О развитии рекламной отрасли поспорили в городском совете депутатов. Власти заявили о серьезном сокращении рекламных конструкций. К обсуждению подключились не только муниципальные чиновники и депутаты, но также общественники, архитекторы, дизайнеры и даже представитель прокуратуры. Договорились до того, что реклама вызывает эпилепсию, и чуть не схватились за бензопилы, чтобы снести баннеры.
В Новосибирске продолжается прополка рекламного поля. Из 1285 рекламных конструкций в прошлом году с улиц убрали 220, в этом – 70. В основном зачистка коснулась гостевых маршрутов, созданных к МЧМ-2023, который был отменен, и близлежащих улиц. 60% рекламы убрали с Вокзальной магистрали по личному поручению мэра. Освободили от рекламы часть знаковых зданий и культовых сооружений. На очереди – сити-формат. На тротуарах конструкции мешают уборке снега и пыли, проходу пешеходов, проезду самокатов. Работа по сокращению рекламных конструкций будет продолжена, несмотря на сложную экономическую ситуацию.
– Я хочу поблагодарить тех операторов, которые исполнили свои обязательства, и бюджет фактически не потратил денег на то, чтобы нежелательные рекламные конструкции ушли. То есть операторы добровольно расторгли договоры и убрали конструкции, – сообщил начальник управления художественного облика города Олег Хорошунов.
По его словам, в Новосибирске существует несколько форматов рекламы, которые уродуют города. Один из таких – «матрешка» – принцип размещения рекламы, при котором под конструкцией большого размера стоит конструкция поменьше, а под ней – еще меньше. Примеры такого формата встречаются повсеместно, нередко – на Красном проспекте.
Еще одна головная боль Хорошунова – это так называемые «мегасайз-конструкции», рекламные щиты наибольших размеров, которые зачастую располагаются вблизи жилых домов. Демонтаж таких конструкций, кстати, по словам Хорошунова, очень затратный. Всего в городе сейчас располагается около 20 таких объектов.
– Также важно вести работу над теми конструкциями, которые стоят вплотную к зданиям. Здесь мы четко понимаем, что, когда конструкция стоит вплотную, она не только портит облик, но еще и создает неудобства людям, которые работают в здании, пешеходам. Яркий пример – это поликлинка №1. Нам поступали жалобы от врачей, от пациентов, потому что в ночное время подсветка фактически в окна светила, – дополнил Хорошунов.
Ректор Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств Наталья Багрова заявила, что реклама никогда не была украшением или достопримечательностью города. Она подчеркнула, что реклама также никогда не приносила серьезного дохода: в открытых докладах по бюджетам разных городов в диаграмме источников дохода даже не находится места для этой статьи. Отметим, что в 2021 году Новосибирск получил 120 миллионов рублей за размещение рекламы. При этом другие крупные города, Нижний Новгород или Екатеринбург, получили по 245 и 252 миллиона соответственно.
– Серьезно обратиться к проблемам городской среды Новосибирска нас заставил один день в истории нашего университета. Когда профессора приняли решение больше не выводить для проведения живописной практики студентов в Новосибирск. На практику начали посылать по городам Сибирского федерального округа, по Золотому кольцу – там мы не нашли подобной ситуации, – рассказала Багрова. – В тот год лучшие выпускники, уезжая из Новосибирска, бросали через плечо фразу: «Этот город равнодушен к эстетике. Своим внешним обликом он унижает достоинство горожан, и архитекторам, к сожалению, здесь делать нечего.
Наталья Багрова заявила, что тотальная реклама, которой пестрит Новосибирск, говорит о слабой конкуренции и неосведомленности рекламодателей о современных методах рекламы или о нехватке ресурсов для иного типа рекламы.
– Замусоренность пространства рекламой воспринимается также, как реальный мусор, и ассоциируется с трущобами, – заметила Багрова.
В качестве аргумента ректор НГУАДИ привела цифры, сформированные из опросов жителей европейской части России: 54% респондентов считают, что реклама загораживает или портит городские виды, только 8% не находят в ней недостатков. При этом 42% ответили, что рекламные конструкции мешают водителям и пешеходам, 17% заявили о неприличном содержании наружной рекламы, а 25% – о безграмотных текстах на афишах.
Также Наталья Багрова сослалась на исследования нейробиологов, которые выявили, что засилье наружной рекламы приводит к стрессами, депрессии и даже приступам эпилепсии.
– Красноречивым может быть пример поиска в городе локаций для увековечивания памяти героев воин. К нам в университет обратилась инициативная группа с просьбой найти социально значимые места в Новосибирске, которые бы своим видом не дискредитировали бы задачи сохранения исторической памяти и позволили бы отдать дань уважения героям. Мы работаем над этим чуть больше двух недель и пока что такое место не нашли, чтобы с любой точки не было бы визуального шума, – сказала Багрова.
Она предложила провести полный анализ рекламных конструкций в Новосибирске, очистить город от старейших баннеров, пересмотреть план города по размещению рекламы, а также разработать для рекламы единое стилистическое решение, подобрать допустимый контент и дизайн.
Заместитель мэра Артем Скатов заявил, что наружная реклама – это бич города, на который уже обращают внимание не только местные жители, но и различные общественники, и блогеры.
Председатель новосибирского областного отделения «Опора России» Игорь Салов поспорил с докладчиком.
– Сокращение рекламных конструкций – да без проблем. Мы всегда выступали за это. Но надо понять: мы как это будем делать – по закону или по понятиям? Реклама негативно влияет на архитектурный облик – это безусловно. Но у меня вопрос: а точечная застройка влияет позитивно? А безобразный деградировавший общественный транспорт – позитивно? А ямы на дорогах? Здесь огромная задача муниципальной власти – это правильное и эффективное регулирование. Наружная реклама чем отличается от других сфер деятельности? В ней специалисты все, ну все разбираются в наружной рекламе. Все знают, как заниматься этим бизнесом, все знают, как регулировать. Вы сказали, что доходы от рекламы невысоки. Всего 100 миллионов рублей. Давайте найдем замену, и уничтожим их как класс, – высказался Салов.
Он обратил внимание, что наружная реклама, которой пользуется очень много людей, в том числе малый и средний бизнес. И сокращение рекламного поля скажется и на небольших предпринимателях.
Депутат Александр Бурмистров напомнил, что очень странные правила на рекламном рынке сложились пять лет назад. Кстати, это произошло при Дмитрии Лобыне, предшественнике Хорошунова. Сейчас Лобыня осужден за взятки.
– Я напомню, что в 2017 году все средства на рекламу ушли в один коллектив, даже в полтора, мимо аукционов, – начал депутат горсовета Александр Бурмистров. – У нас в городе были конкурсы: один участник предлагал размещать за 3 тысячи рублей, второй – за 20 тысяч. Последний проигрывал, потому что первый предлагал размещение социальной рекламы на 180 или 360 дней. А почему он предлагал? Потому что знал, что с него никто не спросит за размещение этой рекламы. Сейчас идет не борьба отрасли и чиновников, а отрасли против монополиста, борьба мэрии против монополиста, борьба группы депутатов против монополиста.
Депутат говорит, что у него 53 адреса, где на конкурсах была отыграна установка обычных билбордов, а вместо них появились видеоэкраны – следовательно рекламный оператор заработал больше, а городу за аренду не доплатил. Бурмистров предложил насовсем и разом снести такие рекламные конструкции:
– Я просто поражаюсь. Да снесем давайте! Олег Владимирович (Хорошунов – прим.ред.), я хочу, чтобы меня пригласили и дали мне бензопилу, чтобы я в этом поучаствовал. У нас так это работает! Мне просто хочется взять бензопилу и услышать этот звук «как это все снесется». Ненормально, когда отрасли диктует, как ей существовать, один коллектив! Это ненормально.
– Надо научиться создавать условия – нужно регулировать, а не демонтировать, – заявил в ответ на это Салов. – У нас жалуются на рекламу – нужно демонтировать. У нас каждый день жалуются на мэрию – нам что, мэрию демонтировать? Просьба решать все диалогом.
По итогам круглого стола действительно было принято решение разбираться в вопросе размещения рекламы переговорами, без участия бензопил – для этого создали рабочую группу.