вот чем мы и будем сегодня заниматься.
– Что это за точки, они намечены? Какие варианты обсуждаются?
– Очевидно, что это «Наукополис» с технопарком в Академгородке и биотехнопарком в Кольцово, которым необходимо обеспечить возможность дальнейшего развития. Вторая перспективная точка – это транспортный кластер «Аэросити». Аэропорт «Толмачево» сегодня очень динамично развивается по всем показателям. Задача – создать комплексную площадку для его развития, перспективы для большего пассажиропотока.
Во-первых, надо сделать скоростное движение электропоездов из аэропорта в город. Скоростные экспрессы должны связать южное направление – Бердск, Искитим с вокзалом «Новосибирск-Главный», городом Обь и аэропортом.
– На южном направлении в прошлом году уже ввели дополнительные электрички…
– Да, но нужно сделать от Искитима до Новосибирска скоростную электричку, а не просто усилить существующую транспортную сеть. Мы уже на прошлой неделе рассматривали возможные механизмы реализации. Например, Западно-Сибирская железная дорога (филиал РЖД) прорабатывает проект развития сети электропоездов частично в городской зоне.
– Насколько приоритетна задача запуска скоростного экспресса из Новосибирска в «Толмачево»?
– Это задача ближайших лет. Технически мы уже рассматривали ее с руководством Западно-Сибирской железной дороги и аэропорта. Видим, как это сделать. Электричка должна пройти через остановочную платформу Обь и затем к «Толмачево». Там есть запасной путь, который сейчас в нерабочем состоянии.
Поставлена задача – обследовать состояние этого пути, понять, что нужно для того, чтобы привести его в рабочее состояние. Через две-три недели мы съездим на место с руководством областного минтранса, города Оби и рассмотрим.
– Кто будет финансировать этот проект?
– Будут обсуждаться разные варианты. Мы уже решили предложить нашему пригородному перевозчику «Экспресс-пригород». В то же время, акционеры аэропорта «Толмачево» предварительно высказывают готовность самим реализовать проект.
Второй момент, Новосибирск в очень выгодном положении по так называемой региональной агломерации. Наше окружение в радиусе до 500 километров – это крупные города Барнаул, Кемерово, Новокузнецк, Томск, Омск. Они тяготеют к нам как к выгодному географическому центру. Поэтому в рамках проекта «Аэросити» ставится задача создать механизм постоянного скоростного передвижения в наш аэропорт. Для этого планируется организовать скоростные электрички из этих городов в Новосибирск.
– Какими здесь будут первые шаги?
– На совещании с руководством аэропорта «Толмачево» мы договорились, что они проведут профессиональное обследование пассажиропотока, изучат потенциальный спрос на такие скоростные электрички из этих городов.
Стоит добавить, что в комплекс «Аэросити» также войдет такой мегапроект, как Новосибирск-сити. Перед комплексом «Новосибирск Экспоцентр» мы еще в 2007 году отвели землю для строительства около 900 тысяч квадратных метров жилья со всем обустройством. Все это должно войти в этот новый проект развития. Пока он в разработке.
– Что будет представлять из себя строительный кластер?
– Если взять зону Бердска и Искитима, то это уже по факту сформировавшийся промышленно-строительный кластер в виде крупнейшего за Уралом цементного завода, завода ЖБИ и других предприятий. Сейчас одна из крупнейших российских строительных компаний «СУ-155» (Москва), которая выиграла конкурс на расселение в Новосибирске сразу 44 бараков, строит свой завод крупнопанельного домостроения в этой зоне.
Наша задача сейчас – обследовать, насколько эта «точка роста» связана транспортными коридорами, насколько перспективен выход на строящийся Восточный объезд. То есть, создаем более комфортные условия для роста.
Задача сегодня – найти новые подходы в оценке земли, чтобы зарезервировать ее под перспективные проекты, при этом, не посягнув на самостоятельность муниципальных образований. Это их компетенция. Но зарезервировать под коллективное использование в рамках агломерации – это необходимо.
– Какой будет система управления в агломерации?
– Мы продолжаем изучать разные модели. Есть модель, когда муниципальные образования объединяются в одно, к примеру, в «Большой Новосибирск». Мы уходим от этого. Сразу договорились, что не будем строить управление на этих принципах и изменять территориальное деление, границы. Наш принцип будет – взаимодействие субъектов, вошедших в агломерацию.
Думаю, в ближайший месяц-полтора мы сумеем подписать соглашение о создании Новосибирской агломерации, которое подпишут все 13 ее субъектов.
Второе – будет создан Совет агломерации, куда войдут все руководители этих муниципальных образований во главе с губернатором Василием Юрченко. Это принципиально. И будет исполнительный орган – управляющая компания. Должна быть система коллективного управления, обсуждения и взаимодействия. Никакого посягательства на самостоятельность сельских поселений не будет.
– Не возникнет ли проблем с федеральными землями или недоработками в законах?
– Думаю, что жизнь покажет уровень нормативно-правовой базы, которая должна быть отработана на федеральном уровне. Сегодня я не берусь сказать, что нет необходимых документов. Но, например, потребуется вносить изменения в бюджетный кодекс с точки зрения возможности объединения ресурсов.
Сегодня, например, Новосибирск, не может свои бюджетные деньги направить на какие-то совместные действия с Новосибирским районом, как и сам район. Поэтому регламентный документ, позволяющий объединять финансовые ресурсы, для совместных действий должен появиться.
По федеральным землям, вы правы, есть вопросы. Фонд РЖС имеет право распоряжаться ими. Мы говорим, что «распоряжайтесь, но давайте найдем алгоритм согласования», чтобы понимать под какие функции логичнее их использовать. Предстоит большая согласовательная работа.
– Какая выгода для людей? Как вы будете убеждать их в необходимости агломерации?
– Когда люди почувствуют лучшую комфортность проживания, предоставления услуг, то их убеждать уже не надо будет. Вот какие трудности, если мы, например, запустим экспресс-электричку в «Толмачево»? Конечно, где-то надо будет убеждать и выстроить мотивацию о том, почему здесь размещаем такие-то производства – это обязательно. Должен быть уважительный диалог с населением, с местным самоуправлением.
– Какие инвестиции потребуются для создания агломерации?
– Думаю, что превалировать будут частные инвестиции. Инвестиции компаний, у которых есть мотивация развивать свой бизнес на территории агломерации. Обязательно должно быть софинансирование из областного и муниципальных бюджетов. Мы должны создать очень мощную информационную базу.
– Глава государства в послании Федеральному собранию предложил подумать над необходимостью муниципальной реформы. Это не перечеркнет проект?
– Действительно, рассматриваются разные модели. Кто-то поспешил подойти революционно с предложением уровни государственной власти спустить на города или Новосибирск сделать субъектом федерации. Но не важно, какие будут варианты и какой статус будет иметь Новосибирск. Территориально он все равно остается центром агломерации, к которому тяготеют остальные территории. Поэтому на задачу агломерации, как создания оптимальных условий для развития экономики, это не будет влиять.
Это (создание агломераций) становится общероссийским брендом и подтверждено стратегией развития РФ до 2030 года. Сегодня Минрегион создает нормативно-правовую базу, которая будет способствовать формированию таких образований, формированию механизма федерального софинансирования.
– Какие сроки обозначены при создании агломерации?
– Первый этап разработки схемы территориального планирования обозначен до 2017 года, а перспективный – до 2030 года. Это постоянная работа. Сказать, что она закончится в таком-то году, нельзя.
Беседовал Дмитрий Михалев