Лента новостей

Все новости

Популярное

Авиаэксперт объяснил, почему не хватило топлива совершившему аварийную посадку в поле самолету

 Рихарда Лем   Фото: Западно-Сибирская транспортная прокуратура

Авиаэксперт объяснил, почему не хватило топлива совершившему аварийную посадку в поле самолету

Посадку самолета «Сочи – Омск» в поле под Новосибирском уже окрестили чудом. Летчик-инструктор и мастер спорта по высшему пилотажу на реактивных самолетах Андрей Красноперов проанализировал действия экипажа.

Напомним, 12 сентября в поле в районе села Каменка Убинского района Новосибирской области экстренно приземлился самолет авиакомпании «Уральские авиалинии» Airbus A320 рейса «Сочи – Омск». Изначально на табло омского аэропорта значилось, что самолет перенаправлен в новосибирский аэропорт, но он пропал с радаров в районе 9:40, подав сигнал тревоги. Воздушное судно совершило экстренную посадку в поле, пассажиров эвакуировали по надувным трапам – всего на борту находилось 167 человек, включая 23 ребенка и 6 членов экипажа. Известно, что два пассажира получили ушибы, остальные при посадке не пострадали.  

«К тому, как проведена сама посадка, вопросов нет, – говорит Андрей Красноперов. – Пилот с высоты визуально верно оценил участок, где садился – он был относительно ровным. И шасси, и закрылки были своевременно и полностью выпущены, поэтому самолету не пришлось садиться на брюхо. В итоге он почти не пострадал – насколько известно по официальным сообщениям, было лишь небольшое повреждение и его собираются вновь эксплуатировать. И это – огромное везение: если бы на пути Airbus A320 было бы хоть какое-то препятствие – например, яма, в которую он бы угодил передними шасси, самолет просто бы ушел носом в землю. Но я не понимаю, зачем было улетать из Омска?»

Тормозной путь составил 15000 метров. По официальной версии у самолета были проблемы с гидравликой, поэтому полосы в Омске могло не хватить.

«Если бы из-за проблем с гидравликой подвели шасси, ему действительно могло бы не хватить полосы длиной примерно 2500 метров – самолет выкатился бы за полосу, – согласен эксперт. – Но командир экипажа имел право запросить посадку на военную полосу, которая тоже есть в Омске – ее длина 3000 метров. Они, видимо, решили сильно перестраховаться и полететь в Новосибирск, где полоса ещё длиннее (3500 метров). Но сели в итоге в поле».

Но до Новосибирска не хватило топлива. Экипаж понял это уже в воздухе. Эксперт предположил, как это могло произойти: «Перед отправлением из Сочи самолет полностью заправили с расчетом на то, что в случае экстренной посадки борт может спокойно уйти на запасной аэродром и в случае необходимости кружить над городом. Но тут вопрос в чем: топливо заливается с расчетом на то, что самолет летит на определенной высоте: для Airbus A320 это 10000 метров. Но самолет заходил на посадку в Омске, высота снижалась, расход топлива был больше».

С вероятностью, экипаж мог не просчитать, сколько топлива им потребуется с учетом попытки посадки в Омске (за это отвечает второй пилот). Однако есть версия, что некоторые авиакомпании запрещают летчикам заправляться впрок.

«Это прямое нарушение Воздушного кодекса! – опротестовал эти предположения Андрей Красноперов. – Лично я не знаю ни одной такой истории».

Но другой эксперт, который десять лет проработал в авиационной службе безопасности, полагает, что все возможно:

«Сейчас кругом действует режим экономии, и самолеты не заправляют положенным количеством топлива, – рассказал «КП-Новосибирск» мужчина, чье имя осталось неназванным, –  Даже случай был три года назад: Ан-20 летел из Якутска в Иркутск, и ему не хватило топлива до аэропорта. Летчики гражданской авиации постоянно жалуются: если не будешь экономить, определенные режимы высот и скорость соблюдать, премии лишат. Мое мнение: в этом случае топлива было залито впритык. Хотя должен быть запас, чтобы самолет мог уйти если не на один, так на другой запасной аэродром. И пару кругов над городом сделать!»

Напомним, что по факту случившегося было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 263 УК РФ (Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта).

Посадку самолета «Сочи – Омск» в поле под Новосибирском уже окрестили чудом. Летчик-инструктор и мастер спорта по высшему пилотажу на реактивных самолетах Андрей Красноперов проанализировал действия экипажа.

Напомним, 12 сентября в поле в районе села Каменка Убинского района Новосибирской области экстренно приземлился самолет авиакомпании «Уральские авиалинии» Airbus A320 рейса «Сочи – Омск». Изначально на табло омского аэропорта значилось, что самолет перенаправлен в новосибирский аэропорт, но он пропал с радаров в районе 9:40, подав сигнал тревоги. Воздушное судно совершило экстренную посадку в поле, пассажиров эвакуировали по надувным трапам – всего на борту находилось 167 человек, включая 23 ребенка и 6 членов экипажа. Известно, что два пассажира получили ушибы, остальные при посадке не пострадали.  

«К тому, как проведена сама посадка, вопросов нет, – говорит Андрей Красноперов. – Пилот с высоты визуально верно оценил участок, где садился – он был относительно ровным. И шасси, и закрылки были своевременно и полностью выпущены, поэтому самолету не пришлось садиться на брюхо. В итоге он почти не пострадал – насколько известно по официальным сообщениям, было лишь небольшое повреждение и его собираются вновь эксплуатировать. И это – огромное везение: если бы на пути Airbus A320 было бы хоть какое-то препятствие – например, яма, в которую он бы угодил передними шасси, самолет просто бы ушел носом в землю. Но я не понимаю, зачем было улетать из Омска?»

Тормозной путь составил 15000 метров. По официальной версии у самолета были проблемы с гидравликой, поэтому полосы в Омске могло не хватить.

«Если бы из-за проблем с гидравликой подвели шасси, ему действительно могло бы не хватить полосы длиной примерно 2500 метров – самолет выкатился бы за полосу, – согласен эксперт. – Но командир экипажа имел право запросить посадку на военную полосу, которая тоже есть в Омске – ее длина 3000 метров. Они, видимо, решили сильно перестраховаться и полететь в Новосибирск, где полоса ещё длиннее (3500 метров). Но сели в итоге в поле».

Но до Новосибирска не хватило топлива. Экипаж понял это уже в воздухе. Эксперт предположил, как это могло произойти: «Перед отправлением из Сочи самолет полностью заправили с расчетом на то, что в случае экстренной посадки борт может спокойно уйти на запасной аэродром и в случае необходимости кружить над городом. Но тут вопрос в чем: топливо заливается с расчетом на то, что самолет летит на определенной высоте: для Airbus A320 это 10000 метров. Но самолет заходил на посадку в Омске, высота снижалась, расход топлива был больше».

С вероятностью, экипаж мог не просчитать, сколько топлива им потребуется с учетом попытки посадки в Омске (за это отвечает второй пилот). Однако есть версия, что некоторые авиакомпании запрещают летчикам заправляться впрок.

«Это прямое нарушение Воздушного кодекса! – опротестовал эти предположения Андрей Красноперов. – Лично я не знаю ни одной такой истории».

Но другой эксперт, который десять лет проработал в авиационной службе безопасности, полагает, что все возможно:

«Сейчас кругом действует режим экономии, и самолеты не заправляют положенным количеством топлива, – рассказал «КП-Новосибирск» мужчина, чье имя осталось неназванным, –  Даже случай был три года назад: Ан-20 летел из Якутска в Иркутск, и ему не хватило топлива до аэропорта. Летчики гражданской авиации постоянно жалуются: если не будешь экономить, определенные режимы высот и скорость соблюдать, премии лишат. Мое мнение: в этом случае топлива было залито впритык. Хотя должен быть запас, чтобы самолет мог уйти если не на один, так на другой запасной аэродром. И пару кругов над городом сделать!»

Напомним, что по факту случившегося было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 263 УК РФ (Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта).