Обращение с коммунальными отходами и их переработка – направления, на развитие которых в России в последние годы тратятся миллиарды рублей. Реализуется нацпроект «Экология», в рамках которого действует федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами». Пока по другим регионам шагает «мусорная реформа», в Новосибирской области продолжается «мусорный застой» – его причины выявил депутат Законодательного собрания.
Шесть лет в этом году исполняется позорной концессии с ООО «Экология-Новосибирск», по которой еще к 2019 году регион должен был получить два мусороперерабатывающих завода и полигоны твердых коммунальных отходов (ТКО) при них. Спустя шесть лет реальные работы по возведению комплексов даже не начаты, в результате концессионное соглашение было расторгнуто. Но, если обратить внимание на другие примеры разработки подобных проектов, можно было бы иронично отметить: уже заключение такого соглашения для области – результат, ведь по ряду схожих проектов даже до этого не дошло.
Такие примеры изучил депутат Законодательного собрания региона, заместитель председателя комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Вадим Агеенко. Справка о работе над концессионными соглашениями, подготовленная парламентарием, детально показывает, как министерство экономического развития Новосибирской области и представители правительства региона последовательно «закапывали» мусорные концессии и в результате многолетней работы остались ни с чем.
Первый перечень объектов – полигонов с мусоросортировочной линией – был утвержден распоряжением правительства области от 1 февраля 2018 года. Это межрайонные комплексы в:
– Барабинске с мощностью в 60 тысяч тонн отходов в год, оценочным объемом инвестиций в 138 266,10 тысячи рублей (затраты на тысячу тонн 2 321,10 тысячи рублей);
– Татарске с мощностью 50 тысяч тонн, оценочным объемом инвестиций 139 266,10 тысячи рублей (затраты на тысячу тонн 2 785,32 тысячи рублей);
– Тогучине с мощностью 30 тысяч тонн, оценочным объемом инвестиций 127 817,10 тысячи рублей (затраты на тысячу тонн 4 260,57 тысячи рублей);
– Каргате с мощностью 30 тысяч тонн, оценочным объемом требуемых инвестиций 127 817,10 тысячи рублей (затраты на тысячу тонн 4 260,57 тысячи рублей);
– Кыштовке с мощностью 5 тысяч тонн, оценочным объемом требуемых инвестиций 97 751,5 тысячи рублей (затраты на тысячу тонн 19 550,3 тысячи рублей).
В марте-апреле 2018 года в правительство Новосибирской области предложения о заключении концессионного соглашения на создание объектов направили ООО «Полигон-Т» (объект в Тогучине), ООО «НЭО» (Куйбышев), ООО «ГринТэк» (Татарск). По каждому предложению были сформированы рабочие группы, после чего установлена возможность заключения концессионных соглашений на иных условиях.
Условия чиновников для частников оказались неприемлемыми: «Следует отметить, что инвесторы не согласились с ценами на объекты концессионных соглашений (Барабинск (Куйбышев), Татарск, Тогучин), предложенные правительством Новосибирской области в 2018 году (Распоряжение Правительства Новосибирской области от 01.02.2018 № 48-рп.) и выставили в своих частных инициативах цены за вышеуказанные объекты, увеличенные более чем в 4 (четыре) раза, подтвердив свои ценовые предложения независимыми экспертизами», – пишет депутат.
Условия эти обсуждались в течение всего 2018 года и правительство региона согласилось на предложения инвесторов. На 2019 год объекты – в Куйбышеве, Татарске и Тогучине – были выставлены по ценам, увеличенным в четыре раза.
В начале 2019 года был сформирован второй перечень полигонов под концессии. При сохраненных параметрах оценочный объем инвестиций по объектам в Куйбышеве, Татарске и Тогучине составил 575 678,48 тысячи рублей, 541 118,06 тысячи рублей и 559 945,11 тысячи рублей соответственно. Затраты на тысячу тонн выросли до 9 594,64 тысячи рублей, 10 822,36 тысячи рублей, 18 664,84 тысячи рублей соответственно.
При таком жонглировании оценочным объемом требуемых инвестиций любопытно обратить внимание на параметры концессионных соглашений на аналогичные объекты в других регионах – какие средства закладываются там. Так, в Новочебоксарске концессия 2014 года на строительство полигона и мусоросортировочного комплекса с мощностью 200 тысяч тонн в год была оценена в 1 450 000 тысяч рублей, а затраты на тысячу тонн составили 7 250 тысяч рублей. В Куликовском Омской области полигон и линия на 40 тысяч тонн в год были оценены в 198 000 тысяч рублей при стоимости одной тысячи тонн в 4 950 тысяч рублей. В городе Дзержинск Нижегородской области была расписана инвестиционная программа с 2016 года на 7 лет со сроком эксплуатации для инвестора в 15 лет и голландским оборудованием. Через три года реализации программы Дзержинск получил комплекс на 883 тысячи тонн в год за 4 245 510 тысяч рублей с ценой тысячи тонн всего 4 809,14 тысячи рублей.
Примечательно, что по концессии с «Экологией-Новосибирск» предполагаемая мощность комплексов в Раздольном и Верх-Туле должна была составить 800 тысяч тонн. Объем инвестиций составлял 6,5 миллиарда рублей, одна тысяча тонн стоила 8 миллионов 125 рублей (8 125 тысяч рублей).
«Как видно из приведенных таблиц, оценочный объем требуемых инвестиций для предложенных концессионных объектов Куйбышев, Татарка, Тогучин значительно завышен даже по сравнению с действующей концессией от 22.07.2016 года с ООО "Экология-Новосибирск" (Раздольное, Верх-Тула) и другими действующими концессиями за пределами Новосибирской области», – резюмирует Вадим Агеенко.
По объектам в Куйбышеве, Татарске и Тогучине представители частных компаний и чиновники провели переговоры, стороны достигли согласия, параметры будущих полигонов и комплексов, а также требуемые инвестиции независимая экспертиза признала обоснованными. Для реализации концессий осталось подобрать участки.
ООО «Полигон-Т» был предложен земельный участок площадью 150 000 квадратных метров с соответствующей категорией – земли промышленности и иного специального назначения, и видом разрешённого использования «специальная деятельность».
Для реализации проекта в Тогучине был сформирован земельный участок площадью 149 867 квадратов, категорией земли промышленности и иного специального назначения и видом разрешённого использования «специальная деятельность».
ООО «НЭО» был предложен участок в Татарском районе, земли сельскохозяйственного назначения. Для его использования под полигон нужно было внести изменения в документы территориального планирования, перевести участок в другую категорию и изменить вид разрешенного использования.
В правительство от коммерсантов в мае 2019 года были направлены проекты концессионных соглашений. Как отмечает депутат, в соответствии с Федеральным законом «О концессионных соглашениях», Минэкономразвития региона в течение трех дней должно было рассмотреть проекты и, в случае согласия, в течение десяти дней разместить в Сети информацию об объявлении торгов, но ведомство этого не сделало, следовательно, одобрение ведомства не было получено.
13 июня 2019 года на совещании под председательством первого заместителя председателя правительства Новосибирской области Владимира Знаткова было решено подготовить позицию заключения трёхстороннего концессионного соглашения между органом местного самоуправления, концессионером и облправительством. Спустя 11 дней Минэкономразвития региона направило в адрес инвесторов уведомление о необходимости направить концессионные инициативы в районы Новосибирской области, где запланированы объекты.
В июле того же года глава Куйбышевского района уведомил ООО «НЭО» о том, что у его администрации нет полномочий на решение вопроса по созданию системы коммунальной инфраструктуры межрайонного характера, так как комплексный полигон города Куйбышева предназначен для обслуживания жителей и других районов. В то же время ООО «ГринТэк» получило от главы Татарского района ответ, состоящий в том, что сформированный под концессию земельный участок находится в зоне природного ландшафта, в государственной не разграниченной собственности и права на него не зарегистрированы. Установленная категория земель данного участка – земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: сельскохозяйственное использование. Финансовых средств на внесение изменений в генеральный план и схему территориального планирования в бюджете Татарского района нет.
«Таким образом, главы администраций вышеуказанных районов по разным причинам фактически отказали частным инвесторам в разработке и заключении муниципальных концессионных соглашений. Работа с частными концессионными соглашениями начинает заходить в тупик», – отмечает депутат.
Впоследствии состав работающих групп по рассмотрению предложения о концессиях был изменен, в них дополнительно включили депутата Вадима Агеенко и заместителя председателя Общественной палаты.
Любопытно, что доработанные проекты концессий депутатам решили не показывать – они не вносились в Законодательное собрание вопреки Закону Новосибирской области «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Новосибирской области» от 06.07.2018 № 271-ОЗ. Лишь в октябре 2020 года проекты соглашений для Тогучина и Татарска были направлены Минэкономразвития в комитет Заксобрания по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам для предварительного изучения. После всех обсуждений вплоть до 2022 года проекты так и не внесли на согласование в региональный парламент, а Минэкономразвития не приняло решение о целесообразности и нецелесообразности реализации концессий.
В самих проектах депутат Вадим Агеенко выявил массу недоработок и странностей. Так, заявленные мощности комплексов явно не соответствуют потребностям районов. На примере: в Куйбышеве предполагается комплекс мощностью 60 тысяч тонн, а по Территориальной схеме обращения с отходами от 2020 года району необходимо только 50 732,86 тысячи тонн, от 2021 года – 38 049,28 тысячи тонн. То же касается и Татарска и Тогучина – потребность и запланированный к обработке объем мусора различаются на 11-13 тысяч тонн. При этом потребность от года к году снижается как сопутствующий фактор урбанизации.
Как следствие – реальные доходы концессионеров окажутся существенно ниже гарантированных, а значит региону придется компенсировать неполученные частниками средства из бюджета области.
Также, обращает внимание депутат, предлагаемые проектами концессий тарифы выше действующих в 2-3 раза. Если соглашения будут заключены, предельный тариф для регионального оператора вырастет, а значит стоимость услуги поднимется и для населения и юрлиц.
В феврале 2022 правительство утвердило перечень объектов под концессии – параметры предполагаемых комплексов остались неизменными, несмотря на замечания о несоответствии реальной потребности.
В апреле 2022 года на совещании у замгубернатора Сергея Семки состоялось последнее обсуждение параметров концессий по объектам в Куйбышеве, Татарске и Тогучине. МинЖКХ и энергетики внесло предложение снизить цены объектов в два раза, но добавить объекты компостирования ТКО. Но по сути это ничего не поменяло.
«Эти цены никем в правительстве не утверждены и часто меняются от заседания к заседанию рабочих групп, так что воспринимать эти цены серьезно я бы не стал – происходит некая цифровая игра на публику. Реальные цены будут скорее всего совершенно другие, как в новых концессиях Раздольное и Верх-Тула – приведенная стоимость за 1 тысячу тонн = 15,6 миллиона рублей (в старой концессии – 8,1 миллиона рублей), то есть цены новой концессии завышены почти в два раза», – продолжает Агеенко.
Любопытно и то, что цены на строительство полигонов, судя по всему, брались «с потолка», потому как расценки определены на государственном уровне и они совершенно иные. Как пишет депутат, еще с 2021 года Минстрой РФ начал упорядочивать цены на этом рынке и утвердил новые нормативы по объектам обращения с отходами. Они отражены в «Укрупненные нормативы цены строительства. НЦС 81-02-19-2021. Сборник № 19. Здания и сооружения городской инфраструктуры», которым и должны руководствоваться ведомства. Вадим Агеенко применил эти нормативы к объектам в Куйбышеве, Татарске и Тогучине. Разница колоссальная – до нескольких десятков миллионов рублей, при этом полигоны оказались значительно дороже рекомендуемой Минстроем цены, а компост-площадки – дешевле.
Таким образом, проекты концессий вызывают не только массу вопросов, но и искреннее недоумение. Вместо того, чтобы досконально разработать соглашения в соответствии с Территориальной схемой обращения с твердыми коммунальными отходами, установить размер требуемых инвестиций по нормативам Минстроя РФ, изначально определить соответствующие земельные участки, в течение четырех лет областные ведомства заводили перспективные проекты в тупик, не прислушиваясь к замечаниям членов своих рабочих групп. Как результат – ни одна концессия не запущена.
Нельзя не упомянуть результат работы областных чиновников по крупнейшей концессии с ООО «Экология-Новосибирск» (с сентября 2017 года на 75 % принадлежит ГК «ВИС») на строительство двух мусороперерабатывающих заводов и полигонов при них за 6,5 миллиарда рублей сроком на 40 лет. С 2016 года проекты никак не продвинулись. Изначально возведение комплексов предполагалось завершить к 2019 году в селах Верх-Тула и Раздольное – после серии акций протеста со стороны местных жителей пришлось искать новые площадки. Власти и концессионер внесли изменения в концессионное соглашение, но Федеральная антимонопольная служба с этим не согласилась – проект зашел в тупик, областные деньги «ушли» в молоко. В результате соглашение было расторгнуто.
Правительству Новосибирской области предстоит разработать новую концессию, однако еще в мае появились подозрения, что ее получит та же московская Группа «ВИС». Подробности на сессии Заксобрания озвучил депутат Агеенко: 80 % акций в новом акционерном обществе достанутся ГК «ВИС», 10 % – публично-правовой компании «Российский экологический оператор» (РЭО) (оба – москвичи). И 10 % получит Новосибирская область в лице агентства инвестиционного развития региона. Это АО и выступит с частной инициативой в отношении создания комплексов и полигонов в Татарском, Тогучинском, Куйбышевском, Каргатском и Новосибирском (Верх-Тула и Раздольное) районах. Впрочем, пока информация об этом не подтвердилась на деле.
Лишь косвенно ее подтвердила публично-правовая компания «Российский экологический оператор», опубликовавшая сообщение о том, что «шесть комплексных объектов по обращению с ТКО за 9,4 миллиарда мощностью 900 тысяч тонн появятся в Новосибирской области».
«Обсудили с Андреем Александровичем (губернатор Травников – прим. ред.) реализацию проектов по созданию сортировочных комплексов на территории Новосибирской области и развитие инфраструктуры в регионе. Планируется, что все проекты будут реализованы на основе концессий. Два проекта – это крупные объекты для нужд Новосибирска и прилегающих муниципальных образований мощностью 800 тысяч тонн в год. Менее крупные четыре объекта (в Татарском, Тогучинском, Каргатском и Куйбышевском районах) обеспечат закрытие потребностей оставшихся районов Новосибирской области. Создание этих объектов позволит обеспечить выполнение на территории области показателей Федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" и экологически безопасное обращение с отходами на многие годы. Общая стоимость перспективных объектов в Новосибирской области оценивается в 9,4 миллиарда рублей», – приводит слова главы РЭО Дениса Буцаева официальный сайт компании.
По данным РЭО, все шесть объектов могут быть созданы уже в середине 2024 года.
Несмотря на помпезные заявления о скорой реализации «мусорной концессии 2.0», факт остается фактом – воплощение таких проектов в регионе почему-то тормозится с самого начала, причем самими чиновниками. Порядка десяти лет прошло с момента завершения строительства полигона в селе Северном, но из-за неутвержденной проектной документации пришлось начать его реконструкцию, впоследствии принято решение о расторжении договора. Возведение полигона в Карасуке, начавшееся в 2014 году, остановилась из-за не прошедшей экспертизу проектной документации. Это точечные примеры, а в целом – ни один из существующих объектов размещения ТКО не оснащен оборудованием для обработки и сортировки отходов. С 2019 года не построено ни одного полигона. Вместе с тем, плата за вывоз мусора растет, а регион остается полностью зависимым от конфликтов перевозчиков и действий монополиста «Экология-Новосибирск». Во что превратится область еще через несколько лет таких «стараний» – вопрос риторический.
Обращение с коммунальными отходами и их переработка – направления, на развитие которых в России в последние годы тратятся миллиарды рублей. Реализуется нацпроект «Экология», в рамках которого действует федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами». Пока по другим регионам шагает «мусорная реформа», в Новосибирской области продолжается «мусорный застой» – его причины выявил депутат Законодательного собрания.История аферы: как Новосибирская область осталась без новых полигонов и мусоропереработки
 Павел Глушков
Фото: предоставлено читателями
Шесть лет в этом году исполняется позорной концессии с ООО «Экология-Новосибирск», по которой еще к 2019 году регион должен был получить два мусороперерабатывающих завода и полигоны твердых коммунальных отходов (ТКО) при них. Спустя шесть лет реальные работы по возведению комплексов даже не начаты, в результате концессионное соглашение было расторгнуто. Но, если обратить внимание на другие примеры разработки подобных проектов, можно было бы иронично отметить: уже заключение такого соглашения для области – результат, ведь по ряду схожих проектов даже до этого не дошло.
Такие примеры изучил депутат Законодательного собрания региона, заместитель председателя комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Вадим Агеенко. Справка о работе над концессионными соглашениями, подготовленная парламентарием, детально показывает, как министерство экономического развития Новосибирской области и представители правительства региона последовательно «закапывали» мусорные концессии и в результате многолетней работы остались ни с чем.
Первый перечень объектов – полигонов с мусоросортировочной линией – был утвержден распоряжением правительства области от 1 февраля 2018 года. Это межрайонные комплексы в:
– Барабинске с мощностью в 60 тысяч тонн отходов в год, оценочным объемом инвестиций в 138 266,10 тысячи рублей (затраты на тысячу тонн 2 321,10 тысячи рублей);
– Татарске с мощностью 50 тысяч тонн, оценочным объемом инвестиций 139 266,10 тысячи рублей (затраты на тысячу тонн 2 785,32 тысячи рублей);
– Тогучине с мощностью 30 тысяч тонн, оценочным объемом инвестиций 127 817,10 тысячи рублей (затраты на тысячу тонн 4 260,57 тысячи рублей);
– Каргате с мощностью 30 тысяч тонн, оценочным объемом требуемых инвестиций 127 817,10 тысячи рублей (затраты на тысячу тонн 4 260,57 тысячи рублей);
– Кыштовке с мощностью 5 тысяч тонн, оценочным объемом требуемых инвестиций 97 751,5 тысячи рублей (затраты на тысячу тонн 19 550,3 тысячи рублей).
В марте-апреле 2018 года в правительство Новосибирской области предложения о заключении концессионного соглашения на создание объектов направили ООО «Полигон-Т» (объект в Тогучине), ООО «НЭО» (Куйбышев), ООО «ГринТэк» (Татарск). По каждому предложению были сформированы рабочие группы, после чего установлена возможность заключения концессионных соглашений на иных условиях.
Условия чиновников для частников оказались неприемлемыми: «Следует отметить, что инвесторы не согласились с ценами на объекты концессионных соглашений (Барабинск (Куйбышев), Татарск, Тогучин), предложенные правительством Новосибирской области в 2018 году (Распоряжение Правительства Новосибирской области от 01.02.2018 № 48-рп.) и выставили в своих частных инициативах цены за вышеуказанные объекты, увеличенные более чем в 4 (четыре) раза, подтвердив свои ценовые предложения независимыми экспертизами», – пишет депутат.
Условия эти обсуждались в течение всего 2018 года и правительство региона согласилось на предложения инвесторов. На 2019 год объекты – в Куйбышеве, Татарске и Тогучине – были выставлены по ценам, увеличенным в четыре раза.
В начале 2019 года был сформирован второй перечень полигонов под концессии. При сохраненных параметрах оценочный объем инвестиций по объектам в Куйбышеве, Татарске и Тогучине составил 575 678,48 тысячи рублей, 541 118,06 тысячи рублей и 559 945,11 тысячи рублей соответственно. Затраты на тысячу тонн выросли до 9 594,64 тысячи рублей, 10 822,36 тысячи рублей, 18 664,84 тысячи рублей соответственно.
При таком жонглировании оценочным объемом требуемых инвестиций любопытно обратить внимание на параметры концессионных соглашений на аналогичные объекты в других регионах – какие средства закладываются там. Так, в Новочебоксарске концессия 2014 года на строительство полигона и мусоросортировочного комплекса с мощностью 200 тысяч тонн в год была оценена в 1 450 000 тысяч рублей, а затраты на тысячу тонн составили 7 250 тысяч рублей. В Куликовском Омской области полигон и линия на 40 тысяч тонн в год были оценены в 198 000 тысяч рублей при стоимости одной тысячи тонн в 4 950 тысяч рублей. В городе Дзержинск Нижегородской области была расписана инвестиционная программа с 2016 года на 7 лет со сроком эксплуатации для инвестора в 15 лет и голландским оборудованием. Через три года реализации программы Дзержинск получил комплекс на 883 тысячи тонн в год за 4 245 510 тысяч рублей с ценой тысячи тонн всего 4 809,14 тысячи рублей.
Примечательно, что по концессии с «Экологией-Новосибирск» предполагаемая мощность комплексов в Раздольном и Верх-Туле должна была составить 800 тысяч тонн. Объем инвестиций составлял 6,5 миллиарда рублей, одна тысяча тонн стоила 8 миллионов 125 рублей (8 125 тысяч рублей).
«Как видно из приведенных таблиц, оценочный объем требуемых инвестиций для предложенных концессионных объектов Куйбышев, Татарка, Тогучин значительно завышен даже по сравнению с действующей концессией от 22.07.2016 года с ООО "Экология-Новосибирск" (Раздольное, Верх-Тула) и другими действующими концессиями за пределами Новосибирской области», – резюмирует Вадим Агеенко.
По объектам в Куйбышеве, Татарске и Тогучине представители частных компаний и чиновники провели переговоры, стороны достигли согласия, параметры будущих полигонов и комплексов, а также требуемые инвестиции независимая экспертиза признала обоснованными. Для реализации концессий осталось подобрать участки.
ООО «Полигон-Т» был предложен земельный участок площадью 150 000 квадратных метров с соответствующей категорией – земли промышленности и иного специального назначения, и видом разрешённого использования «специальная деятельность».
Для реализации проекта в Тогучине был сформирован земельный участок площадью 149 867 квадратов, категорией земли промышленности и иного специального назначения и видом разрешённого использования «специальная деятельность».
ООО «НЭО» был предложен участок в Татарском районе, земли сельскохозяйственного назначения. Для его использования под полигон нужно было внести изменения в документы территориального планирования, перевести участок в другую категорию и изменить вид разрешенного использования.
В правительство от коммерсантов в мае 2019 года были направлены проекты концессионных соглашений. Как отмечает депутат, в соответствии с Федеральным законом «О концессионных соглашениях», Минэкономразвития региона в течение трех дней должно было рассмотреть проекты и, в случае согласия, в течение десяти дней разместить в Сети информацию об объявлении торгов, но ведомство этого не сделало, следовательно, одобрение ведомства не было получено.
13 июня 2019 года на совещании под председательством первого заместителя председателя правительства Новосибирской области Владимира Знаткова было решено подготовить позицию заключения трёхстороннего концессионного соглашения между органом местного самоуправления, концессионером и облправительством. Спустя 11 дней Минэкономразвития региона направило в адрес инвесторов уведомление о необходимости направить концессионные инициативы в районы Новосибирской области, где запланированы объекты.
В июле того же года глава Куйбышевского района уведомил ООО «НЭО» о том, что у его администрации нет полномочий на решение вопроса по созданию системы коммунальной инфраструктуры межрайонного характера, так как комплексный полигон города Куйбышева предназначен для обслуживания жителей и других районов. В то же время ООО «ГринТэк» получило от главы Татарского района ответ, состоящий в том, что сформированный под концессию земельный участок находится в зоне природного ландшафта, в государственной не разграниченной собственности и права на него не зарегистрированы. Установленная категория земель данного участка – земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: сельскохозяйственное использование. Финансовых средств на внесение изменений в генеральный план и схему территориального планирования в бюджете Татарского района нет.
«Таким образом, главы администраций вышеуказанных районов по разным причинам фактически отказали частным инвесторам в разработке и заключении муниципальных концессионных соглашений. Работа с частными концессионными соглашениями начинает заходить в тупик», – отмечает депутат.
Впоследствии состав работающих групп по рассмотрению предложения о концессиях был изменен, в них дополнительно включили депутата Вадима Агеенко и заместителя председателя Общественной палаты.
Любопытно, что доработанные проекты концессий депутатам решили не показывать – они не вносились в Законодательное собрание вопреки Закону Новосибирской области «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Новосибирской области» от 06.07.2018 № 271-ОЗ. Лишь в октябре 2020 года проекты соглашений для Тогучина и Татарска были направлены Минэкономразвития в комитет Заксобрания по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам для предварительного изучения. После всех обсуждений вплоть до 2022 года проекты так и не внесли на согласование в региональный парламент, а Минэкономразвития не приняло решение о целесообразности и нецелесообразности реализации концессий.
В самих проектах депутат Вадим Агеенко выявил массу недоработок и странностей. Так, заявленные мощности комплексов явно не соответствуют потребностям районов. На примере: в Куйбышеве предполагается комплекс мощностью 60 тысяч тонн, а по Территориальной схеме обращения с отходами от 2020 года району необходимо только 50 732,86 тысячи тонн, от 2021 года – 38 049,28 тысячи тонн. То же касается и Татарска и Тогучина – потребность и запланированный к обработке объем мусора различаются на 11-13 тысяч тонн. При этом потребность от года к году снижается как сопутствующий фактор урбанизации.
Как следствие – реальные доходы концессионеров окажутся существенно ниже гарантированных, а значит региону придется компенсировать неполученные частниками средства из бюджета области.
Также, обращает внимание депутат, предлагаемые проектами концессий тарифы выше действующих в 2-3 раза. Если соглашения будут заключены, предельный тариф для регионального оператора вырастет, а значит стоимость услуги поднимется и для населения и юрлиц.
В феврале 2022 правительство утвердило перечень объектов под концессии – параметры предполагаемых комплексов остались неизменными, несмотря на замечания о несоответствии реальной потребности.
В апреле 2022 года на совещании у замгубернатора Сергея Семки состоялось последнее обсуждение параметров концессий по объектам в Куйбышеве, Татарске и Тогучине. МинЖКХ и энергетики внесло предложение снизить цены объектов в два раза, но добавить объекты компостирования ТКО. Но по сути это ничего не поменяло.
«Эти цены никем в правительстве не утверждены и часто меняются от заседания к заседанию рабочих групп, так что воспринимать эти цены серьезно я бы не стал – происходит некая цифровая игра на публику. Реальные цены будут скорее всего совершенно другие, как в новых концессиях Раздольное и Верх-Тула – приведенная стоимость за 1 тысячу тонн = 15,6 миллиона рублей (в старой концессии – 8,1 миллиона рублей), то есть цены новой концессии завышены почти в два раза», – продолжает Агеенко.
Любопытно и то, что цены на строительство полигонов, судя по всему, брались «с потолка», потому как расценки определены на государственном уровне и они совершенно иные. Как пишет депутат, еще с 2021 года Минстрой РФ начал упорядочивать цены на этом рынке и утвердил новые нормативы по объектам обращения с отходами. Они отражены в «Укрупненные нормативы цены строительства. НЦС 81-02-19-2021. Сборник № 19. Здания и сооружения городской инфраструктуры», которым и должны руководствоваться ведомства. Вадим Агеенко применил эти нормативы к объектам в Куйбышеве, Татарске и Тогучине. Разница колоссальная – до нескольких десятков миллионов рублей, при этом полигоны оказались значительно дороже рекомендуемой Минстроем цены, а компост-площадки – дешевле.
Таким образом, проекты концессий вызывают не только массу вопросов, но и искреннее недоумение. Вместо того, чтобы досконально разработать соглашения в соответствии с Территориальной схемой обращения с твердыми коммунальными отходами, установить размер требуемых инвестиций по нормативам Минстроя РФ, изначально определить соответствующие земельные участки, в течение четырех лет областные ведомства заводили перспективные проекты в тупик, не прислушиваясь к замечаниям членов своих рабочих групп. Как результат – ни одна концессия не запущена.
Нельзя не упомянуть результат работы областных чиновников по крупнейшей концессии с ООО «Экология-Новосибирск» (с сентября 2017 года на 75 % принадлежит ГК «ВИС») на строительство двух мусороперерабатывающих заводов и полигонов при них за 6,5 миллиарда рублей сроком на 40 лет. С 2016 года проекты никак не продвинулись. Изначально возведение комплексов предполагалось завершить к 2019 году в селах Верх-Тула и Раздольное – после серии акций протеста со стороны местных жителей пришлось искать новые площадки. Власти и концессионер внесли изменения в концессионное соглашение, но Федеральная антимонопольная служба с этим не согласилась – проект зашел в тупик, областные деньги «ушли» в молоко. В результате соглашение было расторгнуто.
Правительству Новосибирской области предстоит разработать новую концессию, однако еще в мае появились подозрения, что ее получит та же московская Группа «ВИС». Подробности на сессии Заксобрания озвучил депутат Агеенко: 80 % акций в новом акционерном обществе достанутся ГК «ВИС», 10 % – публично-правовой компании «Российский экологический оператор» (РЭО) (оба – москвичи). И 10 % получит Новосибирская область в лице агентства инвестиционного развития региона. Это АО и выступит с частной инициативой в отношении создания комплексов и полигонов в Татарском, Тогучинском, Куйбышевском, Каргатском и Новосибирском (Верх-Тула и Раздольное) районах. Впрочем, пока информация об этом не подтвердилась на деле.
Лишь косвенно ее подтвердила публично-правовая компания «Российский экологический оператор», опубликовавшая сообщение о том, что «шесть комплексных объектов по обращению с ТКО за 9,4 миллиарда мощностью 900 тысяч тонн появятся в Новосибирской области».
«Обсудили с Андреем Александровичем (губернатор Травников – прим. ред.) реализацию проектов по созданию сортировочных комплексов на территории Новосибирской области и развитие инфраструктуры в регионе. Планируется, что все проекты будут реализованы на основе концессий. Два проекта – это крупные объекты для нужд Новосибирска и прилегающих муниципальных образований мощностью 800 тысяч тонн в год. Менее крупные четыре объекта (в Татарском, Тогучинском, Каргатском и Куйбышевском районах) обеспечат закрытие потребностей оставшихся районов Новосибирской области. Создание этих объектов позволит обеспечить выполнение на территории области показателей Федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" и экологически безопасное обращение с отходами на многие годы. Общая стоимость перспективных объектов в Новосибирской области оценивается в 9,4 миллиарда рублей», – приводит слова главы РЭО Дениса Буцаева официальный сайт компании.
По данным РЭО, все шесть объектов могут быть созданы уже в середине 2024 года.
Несмотря на помпезные заявления о скорой реализации «мусорной концессии 2.0», факт остается фактом – воплощение таких проектов в регионе почему-то тормозится с самого начала, причем самими чиновниками. Порядка десяти лет прошло с момента завершения строительства полигона в селе Северном, но из-за неутвержденной проектной документации пришлось начать его реконструкцию, впоследствии принято решение о расторжении договора. Возведение полигона в Карасуке, начавшееся в 2014 году, остановилась из-за не прошедшей экспертизу проектной документации. Это точечные примеры, а в целом – ни один из существующих объектов размещения ТКО не оснащен оборудованием для обработки и сортировки отходов. С 2019 года не построено ни одного полигона. Вместе с тем, плата за вывоз мусора растет, а регион остается полностью зависимым от конфликтов перевозчиков и действий монополиста «Экология-Новосибирск». Во что превратится область еще через несколько лет таких «стараний» – вопрос риторический.